Серия «Варварские королевства»

Вестготское королевство в Южной Галлии и Испании: возникновение, социальное устройство, система управления и падение

Авторы: Ляйсан Абунагимова, Руфина Бисинова и Даша Бабушкина.

Вестготское королевство в Южной Галлии и Испании: возникновение, социальное устройство, система управления и падение Вестготы, Королевство, Общество, Цивилизация, Испания, Галлия, Длиннопост

Возникновение.

В обстановке развала рабовладельческого государства Римской империи, в условия массовых восстаний со второй половины IV в. начинается массовое вторжение варварских племен в Западную Европу. Они оказались сначала в южной Галлии, а оттуда перебрались и на Пиренейский полуостров.

Эти первые варвары, вступившие на испанскую почву в 409 г., прошли по всему полуострову, производя страшные опустошения, и распределили между собою территорию по жребию. Ни местное население, ни римские легионы не оказали пришельцам упорного сопротивления: утверждение их в Испании еще не означало захвата всей территории. Формально здесь сохранялась еще связь с Римом, но фактически она ни в чем не ощущалась.

Казалось, что очень скоро вестготы уничтожат или вытеснят из Испании всех других варваров. Но римляне решили иначе. Они никак не хотели, чтобы окончательная победа досталась вестготам. И в 418 г. по приказу Констанция те не только прекратили военные действия в Испании, но и покинули эту страну. А за это они в качестве федератов получали земли в южногалльской провинции а также в нескольких смежных с ней городах (civitates), включая Тулузу. Каковы были дальнейшие планы вестготов в Испании, неизвестно. Во всяком случае ни о каком желании вестготов покинуть эту страну сведений нет. Наоборот, все, что известно об этом событии, говорит о подчинении римскому приказу. Вестготы снова перешли Пиренеи и обосновались на юго-западе Галлии. Своей столицей вестготский король избрал Тулузу. Так возникло Тулузское королевство вестготов.

Таким образом, вестготы к середине V в. фактически овладели Испанией. Испано-романская знать оказывала упорное сопротивление натискам германцев. В 50-х годах V в. вестготы пытаются прочно овладеть полуостровом уже не во имя империи, а в свою собственную пользу. Но обстановка, в которой им приходилось действовать, была настолько сложной, что в зависимости от обстоятельств они то выступали в союзе с испанско-романской знатью против свевов, то наоборот.

Теодорих (454 - 467 г.г.) и был основателем вестготского могущества. В Испании сложная и запутанная борьба, продолжалась и при следующем, короле Эйрихе (467 - 485 г.г.), который убил своего брата, Теодориха и сам занял его место.

Продолжая политику своих предшественников, Эйрих много воевал, расширяя подвластную ему территорию в различных направлениях. В конце концов под его властью оказалась Южная Галлия и большая часть Испании, где лишь на северо-западе еще оставалось королевство свевов. В 475 г. предпоследний император Западной Римской империи Юлий Непот признал суверенитет Эйриха над всеми этими землями. Теперь уже не только фактически, но и юридически вестготский король становится монархом (dominus) живших в Галлии и Испании римлян. Вестготское королевство стало самым сильным и значительным варварским государством этого времени. Эйрих умер собственной смертью в 485 г., и ему без всяких осложнений наследовал его сын Аларих II.

Большая часть Тарраконской Испании и прилегающие к ней области находились под властью вестготов. Зато северные горцы фактически не подчинялись никому. На северо-западе, в Галлеции, сохранялось Свевское королевство. Возможно, в его состав входила и северная часть Лузитании. Сложнее обстояло дело на юге. Вполне возможно, что Бетика номинально признавала власть вестготского короля, но на деле она была полностью независима. Таким образом, можно считать, что не вся Испания, но все же ее большая часть находилась под прямым управлением вестготов.

Социальное устройство.

В церковных и светских юридических источниках VII века в роли конститутивных элементов государства постоянно фигурируют три понятия: народ (gens), отечество (patria) и король. Термин "народ" стал обозначать вместо племени вестготов все население Испании. А термин "отечество" означал не только территорию государства. Король обладал практически неограниченной властью. Ему принадлежало право издавать законы, руководствуясь своей волей. Чтобы обезопасить себя от растущей королевской власти, церковь попыталась ограничить правителя моральными рамками. "Король занимает свое положение на основании права, а не на основании своей личности" - так постановил Восьмой Толедский собор в 653 г. Исключение из общей системы администрации составляло финансовое ведомство. Здесь особенно сильно действовали римские образцы. Третий Толедский собор с одобрения Реккареда постановил, что фискальные чиновники должны являться на ежегодно проводимые поместные соборы, "чтобы они могли узнать, что они должны поступать с подданными кротко и справедливо и не обременять чрезмерными налогами ни свободных, ни фискальных рабов". На епископов была возложена задача контролировать фискальную администрацию.

Вестготское войско, в VI веке часто и успешно сражавшееся с франками, в VII веке утратило свою силу. Одной из причин этого можно считать длительный мирный период. Несмотря на обширную прибрежную линию, у вестготского государства не было блистательного флота. Как и у знати, у короля была своя дружина. Для королевской власти она, вероятно, была важнее войска. Дружинники были связаны с королем особой клятвой, возлагавшей на них обязательства, которые выходили за рамки обычной клятвы верности.

Королевские дружинники, как правило, получали земельные пожалования, за которые не должны были вносить регулярные выплаты. Земли выдавались на неопределенное время и в любой момент могли быть отозваны королем. Особая форма земельной ссуды, которую следует возводить к римскому праву, слилась в государстве вестготов с германским институтом дружины и переродилась в орудие королевской внутренней политики. В данном случае речь идет о прообразе феодализма, который, так и не достиг у вестготов своего полного развития. В VII веке усилились социальные различия. С одной стороны, имелся чрезвычайно богатый высший слой, а с другой стороны, росло число рабов и вольноотпущенников. Имущество высшего слоя состояло по большей части из земельных владений. В социальной структуре ступенькой ниже свободных стояли вольноотпущенники. Как по римскому, так и по германскому праву рабы, после того как они обретали свободу, не получали всех прав свободного человека. Такими правами могли пользоваться только их дети.

У вестготов вольноотпущенники были ближе к рабам, чем к свободным. Еще хуже, чем у вольноотпущенников, было положение рабов. Судя по всему, их численность была очень велика. Монастыри и кафедральные соборы, но прежде всего аристократия и король располагали огромными толпами рабов. В правовом отношении они отличались от вольноотпущенников прежде всего тем, что они, за незначительными исключениями, не могли выступать в суде. В случае правонарушения они, как правило, не привлекались к ответственности сами, но за них перед судом выступал их господин.

Социальное развитие в VII веке характеризуется возрастающей поляризацией. Экономическое и политическое могущество сконцентрировалось в руках все более сужающегося аристократического круга, в то время как количество простых свободных людей все уменьшалось, а число вольноотпущенников и рабов увеличивалось.

Города также не смогли породить социальный средний слой, который мог бы несколько сгладить эти резкие контрасты. Вестготские города были прямыми преемниками городов поздней античности. И здесь можно заметить очевидные признаки упадка. Городское самоуправление, осуществляющее городским советом, оказалось в критической ситуации, так как поддерживавший её городской средний класс, оказался под угрозой исчезновения. В VI веке уже были города без городских советов. Хотя остатки древнего городского среднего класса находились на пути к вымиранию, в то же время его место не спешила занять никакая новая социальная группа. Ремесленное производство - как и во времена античности - никоим образом не ограничивалось городскими пределами. Торговля находилась по большей части в руках евреев и восточных купцов, то есть двух социальных групп, представлявших собой периферию вестготского общества.

В целом значение городов не следует преувеличивать. Так как подавляющее большинство населения жило в деревнях, города не могли оказывать значительное влияние на общегосударственные социальные процессы.

Таким образом, существенная часть населения не была заинтересована в сохранении вестготской державы, так как это государство ничего не могло им предложить. Социальная напряженность сыграла свою немаловажную роль в падении вестготского королевства. Причины этих социальных процессов лежали, с одной стороны, в давнем усилении позиций аристократии у вестготов. С другой стороны, определенную ответственность следует возложить и на общественные отношения поздней античности, к которым приспособились вестготы. Ассимиляция в существенной степени облегчалась тем фактом, что в обеих этнических группах ведущую роль играла знать.

