Механические настольные часы в самодельном корпусе
Привет, Пикабу!
Лет 8 назад увлекался поделками в стиле стимпанк, тащил в дом разный медно-латунный хлам, разбирал на запчасти механизмы от часов и старых приборов. Но со временем увлечение стимпанком ушло в прошлое, а все поделки были раздарены или распроданы. Оставшиеся с тех пор запасы деталей по сей день валяются в гараже по ящикам. За исключением только одного механизма, который всё это время я бережно хранил дома, надеясь когда-нибудь найти ему достойное применение.
Это старенький механизм от советских настольных часов, предположительно "Молния" (в моделях часов не особо шарю). Он всё ещё на отличном ходу, заводится и чуть слышно тикает в течение примерно 7 дней без остановок. У него отсутствует циферблат, нет стрелок и заводного ключа.
Не знаю, с чего вдруг ко мне пришло вдохновение, захотелось сделать себе красивые настольные часы с этим механизмом. Если это "Молния", то корпус у них был примерно такой (фото из интернета):
Но я не хочу такой. Мне нравится какой-нибудь винтажный классицизм а-ля ампир )). Но получится ли сымитировать имперскую роскошь из подручных средств, не имея специального оборудования и хороших инструментов? Главное - есть большое желание и вдохновение, а каков будет результат - скоро увидим.
По старой привычке корпус я решил собрать из дерева и латуни, мне всегда нравилось и будет нравиться сочетание этих материалов в своих поделках. И первым делом нужно найти подходящую древесину для корпуса. Она должна быть твердой породы, тяжелая и прочная (не сосна и не липа, однозначно). Но всё, что я смог найти у себя дома - пару вот таких фрезерованных дощечек из берёзы (хз для чего они предназначались).
Толщина дощечек 16 мм, но мой корпус должен быть вдвое толще. Мне придется их склеить между собой, а затем выпилить корпус нужной формы. Форму я придумал с изящными изгибами по бокам, но из-за отсутствия электролобзика выпиливать придется вручную. Когда я попробовал сделать это ручным лобзиком - понял, что с берёзой в 32 мм мне не справиться при всём желании, поэтому выпиливать пришлось по отдельности, по одному и тому же шаблону.
Ценой немалых усилий "выгрыз" лобзиком две половинки корпуса, но когда соединил их - узнал о себе много нового, особенно о том месте, откуда растут мои руки ))). Стрёмно показывать фото того, что получилось. Но ещё пара часов стараний и усердного труда загладили все мои косяки. Правильно говорят, что не бывает плохого выпиливания, бывает плохая обработка. Вот что у меня получилось после склейки и обработки:
Пробую вставить блок механизма в круглый проём. Чтобы передняя стальная пластина не выступала наружу, её нужно "утопить" в корпус. Прорезаем для неё соответствующие углубления:
Переходим к стрелкам. В моём стимпанковском "арсенале" имеется целая коллекция стрелок от самых разных часов. Среди них нашелся и полный комплект от настольных часов "Молния", как на втором фото в самом начале поста. И они оказались единственными из всех, которые идеально подошли к моему механизму, но совершенно не устраивают меня по дизайну. А те, что мне нравятся - имеют слишком большие по диаметру отверстия, и что я только ни делал - они не подошли. На фото слева - оригинальные стрелки от "Молнии".
Тогда я принимаю решение сам изготовить стрелки, которые мне нужны. От оригинальных возьму только секундную. Часовую и минутную рисую на тонкой листовой латуни и выпиливаю ювелирным лобзиком. Посадочные втулки (или как они у часовщиков правильно называются?) пришлось позаимствовать от оригинальных стрелок. Когда всё было готово - надел их на свои места для примерки. Всё подошло, и наконец-то этот механизм снова может показывать время, как в былые времена )).
Однако очень скоро я понял, что выбрал для стрелок неправильную латунь. Она слишком тонкая и пластичная, малейшее неаккуратное движение - стрелки согнулись. Наконец я замучился их выпрямлять и решил сделать другие из более пружинистой латуни. Новые стрелки, а заодно и несколько вариантов циферблата, нарисовал в CorelDraw и распечатал на простой бумаге. Напечатанные стрелки просто приклеил к куску тонкой пружинистой латуни, и также выпилил их лобзиком. Эта латунь - то что надо: её трудно согнуть даже в узких местах, но если это сделать - она просто ломается, а не гнется.
