Групповая динамика по Грэйвзу-Беку-Ковану

Групповая динамика по Грэйвзу-Беку-Ковану Бермант-полякова, Мысли, The Long Read, Психология, Длиннопост

Идеи групповой динамики У. Биона были сформулированы им в 1950-е годы в Британии, в Тавистокской клинике, где работали психоаналитики. Биону удалось нащупать структурное соотношение, которое верно для любой группы людей, любого рабочего коллектива или семьи.


Итак, по Биону (1897-1979) - какими бы ни были декларации о целях нахождения в группе, кто-то в ней работает на результат, а кто-то - на удовольствие от процесса. Причём удовольствия эти могут быть в получении чего-то от ведущих (группа зависимости), спорах с ведущими (группа бегства и борьбы) или отстранённости от всего и всех в своём мире на пару с верным союзником (группа пэаринга).


В те же 1950-е годы на североамериканском континенте было сформулировано динамическое соотношение, то есть каким закономерностям подчиняется процесс изменения структуры. Сделал это американский психолог, профессор, преподававший психологию всю жизнь, Клер Уильям Грэйвз (1914-1986). Его теории и модели называются Gravesian theories and models, и были неизвестны широкой публике, пока их не стали популяризовать Бек и Кован. Потом к Ковану присоединилась партнёр Наташа, и предприятие стало сугубо коммерческим https://spiraldynamics.org/people/about-us/, правда про труды Clare W. Graves они обязательно упоминают в первую очередь.


Дон Эдвард Бек (Don Edward Beck) родился в 1937 году. Он преподаватель, политолог (работал с Нельсоном Манделой) и теоретик в сфере социальной, эволюционной и организационной психологии. Предмет его исследования - социокультурные системы. Его соавтор Крис Кован (Chris Cowan) указывается как партнёр, годы его жизни 1946-2015. По образованию он логопед, работал в системе школ, социальных служб, муниципальной службы консультирования, а потом в сфере медиа консультирования и бизнес-консультирования. В 1996 году (автор теории десять лет как лежал в могиле) Кован в соавторстве с психологом Беком написали книгу, где переложили идеи Грейвса применительно к корпоративной культуре и конкретизировали философствования.


Она издана по-русски, Бек Д., Кован К. Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями. – М.: Бест Бизнес Букс, 2010.


Вкратце теория состоит в следующем. Люди в организации имеют групповое сознание. Оно разное в разных группах. Отличия эти заметны, если обращать внимание на ценности группы в данной момент. Стадии сменяют друг друга, нельзя "перепрыгнуть" через стадию в развитии. Стадии организационной культуры он представляет в виде спирали, крайними точками которой являются культура выживания и культура синтеза.


Применительно к российскому бизнесу и госкорпорациям о ней рассказывает М. Розин здесь http://www.ecopsy.ru/publikatsii/puteshestvie-po-spirali.htm...


Очень неконструктивна и конфликтогенна любая конструкция, где наверху, на уровне руководства, сознанием владеет более низкая культура, чем внизу, на уровне сотрудников (по спирали вверх стадии выживание, принадлежность, сила, правила, успех, согласие, синтез).

В нижней части спирали расположена Культура выживания, - пишет Марк Розин. Это абсолютно индивидуалистическая культура, где каждый озабочен избеганием опасностей и удовлетворением своих сиюминутных потребностей, а какие-либо альянсы возникают ситуативно и рассыпаются, как только нужда в них отпадает. Такую культуру можно наблюдать на приисках или в осаждённых городах. Она несовместима с самой идеей организации, поэтому эволюция компаний начинается ступенькой выше. В крайних случаях корпоративная культура может деградировать до культуры выживания – тогда ценности организации теряют для людей всякий смысл, сотрудники озабочены исключительно собственными интересами и практически не ассоциируют себя с компанией. Фактически это означает организационную смерть.