Заслугой вестготов остается и то, что они впервые в истории Пиренейского полуострова объединили его в единое самостоятельное государство. Историческое значение вестготской державы превосходит значение большинства других государств, образовавшихся в ходе Великого переселения народов.

Система управления.

В это время вестготское общество переживало ускоренный процесс формирования протогосударства. До середины V в. основную роль в управлении играли народные собрания. Во второй половине V в. усилилась королевская власть: короли присвоили право творить суд, издавать законы. Сложились особые отношения королей с военной знатью, которая постепенно перехватывала у народных собраний права избрания королей. Основой для закрепления власти знати стали земельные пожалования, производившиеся от имени короля. При короле Эйрихе у вестготов были изжиты важнейшие остатки военной демократии, издан свод законов (с использованием римского опыта), появились особые судьи и администраторы — комиты.

В начале VI в. вестготы были вытеснены из Южной Галлии франками (северной ветвью германцев) и образовали Толедское королевство (VI–VIII вв.) в Испании. Типично для варварского государства, Толедское королевство было внутренне слабо организованным, значение центральной власти было невелико. Территориально королевство подразделялось на общины (civitas), унаследованные от римских провинций, и на тысячи; все они сохраняли значительные права самоуправления. Государственность была представлена королевским дворцом, значение которого возросло к VI в., и собраниями знати, где решались основные государственно-политические дела.

Власть короля была выборной и неустойчивой. Только в конце VI в. одному из вестготских правителей удалось придать ей некоторую стабильность; на протяжении VI в. королей регулярно смещали, убивая. Королевский дворец (или двор) воплощал в себе единственное централизованное управительное начало, дворцовые службы с конца V в. стали приобретать значение общегосударственных. Низовую администрацию составляли разного рода чиновники, назначавшиеся и смещавшиеся королем; за свою службу они получали денежное жалованье. Особый статус был у тиуфада — военачальника вестготской «тысячи», который также судил готов (галло-римское население подчинялось своей юстиции).

Важнейшую роль в вестготском государстве играли собрания знати — гардинги. На них избирали королей, принимали законы, решали некоторые судебные дела. Гардинги собирались без определенной системы, но их согласие было необходимо для крупных политических решений. В VII в. наряду с ними важными в жизни королевства стали церковные Толедские соборы, где решались не только церковные, но и общегосударственные дела. Большая роль собраний военной, церковной и управленческой знати вестготов в государстве подразумевала возрастание ее позиций в социальном строе: уже с VI в. здесь формировалась иерархия земельной собственности, создавшая разные уровни социальной подчиненности и привилегированности.

Некоторые институты римской государственности на захваченных землях вестготы оставили в неприкосновенности: таможенные пошлины, монету, налоговую систему (поземельный налог и торговый сбор). Элементы предгосударственного строя германцев дольше других были сохранены в военной организации. Войско основывалось на территориальных ополчениях, которые собирались специальными управителями; оно имело право на часть военной добычи. Зародышем новой постоянной армии были гарнизоны, размещавшиеся в важных крепостях. С конца VII в. в войске появились черты, характерные для феодально-служилого строя: знать и крупные землевладельцы обязываются участвовать в походах со своими людьми. Эволюция вестготского государства в направлении новой государственности была прервана вторжением в Испанию арабов и завоеваниемими в VIII в. Толедского королевства.

Целям укрепления королевской власти служила и правовая система. В 654 г. Реккесвинт выпустил "Судебную книгу", в которую наряду с законами прежних королей вошли новые законы Хиндасвинта и Реккесвинта. Королевский эдикт об обнародовании "Судебной книги" запрещал использовать на суде другие юридические сборники. Тем самым было юридически утверждено равноправие римлян и вестготов, фактически существовавшее с давних пор. Создание единого государственного права во многом способствовало укреплению гражданского единства. Уравнение римлян и готов и их слияние по территориальному принципу получило с этой стороны важный импульс к дальнейшей эволюции. В результате вестготская держава обрела высокую степень "государственности".

В качестве исполнительных органов королевской власти наряду с церковью были администрация, войско и королевская дружина. В вестготской администрации римское наследие сохранилось более полно, чем где бы то ни было еще.

Большое значение придавали разделению частных владений правителя и государственной собственности. Во главе шести провинций королевства, территории которых соответствовали границам римских провинций, стояли герцоги (duces), выполнявшие преимущественно военные функции, но облеченные и гражданскими полномочиями. По причине такой полноты власти положение герцога в VII веке предоставляло хорошую отправную точку для достижения королевской короны

Падение.

19 июля 711 года состоялась битва при Гвадалете между армией Омейядов и войском вестготов, результатом которой стало падение Вестготсткого королевства и захват Пиренейского полуострова арабами. Так кончилась история одного из самых долговечных и устойчивых варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Летом 711 года арабы под предводительством Тарика ибн Зияда переправились через Гибралтарский пролив и пошли вперед, буквально сметая на своем пути гарнизоны и армии. Вестготы не смогли по-настоящему противостоять этой мощной неукротимой силе, воодушевляемой к тому же пламенной верой и жаждой распространения ислама.Последний король Родерих (годы правления 709-711), как и подобает настоящему германскому вождю, погиб в битве.

Арабы настолько превосходили местное население в силе и натиске, что полное завоевание полуострова было только делом времени. Конечно, вестготы сдались не сразу, они пытались бороться. До 714 года им даже удавалось удерживать земли на северо-востоке полуострова.
Хотя в 718 году аристократ Пелайо сумел вдохновить соплеменников на борьбу, поднял восстание и где-то между 721 и 725 годами (в хрониках эти даты указаны расплывчато) одержал серьезную победу в битве при Ковадонге. В результате на отвоеванных землях образовалось королевство Астурия, первым правителем которого и стал Пелайо.

Показать полностью 1

Бургундское королевство (413 - 534 гг.): возникновение, социальное устройство, система управления

Авторы: Анастасия Романихина, Анастасия Григорьева и еще 3 анонима.

Бургундское королевство (413 - 534 гг.): возникновение, социальное устройство, система управления Общество, Цивилизация, Бургундия, Королевство, Длиннопост

Возникновение.

Древнейшие поселения бургундов находились, по-видимому, в южной Норвегии. Примерно во II в. до н. э. племя направилось к югу, жило, вероятно, некоторое время на острове Борнхолм и затем в I или II в. н. э. оно поселилось в области между Средним Одером и Нижней Вислой. Около 200 г. (или в первой половине III в.) бургунды под давлением гепидов отступили к юго-западу и, пройдя Лаузиц и Гарц, достигли Верхнего Майна. Оттуда они предпринимали набеги на римскую территорию, при этом все время продвигаясь вниз по Майну. Бургунды оттеснили алеманнов к западу и юго-западу и в середине IV в. дошли до впадения Майна в Рейн. В 413 г. бургунды были признаны Западной Римской империей федератами и получили места для поселений в районе Вормса.

В это же время бургунды приняли христианство, но остается спорным, в форме ли арианства или католичества. Во всяком случае в их более поздних поселениях в Сабаудии они выступают как христиане арианского толка. В занятой бургундами области раньше жили вангионы, германское племя, получившее, по-видимому, в первые десятилетия I в. н. э. разрешение от Рима на поселение между Вормсом и Майнцем.

Это племя еще до переселения подверглось сильному кельтскому влиянию, а в последующие века было в значительной степени романизировано. Занятая бургундами область в Рейнланд-Пфальце политически принадлежала римской провинции Верхняя Германия, которая после административной реформы Диоклетиана стала называться Германия I. Центром провинции был Могунтиак (Майнц) - важный военный центр в системе защиты римских границ на Рейне. В III в. город был обнесен крепкой стеной, однако, несмотря на это, его в 368 г. разорили алеманны, а в 406 - 407 гг. опустошили аланы и свевы. До середины IV в. в Майнце стоял легион, а затем до начала V в. находился командир пограничного отряда. Ремесла и торговля Майнца в значительной степени быди направлены на удовлетворение потребностей гарнизона. В сельских местностях, господствовало типичное хозяйство римских вилл. Сельское хозяйство, скотоводство и ремесла снабжали своими продуктами в первую очередь пограничные войска в области Майнца, Альцея, Вормса, Крейцнаха и Бингена. Местное кузнечное ремесло процветало в районе Вормса и в бургундско-франкское время.

