Подношения богу скорости! Звезды и цепь.

Сезон уже не за горами и потому я начал к нему готовится. Первое, что я приобрел, это приводная цепь со звездами. И я решил запилить вам пост об этом узле. Что же это такое и для чего оно всё нужно? Тут всё просто как велосипед, в прямом смысле. Принцип тот же, цепь и звезды передают вращение выходного вала коробки передач на ось колеса, но, конечно же, в других масштабах. Двигатели мотоциклов, как правило, высокофорсированные и позволяют развивать впечатляющие скорости, что накладывает определенные требования к данному узлу: минимальные потери при передаче мощности и высокая прочность (цепь, порвавшаяся на скорости, может привести к критическим травмам). Но между двумя этими параметрами всегда ищут баланс. Так как минимизация потерь требует максимального облегчения, использования легких сплавов при производстве звезд и цепи. Прочность же, наоборот, требует увеличения массы и применения тяжелых сплавов. Таким образом, при подборе звезд и цепи нужно четко понимать, что будет важнее для эксплуатации. В спорте используют легкие алюминиевые звезды и облегченные цепи, там важна скорость, а ресурс может составлять всего одну-две гонки. В гражданской же эксплуатации гонятся за надежностью, ставя звезды из углеродистой стали и тяжелые, усиленные цепи. Есть и смежные решения, такие как двухкомпонентные звезды, где основной диск изготовлен из алюминия, а внешний обод с зубцами из стали.

Подношения богу скорости! Звезды и цепь. Мото, Мотоциклы, Запчасти, Расходники, Длиннопост

Рассмотрим подробнее процесс подбора этих элементов под конкретный мотоцикл. Начнем со звезд. Типов звезд два: ведущая и ведомая (ведущая меньше, ведомая больше). Ведущая монтируется на выходном валу коробки передач, ведомая непосредственно на диске заднего колеса. Что бы подобрать звезды под посадочные места определённой модели мотоцикла, необходимо воспользоваться каталогом производителя звезд, они всегда есть на официальных сайтах в открытом доступе. В этих каталогах можно заметить, что даже в рамках одного посадочного типоразмера представлена достаточно широкая линейка звезд, которые отличаются материалом и количеством зубцов. Про материал мы поговорили выше, но что же нам даст вариация количества зубцов на звездах? А даст она нам возможность изменять конечное передаточное число. Так, например, увеличивая число зубцов ведомой звезды (уменьшение числа зубцов ведущей) повышает крутящий момент, передаваемый на колесо, на всем диапазоне работы двигателя, уменьшая при этом скорость мотоцикла (разгон в угоду максимальной скорости). Обратная ситуация даёт противоположный эффект, медленный разгон, но высокая пиковая скорость. Но, чтобы не гадать, на сколько зубцов брать звезды, в тех же каталогах всегда указано стандартное количество зубцов для каждой звезды, рекомендованное производителем мотоциклов для данной модели. В наших широтах наиболее распространена фирма звезд JT, она неплохо себя зарекомендовала надежными, качественными и не дорогими звездами. Есть множество других производителей: Vortex, DC, Renthal, Supersprox (все перечислять не буду). Их, в принципе, можно заказать через интернет, а какие-то даже в магазинах найти, но в целом их доступность сильно уступает JT. А разница в основном в дизайне (они бывают цветными) и цене (в пользу JT). Единственная причина, по которой обычно заказывают звезды других брендов, это та самая двухкомпонентность. У JT есть и алюминиевая линейка и стальная, но только цельные звезды из одного металла. Стоят ли двухкомпонентные звезды геморроя с заказом и нехилой такой переплаты, решать только вам.

Подношения богу скорости! Звезды и цепь. Мото, Мотоциклы, Запчасти, Расходники, Длиннопост
Подношения богу скорости! Звезды и цепь. Мото, Мотоциклы, Запчасти, Расходники, Длиннопост
Подношения богу скорости! Звезды и цепь. Мото, Мотоциклы, Запчасти, Расходники, Длиннопост