В жизни организации (то есть когда люди уже собрались в группу), когда уровень выживания пройден, и группа как "мы" родилась, складывается в первую очередь Культура принадлежности, где человеку очень важно чувствовать себя частью команды, а люди идут на работу как во "вторую семью" отличает то, что это очень командная культура: её важнейшими ценностями являются ощущение принадлежности к коллективу (отсюда название) и преданность команде. Она в большой степени опирается на потребность человека быть частью какого-либо сообщества.


На смену культуре принадлежности приходит культ сильных индивидуальностей, делящих власть между собой, – Культура силы. Культура силы характеризуется избытком (и даже порой переизбытком) лидерства. Лидеры, вышедшие на передний край во время кризиса культуры принадлежности, жестко конкурируют между собой, порой пренебрегая правилами и приличиями. Каждый из них стремится выстроить автономию и тем самым отгородиться от других, создав собственную зону влияния. В компании возникает культ силы, нарастает агрессивность.


По мере развития компании приходит к своему упадку и эта культура, - утверждает Розин. Источником кризиса служит беспрестанная война удельных княжеств между собой – борьба без правил, которая начинает съедать энергию компании, ослабляя её перед внешними конкурентами. Нарастающая неконструктивность и усталость от непрерывных боевых действий вызывает у людей (и прежде всего у самих лидеров) желание договориться и начать играть по единым правилам. На смену силе приходит культура правил. Системность, логичность, организованность, закон и право сменяют ценности власти, автономии, силы.


С переходом компании к культуре правил возникают два новых и важных явления. Первое: лидер перестает располагать неограниченной властью. Теперь он, как и все прочие, подчиняется правилам, - отмечает Розин. Это знаменует собой переход от абсолютного лидерства к менеджменту. Второе тесно связано с первым: наступает эпоха регулярного менеджмента. Если две предыдущие культуры (культура принадлежности и культура силы) подразумевали ручное управление, то теперь компания впервые в своей истории может управляться без прямого вмешательства лидера, с помощью регламентов и процедур.

Кризис Культуры правил связан с ее недостаточной ориентацией на результат. Всё чаще возникает ощущение, что пока компания вязнет в бумагах и бюрократии, более гибкие, динамичные, активные, агрессивные конкуренты снимают сливки с рынка.


Возникает Культура успеха. Она отличается высокой соревновательностью, конкуренцией – но эта конкуренция имеет совершенно иную природу по сравнению с культурой силы: там шла война, здесь – олимпиада.


Культура успеха – первая культура, которая довольно легко масштабируется, - пишет Розин. Если все предыдущие культуры с ростом компании неизбежно оказываются в кризисе, то с культурой успеха этого не происходит. Успех устроен таким образом, что не разрывает связи между разными успешными частями компании вне зависимости от ее размеров. Тем не менее и у культуры успеха есть свое узкое место: погоня за быстрым результатом приводит к тому, что "ремонт" процессов всегда переносится в неопределенное "потом", долгосрочные проблемы игнорируются – и в итоге сегодняшний успех может подорвать успех завтрашний.


Ещё одна причина кризиса тесно связана с человеческим фактором: в постоянной гонке за достижениями люди могут эмоционально выгорать. Чрезмерная концентрация на рекордах приводит к фрустрации при любом исходе: если ты достиг выдающейся цели, ты чувствуешь опустошённость; если не достиг и понимаешь, что уже не сумеешь, – испытываешь разочарование. Кроме того, этой культуре присущ недостаток теплоты в человеческих отношениях, а её индивидуалистический характер затрудняет командную работу. Рано или поздно люди устают от олимпиады, у них появляется желание остановиться и без спешки оглядеться вокруг, - подводит итог Розин. Зарождается культура согласия.


Ключевыми ценностями культуры согласия являются диалог и поиск. Носители этой культуры знают, что все люди разные, но не просто мирятся с этим, а видят в различиях самый ценный ресурс. Они понимают, насколько важно иметь разные подходы к решению задачи, разные точки зрения, уникальные идеи – неважно, дадут ли они результат прямо сейчас или могут оказаться полезны лишь в будущем. Задача, которую они ставят перед собой, не сводится к победе в олимпиаде – они стремятся заложить основу для долгосрочного развития компании. Ради этого они готовы пожертвовать сиюминутным успехом, быстрым результатом. Культура согласия – это культура мозговых штурмов, дискуссий, творчества и коллегиальных решений.