В 30-е годы V в. бургунды попытались проникнуть в провинцию Белгику, однако натолкнулись на энергичный отпор, оказанный им полководцем Западной Римской империи Аэцием. С помощью гуннских наемников он в двух битвах (435 и 436 гг.) разбил бургундов; в этих битвах была уничтожена значительная часть бургундского племени и убит король Гундахар с братьями. Гибель бургундов, населявших область Вормса, легла в основу созданной позже «Песни о Нибелунгах». Часть бургундов продолжала жить в поселениях на правом берегу Рейна. В 451 г. они были вынуждены последовать за королем гуннов Аттилой в его походе в Галлию.

Остатки бургундского племени, избежавшие уничтожения в 436 г., Аэций вновь разместил в качестве римских федератов в области Сабаудия. В этих районах ветречаются бургундские названия мест, в ходе археологических раскопок обнаружен ряд предметов, в первую очередь металлические украшения поясов, которые могли принадлежать бургундам. Новое поселение бургундов находилось в римской провинции Viennensis, в последующие десятилетия оно распространилось на часть провинции Maxima Sequanorum, Lugdunensis Prima, Narbonensis Prima и Narbonensis Secunda. Однако Прованс и тем самым доступ к Средиземному морю был для них закрыт. В занятых бургундами галло-римских городах царила оживленная ремесленная деятельность, не прекращалась также торговля с Провансом и Италией. Наряду с мелкими и средними виллами на городской территории, в сельских местностях существовало и крупное землевладение. Важнейшими городами были Лион и Женева.

В Сабаудии возникло Бургундское королевство. Сначала его столицей была Женева. После смерти Авита (456 г.) бургунды, воспользовавшись неустойчивостью сложившихся отношений, стали постепенно расширять свою территорию к югу, вниз по Роне. По договоренности с галло-римской сенаторской аристократией этой области они заняли часть провинции Лугдунензис и Максима Секванорум, в 457 г. захватили Лион. С вестготами их в этот период связывали дружеские отношения; в 456 — 457 гг. бургундские вспомогательные отряды сражаются на стороне вестготского короля Теодериха II со свевами в Испании. В 458 г. Лион был вновь взят западноримскими войсками под командованием императора Майориана, и городу пришлось уплатить большую дань, однако с 461 г. Лион окончательно перешел к бургундам и стал новой столицей королевства.

После убийства Майориана (461 г.) бургунды вновь воспользовались политической слабостью Рима и сумели распространиться дальше на юг. В 463 г. они уже в Ди, в 466 г. в Отене, а между 470 и 474 гг. они осели в Вьенне и в Вэзоне.

История государства.

После смерти Гундиоха Бургундское государство было разделено между его четырьмя сыновьями. Внутренняя борьба за престолонаследие сотрясала государство, пока на трон не вступил Гундобад, но Гундобад был изгнан своим дядей Хильперихом I из пределов государства и нашел приют в Западной империи. Его братья провели раздел страны где Гундобад стал при дворе Равенны преемником умершего в 472 г. высшего военачальника Западной Римской империи Рикимера.

После краткого царствования императора Олибрия, находившегося под влиянием вандальского короля Гейзериха, Бургундское королевство в течение некоторого времени определяло политику Западной Римской империи. После смерти Олибрия Гундобад посадил на императорский престол в Равенне Гликерия (473 – 474 гг.), который предоставил ему полную свободу действий. Гликерия сменил присланный из Византии император Юлий Непот (474 – 475 гг.), который отстранил Гундобада. Тогда тот вернулся на родину и вытеснил из Женевы Годегизеля. Однако бургунды утратили свой статус федератов лишь с падением Западной Римской империи в 476 г. Ранее они воспрепятствовали продвижению алеманнов в Швейцарию и помогли западноримской армии под командованием Аэция разбить в 451 г. гуннов Аттилы, послав в поддержку свои войска.

В 491 - 492 гг. Гундобаду удалось устранить обоих враждебных к нему братьев, Хильпериха II и Годомара. Но Годегизель, которого он некогда изгнал из Женевы, был еще жив. Гундобад заключил с ним союз и предпринял раздел государства. В 492—493 гг. Гундобад, используя войну между Одоакром и остготами, многократно вторгался в Северную Италию; в 493 г. он вернулся оттуда с богатой добычей и 6 тыс. пленными. Некоторое время Марсель, Арль и Авиньон в Провансе также находились Под властью бургундов, однако к началу VI в. они вновь отошли к вестготам. Собравшийся в 499 г. в Лионе синод особо отметил хорошее отношение Гундобада к католическим епископам его государства. К этому времени и ряд членов королевской семьи бургундов приняли христианство в форме католичества. Племянница Гундобада, ставшая женой франкского короля Хлодвига, принадлежала к католической церкви.

Около 500 г. между братьями - Гундобадом и Годегизелем начались раздоры, которые перешли затем в военные действия. В их борьбу вмешался Хлодвиг, считая королевство бургундов легкой добычей, тем более, что Годегизель его поддерживал. В 500 или 501 гг. Гундобад был разбит войском Хлодвига близ Дижона и бежал в Авиньон. Хлодвиг преследовал его до Вьенны — резиденции Годегизеля, но затем внезапно вернулся в свое государство, вероятно потому, что король вестготов Аларих II двинулся к его границам. Гундобад собрал новые силы и захватил Вьенну. В происшедших сражениях Годегизель был убит, и с этого времени Гундобад стал единоличным властителем Бургундского королевства. В 503 г. Хлодвиг и Гундобад встретились близ Оксерра и заключили соглашение, в силу которого Гундобад поддержал франкского короля в его войне с вестготами в 507 г.

Сильные контингенты войск бургундов вступили в борьбу на стороне франков не в последнюю очередь и для того, чтобы расширить собственную территорию к югу и юго-востоку. Однако вмешательство остготского короля Теодериха в 508— 512 гг. вновь лишило бургундов их завоеваний. При этом Авиньон перешел под власть остготов.

Когда умер Гундобад, власть перешла к его сыну Сигизмунду (516 – 524 гг.), который уже в начале VI в. принял христианство в форме католичества. Гундобада и его римский юрист создали в начале V в. Два сборника законов.

Католическая церковь стремилась усилить свое влияние в Бургундском королевстве. Так, например, если в Южной Галлии католический клир в начале VI в. совершенно очевидно враждебен по отношению к арианам-вестготам и поддерживает католиков-франков, то антибургундских настроений католической церкви мы не обнаруживаем. Можно предположить, что причины этого заключались в следующем: во-первых, в то время бургунды состояли уже в союзе с франками, и, во-вторых, наследник престола Сигизмунд уже перешел в католичество.

При короле Сигизмунде католическая церковь достигла цели, к которой она давно стремилась. По примеру короля последовал общий переход в католичество. Это было, в частности, успешным завершением беспрерывных усилий епископа Авита Вьеннского (494 - 518 гг.), князя церкви в ранге сенатора галло-римского происхождения.

Сигизмунд видел в католической церкви подходящего союзника, способного помочь ему упрочить королевскую власть в борьбе с поднимающейся знатью. Перед лицом могущественных соперников, франков и остготов, он пытался также установить дружественные отношения с Византией. В письмах к императору Анастасию (491 - 518 гг.) он именует себя солдатом императора, утверждает, что Бургундское королевство является частью Империи, уверяет, что ждет приказаний императора. В свою очередь Анастасий наградил его почетными титулами magister militum Galliae и патриция. Еще будучи наследником престола, Сигизмунд основал в 515 г. монастырь Агом (Сен-Морис в Валэ), куда он потом и удалился. Церковный собор в Эпаоне 517 г., во главе которого стоял Авит Вьеннский, подтвердил дружественное отношение церкви к бургундскому королю.

Сорок решений собора относились к положению клира, церковному имуществу, религиозным обычаям, вопросу о смягчении положения рабов и к правам епископов. Церкви, захваченные-арианами, были возвращены католикам. После смерти императора Анастасия византийско-бургундские отношения изменились. Новый император Юстин (518 - 527 гг.) стремился улучшить отношения с остготами, тогда как Сигизмунд сохранял к ним враждебность, вследствие чего он оказался во внешнеполитической изоляции.

