Психоанализ. История и основные понятия кратко.
Зигмунд Фрейд - основоположник психоанализа.
Он впервые ввел такие понятия как безсознательное (ид), сознание (эго) и совесть, идеальное Я (супер-эго). Безсознательное по мнению Фрейда - импульсы и стимулы, идущие от организма, которые направлены на удовлетворение потребностей. По его мнению - это движущие силы. Фрейд выделял две группы инстинктов: инстинкты жизни (Эрос), направленные на самосохранение, на поддержание жизненно важных процессов (голод, жажда, секс) и инстинкты смерти (Танатос), разрушительные силы, направленные либо вовнутрь, на самого себя, либо вовне (агрессия, садизм, мазохизм, ненависть, суициды).
Тревога. Фрейд выделял 3 вида тревоги - реальную, исходящую от реальной ситуации, невротическую, исходящую от бессознательного и моральную - от Супер-Эго.
Защитные механизмы. По Фрейду тревога активизирует защитные механизмы. Это такие стратегии поведения, которые применяет Эго чтобы предохранить себя от тревоги.
Невротический конфликт.
... следует отметить, что различные представители психоанализа по-разному понимают содержание бессознательного и, следовательно, содержательную сторону невротического конфликта.
Альфред Адлер - один из предшественников неофрейдизма. На основе трудов Фрейда он создал свою школу. Движущие силы по его мнению - конфликт между чувством неполноценности и стремлением к власти. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими. Невротический симптом есть результат неудачной компенсации, фиктивный способ повышения собственного достоинства. Адлер определяет невроз как экзистенциальный кризис, поражающий всю личность. Основной феномен психических расстройств он видел не в сопротивлении побуждениям, а в невротическом характере, неадекватном аттитюде жизни.."
Карл Юнг - основатель одноименного направления, которое развивается и по сей день, к теории личности Фрейда добавил коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное по его мнению - есть общее для всех людей, независимо существующее от человека психическое содержание, "разум наших древних предков", которое представляет собой более глубокий и менее доступный осознанию уровень психической деятельности. Коллективное бессознательное представлено в виде архетипов. Архетипы рассматриваются как первообразы, доминанты, априорные формы организации нашего опыта. Архетипы определяют характер человеческой символики, сновидений, сказок, мифов. Они могут выражать религиозные чувства и имеют значение коллективных символов. Юнг рассматривал архетипы как факторы, которые дают возможность человеку реализовать определенные общие для большинства людей модели поведения даже в тех ситуациях, с которыми он сам ранее не сталкивался. Личное бессознательное, напротив, связано с прошлым опытом человека и состоит из импульсов, воспоминаний, желаний, переживаний (связанных с личным опытом человека), которые вытеснены или забыты, но достаточно легко могут быть осознаны. Личное бессознательное содержит комплексы (или организовано в виде комплексов), которые представляют собой совокупность эмоционально заряженных мыслей, тенденций, представлений, воспоминаний, желаний, чувств и пр., связанных с личным опытом индивида. Вытесненные в бессознательное (в частности, под влиянием нравственного чувства, которое Юнг считал врожденным). Комплексы, обладающие высокой степенью аффективной заряженности и вступающие в противоречие с сознательным Я, и являются источником невротических нарушений.
Карен Хорни - одна из ключевых фигур неофрейдизма. Если невротический конфликт по Фрейду — борьба вытесненных (инстинкты) и вытесняющих сил (культура), то Хорни выдвинула положение о том, что динамическим центром невроза является противоречие между взаимоисключающими невротическими тенденциями личности. Центральное место в ее теории занимает понятие "базальная тревога" - "чувства ребенка, одинокого и беззащитного в потенциально враждебном ему мире". В ответ на фрустрацию этой потребности ребенок вырабатывает определенные поведенческие стратегии, которые могут фиксироваться в качестве защитных механизмов в отношении тревоги и могут быть неадаптивными. Хорни выделяла две основные потребности человека: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении. Потребность в удовлетворении включает биологические, а также потребности в самооценке и самоуважении, оценке, принятии и признании другими, в достижениях. Наличие этих двух потребностей (в безопасности и удовлетворении) являются источником постоянных противоречий и конфликтов. Для удовлетворения потребности в безопасности человек пользуется фиксированными стратегиями поведения, относительно безопасными областями, что снижает базальную тревогу, но препятствует реальным достижениям, то есть фрустрируется потребность в удовлетворении. Стремясь к достижениям, человек вынужден осваивать новые сферы, отказываться от фиксированных стратегий и ограничительного поведения, что приводит к фрустрации потребности в безопасности. Таким образом, наличие этих двух потребностей несет в себе противоречие, которое может привести к неврозу. И в этом смысле различие между здоровьем и неврозом является лишь количественным.
Эрих Фромм - представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. Также не видит качественных различий между здоровьем и неврозом. С точки зрения Фромма человек характеризуется наличием двух тенденций или двух потребностей: потребностью в свободе, автономии, собственной идентичности, самовыражении и потребностью в безопасности. Фромм считал, что люди в принципе могут быть свободными и автономными и при этом не терять чувства общности с другими людьми и ощущение безопасности. Такую свободу он назвал позитивной свободой, однако в современном обществе для многих она недостижима. Поэтому эти две потребности находятся в постоянном конфликте, так как борьба за личную свободу и автономию приводит к отчуждению от других, к чувству одиночества, отстраненности и фрустрации потребности в безопасности и общности с другими людьми. Человек "убегает" от свободы, чтобы избавиться от чувства одиночества. Причину невроза Фромм видел в бессознательной, компульсивной деятельности - "бегстве от свободы", это способ избавления от чувства одиночества, безнадежности и личной ответственности. Фромм описал три основных механизма или три стратегии бегства от свободы: авторитаризм (садизм и мазохизм), деструктивизм и конформизм. Конфликт между потребностью в свободе и потребностью в безопасности, так же как и механизмы бегства от свободы, представлены и у больных неврозами, и у здоровых, но с разной степенью интенсивности.
Источник Карвасарский Б. Д. Психотерапия. Учебник для студентов медицинских ВУЗов
Спасибо за пост!
Спасибо :)