Механические настольные часы в самодельном корпусе
Привет, Пикабу!
Лет 8 назад увлекался поделками в стиле стимпанк, тащил в дом разный медно-латунный хлам, разбирал на запчасти механизмы от часов и старых приборов. Но со временем увлечение стимпанком ушло в прошлое, а все поделки были раздарены или распроданы. Оставшиеся с тех пор запасы деталей по сей день валяются в гараже по ящикам. За исключением только одного механизма, который всё это время я бережно хранил дома, надеясь когда-нибудь найти ему достойное применение.
Это старенький механизм от советских настольных часов, предположительно "Молния" (в моделях часов не особо шарю). Он всё ещё на отличном ходу, заводится и чуть слышно тикает в течение примерно 7 дней без остановок. У него отсутствует циферблат, нет стрелок и заводного ключа.
Не знаю, с чего вдруг ко мне пришло вдохновение, захотелось сделать себе красивые настольные часы с этим механизмом. Если это "Молния", то корпус у них был примерно такой (фото из интернета):
Но я не хочу такой. Мне нравится какой-нибудь винтажный классицизм а-ля ампир )). Но получится ли сымитировать имперскую роскошь из подручных средств, не имея специального оборудования и хороших инструментов? Главное - есть большое желание и вдохновение, а каков будет результат - скоро увидим.
По старой привычке корпус я решил собрать из дерева и латуни, мне всегда нравилось и будет нравиться сочетание этих материалов в своих поделках. И первым делом нужно найти подходящую древесину для корпуса. Она должна быть твердой породы, тяжелая и прочная (не сосна и не липа, однозначно). Но всё, что я смог найти у себя дома - пару вот таких фрезерованных дощечек из берёзы (хз для чего они предназначались).
Толщина дощечек 16 мм, но мой корпус должен быть вдвое толще. Мне придется их склеить между собой, а затем выпилить корпус нужной формы. Форму я придумал с изящными изгибами по бокам, но из-за отсутствия электролобзика выпиливать придется вручную. Когда я попробовал сделать это ручным лобзиком - понял, что с берёзой в 32 мм мне не справиться при всём желании, поэтому выпиливать пришлось по отдельности, по одному и тому же шаблону.
Ценой немалых усилий "выгрыз" лобзиком две половинки корпуса, но когда соединил их - узнал о себе много нового, особенно о том месте, откуда растут мои руки ))). Стрёмно показывать фото того, что получилось. Но ещё пара часов стараний и усердного труда загладили все мои косяки. Правильно говорят, что не бывает плохого выпиливания, бывает плохая обработка. Вот что у меня получилось после склейки и обработки:
Пробую вставить блок механизма в круглый проём. Чтобы передняя стальная пластина не выступала наружу, её нужно "утопить" в корпус. Прорезаем для неё соответствующие углубления:
Переходим к стрелкам. В моём стимпанковском "арсенале" имеется целая коллекция стрелок от самых разных часов. Среди них нашелся и полный комплект от настольных часов "Молния", как на втором фото в самом начале поста. И они оказались единственными из всех, которые идеально подошли к моему механизму, но совершенно не устраивают меня по дизайну. А те, что мне нравятся - имеют слишком большие по диаметру отверстия, и что я только ни делал - они не подошли. На фото слева - оригинальные стрелки от "Молнии".
Тогда я принимаю решение сам изготовить стрелки, которые мне нужны. От оригинальных возьму только секундную. Часовую и минутную рисую на тонкой листовой латуни и выпиливаю ювелирным лобзиком. Посадочные втулки (или как они у часовщиков правильно называются?) пришлось позаимствовать от оригинальных стрелок. Когда всё было готово - надел их на свои места для примерки. Всё подошло, и наконец-то этот механизм снова может показывать время, как в былые времена )).