Однако провизантийская политика короля встречала одобрение отнюдь не всех знатных бургундов. В их кругах образовалась оппозиция, ослабившая положение короля. В 522 - 523 гг. франки и остготы вторглись в Бургундию. Остготы прошли через Дурансу на север и заняли ряд бургундских городов. В сражении с франками в 523 г. бургундское войско было разбито. Сигизмунд пытался найти убежище в монастыре Агом, но попал в руки франков; его младшему брату Годомару удалось бежать. В том же году Сигизмунд умер и через год трон перешел к Годомару, последнему королю бургундов (524 - 534 гг.).

С новыми силами Годомар в 524 г. победил франков, сражавшихся под предводительством королей Хлодомера и Теудериха, в битве под Везеронсе, в которой Хлодомер был убит. Хотя тем самым прежняя граница с франками была восстановлена, южные области между Дурансой и Изером остались во власти остготов.

О дальнейшей политике Годомара известно мало. На собрании знатных в Амберье в 524 г. были приняты добавления к Бургундской Правде. В них шла речь о праве принимать бургундов, бежавших из областей, занятых остготами, и наряду с прочими рассматривался вопрос об отпуске на волю рабов, бежавших в военное время в Бургундию. В 533 г. остготская королева Амаласунта, правившая от имени своего сына Аталариха, вернула бургундам захваченные у них области, желая заручиться их поддержкой.

Однако это не могло уже предотвратить близкую гибель Бургундского государства. В 534 г. объединенные франкские войска под командованием королей Хильдеберта, Хлотаря и Теудеберта разбили бургундов в решающей битве под Отеном. Годомар находился в осажденном городе, который вскоре был взят франками. Источники сообщают различные версии о дальнейшей судьбе Годомара; неизвестно, был ли он убит, взят в плен или ему удалось бежать. Во всяком случае больше о нем никаких сведений нет; с ним погибло и Бургундское государство.

Три франкских короля разделили между собой Бургундское королевство. Теодеберт получил его северную часть с городами Отен, Лангр, Безансон, Аванш и Шалон-на-Соне; Хильдеберт взял центральную часть с Маконом, Женевой, Лионом и Вьенной, а Хлотарь — Гренобль, Баланс, Ди и прилегающие районы.

Социальное устройство.

По уровню своего социального и политического развития бургунды не представляли собой племенного союза; однако растущая социальная дифференциация и численность бургундов отличали их от небольших племен Ранней империи; поэтому их структуру можно определить как крупное племя.

Бургунды находились еще на стадии разлагающегося родового общества, однако их социальная и имущественная дифференциация углублялась, и, вероятно, уже в это время у них появились первые элементы классообразования, высшие слои группировались вокруг упрочившего свою власть короля. Федератами называли племена, жившие у самых границ Римской империи и предоставлявшие ей военную помощь в обмен на продовольствие или другие дары. Они не входили в состав Римской империи и не были ее союзниками в строгом смысле слова. В разное время в качестве федератов за Рим сражались готы, вандалы, франки, аланы и даже гунны. Получали за службу пограничные земли для поселения и жалованье.

В 30-е годы V в. бургунды попытались проникнуть в провинцию Белгику, однако натолкнулись на энергичный отпор, оказанный им полководцем Западной Римской империи Аэцием. он в двух битвах (435 и 436 гг.) разбил бургундов; в этих битвах была уничтожена значительная часть бургундского племени и убит король Гундахар. Остатки бургундского племени, избежавшие уничтожения в 436 г., Аэций вновь разместил в качестве римских федератов в области Сабаудия (область Галлии).

В Сабаудии – области Галлии - Бургунды, как и вестготы, получили в соответствии с римским законом о расселении варваров в качестве «гостей» две трети пахотной земли их «хозяев», половину лесов и лугов и треть рабов. Земля и впредь обрабатывалась в соответствии с позднеримской традицией. Крупные галло-римские землевладельцы сохранили свои привилегии, свой патроциний, свою юрисдикцию; крупные магнаты сохранили личные военные дружины и т. Д. К бургундам перешли военные задачи, которые раньше выполнял дукат Галлии; предводители бургундских отрядов были уравнены в правах с римскими офицерами, префектами и препозитами пограничных войск.

Поселение бургундов в Галлии и раздел земли с галло-римлянами ускорил процесс разложения родового строя бургундов. Кровнородственные группы (фараманны) распадались, хотя следы их отчетливо видны еще ко времени составления Бургундской Правды при короле Гундобаде. Остатки кровнородственных связей позднеродовой общины распались через несколько десятилетий после раздела земли с римлянами.

Создание Бургундского королевства не уничтожило полностью находящееся в упадке рабовладельческое общество. Процесс распада общественных отношений поздней античности продолжался и в рамках этого королевства; существовали еще античные формы рабства, колоната и крупное галло-римское землевладение, причем рабы все больше и больше сближались с колонами, то есть земледельцами. Бургунды селились обычно разбросанно среди галло-римских владений и имели также своих римских колонов. Сближение рабов и колонов выражалось, например, в том, что господин раба больше не нес ответственность за ущерб, причиненный кому-либо его рабом без его ведома. Особым статусом обладали королевские рабы: вергельд за их убийство был равен вергельду за убийство свободного бургунда.

Со второй половины V в. возникают бенефиции, то есть земельное владение, даваемое за службу, бургундской служилой знати. А. И. Неусыхин указывает в этой связи: «Из слияния старой, родоплеменной и служилой знати начал складываться будущий господствующий класс, а из разоряющихся свободных, вольноотпущенников, колонов и посаженных на землю-рабов — класс зависимого крестьянства».

Важным свершением короля Гундобад (473 – 516 гг.) и его римских юристов было создание в начале V в. двух сборников законов. Первый - Бургундская Правда, которая составлялась и дополнялась в 501 - 515 гг., рассматривала дела бургундов, но применялась также в случае тяжб между бургундами и галло-римлянами. Второй сборник, составленный около 506 г., был предназначен для судебных разбирательств тяжб между галло-римлянами, проживавшими в Бургундском королевстве. Этот кодекс был компиляцией предписаний позднеримского права, преимущественно из кодекса Феодосия.

В соответствии с предписаниями Бургундской Правды о наказаниях свободные бургунды делились на три юридически отделенные друг от друга группы: на оптиматов, представляющих собой возникающий господствующий класс, на средний слой свободных и низший слой свободных. В соответствии с этим делением различался и вергельд, уплачиваемый за убийство свободного. Денежная компенсация (судебный штраф) за убийство свободного человека, установленная в германских варварских правдах. Вергельд оптимата составлял 300 солидов, свободного среднего слоя - 200 солидов, а низшего свободного - 150 солидов. Еще ниже стояли вольноотпущенники и рабы. Масса воинов-бургундов, которые стали владельцами наделов и свободными крестьянами, принадлежала, вероятно, к средней категории свободных. Служилая знать короля принадлежала к оптиматам; к ним были приравнены и католические епископы. Третью низшую группу составляли, вероятно, разорившиеся свободные. Галло-римляне также обладали правом носить оружие и были обязаны служить в армии. Браки между бургундами и сельским галло-римским населением разрешались. Преследование беглого раба не прекращалось, по бургундскому праву, за давностью срока.

Бургунды не оставили следов собственной материальной и духовной культуры, если не считать мелких предметов обихода в захоронениях и ремесленных изделий, в первую очередь оружия. Как уже было указано выше, бургундские короли охотно перенимали позднеримские традиции в значительной степени и потому, что противопоставляли их обычаям родоплеменной знати. Существует лишь очень немного памятников бургундского языка, литературы на языке бургундов нет. Романизация бургундского населения шла очень быстро. У бургундов вошли в оборот золотые монеты с изображением, византийских императоров. Латынь осталась языком административного управления, порядок взимания налогов для галло-римлян также не изменился.

С недавнего времени нам стали известны раскопки бургундских захоронений в Моннэ-ла-Вилль (департамент Юра), совершенных бургундами в середине V в. на ранее существовавшем кладбище. Обе группы населения и впредь сообща пользовались этим некрополем; уже одно это может служить свидетельством добрососедских отношений между бургундами и галло-римлянами в сельских местностях.

Система управления.

Система управления Бургундского королевства была основана на феодальной структуре, где король был вершителем законов, но зависел от помощи и поддержки своих феодалов. Король назначал областных графов, которые управляли территориями от его имени. Графы в свою очередь назначали вассалов, которые владели землей и взимали налоги с крестьян. Король также имел своих советников и министров, которые помогали ему в управлении королевством.