В целом для России (исключая Москву и Санкт-Петербург) характерными являются культуры правил, силы и принадлежности, причем культура силы преобладает с большим отрывом, - признаёт Марк Розин. Для сравнения, американские компании чаще всего находятся в культуре успеха (и стараются сформировать ее в своих отделениях здесь), а культуру согласия можно наблюдать в основном у европейских компаний.


Не станем забывать, что речь идёт о группах людей, которые собрались вместе для ясной и однозначной цели - получать прибыль и зарабатывать деньги. Если организация убыточна, она распускается, никто не ходит на работу годами, просто чтобы пообщаться с другими людьми.


Нас, конечно же, будет интересовать вопрос, что происходит с группами, которые собираются вместе не для денег. Но сначала немного фактов из истории и новейшей истории:


Информационный поток

Книжное собрание вошло в жизнь нации в начале XVIII века. По примеру царя, частные библиотеки стали появляться в домах дворян и стали массовым явлением.


Тогда же печатная информация стала из событийного явления (отправка гонца и прибытие гонца с новыми сведения) потоком информации. Новости из разных мест для всех, формат журнала и газеты, пришёл в Россию в 1703 году. Первой российской газетой были "Ведомости".


Сто лет спустя информацию научились передавать по телеграфу. Развитие этой технологии сначала было в руках энтузиастов, потом военного ведомства, и за десятилетия не стало массовым. Во второй половине XIX века, с развитием линий железных дорог, возникла необходимость в быстрой передаче информации. В 1850-х годах электрический телеграф соединил Санкт-Петербург с Москвой, Варшавой, Киевом, Одессой, Гельсингфорсом, Ригой. Государственное предприятие в 1854 году было открыто для коммерческих надобностей, через год частные телеграммы составляли 62% отправленных телеграмм, то есть пошли потоком. В 1860-х годах телеграфные линии и связь "по проволоке" охватили всю империю и пришли в каждый губернский город. Телеграфист – айтишник наших времён – был передовым человеком, он управлял аппаратом, по которому к людям приходили новости.


Прошло двести лет, и вместо бумажных страниц распространителем потока информации стали радиоволны.

Национальное радиовещание началось в ХХ веке, точнее, в 1924 году. Оно представляло собой радиоверсию ряда газет. Поток информации транслировался через уличные репродукторы. Памятник одному из них установлен в Санкт-Петербурге: в годы блокады радио организовывало повседневную жизнь ленинградцев. Репродуктор на столбе это ментефакт русской культуры, неразрывно связанный с военными сводками "От советского информбюро". Поскольку выключить репродуктор на столбе и не слышать радио гражданам не дано, можно сказать, что поток информации в советское время был всеобъемлющим.

Тогда же в 1930-е годы появилось телевизионное вещание. Оно стало массовым в конце 1950-х годов, когда были построены региональные телецентры и вещание центрального телевидения охватило всю страну.


В 1990-х годах в России появилась электронная почта, в 1990 году регистрируется домен .su, спустя четыре года официально регистрируется домен .ru. В ноябре 1994 года появляется библиотека Максима Мошкова, - собрание книг на русском языке в интернете, в 1998 году национальный бесплатный сервис почты по интернету mail.ru.

В 2008 году появился кириллический домен верхнего уровня .рф. В 2010 году заработали сайты президент.рф и правительство.рф и портал государственных услуг gosuslugi.ru - сервис госучреждений для граждан в интернете.


В 2011 году Россия заняла первое место по числу интернет-пользователей в Европе. В 2012 году интернет стал инструментом общественной жизни: все инициативы, набирающие сто тысяч авторизованных подписей в интернете, поступают на рассмотрение в законодательный орган страны, Государственную думу.


По данным на 2015 год, представленным Фондом общественного мнения http://fom.ru/SMI-i-internet/12369, число пользователей интернета в России неуклонно растёт. Доля активной аудитории – это выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки– летом 2015 года составляла в среднем 53% (62,0 млн человек). В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель составляет 75%, в городах-миллионниках 70%, в городах с населением меньше 100,000 человек 68%, а в сёлах 55%.