Теперь нужно сделать оправу и стекло. Покопавшись в своих старых латунных запасах, нашел кольцо, отпиленное от втулки диаметром 60 мм. Думаю, это то, что мне нужно. Помню, когда-то делал стимпанковские гогглы из таких же втулок, только меньшего диаметра, и вставлял в них зелёные акриловые стёкла. Для часов я вырезал "стекло" из листового ПЭТ толщиной 1 мм. На внутренней стороне кольца сделал неглубокую прорезь, чтобы стекло в ней фиксировалось. Вот как всё это делалось:
После первой примерки оказалось, что стрелочная ось соприкасается со стеклом, а это недопустимо. Нужно поднять стекло миллиметра на 3-4. И тут возникла мысль сделать стекло слегка выпуклым. Это всего лишь полимерный пластик, и если его разогреть, то можно придать выпуклую форму, прижав каким-то твердым предметом сферической формы. Нагрел феном и попробовал придавить металлическим половником )) Получилась слишком глубокая вмятина с малым диаметром. Нужна сфера гораздо больше, примерно как мой глобус. Вот им-то я и воспользуюсь ))
Результат достигнут, стекло действительно получилось равномерно и плавно выгнутым к центру. Ось уже не соприкасается с ним, но секундная стрелка подклинивает, соприкасаясь со стеклом по краям. Нужно поднять всю оправу со стеклом ещё хотя бы на миллиметр. И мне пришла в голову новая идея, которая решила сразу две проблемы: 1. Как крепить оправу со стеклом к корпусу. 2. Как увеличить промежуток между стрелками и стеклом.
На лицевой стороне деревянного корпуса сделаю декоративную панель из латуни толщиной 1 мм. К этой панели и будет крепиться кольцо со стеклом. Теперь самое главное - не ошибиться в рассчетах.
Пилить латунь буду всё тем же ручным лобзиком, т.к. лазерной резки в моём городе нет )). Выкладываю фотки всего процесса:
Полирую латунь до зеркального блеска и прикручиваю к корпусу шестью мелкими латунными винтиками. Для этого в корпус забиваю специальные резьбовые вставочки М1,6.
На следующем этапе мне понадобилось много дополнительных деталей и материалов, большинство из которых я также смог найти в своём арсенале, а некоторые пришлось заказать. На нижеследующих фото будет показано, для чего всё это понадобилось.
Моя основная профессия - web-дизайнер, и даже свои поделки иногда сравниваю с версткой шаблона для сайта )). Вот и сейчас я разрабатываю своего рода пользовательский интерфейс, или фронтенд. У меня уже готов контент (основной корпус часов), сайдбары (боковые стойки) и футер (фрезерованная подставка). Осталось "сверстать" хедер - верхушку корпуса :) Её буду делать из натурального красного дерева.
Посередине на самой верхушке будет пристроен ещё один фигурный элемент из латуни, но пока ещё я не нашёл подходящего.
По сути, основная и самая трудная техническая часть проекта выполнена, пора переходить к заключительному этапу - внешней отделке. Для меня это сравнимо с написанием css-кода, чтобы интерфейс выглядел более эстетично. Чертовски люблю писать стили оформления и наблюдать, как из ничего рождается нечто ))
В первую очередь нужно обработать тонирующим маслом берёзовый корпус и подставку из бука. Чтобы всё было в одном стиле, тонировать буду под красное дерево. Понимаю, что вряд ли удастся добиться точно такого же оттенка, как у верхушки из реального красного дерева, но постараюсь сделать похожий, насколько возможно.
Вот так проходил процесс обработки подставки льняным тонирующим маслом:
Цвет тонировки меня, в принципе, устраивает. Но теперь мне кажется, что-то не так с "шапкой". На мой взгляд, такая "шапка" смотрится слишком примитивно и скудно, там явно чего-то не хватает, но у меня больше нет красного дерева. Попробую вырезать и добавить туда ещё один элемент из обычной древесины, а затем просто затонирую его под красное дерево. И вот что из этого вышло:
При разном освещении и цвет дерева выглядит по-разному, но главное - детали не сильно отличаются друг от друга по цвету при любом освещении.
Как всё это будет смотреться на корпусе часов - мы увидим чуть позже, потому что корпус в данный момент занят другим процессом. Я решил дополнить его дизайн небольшой инкрустацией. Выпилил из латуни пару несложных орнаментов и врезал их в древесину. После этого корпус также был затонирован под красное дерево.
Между тем я раздобыл ещё кое-какую латунную фурнитуру для боковых стоек и верхушки часов. Пока сохнет подставка и корпус, можно собрать навершие из латунной мебельной ручки и другой фурнитуры. Ручку пришлось распилить, чтобы немного укоротить и сделать поверхность плоской. В сборе смотрится вроде норм, но если потом придумаю что-то лучше - непременно переделаю :).