Бургундское королевство было разделено на три пага: 1) Женева и примыкающая к ней область, 2) Нион и его район и 3) долина Верхней Роны. При короле Гундиохе королевская власть укрепилась в тесном союзе с галло-римской аристократией, представители которой и в Бургундском королевстве занимали высокие государственные должности. Сами короли получали почетные титулы от римских императоров, они занимали должности высших западноримских военачальников и получали высший титул - титул патрици. Эти титулы подняли их авторитет среди галло-римского населения. Для бургундов же они были королями и властителями. Около второй половины V в. процесс формирования бургундского королевства завершился.

Как и в других возникших в этот период германских королевствах, и в Бургундии народное собрание носящих оружие свободных отошло в прошлое. Муниципальные учреждения Поздней Римской империи продолжали функционировать в Вьенне и Лионе, а также в других местах. И в бюрократическом аппарате королевской канцелярии продолжали действовать римские традиции. Известен галло-римский юрист при дворе Гундобада Лаконий, игравший здесь такую же роль, как Лев Нарбоннский при дворе вестготов.

Показать полностью 1

Лангобардское королевство: возникновение, социальное устройство, система управления и падение

Авторы: Люба Шилкина и Кристина Силкина.

Лангобардское королевство: возникновение, социальное устройство, система управления и падение История (наука), Лангобарды, Общество, Наука, Цивилизация, Ученые, Длиннопост


Предыстория.

Германское племя лангобардов в начале 5 в. пришло в район среднего течения Дуная. Там лангобарды приняли христианство в его арианской форме и стали федератами Византии. Ознакомившись с организацией византийского войска, лангобарды реорганизовали своё военное устройство по их образцу.

В условиях, когда наибольшей силой в землях на левом берегу Дуная обладали авары, король лангобардов Альбоин, опасаясь, что авары, хоть и были в союзе с лангобардами, могут, тем не менее, объявить им войну, принял решение переселить свой народ в Италию, где власть Византии после разгрома королевства остготов была ещё недостаточно сильной.

Завоевание Италии.

В 568 году лангобарды под предводительством Альбоина вторглись в северо-восточную Италию. Там они основали первое на Апеннинском полуострове лангобардское княжество - Герцогство Фриуль, которому предстояло играть роль буфера между Италией и альпийскими славянами. В 572 г. при Клефе, преемнике Альбоина на лангобардском троне, после трёхлетней осады была завоёвана Павия, ставшая столицей королевства.

Покорив северную Италию, лангобарды начали продвижение на юг. Расселившись почти по всему Апеннинскому полуострову, они раскололи итальянские владения Византии на несколько обособленных областей.
Быстрому завоеванию Италии лангобардами способствовало то, что после войн Империи с остготами византийцы ещё не успели в должной мере наладить административное управление итальянскими территориями. Местное население Италии (за исключением знати и церкви), истощенное налогами, не оказывало значительного сопротивления пришельцам.
В отличие от прочих германских племён, расселившихся на территории Римской империи, лангобарды не только не смешивались с местным населением, но даже вели жёсткую (вплоть до физического уничтожения) политику по отношению к нему.

Вторжение лангобардов в Италию и завоевание ими большей части полуострова перечеркнуло усилия императора Юстиниана I по восстановлению Римской империи. Император Юстин II попытался воспользоваться тем обстоятельством, что после убийства Клефа лангобардские герцоги не избрали себе нового короля и перестали, таким образом, представлять собой единую военно-политическую силу. Он направил в Италию войско, но оно всё равно оказалось разбито лангобардами: попытка Империи возвратить потерянные земли провалилась. Смирившись с этим, император Тиберий II в 580 г. реорганизовал осколки итальянских владений в пять провинций.

В 6 в. при королях Агилульфе (590 – 616 гг.), Ротари (636 – 652 гг.) и Гримоальде (662 – 671 гг.) лангобарды подчинили себе земли в среднем течении реки По, овладели Лигурией, а также Апулией и Тарентом. В первой половине 8 в. они аннексировали область Эмилия и Романья, остров Корсику и ряд других территорий. Византия, которая в это время переживала вторжение славян и вела войну с Государством Сасанидов, не в состоянии была эффективно защищать свои итальянские территории. Король Бертари (661 – 662 и 671 – 688 гг.) заключил мир с Византией.

В 727 г. король Лиутпранд взял несколько городов Эмилии, и среди них морской порт Равеннского экзархата Классис, но саму Равенну он смог взять под свой контроль лишь в 737 г. Однако папа римский Григорий III потребовал восстановить предшествовавший этому событию статус-кво.
В 739 г. Лиутпранд захватил несколько городов, принадлежавших Риму. Григорий III запросил помощи у фактического правителя франкского государства Карла Мартелла, предлагая ему за это часть византийских владений в Италии, но тот не пошёл тогда навстречу папе.
Племянники Лиутпранда, короли Ратхис (744 – 749 гг.) и Айстульф (749 – 756 гг.), продолжили борьбу против Равеннского экзархата. Айстульф довёл дело до конца, завоевав в 751 г. Равенну и прогнав последнего экзарха Евтихия. Вскоре он начал угрожать и Римской области. Однако на это раз Рим был спасён франками, которых призвал в Италию глава католической церкви.

Социальная и политическая организация.

Лангобардское королевство имело сложную социальную и политическую организацию. Завоевав территорию Италии и разрушив старую муниципальную систему Римской империи, лангобарды должны были организовать государственную власть как для подчинения местного населения, так и для установления господства военной знати над рядовыми общинниками. Общее народное собрание у лангобардов в Италии уже не собиралось. Бывали лишь собрания, на которых обнародовались законы. Король, избираемый знатью, обладал высшей военной и судебной властью, правом чеканки монеты. Он устанавливал подати и пошлины, имел право опеки (мундиум) по отношению ко всем подданным. Его власть обеспечивалась тем, что он был самым крупным собственником в стране. В пользу королевской власти шли судебные штрафы, пошлины, часть вергельда. Однако особенность лангобардского королевства заключалась в сохранении рядом с королевской властью сильной власти герцогов. Герцоги собирали военное ополчение, имели свои дружины, обладали судебной властью, получали судебные штрафы. Короли старались ограничить могущество герцогов, присвоить себе право их назначения, но это им до конца не удалось.

Лангобардский король (аналогично франкскому) управлял при помощи ближайших слуг - дворцового мэра, начальника конюшен и герцогов. Народ не играл почти никакой роли в судебных решениях.
Под королем находились дворяне, которые составляли верхний слой общества. Они обладали земельными владениями и занимали высокие должности в администрации. Дворяне были военными лидерами и советниками короля.
Ниже дворян находились свободные крестьяне, которые обрабатывали землю и занимались ремеслами. Они платили налоги и служили в армии в случае необходимости. Крестьяне имели определенные права и свободы, но они были ограничены законами и обычаями.
Самый низший слой общества составляли рабы. Рабы были собственностью дворян и крестьян и выполняли тяжелую физическую работу. Они не имели прав и были полностью зависимы от своих владельцев.

Политическая система лангобардского королевства была монархической. Король имел абсолютную власть и принимал все важные решения. Однако, он также сотрудничал с дворянами и слушал их мнения при принятии решений. Король также назначал графов, которые управляли определенными территориями и собирали налоги.
Социальная и политическая организация лангобардского королевства была иерархической и основывалась на разделении власти и обязанностей между различными слоями общества. Эта система позволяла поддерживать порядок и стабильность в государстве.

Лангобардский король (аналогично франкскому) управлял при помощи ближайших слуг - дворцового мэра, начальника конюшен и герцогов. Народ не играл почти никакой роли в судебных решениях.
Армия сначала носила характер всеобщего ополчения, но в VIII веке, в связи с разорением населения, все свободные были разбиты на три группы по имущественному признаку и соответственно различно вооружались.

Падение Лангобардского королевства.

Падение Лангобардского королевства произошло в 8 в. и было связано с вторжением франков и формированием Каролингской империи. В 774 г. король франков Карл Великий завоевал Лангобардское королевство и присоединил его к своей империи.
Основной причиной падения Лангобардского королевства было военное превосходство франков. Карл Великий имел сильную армию и использовал ее для завоевания и объединения различных германских и славянских племен. Он также использовал политические и дипломатические меры, чтобы укрепить свое влияние и контроль над территориями.