Однако очень скоро я понял, что выбрал для стрелок неправильную латунь. Она слишком тонкая и пластичная, малейшее неаккуратное движение - стрелки согнулись. Наконец я замучился их выпрямлять и решил сделать другие из более пружинистой латуни. Новые стрелки, а заодно и несколько вариантов циферблата, нарисовал в CorelDraw и распечатал на простой бумаге. Напечатанные стрелки просто приклеил к куску тонкой пружинистой латуни, и также выпилил их лобзиком. Эта латунь - то что надо: её трудно согнуть даже в узких местах, но если это сделать - она просто ломается, а не гнется.
Теперь нужно сделать оправу и стекло. Покопавшись в своих старых латунных запасах, нашел кольцо, отпиленное от втулки диаметром 60 мм. Думаю, это то, что мне нужно. Помню, когда-то делал стимпанковские гогглы из таких же втулок, только меньшего диаметра, и вставлял в них зелёные акриловые стёкла. Для часов я вырезал "стекло" из листового ПЭТ толщиной 1 мм. На внутренней стороне кольца сделал неглубокую прорезь, чтобы стекло в ней фиксировалось. Вот как всё это делалось:
После первой примерки оказалось, что стрелочная ось соприкасается со стеклом, а это недопустимо. Нужно поднять стекло миллиметра на 3-4. И тут возникла мысль сделать стекло слегка выпуклым. Это всего лишь полимерный пластик, и если его разогреть, то можно придать выпуклую форму, прижав каким-то твердым предметом сферической формы. Нагрел феном и попробовал придавить металлическим половником )) Получилась слишком глубокая вмятина с малым диаметром. Нужна сфера гораздо больше, примерно как мой глобус. Вот им-то я и воспользуюсь ))
Результат достигнут, стекло действительно получилось равномерно и плавно выгнутым к центру. Ось уже не соприкасается с ним, но секундная стрелка подклинивает, соприкасаясь со стеклом по краям. Нужно поднять всю оправу со стеклом ещё хотя бы на миллиметр. И мне пришла в голову новая идея, которая решила сразу две проблемы: 1. Как крепить оправу со стеклом к корпусу. 2. Как увеличить промежуток между стрелками и стеклом.
На лицевой стороне деревянного корпуса сделаю декоративную панель из латуни толщиной 1 мм. К этой панели и будет крепиться кольцо со стеклом. Теперь самое главное - не ошибиться в рассчетах.
Пилить латунь буду всё тем же ручным лобзиком, т.к. лазерной резки в моём городе нет )). Выкладываю фотки всего процесса:
Полирую латунь до зеркального блеска и прикручиваю к корпусу шестью мелкими латунными винтиками. Для этого в корпус забиваю специальные резьбовые вставочки М1,6.
На следующем этапе мне понадобилось много дополнительных деталей и материалов, большинство из которых я также смог найти в своём арсенале, а некоторые пришлось заказать. На нижеследующих фото будет показано, для чего всё это понадобилось.
Моя основная профессия - web-дизайнер, и даже свои поделки иногда сравниваю с версткой шаблона для сайта )). Вот и сейчас я разрабатываю своего рода пользовательский интерфейс, или фронтенд. У меня уже готов контент (основной корпус часов), сайдбары (боковые стойки) и футер (фрезерованная подставка). Осталось "сверстать" хедер - верхушку корпуса :) Её буду делать из натурального красного дерева.
Посередине на самой верхушке будет пристроен ещё один фигурный элемент из латуни, но пока ещё я не нашёл подходящего.
По сути, основная и самая трудная техническая часть проекта выполнена, пора переходить к заключительному этапу - внешней отделке. Для меня это сравнимо с написанием css-кода, чтобы интерфейс выглядел более эстетично. Чертовски люблю писать стили оформления и наблюдать, как из ничего рождается нечто ))
В первую очередь нужно обработать тонирующим маслом берёзовый корпус и подставку из бука. Чтобы всё было в одном стиле, тонировать буду под красное дерево. Понимаю, что вряд ли удастся добиться точно такого же оттенка, как у верхушки из реального красного дерева, но постараюсь сделать похожий, насколько возможно.