Управление информационным потоком стало возможным благодаря компьютеру и смартфону и в начале XXI века является, фактически, общественной нормой.


Как психолога, меня интересует вопрос, что происходит с группами в интернете? Какие процессы будут происходить в закрытой группе (куда нельзя вступить просто так), а какие в открытой группе (куда может вступить любой желающий)?


Здесь на Пикабу, - читатели знают мой авантюрный характер, - тоже есть сообщество "Психология", но организационно они на этапе золотого прииска :)) каждый сам ищет свой самородок и выживает, как умеет, преодолевая невзгоды минусов. 


Мыслями о том, какие групповые процессы вы наблюдаете в Живом Журнале, можно поделиться в комментариях.


Узнать больше об авторе поста

3
Автор поста оценил этот комментарий
Безобразие мы наблюдаем, полнейшее. В ЖЖ и не только. Как автор теории разбирается с флуктуациями? А то прямо пирамида Маслоу у него. И с точками принятия решения?
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Я популяризирую Спиральную Динамику на русскоязычном пространстве с 2006 года. Являюсь литературным редактором и переводчиком книги. Веду сообщества вконтакте и на facebook. Анатолий Баляев.
anatoly@balyaev.ru
http://spiraldynamics.ru/
Буду рад знакомству )
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

О!

А я давно вам советовал про эту теорию прочитать.

Вот тут она коротенько, по сути и с картинками. Всем рекомендую.

http://twidata.ru/spiral-dynamics/


Это пересказ одного известного в узких кругах путешественника и философа (по сути, а не по академическому образованию) сути вот этой книги:

https://www.livelib.ru/book/1000455840


Процитирую введение.

Теория Спиральной динамики взорвала мой мозг :). Это, пожалуй, самая элегантная модель человечества (от огромных масс до отдельных индивидуумов), которая удивительным образом объединяет множество теорий и классификаций. Очень простая и легко запоминающаяся — отлично подходящая для немедленного практического применения. Книга о Спиральной динамике — единственная на сегодняшний день на русском языке — однозначный mustread.

Я это еще называю "общей теорией всего". Ни много ни мало.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Я опять знаю, как это сказать иначе :))) Понятнно, что по сути своей научные труды в большинстве своём моей гипертимной части кажутся скучными, а шизоидной излишне пафосными на пустом месте. Как всяческие Каптиалы, Адамы Смиты и Государь. Читала, скрежеща зубами, и быстранько их выкинула из головы. Поэтому обдумывала я все эти моменты в обнимку с худлитом. Сюда шли Лем с Трурлем и Клапауцием, естественно Бредбери с Марсианскими хрониками, конечно Азимов с психоисторией. Но есть и два гораздо менее известных цикла, их авторы куда ближе ко мне по времени, и они потому продолжают давать мне некую надежду на новые мысли в ожидании каждой следующей книги. Это дайгеррианский цикл про Влада Талтоша от Стивена Браста и Гаррет Глена Кука. Такие правильные, абсолютно бессистемные и очень логичные, ровно для меня. Я затрудняюсь, как донести весь этот массив мыслей, применив к жж, например. Это ближе к биржевым сводкам по сути своей, а!!!! Я знаю, кто это дал в концентрированном виде. Это была книга про игру на бирже, одна из глав, про пророков волны. Сейчас, сейчас... Александр Элдер, основы биржевой торговли, глава 1.3 про гуру.Автор, кстати, прошел практику по психиатрии в крупном американском госпитале, и прочее. Вам его книжка может показаться занятной :)
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Про жж могу только сказать, что его покидают из-за доминирующей культуры успеха. А остаются в жж люди с более долгосрочными целями. Интересно, что делает руководство жж, чтобы ресурс не покидали. Кто-то сравнил жж с Пушкинской площадью в Москве.
Про процессы групповые пока затрудняюсь написать.
раскрыть ветку