Терапевты глазами клиентов: клиническая виньетка

Пост в Лигу Психотерапии

Терапевты глазами клиентов: клиническая виньетка Психология, Супервизия, Длиннопост

Искусство инсайта и эмоциональной регуляции в психологическком он-лайн консультировании


(Часть 2: Терапевты глазами клиентов: клиническая виньетка)


Эта статья продолжает цикл, посвящённый западным техникам психотерапии в психологичеcких он-лайн консультациях.Материал виньетки взят из обсуждения моей статьи о профессиональном росте терапевта в супервизии : "Трудные клиенты: роль клинического супеpвайзора", опубликованной на моём сайте vy-terapevt.org и в сообществе “ru_psiholog” , которое работает как психотерапевтическая группа он-лайн.
Практические психологи, работaющие с "переносом" и "контрпереносом", часто встречаются с ситуацией, где клиент приносит в наш офис враждебность, которую он испытывал к предыдущим терапевтам. Легко заметить, что чувство может быть довольно интенсивным, и что с его помощью наши клиенты часто, сознательно или подсознательно, тестируют нашу лояльность. На чьей мы стороне - на их, или на стороне коллег, которых они критикуют?

Для того, чтобы выйти за рамки предложенной клиентом парадигмы "с нами или против нас", необходимы активное эмпатическое слушание , признание важности опыта клиента и искренний интерес к деталям событий и их важности.

(в диалоге я называю себя "консультант", а делящуюся опытом работы с терапевтами собеседницу "клиент".)

Клиент: Ууххх.... Меня прямо переворачивает от этого "профессионального роста". У меня был такой терапевт, который не отказывался от меня на протяжении года.... (В результате дело чудом..... не закончилось моим суицидом) Хотя, когда все мучения, наконец, кончились, и я таки нашла себе подходящего специалиста, выяснилось, что этот первый (в процессе переработки этой ретравмы это стало ясно) не подходил мне как терапевт......, а уж его модальность строга противопоказана людям с такой патологией, как у меня (тяжелым травматикам и + пограничникам, то есть.). Клиентов у этого терапевта было хоть отбавляй, значит взяла она меня не из-за денег, а ровно затем, о чем Вы пишите, чтобы потренироваться и расширить свои профессиональные компетенции.

И вот меня уже полтора года мучает вопрос. Скажите, а можно ли углублять и расширять свой профессионализм, скажем, на мышах или крысах, а не за счет здоровья и жизни других людей? Или это фантастика?

В хирургии, например, гибель клиента на операционном столе (на сколько я знаю) влечет за собой выяснение обстоятельств смерти и наказание виновных, если таковые отыщутся.

В психотерапии дело обстоит иначе?

Консультант: Видите, Вы злитесь на своего терапевта, и Ваш комментарий окрашен злостью. А Вам удалось найти своего терапевта?

Клиент: Угу, теперь уже да, к счастью (нашла). Но сколько было копьев поломано, без малого год был потрачен на довольно тяжелую, мучительную работу.

Консультант: Я очень рада слышать, что Вы нашли своего терапевта! А почему Вы думаете, что Ваш прежний терапевт именно "экспериментировала" на Вас? И что было для Вас таким мучительным в отношениях с ней? И каким образом этой "мучительности" Вам удаётся не испытывать в отношениях с Вашим нынешним терапевтом?

Клиент: Спасибо, мне приятно.
Почему думаю, что экспериментировала на мне? Ну, модальность у нее так называемая, постмодернистская. Там у них это принято, видимо. Просто есть клиенты покрепче, повыносливее, а есть более ранимые (ну, не мне Вам объяснять). Видимо, я просто не выдержала. Давайте, я пример приведу, а то совсем ничего не понятно. Ну, например, одна сессия проходила в комнате, где идет ремонт. То есть через меня носили двери, профиль и бог знает что еще. Терапевт отвечала на телефонные звонки во время сессии. Было довольно тяжело и мучительно. Затем, у терапевта было обыкновение есть во время сессии........, ну не борщ, конечно, с блинами, (по мелочи что-то) но...... все равно, мне это мешало...... Опаздывала она часто. Наверное, на 12-15 сессий точно опоздала. Потом, когда я решила завершить терапию, и мы отработали последнюю сессию, я почувствовала, что наши отношения не завершены и попросила еще 2-3 сессии. (на завершение) На это мне ответили, что следующая встреча возможна только, если я возвращаюсь в терапию еще на 1 год (как минимум)...... Ну, не знаю, по-моему, основное я перечислила. Поскольку, мы это проработали в текущей терапии, как я уже говорила, пожалуй, что-то могло стереться из памяти.

Ну, вот, собственно, это и было мучительным - отсутствие сеттинга. Ну и, наверное, эмпатии что ли хотелось бы по-больше. Паузы на сессиях были довольно продолжительные.., как мне потом объяснили, часто это сильно фрустрирует клиента. (за все человечество не скажу, но меня точно фрустрировали). Да и вообще, рано было фрустрировать, ну нас даже альянса толком не сложилось (психотерапевтического). Это я теперь понимаю, когда он сложился с другим терапевтом.

