Что такое Хогвартс на самом деле?
Сегодня немного о мире Дж. К. Роулинг и её Школе Чародейства и Волшебства.
Хогварст – мрачный волшебный замок, где среди оксфордских коридоров и живых картин прячутся неизлечимые болезни общества.
Какие секреты таит в своих стенах замок? (конечно помимо Выручай-комнаты, Василиска, потайных коридоров и призраков) И так ли оригинальна сама идея школы для волшебников?
Ещё в далёких 1970-х вся Британия зачитывалась книжками Джилл Мёрфи – «Самая плохая ведьма». Детская писательница поведала миру о приключениях ведьмочки Милдред в школе для волшебников. А что ещё было в далёких 70-х? На эти годы пришлось детство Роулинг (она родилась в 1965). Возможно ли, что, будучи ребёнком, она не читала книг Мёрфи? Возможно. Да только в «Самой плохой ведьме» есть даже прообраз квиддича – соревнования по полётам на мётлах.
И всё же вселенная Роулинг куда интересней и шире. Изначально весь мир Гарри Поттера разделён надвое – не волшебников (магглов) и волшебников. Зачем? Люди часто в обществе чувствуют себя одинокими – не заладилось с одноклассниками, одногруппниками, коллегами. Быть вне коллектива порой очень тяжело. Особенно в детстве. И тогда всё раскалывается на две части: «ты» и «они». Но о чём говорит в своих книгах Роулинг? Быть не таким, как «они» вовсе не плохо. Просто «ты» другой. И таких как «ты» в мире меньше, отсюда и это одиночество. Но оно временно, тебе лишь нужно найти таких же «волшебников».
Это верно лишь отчасти – если смотреть на вселенную Гарри Поттера с одной стороны. Но есть и другая.
Отправившись в Хогвартс, читатель внезапно понимает, что волшебный мир Роулинг – это мир-перевёртыш. Только что казавшийся лекарством от социального разделения, на деле Хогвартс ничто иное как его искажённое проявление. Магическая школа, спрятанная далеко в Шотландии, куда могут попасть только волшебники, только избранные. И в мире их совсем мало. В основном волшебники чистокровные или «полукровки», и кто-то из их родителей тоже учился в Хогвартсе. В школе есть ещё конечно и «магглорождённые», но их можно по пальцам пересчитать, да и брать их начали не так давно.
Говорят, что Роулинг вдохновлялась закрытыми школами для мальчиков конца XIX – начала XX века. И всё же Хогвартс больше похож на кое-что другое. Монолитные, старинные университеты, известные на весь мир качеством своего образования, дороговизной и сложностью поступления: Оксфорд, Кембридж, Принстон, Йель, Гарвард, Стэнфорд – многие взращивали в своих стенах целые династии. И как же сложно и дорого туда попасть, и как же часто их выпускники становились не последними людьми в политике, науке, искусстве. Как распространены в них «клубы по интересам» – закрытые общества, стать членом которых значит стать в будущем членом мировой элиты.
И всё же и простым смертным порой открывается дорога в «Лигу Плюща» и подобное ей. Коли нет столько денег, можно попробовать получить стипендию. Только это для исключительно одарённых – ведь стипендий совсем мало. Да и не особо этих «грязнокровок» жалуют сокурсники – в элитные клубы едва ли получится попасть.
Давно ли и главное зачем самые недоступные и дорогие университеты мира открыли свои двери для обычных, пусть и очень умных, людей? Не так уж и давно. Просто, как и в случае с волшебниками, мировой элите нужна «свежая кровь». Ведь дети и внуки умников не всегда тоже умники.
Конечно, элитные учебные заведения двадцать лет назад и сейчас – это разные вещи. Да только смысл не сильно изменился. "Обычных" людей в них стало пусть больше, но в круги «элиты» попасть всё так же сложно.
Так какой же главный секрет Хогвартса? Убегая от реальности, он мягко погружает читателя в одну очевидную, но незаметную тайную слабость человечества – социальное неравенство. И оно тебе на руку, если ты «чистокровный» или тебе посчастливилось быть «магглорождённым». И оно тебя губит, если ты «не волшебник», обычный человек – большинство.
Ведь помните седьмую книгу? Когда в магическом мире случаются конфликты, магглы гибнут, даже не осознав от чего.
