Об антисемитизме русского народа (два отрывка из повести К.Паустовского "Далёкие годы")
Мама сказала, что в городе начался еврейский погром. "По приказу из Петербурга",-добавила она. А Лиза шепотом сообщила, что уже громят дома на Васильковской улице и погром приближается к нам.
Маркович ушел вместе с Бореи. Маркович надел сапоги, а студенческую тужурку стянул ремнем. Мама не хотела отпускать Борю, но отец прикрикнул на нее. Тогда она перекрестила Борю, поцеловала и отпустила. Все время, пока Боря спускался с Марковичем но лестнице, она просила Марковича, чтобы он смотрел за Борей.
- Куда они ушли? - спросил я отца.
- В студенческую боевую дружину. Защищать евреев. Вслед за Борей и Марковичем ушел и отец. Мы с Димой весь день слонялись по двору. В полдень мы услышали выстрелы. Потом выстрелы стали чаще. На Васильковской начался пожар. У нас во дворе падали хлопья сгоревшей бумаги.Днем отец привел растерянную старушку еврейку со сползшим с седой головы платком. Она вела за руку безмолвного мальчика. Это была мать знакомого доктора. Мама позвала Игнатия, вышла к нему на кухню и дала ему десять рублей. Но Игнатий отдал маме деньги и сказал:
- У меня самого в дворницкой сидит портной Мендель со всем семейством. Поглядывайте лучше, чтобы Задорожная не заметила.Перед вечером к нашим воротам подошел низенький парень в черном картузе. Мокрый кок торчал из-под его картуза. Весь подбородок был облеплен шелухой от семечек.За парнем осторожно шагал высокий бритый старик в коротких брючках и канотье, за ним - вертлявый человек без шапки, с заплывшими глазками и тучная старуха в теплой шали, а за ней - несколько вороватого вида молодых людей. Торговку эту мы часто видели раньше на Галицком базаре. Сейчас она несла пустой новый мешок.
- Отчиняй! - крикнул парень и стукнул в калитку ломом.Из дворницкой вышел Игнатий.
- Жиды есть? - спросил его парень.
- Такие, как ты,- лениво ответил Игнатий.
- Жидов ховаете? - крикнул парень и затряс калитку.- Мы в полной известности. Отчиняй.
- Вот попрошу сюда полковника Задорожного,- пригрозил Игнатий,- он с тобой поговорит по-своему.
- Плевал я на иерусалимских полковников! Мы из твоего полковника сделаем юшку!
Тогда мадам Задорожная, подслушивавшая этот разговор из флигеля, не выдержала. Она промчалась, как разъяренная курица, через двор. Рукава ее черного халата развевались и хлопали.
- Хам! - крикнула она и плюнула через решетчатую калитку в лицо парню.Как ты смеешь оскорблять офицера императорской армии? Босяк! Василий! завизжала она.- Иди сюда, маруда!Из флигеля выскочил оторопевший денщик. Он подхватил у сарая топор и побежал к калитке. Парень отскочил и побежал вдоль улицы, оглядываясь на денщика. Спутники его засеменили за ним. Денщик пригрозил парню топором.
- Новости! - сказала мадам Задорожная, запахивая халат и возвращаясь во флигель.- Каждый хам будет выдавать себя за истинно русского! Нет, извините! Имейте в виду, что этот номер никому не пройдет!
Так неожиданно жена черносотенца отвела от нашего дома громил. Взрослые потом долго посмеивались над этим.
*Перед экзаменами в саду была устроена сходка. На нее созвали всех гимназистов нашего класса, кроме евреев. Евреи об этой сходке ничего не должны были знать.
На сходке было решено, что лучшие ученики из русских и поляков должны на экзаменах хотя бы по одному предмету схватить четверку, чтобы не получить золотой медали. Мы решили отдать все золотые медали евреям. Без этих медалей их не принимали в университет.
Мы поклялись сохранить это решение в тайне. К чести нашего класса, мы не проговорились об этом ни тогда, ни после, когда были уже студентами университета. Сейчас я нарушаю эту клятву, потому что почти никого из моих товарищей по гимназии не осталось в живых.
Во все времена были и приличные люди и скоты.
Кстати, советую прочесть эту книгу - Паустовский это непревзойденный мастер и художник слова!
У Катаева тоже был эпизод, помню в школьной программе такое. Но у Катаева прекрасно описан типаж погромщика - мало чем от нынешних скачущих идиотов соседней страны отличался...
а вот что любопытно:
При Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: «в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал»[49], поскольку они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали»[50][51].
Википедия.