После завоевания Лангобардского королевства, Карл Великий установил своего представителя, графа, чтобы управлять этой областью. Он также внес изменения в административную и правовую систему, чтобы привести ее в соответствие с Каролингской империей.
Падение Лангобардского королевства имело значительные последствия для истории Италии. Оно привело к утрате независимости и самостоятельности лангобардов, а также к установлению франкового влияния и контроля над регионом. Это также способствовало формированию средневековой Италии и ее политической и культурной идентичности.

Показать полностью 1

Вандальское королевство в Северной Африке: возникновение, социальное устройство, система управления и падение

Авторы: Анна Шевчук и Анна Беляева.

Вандальское королевство в Северной Африке: возникновение, социальное устройство, система управления и падение Вандализм, Королевство, Север, Африка, Общество, Длиннопост

Вандалы (в древнегерманских языках Венделы) - это древнегерманский союз племён, близкий готам, обретший известность в эпоху Великого переселения народов.
В позднем Средневековье вандалов стали ассоциировать с предками балтийских славян (вендами), заселившими в конце 7 в. земли, где до эпохи Великого переселения народов обитали германские племена вандалов.

Германское племя вандалов создало свое королевство на римской территории; в 3 в. оно переместилось из внутренних областей Германии на Дунай, в Дакию, в начале 4 в. - в Паннонию, а затем под давлением гуннов передвинулось на запад. Вместе с другими варварскими племенами вандалы в начале 5 в. прорвали римскую оборону на Рейне, вторглись в Галлию и подвергли ее страшным опустошениям. Из Галлии вандалы вместе с аланами и свевами перешли в Испанию, где через некоторое время столкнулись с вестготами.

В 429 г. вандалы вместе с аланами переправились через Гибралтар в Северную Африку. Их возглавлял король Гейзерих, сумевший использовать мятеж римского наместника в Северной Африке, восстания против Рима местных племен (берберов) и не сломленное до конца народное движение агонистиков. Он завоевал большую часть Северной Африки, где возникло самостоятельное Вандальское королевство со столицей в Карфагене. Вандалы, которые были арианами, захватили земли и имущество римской знати и католической церкви в той части Северной Африки, где поселились (современные Тунис и Ливия). Завладев затем Балеарскими островами, Корсикой, Сардинией, Сицилией, Гейзерих в 455 г., напав с моря на Италию, захватил Рим. Вандалы подвергли город страшному разгрому и опустошению, уничтожили много памятников культуры и произведений искусства. Отсюда происходит возникший позднее термин «вандализм», которым обычно обозначается дикое уничтожение культурных ценностей.

Королевство вандалов было известно своей мощной флотилией и активным участием в средиземноморских морских торговых маршрутах. Вандалы также оставили свой след в истории благодаря своей культуре и искусству, включая архитектуру и мозаики.

Социальное устройство.

Социальное устройство в королевстве вандалов было основано на военной аристократии, которая контролировала политическую и экономическую жизнь королевства. Король и его дворяне играли важную роль в управлении государством и принятии решений. Вандалы разделялись на два основных класса: свободных людей (свободные вандалы и другие германские племена) и зависимых (рабы и завоеванные народы).

Свободные вандалы имели определенные права и привилегии, такие как право на собственность, участие в военных походах и управлении обществом. Они могли занимать высокие должности в администрации, военной службе и дипломатии.

Зависимые слои населения, включая рабов и завоеванных народов, не имели таких же прав и свобод. Они обязаны были выполнять тяжелую работу на земле, в городах и на флоте. Рабство было распространено в королевстве вандалов, и рабы использовались для различных целей, включая сельское хозяйство, ремесла и домашнюю работу.

Королевство вандалов также характеризовалось религиозной терпимостью. Христианство было одним из основных религиозных течений, но вандалы не преследовали другие религии, такие как арианство, которое было распространено среди них.

В целом, социальное устройство в королевстве вандалов было основано на военной аристократии, разделении на свободных и зависимых слоев населения, а также религиозной терпимости.

Управление и экономика.

Внутренняя слабость вандальской армии, как уже было сказано, компенсировалась интенсивным развитием полицейской бюрократии. В отношении усиления полицейской системы показательна политика Гунериха, который смог осуществить свои реформы только при помощи грубой силы и, возможно, придал многим войсковым соединениям.

Основа бюрократической структуры, которая регулировала отношения как германской, так и римской частей населения, была заложена уже при Гейзерихе; вскоре после окончательного завоевания Африки были созданы полицейские органы и судебный аппарат, также как и общее управление или управление налогов и финансов, при этом вандалы воспользовались римскими образцами и привлекали к выполнению этой задачи способных провинциалов. Языком управления повсюду была латынь; принципиального исключения не составляла даже арианская церковь.

В различных ветвях власти, очевидно, играла особенно большую роль служилая знать, которая занимала господствующее положение в управлении хозяйством короля и принцев, а также и в собственно вандальской администрации Полицию и суд вполне имеет смысл представлять в виде единого аппарата. В рамках этих учреждений находятся чиновники, исполнители наказаний, палачи, стражники, а также рабы или другой нижестоящий персонал, в которых отчасти уже по названиям их должностей можно узнать судебных приставов, палачей или тюремщиков. Более высокие функции исполняли судьи, комиты, секретари, а возглавлял эту структуру канцлер империи.

Между тем высшим судьей являлся сам король. Очевидно, он оставил за собой общее право вынесения приговора за политические проступки, что часто, при Гейзерихе или Трасамунде, играло важную роль в связи с религиозными преследованиями.

Особые задачи были у тайной полиции. Характерно, что при Гунерихе полицейские органы укрепились еще больше. Наряду с войсками он в разное время привлекал к работе в исполнительной власти даже функционеров арианской церкви, которые в своем религиозном рвении могли оказаться более пригодными для борьбы с ортодоксами, чем наскучившие рутинной работой официальные органы суда и управления.

Падение Вандальского королевства.

Падение Вандальского королевства произошло в 534 г., когда войска византийского императора Юстиниана I захватили столицу королевства Карфаген и победили вандальского короля Гелимера. После этого Вандальское королевство было включено в состав Византийской империи.

Вандальское королевство в Северной Африке: возникновение, социальное устройство, система управления и падение Вандализм, Королевство, Север, Африка, Общество, Длиннопост
Показать полностью 1

Рождение, жизнь и смерть государства Одоакра

Рождение, жизнь и смерть государства Одоакра Общество, Цивилизация, Государство, Длиннопост

Рождение государства.

В 476 г. варвары, составлявшие фактически всю западноримскую армию, потребовали себе треть земель и доходов в Италии. Орест, в то время фактически правивший в Италии от имени своего сына Ромула Августула, отказал им в этом, поскольку не решался превращать Италию, традиционное сердце Римской державы, в такую же страну, как Галлия, Испания и Северная Африка, в которых господствовали варвары. Можно было ублаготворить солдат раздачей денег, но их в казне катастрофически не хватало. С резким сокращением территории, непосредственно подчинявшейся императору, соответственно сокращалась и налогооблагаемая база. Надеяться на помощь Восточной империи также было невозможно: даже если бы восточный император Зенон и имел для этого финансовые возможности, то помогать узурпаторам, какими он считал Ромула Августула и его отца, он, разумеется, не собирался. Не получая ни денег, ни земель, солдаты вместе избрали своим королем Одоакра и восстали против Ореста и его сына.

Одоакр был германцем, но сведения о его принадлежности к конкретному германскому народу противоречивы. Скорее всего, он был скиром и принадлежал к знатному роду. В 469 г. скиры вместе с их союзниками потерпели тяжелое поражение от остготов, и в этой битве отец Одоакра, вероятнее всего, погиб. Выживший его сын Онульф перешел на службу к восточному императору, а Одоакр со своими дружинниками двинулся в Италию. В Италии Одоакр, как и многие другие варвары, поступил на военную службу.

Привычным было бы назначение Одоакром какого-либо марионеточного императора, за спиной которого он мог править, как это сравнительно недавно делал Рицимер. Однако политическая ситуация в это время была уже другой. В том же августе 476 г., когда в Италии разыгрывалась очередная драма, на Востоке ранее свергнутый Зенон вернул себе трон. Два года назад именно Зенон сделал западным императором Непота, свергнув Глицерия, а Непот, в свою очередь, практически не признал восточным императором соперника Зенона Василиска. Поэтому было совершенно ясно, что Константинополь никакого другого императора на Западе, кроме Непота, не признает.