Словом, видимо, мы просто не подходили друг другу.

А с нынешним тером просто есть жесткий сеттинг (из которого, мне правда, позволяют иногда вываливаться (по времени), но МНЕ, а не себе.... Это важно.) Да и в этот подход я шла сознательно. Ректора ВУЗа, в котором училась моя терапевт прослушала (выступления в научно-популярной передаче), статьи почитала. Подписку журнала, который издает ВУЗ за 8 лет пролистала. В общих чертах поняла, что за люди........... Ну, и вот работаем. Все слава богу. Тьфу, тьфу, тьфу. (Потом, к отпуску своему моя терапевт (сегодняшняя) готовила меня месяца за полтора, наверное. И злость моя на нее по этому поводу вылилась преждевременно и именно на нее, а не осталась бурлить во мне. Чему я несказанно рада. Что делать, видимо, я тот самый тяжелый клиент, о котором Вы пишите... Ну, не могу я пока оставаться со своей злостью на целую неделю. Не в моих это силах. Увы.)

(Ну, пожалуй, злость-то чуточку осталась, все же.... (но прыгать с крыши меня пока не тянет)) мучительную работу (местами почти пытку). И не сказать, что это был бесполезный год...., потерянный, совсем нет. (я даже благодарна этому человеку) Но все таки, знаете, мне кажется есть пора в жизни человека для экспериментов, экстремальных проб, сумасшедших и отчаянных рывков (наверное это 16-25 лет.), а есть время......, ну не то, чтобы собирать камни (и пожинать плоды... боже сохрани), но хотя бы самую малость ощутить почву под ногами. А экспериментировать уже за 30, не имея ни кола ни двора (ни работы, ни семьи, ни отношений...).., ну расточительно что ли, я не знаю.

Да, злюсь на своего бывшего, вы правы. (терапевта, в смысле) Хотя, в сегодняшней терапии мы довольно прилично проработали эту тему, как мне кажется. Но, видимо, такие вещи забываются нескоро, если вообще когда-нибудь забываются.

Консультант: Нет, Вы совсем наоборот: Вы - не "трудный", а "хорошо терапированный" клиент - то есть, клиент, много поработавший в терапии, умеющий искать и находить помощь. Я согласна с Вами: сеттинг очень важен. Не знаю, что именно называла она "постмодернизмом", но, уверяю Вас, есть при клиенте и отвечать на ВСЕ звонки не принято. Исключения заранее оговариваются с клиентом - например, терапевт скажет, что будет отвечать только на звонки клиентов в кризисе.
А Ваша нынешняя терапевт хорошо держит сеттинг, и замечательно, что Вам удаётся выражать ей злость, и она Вам для этого даёт и время, и место.

Клиент: Ой.., ну спасибо за теплые слова. Как бальзам на душу....

Консультант: А Вы напишите своё эссе об отношениях с терапевтами.

Клиент: Хмм..... Занятная мысль. Никогда не думала об этом. Впрочем, мои темы это - тяжелые травматики и проблемы с сепарацией....., словом, чернуха всякая. Понятно, что такое модераторы не пропустят. Так что я пока на зрительском месте. (Придется привыкать здесь.)

Но, все равно, спасибо Вам за идею! (и я надеюсь, это не намек, что я как-то расписалась (избыточно) в Вашей теме? Впрочем, чтение двойных посланий и смыслов - это моя профессия... Это лучшее, что я умею делать в жизни.)
:-)

Консультант: Пишите на здоровье! А то, что Вы называете "чернухой" - распространенные проблемы, о которых многие пишут в сообщество. Если Вам интересно поговорить о себе, если Вы готовы к спокойной и вдумчивой беседе - пишите.

Клиент: Спасибо за доброжелательность. (Мне приятно) Когда и если созрею, обязательно напишу (а пока терапевт здорово удовлетворяет эту мою потребность..., когда нужно...., поговорить обо мне, в смысле. Даже и спросить нечего. Ни единого вопроса. Одни ответы.)(вздох удовольствия)
:-)

Консультант: Это очень приятно слышать; можно писать и о своём удовольствии от замечательного терапевта.

Клиент: О.... Никогда бы не подумала, что так можно. Теперь буду знать. Спасибо за идею!

Как видно из этого диалога, клиент, вступившей в беседу, злясь на терапевтов и на себя, при поддержке консультанта смог аналитически подойти к проблеме, и от злости перейти к удовольствию как от отношений с нынешним терапевтом, так и от осознания собственного вклада в лечение.

Автор: Фельдштерн Евгения Исааковна

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Автор поста оценил этот комментарий
Абзац про ремонт, звонки и еду просто убил. Неужели такие бывают? Рилли?
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
По мне все гораздо проще. Если человек считает, что должен убить себя, то пусть так и сделает, а не парит мозги занятым людям.