Мемуары моего прадеда. Часть 2. Переезд в Санкт-Петербург.

Часть 1. http://pikabu.ru/story/memuaryi_moego_pradeda_chast_1_detstv...

Продолжение:


Часть 2. Переезд в Санкт-Петербург.


Во время нашей жизни на Яблоницкой Мызе мы завели свое хозяйство: корову, овец, кур, поросенка. Все животные очень любили свою хозяйку, особенно корова. Поросенок "Васька" вечно бегал за мамой, не приступал к еде, пока мама его не почешет, не поговорит с ним. А корова "Маришка" однажды увидела издали в поле маму, бросила стадо и бегом побежала к ней, а за коровой - пастух, еле отогнал Маркину к стаду. Мы с сестрой подрастали и понемногу помогали маме по хозяйству.

Врач Соколов Николай Александрович пользовался большим авторитетом среди населения Волосовского р-на. Количество больных, прибывающих на прием, все увеличивалось. Был увеличен и персонал больницы.Все ранее пустующие помещения большого двухэтажного дома были задействованы. Таким образом, поликлиника Яблоницкой Мызы переросла в стационарную больницу. Николай Александрович Соколов был переведен в деревню Слепино на должность фельдшера, а мы остались в Яблоницкой Мызе. Мама стала готовить пищу для стационарных больных и медперсонала, стирала больничное белье и мыла палаты. Был введен в штат дворник Николай, который теперь обеспечивал дровами все отапливаемые служебные помещения, а также заготовлял лед для погреба, где хранились продукты и некоторые лекарства. Врачам нагрузка прибавилась, кроме амбулаторного приема больных было налажено и стационарное лечение.


Закончив четыре класса сельской школы я, как и сестра, Ольга, поступил в школу-интернат в деревне Остроговицы, это в пятнадцати километрах от Яблоницкой Мызы. На выходной день мы приходили домой (иногда нас подвозили на попутных повозках).


Вскоре мама с моей сестрой переехали в Ленинград и поселились у ее сестры. Я остался один продолжать учебу в школе-интернате. Иногда на выходной день я выбирался до деревни Яблоницы, так как все интернатовцы разъезжались по домам, и от скуки я не знал куда деваться. Ночевал у маминой приятельницы - тетушки Жени.


И вот однажды зимой, возвращался я из Яблоницы в Остроговицы поздно вечером, за мной подвязались два волка. В темноте глаза у них светились, было очень страшно. К несчастью в это время не проехало ни одной повозки. Последние километры я бежал, но и волки не отступали. В интернат я вбежал бледный и мокрый от пота, долго не мог отдышаться. После этого случая я уже не решался уходить на выходной день.


Окончив пятый класс, я, предварительно списавшись с мамой, тоже поехал в Ленинград. На вокзале меня встречала сестричка Ольга со своей подружкой, и мы быстро добрались домой.


В первые же дни жизни в Ленинграде мне пришлось подраться с несколькими пацанами нашего двора, выяснить кто сильнее. Это было принято: каждый пацан должен был помериться силами (стыкнуться) в присутствии целой ватаги мальчишек, чтобы знать, кто есть кто.


В наш двор было два входа: с Вознесенского проспекта, 34 (сейчас проспект Майорова) и с канала Грибоедова, 74. Часть двора занимала церковь "Вознесение". Затем церковь взорвали и на ее месте построили школу, (это произошло позже, когда я уже не учился в школе).


Учебу я продолжал в школе. Фасадом школа выходила на канал Грибоедова. У меня появилось много друзей: Борис Кмит, Игорь Лебедев, Юра Хохлов. Наш класс вообще был очень дружный. Мы часто всей группой выезжали за город, гуляли в парках, играли в волейбол. Зимой выезжали всей группой в Кавголово, катались с гор. На каток тоже ходили коллективом. У нас не было отдельно компаний девчат и ребят, все вместе проводили время. Был случай, когда мы всей группой решили отпраздновать какой-то престольный праздник в церкви, дружно собрались, отстояли службу, слушали красивое пение церковного хора.


В зимнее время мы часто выезжали на базу кататься на буграх по льду Финского залива.


В одну из поездок во время катания поднялся сильный ветер и наш буер "Снежинка”, управляемый опытным инструктором, мчался по заливу с огромной скоростью, иногда скользил на одном "коньке". И вдруг сильный порыв ветра ломает нашу мачту, и металлический трос ударяет меня по носу. Кровь заливает мне лицо. Вскоре к нам подходят маленький двухместный буер "Американка", меня укладывают на него. Мы уже быстро летим к берегу, где в небольшом домике жил старенький фельдшер. Фельдшер сразу останавливает кровотечение, накладывает на нос разрезанную ветку столетника и после перебинтовывает. Он предупредил меня, чтобы я не снимал повязку в течение пяти дней, иначе на носу останется шрам. Домой приехал поздно, было совсем темно.


На следующий день все ребята спрашивали о моем самочувствии, переживали за меня и разными шуточками успокаивали.


Недалеко от нашей школы, по другую сторону канала Грибоедова, находилась киностудия "Белгоскино". Студии часто требовались дети для участия в массовых сценах. Во-первых, там перед съемками вкусно кормили, давали большой кусок пирога и какао. А главное - интересно было сниматься, хотя и в массовых сценах. Иногда по 3-4 раза повторяли одни и те же съемки. Кроме того в перерывах или после съемки мы наблюдали за съемками других картин. Особенно мне запомнилась съемка взрыва железнодорожного моста и кружение поезда (в миниатюре) в большом съемочном зале. Первые дни у нас сильно болели глаза, так как освещение при съемках было очень сильное, на всех стенах были установлены мощные прожекторы.


