Психоаналитическая диагностика
Красивая история про девочку для анализа психологических защит.
Сила Эго
Бермант-Полякова: психоаналитическая интерпретация1. Взгляд психолога на природу человека.
2. Модель силы Эго.
3. Классификация психологических защит.
4. Способность адекватно оценивать реальность.
Контрольная работа
Прочитайте сказку Дональда Биссета и дайте ответ на несколько вопросов.
Цитируем по книге:
Биссет Д. Всё кувырком. Сказки. – М: Республика, 1993. – 254 с.
«Под ковром»
Тигр и лошадь жили под ковром в гостиной. Они были закадычными друзьями.
Им нравилось жить в гостиной, потому что они любили принимать гостей.
В том же доме жила девочка Шейла. Однажды она спросила их:
- Как это вы умещаетесь под ковром?
- Очень просто, мы ведь воображаемые, - ответили они.
- Я воображаемый тигр.
- А я воображаемая лошадь.
- А где же твоё сено? – спросила Шейла у лошади.
- Под ковром, - ответила лошадь. – Это ведь воображаемое сено.
- А твои кости тоже под ковром? – спросила она у тигра.
- Кости? Конечно, - ответил тигр и облизнулся.
А потом он спрятался под ковёр. Лошадь последовала за ним, и Шейла осталась одна.
Она достала лист бумаги, нарисовала несколько кусочков сахару и сунула рисунок под ковёр.
Чуть погодя она услышала похрупывание и «чам-чам-чам» - лошадь ела сахар с большим удовольствием.
Тогда Шейла написала на клочке бумаги записку: «Что любят тигры?» - и сунула записку под ковёр.
Под ковром зашушукались, затем высунулась лошадиная голова и сказала:
- Бутерброды с сеном!
Шейла не поверила.
- Ах ты, гадкая лошадь! – сказала она. – Бутерброды с сеном любят не тигры, а лошади. Пойди и спроси тигра, что он хочет!
Лошадь спряталась, и вылез тигр.
- Я хочу ручные часы, - сказал он. – Чтобы знать, который час.
- Хорошо! – сказала Шейла.
Она нарисовала ручные часы и протянула ему. А потом нарисовала бутерброды с сеном для лошади. Тигр исчез. Но вскоре оба появились опять.
- Большое-большое тебе спасибо, Шейла! – сказали они и поцеловали её.
- Подумайте, что вам ещё надо, и скажите скорей, - сказала Шейла. – А то мне пора уже идти спать.
- Нам бы хотелось ещё зонтик! – сказали тигр и лошадь.
- Зонтик? – удивилась Шейла. – Разве под ковром идёт дождь? Ах да! Это воображаемый дождь.
- Ну конечно! – сказали они.
И она нарисовала им зонтик.
- Спасибо! – сказали тигр и лошадь. – Спокойной ночи.
Но потом ей вдруг пришло в голову: «Наверное, ужасно обидно, когда есть новый, красивый зонтик и нет дождя!» И она нарисовала на большом листе бумаги дождь, спустилась на цыпочках в гостиную и сунула дождь под ковёр.
Когда утром она вошла в гостиную, то очутилась по щиколотку в воде, а тигр и лошадь сидели в раскрытом зонтике и плавали в нём, как в лодке.
«Наверное, я нарисовала слишком много дождя», - подумала Шейла.
После завтрака она опять пришла в гостиную. Мама в это время как раз подметала ковёр. Ни воды, ни зонта, ни тигра, ни лошади – ничего не осталось.
Шейла взяла свой альбом для рисования и нарисовала тигра и лошадь крепко спящими. Скоро мама ушла. А Шейла всё сидела и глядела на огонь в камине. В гостиной было тихо-тихо, только из-под ковра доносился громкий храп».
§ Вопросы.
1. Изменялась ли способность Шейлы адекватно оценивать реальность в течение дня?
2. Что предшествовало слуховым галлюцинациям «чам-чам-чам»? Как бы вы определили потребность, «перегрузившую» возможности Эго девочки?
3. Как Вы думаете, сколько детей в семье Шейлы? Почему девочка назвала лошадь «гадкой»?
4. «Зонтик? Разве под ковром идёт дождь?» Что предшествовало восстановлению способности Шейлы адекватно оценивать реальность? Как бы вы определили потребность, «удовлетворённую» в фантазировании?
5. По вашему предположению, что могло спровоцировать зрительные галлюцинации о «воде по щиколотку» в гостиной?
6. Каким образом Шейла берёт свои импульсы под контроль? Воспользуйтесь Словарём психологических защит, чтобы аргументировать свою точку зрения.
7. Что предшествовало слуховым галлюцинациям о храпе под ковром?
8. Опишите психодинамику Шейлы.
2. Предшествовала активная фантазия девочки, которая угостила зверей сахаром. Фантазия ответила логическим продолжением - сахар был съеден.
3. Я думаю она единственный ребенок в семье. Лошадь обманула ее, выдавая свои желания под видом желаний тигра. Мне кажется она спроектировала образ мамы на лошадь, а образ папы на тигра.