По приказу Одоакра в Риме собрался сенат. На этом заседании было решено направить в Константинополь специальное сенатское посольство, которое должно было не только известить восточного августа о свершившемся событии, но и просить его принять соответствующие меры (дать грамоту на власть и управление землями Италии). Император был вынужден согласиться на просьбу Одоакра, но при этом заявил, что и ранг патриция, и властные полномочия он должен получить от Непота. Тем не менее он послал Одоакру специальную императорскую грамоту, в котором все же удостаивал его патрицианского ранга, признав тем самым свершившийся факт. Только после убийства Непота в 480 г., о котором будет сказано позже, было восстановлено фиктивное единство государства.

Не менее важен еще один момент. Армия, избравшая Одоакра своим королем, была разноплеменной. Хотя Одоакр перед своими воинами представал королем, его монархия отличалась от всех остальных варварских монархий того времени: она не носила этнического характера. Характерно, что летописец Иордан называет Одоакра королем племен. Сам он, как уже говорилось, был, вероятнее всего, скиром, но большая часть его воинов, по-видимому, были герулами. Таким образом. Одоакр не являлся королем какого-либо определенного народа, а возглавлял находившихся в Италии варварских солдат, происходивших из самых разных этнических групп.

Жизнь государства.

Захватив фактическую власть, Одоакр стремился предстать перед итало-римлянами не как узурпатор, а как продолжатель римских традиций и защитник Италии и Рима. Это проявилось во внешней политике. Вскоре после взятия власти он сумел договориться с вандальским королем Гейзерихом, который уступил ему почти всю Сицилию, кроме Лилибея, взамен обязательства платить вандалам ежегодный налог. Вандальский король на основании того, что Одоакр платил ему налог, мог считать себя по-прежнему господином Сицилии. К тому же он сохранил за собой Лилибей, являющийся важнейшим стратегическим пунктом на западном побережье Сицилии, что давало ему возможность при удобном случае отвоевать остров. Однако в глазах и Одоакра и, видимо, итало-римлян, это было второстепенно. Главным было то, что Одоакр не просто обезопасил Италию от вандальских вторжений, но и вернул из-под власти вандалов почти всю Сицилию. Впервые после долгого перерыва какая-то часть имперской территории была отнята у варваров.

В 477 г. Одоакр сумел урегулировать отношения с вестготами. Вестготский король Эврих решил использовать убийство Ореста и свержение Ромула Августула, чтобы, наконец, добиться своей главной цели — захвата Италии, и поручил римлянину Винцентию, перешедшему на его сторону, во главе армии вторгнуться в Италию, чтобы захватить и ее. Однако Одоакр к этому времени уже довольно прочно взял власть и направил против армии Винцентия свое войско, возглавляемое его комитами Аллой и Синдиллой. Это войско одержало победу и предотвратило захват Италии вестготами. Однако Одоакр не впал в эйфорию и предпочел пойти на компромисс с Эйрихом. Последний отказался от вторжений в Италию, а Одоакр взамен признал его завоевания в Галлии вплоть до Альп. Эту договоренность Одоакр вполне мог представить как гарантию безопасности Италии и Рима.

Еще позже Одоакр, разгромив ругов (или ругиев), обеспечил безопасность Италии и с север-восточной стороны. Эти внешнеполитические успехи Одоакра (по крайней мере, так они могли быть представлены общественному мнению) явно укрепили его положение в Италии.

Во внутренней политике Одоакр стремился найти компромисс между требованиями своих варварских солдат и итало-римским населением, в первую очередь, естественно, с сенаторской знатью. Выдвинутое на первый план варварскими войсками требование трети земель в Италии, он, естественно, не мог не выполнить. Однако он старался найти некоторый компромисс между интересами воинов и местного населения. Хотя от Ореста солдаты требовали земель во всей Италии, Одоакр землю им дал только в Северной Италии. С одной стороны, это была наиболее еще относительно процветающая часть страны, а с другой, там было меньше крупных владений италийских аристократов. Возможно, Одоакр для расселения воинов использовал в первую очередь земли фиска и императора.

Такое расселение давало Одоакру возможность и наиболее полно удовлетворить требования солдат, и в наименьшей степени задеть интересы сенаторской знати. Сенаторы, активно поддержавшие Одоакра, были освобождены от уплаты специального налога, какой платили другие землевладельцы, на чьих землях не были поселены воины Одоакра, или не вынужденные отдавать им треть своих доходов. Стали ли при этом солдаты настоящими владельцами полученной земли, точного ответа на этот вопрос нет. Однако более вероятно, что получившие свою треть федераты на деле приобрели лишь право на доходы с этой трети. Надо иметь в виду, что Одоакра провозгласили королем именно воины, которые едва ли были склонны сами заниматься земледелием или хотя бы организовывать сельскохозяйственный труд. И были ли у них в тот момент семьи, весьма сомнительно. Правда, позже какие-то солдаты могли обзавестись семьями и иметь потомство, которое, несомненно, существовало во время крушения государства Одоакра. К тому же при распределении земли солдатам предоставлялись, как кажется, менее обработанные участки, многие из которых и до этого скорее обременяли владельцев, которые за них платили налоги, но получали слишком мало дохода. Для оценки земель был проведен ценз и, видимо, в соответствии с ним уменьшены налоги.

Распределение земли обеспечило на какой-то момент внутренний мир в Италии, причем таким образом, что минимизировало воздействие этого распределения на имущественные интересы знати. Введение более мягкого налогообложения также способствовало примирению итало-римлян с властью варварского предводителя. Внешняя политика, казалось, обезопасила страну от новых варварских вторжений и вандальских набегов. И сенаторская знать Италии активно поддержала Одоакра.

Не только недостаточно крепкая опора в армии, о чем уже говорилось, но и некоторая юридическая неопределенность его положения заставляли Одоакра, с одной стороны, не подчеркивать свою реальную власть, а с другой, по возможности привлечь на свою сторону местное население, и особенно римско-италийскую знать, а также довольно могущественную в Италии Церковь, хотя сам он был арианином. Само слово rех все еще носило некоторый негативный оттенок, и Одоакр в своих официальных документах старался его не употреблять. Характерна в этом отношении официальная надпись, выставленная в Риме для всеобщего обозрения, в которой Одоакр, несомненно, королем не назван. Правда, перед его именем часть строки исчезла, но восстановление показывает, что здесь, скорее всего, должно было быть не король, а превосходнейший муж - таким Одоакр предстает перед римлянами. Сами римляне, видимо, колебались в определении положения Одоакра. Разумеется, они не сомневались в его фактической сущности полновластного правителя Италии. Епископы называли его «превосходнейшим королем», а консул 485 г. Симмах, упоминая в надписи Зенона и Одоакра, предпочел назвать их просто «господами», избегая официальных титулов. Но и в этом случае интересен один нюанс. Зенона Симмах называет «нашим господином», как это было обычно при упоминании императоров, а Одоакра только «господином». Видимо, даже признавая варварского генерала господином, Симмах ощущал несомненную разницу между ним и императором

Одоакр целиком сохранил римскую бюрократическую систему. Гражданскую администрацию по-прежнему возглавляя магистр оффиций. Эта должность тоже была фактически зарезервирована за сенаторами. При Одоакре известны, по крайней мере, два таких магистра — Север Антонин и Андромах. Целиком было сохранено и административно-территориальное деление Италии со всем ее управленческим аппаратом. Одним словом, Одоакр демонстрировал неизменность римской гражданской жизни при его правлении. Демонстративную заботу он проявлял о самом Риме, подчеркивая его традиционную роль «главы Вселенной». Хотя со времени вандальского разгрома Города прошло уже много лет и императоры, начиная с Майориана, уделяли много времени его восстановлению, до полного возрождения было еще далеко. Одоакр продолжил дело императоров и в этой области. При нем, в частности, был восстановлен Колизей.

Смерть государства.

По мере того, как положение Одоакра улучшалось, Зенон – император Восточной Римской Империи - все чаще видел в нем соперника. В первое время положение Зенона было столь сложным, что ничего реального предпринять против Одоакра он не мог.