Вот так проходил процесс обработки подставки льняным тонирующим маслом:
Цвет тонировки меня, в принципе, устраивает. Но теперь мне кажется, что-то не так с "шапкой". На мой взгляд, такая "шапка" смотрится слишком примитивно и скудно, там явно чего-то не хватает, но у меня больше нет красного дерева. Попробую вырезать и добавить туда ещё один элемент из обычной древесины, а затем просто затонирую его под красное дерево. И вот что из этого вышло:
При разном освещении и цвет дерева выглядит по-разному, но главное - детали не сильно отличаются друг от друга по цвету при любом освещении.
Как всё это будет смотреться на корпусе часов - мы увидим чуть позже, потому что корпус в данный момент занят другим процессом. Я решил дополнить его дизайн небольшой инкрустацией. Выпилил из латуни пару несложных орнаментов и врезал их в древесину. После этого корпус также был затонирован под красное дерево.
Между тем я раздобыл ещё кое-какую латунную фурнитуру для боковых стоек и верхушки часов. Пока сохнет подставка и корпус, можно собрать навершие из латунной мебельной ручки и другой фурнитуры. Ручку пришлось распилить, чтобы немного укоротить и сделать поверхность плоской. В сборе смотрится вроде норм, но если потом придумаю что-то лучше - непременно переделаю :).
Ну а теперь соберём весь корпус воедино. Работа практически завершена, осталось лишь реализовать ещё несколько дизайнерских доработок, которые либо всё испортят, либо доведут проект до совершенства - это типа А/Б теста у web-разработчиков )).
Как вы уже, наверное, догадались, лицевая панель этих часов не будет вот так просто оставлена пустой. Туда напрашивается какой-то декоративный элемент, что-то вроде монограммы или герба, и я даже уже подобрал подходящий бронзовый герб, только его нужно немного доработать.
Для начала выпиливаю из латуни пару баннерных лент, на которых методом травления добавляю девиз на латыни. Вот вкратце процесс и результат:
Теперь модифицируем сам герб. Мне не нравится щит с этой заезженной геральдической лилией ⚜, отпиливаю его и делаю свой щит из дерева амарант, врезав в него свою монограмму.
Детали этой композиции я решил закрепить с помощью эпоксидки на отдельной плашке из красного дерева, и уже потом всё это будет прикручиваться к лицевой панели часов парой винтиков. Результат вы увидите в конце поста на заключительных фотках.
Мой мега-длиннопост близится к пределу допустимого количества контента, поэтому пора закругляться :) Уделю лишь ещё немного внимания процессу изготовления заводного ключа и задней крышки механизма. Ключ сделал из куска толстой (4 мм) латуни, крышку - из деревянного кольца, к которому прикрутил круглую латунную пластину. Крышка прикручивается не к корпусу, а к самому механизму двумя длинными винтами, плотно прижимаясь к корпусу.
Ну вот, теперь готов и "бэкенд" :) Допиливаю оставленные напоследок дизайнерские фишки: прикручиваю к лицевой панели плашку с гербом, верхушку украшаю несколькими латунными филигранями, а к подставке приделываю декоративные ножки (когда-то предназначались для шкатулки). Наконец, печатаю в цвете более подходящий циферблат. И на этом мой проект можно с уверенностью считать завершённым.
Не знаю, насколько удалось мне выдержать дизайн этих часов в стиле ампир, но когда показал жене законченный вариант, она улыбнулась: "Ты что, их из Хогвардса свиснул чтоль?". И если у неё возникла такая ассоциация - значит желаемый результат достигнут, потому что английская готика мне тоже по душе :) В любом случае, я получил массу творческого удовольствия от всей этой работы.
Огромное спасибо всем, кто осилил мой мегапост до конца! До скорой встречи на Пикабу!
Всем добра!
Великолепно! Думаю, эти часы станут семейной реликвией. Спасибо, что показали процесс, наблюдать за работой золотых рук - отдельное удовольствие! Для меня - позитив на весь день)
Дружище,если позволишь так обращаться, я,как человек однажды пиливший/полировавший/подгонявший, скажу- ты круче Чак Норриса. Все аккуратно,продумано,и,блять,красиво.
Восхищен
Шикарно 👍
это реально крутяк!))