Чему меня научили лошади?
1) Если ругаешься или наказываешь – старайся делать это без злости.
Только тогда появится эффект. А иначе животное или ребенок услышит от тебя лишь агрессию и обидится. По возможности еще и отомстит потом.
2) За подарки мил не будешь.
Как бы ты не засыпал человека подарками, вкусностями, обнимашками – это еще не значит, что вы будете друзьями. На одних поощрениях отношения не строятся. А воспитание – тем более.
3) Авансом работа не идет.
Уж лучше поощрять или благодарить в конце работы. Или непосредственно за положительный результат. Закармливать коня сахаром в надежде, что он будет сегодня лапушкой – это все равно, что заранее поставить ребенку пятерку в дневник перед началом урока. Зачем после этого еще сорок минут стараться? Оценка ведь уже есть.
4) Уговаривать и молить – это далеко не самый эффективный способ воздействия.
А зачастую – и самый провальный. Хотя все зависит от точки зрения. Если уговаривать коня словами (то есть человеческим языком) – то, скорее всего, вы схлопочете, его неуважение. Он поймет, что иных средств давления у вас нет – поэтому идите лесом. А вот если уговаривать коня жестами и действиями (то есть его языком) – тогда в некоторых случаях с некоторыми особями этот способ может быть полезным.
В случае с людьми – все сложнее. Уговоры и мольбы прокатывают только первые несколько раз. Но если вы родитель или учитель – дети сядут вам на шею. Нельзя договариваться только одним этим способом.
5) Быть требовательным – не значит быть жестоким.
Когда-то я ставила знак «равно» между этими высказываниями. Боялась, лишний раз, отстоять свою точку зрения. Боялась наказать, поругать или поставить зазнайку на место. Потому что думала, что это проявление жестокости. Ущемление чужих прав. Уничтожение чьей-то индивидуальности…
Не настолько все трагично. Требовательность в животном мире – это естественная черта, запечатленная в инстинктах. В общении друг с другом животные проявляют ее. Поэтому они вполне адекватно реагируют на человека, требовательного в своих просьбах. Могут, правда, проверить пару раз на вшивость – но это отнюдь не проявление страданий.
А для детей до определенного возраста – это и вовсе жизненный ориентир. Если взрослый требователен в чем-то – значит так думать и поступать правильно. И даже если ребенок всеми силами доказывает вам обратнее – это обыкновенная вредность. В подсознании уже осядет та форма поведения, которую вы взрослые требуете.
Дело в том, что я уже три месяца как не ходила на конюшню. Такое ощущение, будто вся моя конная жизнь прошла когда-то давно и больше никогда не вернется. И неизвестно, как скоро я смогу возвратиться к своему хобби.
На замену ему пришла интересная работа репетитором. Плюс у меня растет непоседливый мелкий племянник, на которого тоже частенько приходится влиять. И так я стала замечать, что очень многие приемы и взгляды на воспитание, полученные на конюшне, прекрасно подходят для работы с детьми.
А иногда и в общении со взрослыми я стала находить много общего с общением с животными. В общем, делюсь с вами своими наблюдениями. Они достаточно размытые, но в вопросах воспитания и социализации сложно все загнать в какие-то четкие рамки, поскольку жизнь полна спонтанных непредсказуемых ситуаций и людей.
Всем спасибо за внимание.
Ну как бы я знаю эти тезисы... от моего любимого Уэлча (фанатка, да).
Причем тут лошади?:)
Золотые слова. Жаль, что сам к такому пришёл.
1) Если ругаешься или наказываешь – старайся делать это без злости.
Ну у меня проблема была в отсутствии вообще какого-либо наказания, за что испытал на себе все капризы по полной программе.
2) За подарки мил не будешь.
О да... Раньше я пытался всего добиваться исключительно лаской, но эффект почему-то был обратный - как по цепочке: лёгкая лень, стойкая лень, непослушание, дерзкое неповиновение, издевательства, травмоопасные издевательства... Но никакой злости не должно быть, надо много, очень много, работать с лошадью, причём со знающими людьми. И будет всё хоккей.
3) Авансом работа не идет.
Это точно. Но просто когда любимая лошадка так смотрит глазами, так голову наклонит, как начнёт просить (не знаю, как словами это правильно называется, ну звуки такие начинает издавать, вот нечто вроде того, как человек хочет горло подготовить к чему-то, перед речью или когда поперхнулся, ну вот это вот, блин, должно же быть слово для этого) - никаких моих сил не хватит. Правда потом умиление сменяется праведным гневом, отдачи-то никакой нет, мы же только жрать горазды, а с места нас не сдвинуть же...
4) Уговаривать и молить – это далеко не самый эффективный способ воздействия.
Ещё как эффективный, только эффект обратный. Кстати, в моём случае, по нарастающей шло - сначала переговоры, потом пинки, потом "последний аргумент", потом вообще ничто. Очень трудно это выводится. И долго. И дорого, да, надо это в начале было поставить.
5) Быть требовательным – не значит быть жестоким.
Требования на грани невозможного - вот это жестокость. И отсутствие каких бы то ни было требований - тоже некая грань жестокости. Надо работать всё время с лошадью, отрабатывать норму, воспитывать (оказывается, постоянно). И будет всё хоккей.