СССР. Проект "Большая Волга".

Нередко приходится слышать о том, что сооружение ГЭС Волжско-Камского каскада было ошибкой (дальше идут предложения «исправить ошибку» путем полного или частичного спуска водохранилищ). Действительно, с сегодняшней точки зрения затопление больших площадей ценных земель, переселение сотен тысяч человек выглядит на первый взгляд малообоснованным. Но прежде чем обвинять предков, нужно попытаться понять ту логику, которой они руководствовались, принимая решения, исходя из тех условий, в которых они находились.

СССР. Проект "Большая Волга". Проект Большая Волга, СССР, ГЭС, Волга, Длиннопост

В целом план «Большая Волга» в своих основных чертах был сформулирован к концу 1930-х годов, когда со строительства Иваньковского, Угличского и Рыбинского гидроузлов и началась его реализация. Война приостановила эти работы; новый импульс им был придан в конце 1940-х годов, когда практически одновременно началось сооружение Горьковского, Куйбышевского, Сталинградского и Камского гидроузлов. В последующие годы каскад уже завершался.

СССР. Проект "Большая Волга". Проект Большая Волга, СССР, ГЭС, Волга, Длиннопост

Перед СССР в 1930-х — 50-х годах стоял вопрос физического выживания — сначала назревала (и как известно, произошла) война с Германией, затем началась война холодная, и в то время было совсем не очевидно, что она не перерастет в войну горячую. Выжить в этой ситуации можно было лишь имея сильную армию и сильную экономику. Экономика требовала много, очень много электроэнергии. Где ее можно было взять? Атомная энергетика в то время просто не существовала; оставались тепловая и гидроэнергетика.

СССР. Проект "Большая Волга". Проект Большая Волга, СССР, ГЭС, Волга, Длиннопост

Одна из крупнейших тепловых электростанций 1930-х годов — Березниковская.


Тепловая энергетика и тогда, и сейчас в нашей стране доминировала, но обеспечить рост энергопотребления только за счет нее было затруднительно, поскольку имелись очень существенные сложности с топливом. Газ тогда был скорее экзотикой — в 1950-м году его добывалось 6 млрд.м3, в сто(!) раз меньше, чем сейчас. Нефти тоже было немного — на тот же год добыча 38 млн.т, сейчас — 510 млн.т, и нужна эта нефть была для той же армии в первую очередь. Оставался уголь; но в европейской части страны с углем имеются сложности — качественного и дешевого угля мало. Кроме того, уголь нужен металлургии, котельным, транспорту (паровозы ведь тогда бегали и пароходы плавали). Привезти уголь с Кузбасса при тогдашнем развитии и оснащении железных дорог было затруднительно.

СССР. Проект "Большая Волга". Проект Большая Волга, СССР, ГЭС, Волга, Длиннопост

Нижегородская (ранее Горьковская) ГЭС


Теперь посмотрим на значение Волжско-Камского каскада в те годы. В 1950 году все электростанции СССР вырабатывали 91 млрд.кВт.ч. электроэнергии; 4 начатые тогда строительством ГЭС Волжско-Камского каскада имеют проектную выработку 25,2 млрд.кВт.ч — это четверть всей тогдашней электроэнергии в СССР.

СССР. Проект "Большая Волга". Проект Большая Волга, СССР, ГЭС, Волга, Длиннопост

Рыбинская ГЭС в 1940 году.


Другой пример. Часто критикуется Рыбинская ГЭС — огромное водохранилище, небольшая по современным понятиям мощность электростанции — 330 МВт. Но в те годы эта ГЭС была второй по мощности гидроэлектростанцией СССР после Днепрогэса; самые крупные тепловые электростанции страны в конце 1930-х годов, такие как Новомосковская ГРЭС, имели мощность лишь 350 МВт, наиболее мощные тепловые электростанции Мосэнерго — Шатурская и Каширская ГРЭС имели мощность по 180 МВт.

СССР. Проект "Большая Волга". Проект Большая Волга, СССР, ГЭС, Волга, Длиннопост

Строительство шлюзов Куйбышевской (Жигулевской) ГЭС.


Помимо энергетики, крайне важным было решение вопроса функционирования речного транспорта — в те годы при зачаточном состоянии автомобильного транспорта и перегруженности железных дорог он имел куда большее значение, чем сейчас. Водохранилища позволяли решить и вопрос гарантированного водоснабжения — промышленность требовала все больше воды, причем независимо от климатических условий конкретного года. Плюс плотины позволяли серьезно сэкономить на мостах.

СССР. Проект "Большая Волга". Проект Большая Волга, СССР, ГЭС, Волга, Длиннопост

Перекрытие Волги в створе Куйбышевской ГЭС.


Теперь о цене, которую пришлось заплатить за эти выгоды. Волжским каскадом было затоплено 747 тыс.га сельхозугодий, в том числе 183 тыс.га пашни и 564 тыс.га сенокосов и пастбищ. При этом в 1937 году в СССР было 135 млн.га. пашни, а в 1956 году — 195 млн.га, т.е. потери с.х. угодий в масштабе страны были несущественными. Кроме того, за счет сметы гидроузлов предусматривалось освоение под пашню новых земель и мелиорация существующих, что в определенной мере компенсировало потери. Плюс водохранилища рассматривались как источники воды для орошения — только за счет Сталинградского водохранилища планировалось оросить 1,2 млн.га.

СССР. Проект "Большая Волга". Проект Большая Волга, СССР, ГЭС, Волга, Длиннопост

Строительство Сталинградской (ныне Волжской) ГЭС.


http://blog.rushydro.ru/?p=5448

2
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, что такие очевидные вещи надо разжёвывать дебилам только. Атомных электростанций тогда не было, солнечных в общем то тоже, споры об экологичности ветровых сейчас идут(впрочем как и солнечных). С газом насколько я знаю был напряг, т.е. оставались только угольные электростанции, которые не хило так коптят. В общем что не надо было строить говорят только дебилы.

А насчёт закрытия сейчас, надо спросить конкретно, а чем вы хотите заменить потерянные мощности, и какие выгоды будут получены? Какого качества будут земли после осушения? Сколько их будет? А нужны ли они нам и что с ними делать? Что будет с современными городами и посёлками после осушения?

1
Автор поста оценил этот комментарий

и вдобавок к этим всем прелестям, накрывается медным тазом популяции осетровых рыб.