P. s. А что думаете вы? Гарри Поттер - просто детская книжка или что-то большее?

Ну, говоря об источниках, от которых отталкивалось воображение мамы Джоан, начать следует, безусловно, с фильма "Молодой Шерлок Холмс" 1985 года...
Сценарий к которому по очень отдалённым мотивам рассказов Конан-Дойля, написал, кстати, тот же Крис Коламбус, который много позже неслабо отметился в фильмах - экранизациях Поттерианы.
Загадочные и страшные события на тёмных английских улицах и в мрачной частной школе, её гулких коридорах и библиотеке... и которые часто кажутся волшебством... троица друзей - девочка и два юноши, один из которых всё время носит замечательные круглые очки, а между вторым и девушкой назревают отношения... противостояние детей-подростков с тайной злодейской организацией взрослых... настоящие убийства, дуэли и сцены на кладбище... огромные секретные подземные сооружения, напоминающие языческие храмы, со скульптурными мордами животных... и как вишенка на торте - открытый зловредный антагонист троицы, из числа учеников... Мальчик - блондин с чёлкой, зовут которого...
Нет. Но имя всё равно знакомо... его зовут Дадли.
История Гарри Поттера это гораздо больше, чем просто детская книга. Я мог-бы много чего мог по этому поводу сказать, но, видимо, мне пора в лигу лени. Скажу только что мораль в этой истории настолько глубока, что извлечь урок получается не к каждого взрослого. Здесь отдельный привет тем, кто считает Северуса злодеем и т.п. Уроков, которые дает этот волшебный мир, хватит на целую жизнь.
Каждый может найти в книгах о Гарри Поттере что-то свое. Я, к примеру, нахожу в них вдохновение и вместе с женой строю у себя дома Косую Аллею.
Мальчик, 33 годика.
> В школе есть ещё конечно и «магглорождённые», но их можно по пальцам пересчитать, да и брать их начали не так давно.
Что, простите? Во второй книжке прямо говориться, что только один из основателей Хогвартса начал выступать против приёма в школу маглорождённых, из чего довольно легко сделать вывод, что с момента основания брали всех с магическими способностям
Джоан Роулинг создала сказку. Просто сказку. Стоит хоть немного углубиться в причины тех или иных событий, в мотивы различных персонажей, как начинается пиздец.
Дамблдор. По словам Роулинг эдакий Гендальф мира Поттера, добрейшая душа, адово магучий маг, один из умнейших людей последнего столетия, который тоже совершает ошибки. Вопросов к этому персонажу хуева туча. И если все нестыковки собрать, натянуть сову на глобус то Дамблдор станет абсолютом зла, величайшим ситхом, тихо правящим из тени. Не кажется что это признак того что Роулинг всего лишь писала сказку, в которой не осилила полностью прописать персонажей?
Какой тайный смысл вы там пытаетесь углядеть? Нет там ничего. Только обычная сказочная мораль призванная немного подготовить детей к взрослому миру.
Снейп... Кусок говна в абсолюте, с зачатками совести. Вот объяснит мне кто КАК? Как можно мешать с говном мелкого задрота, глисту которая у нормального человека не может вызвать ничего кроме жалости?
Да очень просто. Роулинг не задумывалась о том что будет дальше. Ей нужен был источник ненависти для читателя, она его и создала. А то что в итоге всё свелось к этой идиотской фразе про вечную любофф... Выглядит дико противоречиво.
Не стоит превозносить Роулинг как автора. Она просто удачно попала со своей первой книгой про мальчика который внезапно не помер. Вспомнить хотя бы откровенный высер с проклятым дитя. Или те же фантастические твари? Да в тварях чётко просматриваются исконно голливудские штампы, явно указывающие на своё литературно-негроидное происхождение.
Роулинг, стала брендом. Как и Гарри Поттер.
Ради всего святого, не ищите в сказке, реально хорошей сказке, глубинные смыслы.
Нет там ничего.
Как показывает практика, чем более дырявый оригинал, тем более развернута фанатская деятельность. Сколько фанатских произведений по Поттеру, и сколько подобного у проработанных до идеала властелина колец либо песни льда и пламени.
Гарри Поттер всего лишь детская сказка. Хорошая, и правильная сказка.
Все куда хуже...