4. Законов реальности фантазии девочка еще не знала, и познавала ее через сопоставление с законами обычной реальности. Она удовлетворила потребность в заботе и защите своих воображаемых друзей (то есть защитить родителей от внешних неприятностей).
5. Внутренний клнфликт не решился, тревога наросла.
6. Девочка выразила символическое решение своей проблемы творчеством- зарисовала в альбоме успокоившимися, заснувшими свои тревоги.
Нет сил сейчас искать информацию специализмрованную про психологические защиты....ничего не знаю про это.
7. Она осталась дома одна.
8. Не знаю, что это. Поставила в пометку на изучение)
Да, изменялась. Приход мамы сметал все воображаемые игрушки.
"Шейла осталась одна." Ощущение одиночества перегружает Шейлу.
Скорее всего есть сиблинг, мне кажется тоже девочка и скорее всего старшая, более социально активная (лошадь) и Шейле кажется что потребности ее собственные потребности (тигр) не учитываются. Она назвала лошадь гадкой после того как потребности тигра не были озвучены.
Она проиграла в воображении ситуацию равноценных подарков и довольных игрушек, и теперь у игрушек одно желание на двоих - они вместе. Удовлетворенная потребность - "чувство МЫ" между двумя игрушками.
Скорее всего камин за ночь остыл и по полу тянуло холодом. Ощущение холода и елание закуклиться и согреться.
(Это очень сложно)
Смещение?
Смещение (displacement) – механизм бессознательного переноса чувств или импульса на другой (обычно менее угрожающий) объект-заместитель, в другую ситуацию или в другой контекст
Она рисует животных в альбоме.
"вскоре мама ушла." и Шейла осталась одна в комнате. Одиночество.
8. Опишите психодинамику Шейлы.
Шейла чувствует себя одинокой, от того, что второй сиблинг, как ей кажется, получает больше внимания. Она придумывает двух друзей и дарит им подарки. Когда она видит неравенство воображаемых животных, это ее "перегружает" и злит. Когда воображаемые друзья просят общий подарок, то чувство совместности и взаимности возвращает ее в реальность, и она логически осмысливает игру: воображаемый дождь под ковром. Утром ощущение холода заставляет вспомнить о воображении. Приход мамы возвращает в реальность. Уход мамы их комнаты возвращает Шейлу к воображению.
первое впечатление: ааааа! как сложно.
второе: попробую.
Попробую
1. Менялось
2.потребность в одобрении, внимании возможно, так как она осталась одна
"Шейла осталась одна."возможно страх одиночества
3.раз такой вопрос то возможно есть сестра с которой плохие отношения
4."Большое-большое тебе спасибо, Шейла! – сказали они и поцеловали её." Внимание и тепло,благодарность подвели её к реальному восприятию ситуации. Она сама себя через фантазии успокоила
5."Когда утром она вошла в гостиную, то очутилась по щиколотку в воде, а тигр и лошадь сидели в раскрытом зонтике и плавали в нём, как в лодке" Может на голодный желудок, плюс только ото сна, может ещё и в туалет хотелось сильно???возможно также одиночество повлияло, когда там была её мама уже фантазии были скрыты
6.пока не готова ответить, фантазирование тут явное, грезы на яву, а вот что ещё...
7.глядела на огонь в камине., подтрансовывалась и это повлияло на слух галлюцинации. Предложу что и одиночество опять же. Она выдумывать кого-то чтобы не быть одной и не бояться
8.не стабильная или стабильная?
1. Изменялась ли способность Шейлы адекватно оценивать реальность в течение дня?
Изменялась несколько раз.
2. Что предшествовало слуховым галлюцинациям «чам-чам-чам»? Как бы вы определили потребность, «перегрузившую» возможности Эго девочки?
Шейла проголодалась и "осталась одна".
3.Как Вы думаете, сколько детей в семье Шейлы? Почему девочка назвала лошадь «гадкой»?
Наверное, в семье двое детей, Шейла и брат. "Гадкая" - это может быть цитата кого-то из родственников или знакомых взрослых. Кто-то ее так назвал.
4.«Зонтик? Разве под ковром идёт дождь?» Что предшествовало восстановлению способности Шейлы адекватно оценивать реальность? Как бы вы определили потребность, «удовлетворённую» в фантазировании?
Голодную лошадь покормили, тигр получил долгожданный подарок.
5. По вашему предположению, что могло спровоцировать зрительные галлюцинации о «воде по щиколотку» в гостиной?
Не знаю, может Шейла не проснулась еще, была полусонная.
6. Каким образом Шейла берёт свои импульсы под контроль? Воспользуйтесь Словарём психологических защит, чтобы аргументировать свою точку зрения.
Смещает чувства на другой объект, фантазирует и отыгрывает.
7. Что предшествовало слуховым галлюцинациям о храпе под ковром?
Уход мамы. Перед этим мама подметала ковер, может храп ей напоминал шуршание веника.
8. Опишите психодинамику Шейлы.
Тут сложно :)