641

Усталостное разрушение металла, или п###а рулю

Спокойно без всякой жести и даже без напряжения катил по трассе на работу и вдруг правая рука резко проваливается вниз. Скорость небольшая, дорога ровная - легко удерживаю равновесие, но от дальнейшей поездки пришлось отказаться. В городе с сильным движением катать на половинке руля чревато боком.

Довольно толстый металл, известный производитель хороших велосипедов. Но за 9 лет катания руль превратился в тыкву. Пробег примерно 25тыс км.

Словив такую психологическую травму лично, полез в гугл и вот что обнаружил (далее выдержки с сайта http://aluminium-guide.ru/mexanicheskie-svojstva-alyuminievy...):

Как и другие металлы, алюминий и его сплавы разрушаются при повторяющихся нагрузках при уровне напряжений значительно более низком, чем при статических нагрузках.


Обычная процедура усталостных испытаний заключается в испытании определенного количества образцов при различных уровнях амплитуды напряжения. При нанесении результатов испытаний на график напряжение-количество циклов до разрушения получают кривую усталости (рисунок 1). Ее также часто называют кривой Веллера

У сталей кривая усталости имеет плоский участок, определяющий предел усталости. При напряжениях ниже этого предела усталости материал никогда не разрушиться. Большинство алюминиевых сплавов, как и другие цветные металлы, не имеют такого предела. Поэтому для большинства алюминиевых сплавов всегда в результате циклического нагружения будет происходить разрушение

(и опять от себя)

Как видно из графика, прочность сплава мало влияет на усталостную прочность, а значит все алюминиевые рамы/рули/подседелы и прочее одинаково подвержены риску внезапно сломаться пополам, чем больше срок эксплуатации, тем выше вероятность разрушения. Вне зависимости от именитости бренда, примененных технологий облегчения и стоимости детали - время работает против нас. Может поэтому на велофорумах советуют менять алюминиевые рамы раз в 5 лет, правда там же приводят примеры использования по 20 и более лет.


PS

Ушел копить деньги на титановую раму.

Лига Велосипедистов

7.8K постов15.2K подписчика

31
Автор поста оценил этот комментарий

В сечении излома не видно ни одной усталостной трещины (даже микротрещины) - скорее всего резкое динамическое воздействие при "металлургическом" браке.

А усталость это совсем другое...

Рельс например "устал".

Иллюстрация к комментарию
94
Автор поста оценил этот комментарий

Прости, друг, но это вряд ли именно усталостное разрушение.

Для усталостного разрушения нужны продолжительные циклические нагрузки, как у осей вагонов, например.
Внешний вид среза не характерен для усталостного разрушения. При усталостном разрушении срез очень ровный, буквально зеркальный.
У тебя простой обычный брак, была изначально небольшая трещина в металле, которую ты со временем расшатал.

раскрыть ветку
19
Автор поста оценил этот комментарий
У меня так сиденье от велика отвалилось ((( во избежание богатой фантазии читающих- весь дальнейший путь я крутила педали стоя
раскрыть ветку
30
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
12
Автор поста оценил этот комментарий

можно вставить палку с поломанной стороны и ехать спокойно дальше на работу)

раскрыть ветку