Ну а теперь соберём весь корпус воедино. Работа практически завершена, осталось лишь реализовать ещё несколько дизайнерских доработок, которые либо всё испортят, либо доведут проект до совершенства - это типа А/Б теста у web-разработчиков )).
Как вы уже, наверное, догадались, лицевая панель этих часов не будет вот так просто оставлена пустой. Туда напрашивается какой-то декоративный элемент, что-то вроде монограммы или герба, и я даже уже подобрал подходящий бронзовый герб, только его нужно немного доработать.
Для начала выпиливаю из латуни пару баннерных лент, на которых методом травления добавляю девиз на латыни. Вот вкратце процесс и результат:
Теперь модифицируем сам герб. Мне не нравится щит с этой заезженной геральдической лилией ⚜, отпиливаю его и делаю свой щит из дерева амарант, врезав в него свою монограмму.
Детали этой композиции я решил закрепить с помощью эпоксидки на отдельной плашке из красного дерева, и уже потом всё это будет прикручиваться к лицевой панели часов парой винтиков. Результат вы увидите в конце поста на заключительных фотках.
Мой мега-длиннопост близится к пределу допустимого количества контента, поэтому пора закругляться :) Уделю лишь ещё немного внимания процессу изготовления заводного ключа и задней крышки механизма. Ключ сделал из куска толстой (4 мм) латуни, крышку - из деревянного кольца, к которому прикрутил круглую латунную пластину. Крышка прикручивается не к корпусу, а к самому механизму двумя длинными винтами, плотно прижимаясь к корпусу.
Ну вот, теперь готов и "бэкенд" :) Допиливаю оставленные напоследок дизайнерские фишки: прикручиваю к лицевой панели плашку с гербом, верхушку украшаю несколькими латунными филигранями, а к подставке приделываю декоративные ножки (когда-то предназначались для шкатулки). Наконец, печатаю в цвете более подходящий циферблат. И на этом мой проект можно с уверенностью считать завершённым.
Не знаю, насколько удалось мне выдержать дизайн этих часов в стиле ампир, но когда показал жене законченный вариант, она улыбнулась: "Ты что, их из Хогвардса свиснул чтоль?". И если у неё возникла такая ассоциация - значит желаемый результат достигнут, потому что английская готика мне тоже по душе :) В любом случае, я получил массу творческого удовольствия от всей этой работы.
Огромное спасибо всем, кто осилил мой мегапост до конца! До скорой встречи на Пикабу!
Всем добра!
Рукодельники
45.3K постов55.9K подписчиков
Правила сообщества
В сообществе запрещена торговля, обсуждение цен, ссылки на страницы с продажами, контакты автора в комментариях. Обязательна информация о материалах и инструментах в текстовом виде.
0. Соблюдайте основные правила Пикабу.
1. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно.
2. В публикациях используйте четкие и красивые фотографии.
3. Автор поста с тегом [моё] может оставить ссылку на свой профиль, группу или канал на других источниках, при условии, что ссылки (активные и не активные) не ведут на прямые продажи. Допускается не больше четырёх ссылок и только в конце поста (п. 8.5 основных правил).
Запрещены:
-ссылки рекламного характера/спам;
-ссылки, ведущие на магазины с указанием стоимости товара/услуги;
-ссылки, ведущие на призывы, покупки, продажи, подписки, репосты, голосование и тому подобное.
(нарушение основных правил сайта, п.8.1 и п. 8.2).
При переходе по ссылке запрещено наличие активных (кликабельных) ссылок, ведущих на вышеперечисленное в п.3, содержание таких ключевых слов как «товар», «услуга», «купить», «продам», «в наличии», «под заказ» и т.п.
3.1 Размещение контактов автора (самим автором или другими пользователями) в комментариях запрещено и подлежит удалению (п. 9.1 и 9.3 основных правил).
4. Обязательным для авторов является наличие технических характеристик изделия в публикациях (материалы, техники, авторские приемы, размеры, времязатраты и прочее) в текстовом виде.
Также помечайте свою работу тегом «Рукоделие с процессом» или «Рукоделие без процесса».
5. Пост-видео, пост-фото без текстового описания переносится в общую ленту. Даже если в видео показан подробный процесс изготовления, делайте краткое описание для тех, у кого нет возможности/желания смотреть видео.
Администрация оставляет за собой право решать, насколько описание соответствует п. 5.
6. Посты с нарушениями без предупреждения переносятся в общую ленту.
За неоднократные нарушения автор получает бан.
Автор может размещать новую публикацию в сообществе, не допуская полученных ранее замечаний.