Вскоре был создан кружок по просмотру художественных и особенно детских фильмов. Кружок вела молодая симпатичная киноактриса Тамара Макарова. Она организовала с нами культпоходы в кинотеатры, мы смотрели фильмы (конечно бесплатно), а затем каждый из нас высказывал свое мнение о фильме, что особенно понравилось, как поняли тот или иной эпизод. Мы очень любили это мероприятие и аккуратно посещали этот кружок.


Окончив восемь классов школы, мы решили почти всем классом поступить в Ленинградский электромашиностроительный техникум при заводе "Электросила" им.С.М.Кирова. И поступили. Учиться в техникуме было интересно и кроме того мы понимали, что по окончании подучим хорошую специальность. В техникуме была хорошо поставлена физическая подготовка, особенно мы любили играть в волейбол. По окончании первого курса мы проходили практику непосредственно на заводе, принимали участие в сборке статоров, мощных генераторов, работали в гальваническом, литейном и других цехах.


На втором курсе с нами занимались не только преподаватели техникума, но и часто приглашались инженеры-практики непосредственно с завода "Электросила”.


Стипендию я получал 75 рублей. Из денег, выдаваемых мне мамой на обеды, я сэкономил небольшую сумму и поступил в вечернюю школу танцев во дворце культуры им. Ленина - рядом с заводом.


Мы жили бедно, работала одна мама, а мы с сестрой учились. Поэтому, у меня даже приличного костюма не было, приходилось подчистить, проутюжить единственный костюм и в нем ходить на танцы. К счастью, моя постоянная партнерша оказалась скромной девушкой и не обращала особого внимания на мою экипировку.


Вблизи техникума находился в то время аэродром Ленаэроклуба. Из студентов техникума был создан планерный кружок. Я стал его членом. После занятий в техникуме мы бежали на занятия планерного кружка, изучали теорию полета, материальную часть планера, а затем начались полеты на планере, вернее подготовка к полетам: садишься на планер, пристегиваешь ремни, ставишь на тормоз, а вся группа тянет амортизатор... Затем снимаешь планер с тормоза и делаешь пробежку по земле, регулируя положение скользящего по траве планера.


Через определенное время с разрешения инструктора начали уже отрываться от земли, совершать небольшие полеты над аэродромом, и делать посадку. Какое это удовольствие свободно парить в воздухе! Трудно передать это прелестное ощущение…


Мои друзья имели отцов, жили намного богаче меня. Борису Кмит отец купил фотоаппарат 6x9 с шестью падающими кассетами. Мне тоже хотелось фотографировать. И вот я купил (за копейки) небольшие две линзы, склеил их и получился объектив. Сделал два небольших фанерных ящика, внутренний обклеил черным бархатом и вставил его в наружный. С помощью выдвижного ящика получил возможность менять фокусное расстояние. Затем посмотрел у Бориса, как устроен механизм падающих кассет, способ их крепления, и по его образцу сделал себе фотоаппарат 9x12 с шестью падающими кассетами.


Сколько было радости, когда я стал сам фотографировать своим аппаратом, причем мои снимки не уступали снимкам, полученным при фотографировании покупным аппаратом.


А как мне хотелось иметь радиоприемник! У Вани Грачева старший: брат работал радиоинженером. Через него добыли простую схему радиоприемника. Ваня же помог приобрести радиолампы (микрушки) - пришлось попрощаться с набором позитивов суворовских переходов через Альпы, который мне подарил священник из нашей коммуналки перед своим арестом. Я долго собирал схему радиоприемника, смонтировал усилитель, но так до конца и не успел довести его из-за отсутствия деталей и больших перемен в моей жизни.


Однажды нам студентам техникума вручили приглашение на вечер в Ленинградское Военное Училище Связи. Курсанты училища показали и рассказали нам, как они живут и учатся. Побывали мы в спальнях, в спортзале, присутствовали на вечере самодеятельности. Этот вечер произвел на меня большое впечатление. Мне понравились опрятные, подтянутые курсанты, их форма одежды, везде порядок и чистота. Я сразу подумал, не поступить ли мне в военное училище, хватит жить на средстве больной матери. Посоветоваться было не с кем (в нашей большой семье были только женщины и из родственников, никого военных не было), и я решился. Написал заявление и ожидал вызова на вступительные экзамены.


Через некоторое время получаю вызов в райвоенкомат, где встретили меня два офицера (полковой и батальонный комиссары) и стали меня агитировать, причем шепотом, поступить в секретную военную школу. Я сначала отказался, сказал, что я люблю технику, поэтому и выбрал училище связи. Тогда полковой комиссар мне и говорит, что он и предлагает мне поступить в школу особой техники, где будут изучать новейшую технику Советский Армии: вождение танков по радио, управление самолетами, изучение другой сложной техники. Я, помню, еще спросил: "Где находится эта школа?". Мне ответили: "В любой точке Советского Союза". Я дал согласие.

Автор поста оценил этот комментарий
Ооо , учился в ЭМПЛ этом , при электросиле , и насколько же разное отношение к рабочим специальностям было тогда и сейчас (наш выпуск был признан самым распиздяйским, на завод не пошел никто из группы) . Учеба запомнилась мне курением гашиша, не более.