Теперь настала пора потереть с вами за цепи. Цепи бывают разных размеров: 420, 428, 520, 525, 530. Эти цифры отражают ширину цепи, самые распространенные последние три размера. Как правило, 520 используются в мотоциклах до 600 кубов, 525 - от 600 до 900 кубов, 530 идут на литры и больше. Само собой, чем шире цепь, тем она потенциально может быть прочнее. Но, помимо ширины, так же необходимо учесть её длину, которая характеризуется количеством звеньев. Все эти данные можно подобрать по каталогу производителя цепей или в инструкции по эксплуатации для конкретной модели мотоцикла. Дальше нам предстоит выбрать из какой линейки производителя подбирать цепь по нашим размерам. Вот тут и начинается самое интересное. У всех производителей цепей есть несколько линеек цепей. Они отличаются, как правило, типом уплотнения в звеньях: бессальниковые, О-ринг и Х-ринг. Тут все относительно просто, бессальниковая – самая простая, ресурс её ниже, чем у цепи с сальниками, но и потери на трение меньше. Такие цепи ставят в основном на спортивные малокубатурные мотоциклы. О-ринг – считается классикой, обычные резиновые кольца в качестве уплотнения, туговаты на вращение и не очень долговечны. Х-ринг – наиболее передовые сальники со сложным профилем (к ним же я отношу W, QX-ринг), дают меньше потерь на трение, лучше держат смазку в трущихся парах, обеспечивают более длительный ресурс. Другой не менее важный параметр это предел прочности на разрыв. Он определяет, на сколько прочная цепь и на сколько быстро она растянется. Топовые цепи размера 530 обеспечивают усилие на разрыв 4600-4800 кгс. Это значит что за эту цепь можно подвесить вертикально грузовик ГАЗ-52 и еще какую ни будь малолитражку (помни об этом, когда будешь затирать кому-то, на сколько крепкие у вас отношение с девушкой). Но мощные двигатели мотоциклов даже такую цепь со временем растягивают и приводят в негодность. Что бы точно угадать с необходимой прочностью цепи, необходимо, опять же, воспользоваться каталогом производителя цепей и посмотреть, на какую мощность и кубатуру рассчитана, необходимого размера, цепь из каждой линейки. По моим наблюдениям именно этот аспект часто приводит к разочарованию в той или иной цепи, цепь может подходить по размеру, но быть абсолютно не рассчитанной на мощность вашего мотоцикла. В деле цепей признанными мировыми лидерами являются D.I.D., EK, RK. Наиболее распространенная у нас это D.I.D. Особенно вызывает восторг их усиленная линейка ZVM-X. Однако я приобрел себе цепь JT серии Z3 (самая усиленная линейка). Усилие на разрыв её практически не уступает той же ZVM-X. Но в интернете за этим производителем закрепилась дурная слава, что цепи быстро приходят в негодность. По моим замечанием, во многих случаях указанная цепь, просто не была рассчитана на мощность мотоцикла, в других серия цепи вообще не была указана. Так что я решил поверить цифрам испытаний и испытать их лично, тем более что, как и звезды, цепи JT намного вкуснее по цене.

Подношения богу скорости! Звезды и цепь. Мото, Мотоциклы, Запчасти, Расходники, Длиннопост
Подношения богу скорости! Звезды и цепь. Мото, Мотоциклы, Запчасти, Расходники, Длиннопост

Пример рекомендаций для линеек цепей от производителя по мощности и кубатуре

Подношения богу скорости! Звезды и цепь. Мото, Мотоциклы, Запчасти, Расходники, Длиннопост

Пост не несет рекламных целей, а только цель просвещения.

В конце все же добавлю пример работы с интернет каталогом

Подношения богу скорости! Звезды и цепь. Мото, Мотоциклы, Запчасти, Расходники, Длиннопост

Подбирайте подношения богу скорости правильно и он, без сомнения, сошлет на вас свою благодать!

Мото

5.8K постов11.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Ваш комментарий будет скрыт / пост вынесен, а при повторах вы получите бан за:


• Грубое или провокационное общение (например, прямые пожелания смерти или увечий)

• Публикацию ДТП (исключение: авторский контент с описанием)

• Пропаганду нарушений закона

• Рекламу, в т.ч. рекламу другого сообщества (исключение: авторский контент с описанием)

• Флуд: повторяющиеся однотипные комментарии

• Оффтопик: посты (комментарии), не связанные с темой сообщества (поста)

• Политику


Подробнее о скрытии: https://help.pikabu.ru/article/55066


О флуде: мы не приветствуем заезженные шутки о смерти и оставляем за собой право регулировать атмосферу в сообществе, избавляя его от :


• баянистых шуток и шутников, что не понимают этого. Нет, картинка из южного парка в 100501й раз смешнее не стала. Мы любим чёрный юмор, но будьте оригинальны!

• комментариев и комментаторов, которые приходят чтобы сообщить что мы все умрём / разобьёмся и покалечимся. Мы в курсе.

• претензий не по адресу. Нет, нам не интересно, как вы ненавидите ночных гонщиков или прямотоки, если пост не об этом и у автора заводской глушитель. И да, многие мотоциклисты тоже не любят прямотоки.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Я бы ещё напомнил ребятам, что по всем инструкциям рекомендуется менять всегда полный комплект – цепь и обе звезды. Потому что изношенные зубья звёзд очень быстро «подровняют» под себя и новую цепь. Некоторые любят экономить – меняют только цепь, а звёзды через раз или даже две замены цепи. Имейте в виду, что трудно, глупо и бесполезно ожидать от второй и третьей цепи на тех же звёздах такого же срока жизни как и у первой. Даже при самой щадящей эксплуатации вторая цепь износится быстрее, но «в общем зачёте» такая экономия может оказаться оправданной, если некоторый недопробег скомпенсируется экономией на стоимости пары звёзд. О третьей цепи на тех же звёздах и разговора нет – выброшенные деньги.

И ещё один совет. Недотяг, провис цепи в разумных пределах всегда лучше перетяжки. Ничто не губит цепь так быстро, как чрезмерный натяг. Если сомневаетесь, нужно ли подтянуть или ещё походит – НЕ ТЯНИТЕ, лучше смажьте лишний раз.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Бля, до сезона еще 3 месяца минимум. Хочется на мопед, аж зубы сводит.

Автор поста оценил этот комментарий

Эх, есть ли тут специалисты, которые мне смогли бы объяснить какие звезды и цепь купить на мой китайчик Patron Sport 200? А то чувствую у меня уже им копчик, а купить надо перед летом...

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

А на Планету 5-ую какую цепь порекомендуете, чтобы мощный двиган её не порвал и хотя бы  сезона 2-3 можно было откатать у деда в деревне?

раскрыть ветку