В 484 г., как об этом рассказывалось выше, против Зенона выступил один из его ближайших сподвижников Илл. Его поддержала вдовствующая императрица Верина, которая объявила императором ставленника Илла Леонтия. Илл освободил из заключения сына бывшего западного императора Антемия Маркиана, ранее восстававшего против Зенона, и послал его к Одоакру для заключения с ним какого-то соглашения. Одоакр встал перед серьезной дилеммой. Он мог вообще не вмешиваться во все эти события, соблюдая строгий нейтралитет, но мог и выступить на какой-либо стороне, явно усиливая этим ее позиции. Вероятнее всего, он все же решил поддержать Илла и Леонтия. Резоны такого решения вполне понятны. От новых властей в Константинополе он мог ожидать полного юридического признания его власти, какого он никак не мог добиться от Зенона. Одоакр мобилизовал свою армию в Далмации, чтобы вооруженной рукой вмешаться в события. Однако мятеж Илла был подавлен раньше, чем Одоакр успел принять в нем участие. Такая позиция Одоакра не улучшила его отношения с Зеноном.

В итоге, Зенон обвинил Одоакра в поддержке мятежника Илла в 484 году и убедил Фелетея – короля придунайских ругов - разорвать союз с Одоакром. В то же время Зенона беспокоило присутствие Теодориха и его воинов-остготов на территориях Империи, которые были одинаково опасны и как враги, и как союзники.

Зенон впоследствии пытался уничтожить Одоакра и пообещал Теодориху Великому и его остготам итальянский полуостров, если они победят и сместят Одоакра. В 489 году Теодорих повел остготов через Юлийские Альпы в Италию. 28 августа Одоакр встретился с ним в Изонцо, но потерпел поражение. Он отступил в Верону, достигнув ее окраин 27 сентября, где немедленно разбил укрепленный лагерь. Теодорих последовал за ним и три дня спустя снова победил его.

В то время как Одоакр укрылся в Равенне, Теодорих продолжил путь через Италию в Медиоланум, где большая часть армии Одоакра, включая его главнокомандующего Туфу, сдалась королю остготов. У Теодориха не было причин сомневаться в лояльности Туфы, и он отправил своего нового генерала в Равенну с отрядом элитных солдат. Но Туфа снова перешел на другую сторону, элитные войска готов, вверенные его командованию, были уничтожены, а Теодорих потерпел свое первое серьезное поражение на итальянской земле. Теодорих отшатнулся, ища безопасности в Тицине. Одоакр вышел из Равенны и начал осаждать своего соперника.

Пока оба были полностью заняты, бургунды воспользовались возможностью разграбить и опустошили Лигурию. Многие римляне были взяты в плен и не возвращали себе свободу, пока Теодорих не выкупил их три года спустя.

Следующим летом вестготский король Аларих II отправил военную помощь своему родственнику Теодориху, вынудив Одоакра снять осаду. Теодорих вышел из Тицина, и 11 августа 490 года армии двух королей столкнулись на реке Адда. Одоакр снова потерпел поражение и был вынужден вернуться в Равенну, где Теодорих осадил его. Равенна оказалась неуязвимой, окруженной болотами и эстуариями и легко снабжаемой небольшими лодками из внутренних районов.

Кроме того, Туфа оставался в Адидже недалеко от Трента и получил неожиданное подкрепление, когда разногласия в рядах Теодориха привели к значительному дезертирству. В том же году вандалы нанесли свой удар, когда обе стороны были полностью задействованы, и вторглись на Сицилию. Пока Теодорих сражался с ними, его союзник Фредерик, король ругиев, начал притеснять жителей Павии, для защиты которых были размещены войска последнего. Как только Теодорих лично вмешался в конце августа 491 года, его карательные действия вынудили Фредерика дезертировать со своими последователями в Туфу.

Однако к этому времени Одоакр, казалось, потерял всякую надежду на победу. Крупномасштабная вылазка, которую он отправил из Равенны в ночь с 9 на 10 июля 491 года, закончилась неудачей, во время которой его главнокомандующий Ливилия вместе с лучшими из его герульских солдат были убиты.

29 августа 492 года готы собирались собрать достаточно кораблей в Римини, чтобы установить эффективную блокаду Равенны. Остготы осаждали Равенну в течение трех лет. Поскольку ни Теодорих, ни Одоакр не могли победить, 25 февраля 493 года Иоанн, епископ Равенны, смог заключить договор между Теодорихом и Одоакром, согласно которому каждый правил половиной Италии. Было оговорено, что город, резиденция власти, должен быть сдан, жизнь Одоакра должна быть сохранена, и что он и Теодорих должны быть признаны совместными правителями.

После трехлетней осады Теодорих вошел в город 5 марта. Очевидно, договоренность была шаткой и вскоре закончилась предательством Теодориха, который пригласил своего соперника на пир 15 марта и там убил его собственноручно. "Где Бог?" - воскликнул Одоакр, увидев засаду, в которую он попал. "Так ты обращался с моими друзьями", - ответил Теодорих, усадил Одоакра на место почётного гостя и одним ударом меча разрубил его от ключицы до бедра, сказав после этого: «У несчастного не было в теле костей». Онульф, брат убитого короля, был убит лучниками, когда пытался сбежать через дворцовый сад к церкви. Жена Одоакра Сунигильда была забита камнями до смерти, а сын Одоакра – Тела был сослан в Галлию, но когда он попытался вернуться в Италию, Теодорих приказал его убить. Теодорих оправдывал свой поступок местью за казнь своих родичей Фелетея и Гизо.

Несмотря на трагический конец его владений, последователей и семьи, Одоакр оставил важное наследие, в том смысле, что он заложил основы великого королевства в Италии, которыми Теодорих пользовался в дальнейшем. В итоге, королевство Одоакра не просуществовало и двадцати лет.

Показать полностью

Варварские королевства как политический, социальный и культурный феномен

Варварские королевства как политический, социальный и культурный феномен Общество, Варвар, Длиннопост, История (наука), Римская империя, Европа

Авторы: Дмитрий Зуев и Екатерина Татарова.

Источник: Корсунский А. Р., Гюнтер Р. «Упадок и гибель Западной Римской Империи и возникновение германских королевств».

На той территории, которую прежде занимала Западная Римская империя, возник ряд варварских королевств. Согласно традиционной точке зрения, смещение последнего западноримского императора и формальное утверждение политической самостоятельности варварских королевств знаменовали собой переход от античности к средневековью в Западной Европе.

Смысл и значение указанного исторического перелома заключается в вопросах:
1) Почему оказалась возможной военная победа варваров над Западной империей и создание ими ряда королевств на ее территории?
2) Каковы были социальный характер и сущность этих королевств?

Германцы, установившие свою власть над Галлией, Испанией, Италией и Северной Африкой, составили лишь несколько процентов от общей массы населения данных стран. По уровню же развития материальной и духовной культуры варварское общество стояло значительно ниже, чем позднеримское. Вооружение варваров во многих случаях не уступало римскому. Их войско обладало внутренней сплоченностью, обусловленной узами родоплеменных объединений. Но всего этого было бы недостаточно для прочного военного успеха варваров, если бы не внутреннее разложение рабовладельческого позднеримского общества, все более сказывавшееся на его военном потенциале.

В Западной Римской империи IV—V вв. правительство не обладало широкой социальной базой и это обусловило военную слабость государства. Значительная часть населения была освобождена от службы в армии, а те, кто оставались военнообязанными, упорно уклонялись от несения службы. В конечном счете вооруженные силы государства состояли из варваров-наемников или варваров-федератов. Ни первым, ни вторым не присущи были патриотические настроения. Массы производительного населения — рабы, колоны, свободные крестьяне и городские ремесленники — не склонны были выступать в защиту того государства. Подобное отношение народных масс к государству лишало его внутренней прочности.

Кризис рабовладельческой системы вел к ослаблению связей между провинциями и метрополиями. В различных частях Западной империи росли сепаратистские тенденции.

Для самих германцев борьба против Римской империи в период ее крушения являлась экспансией, характерной для племен, находящихся на стадии разложения родоплеменного строя. Королевская власть варваров еще выступала на этой стадии как выразительница интересов всех свободных членов племени. В ходе завоеваний все более возрастало значение военных дружин, что содействовало в свою очередь усилению королевской власти.

Варварские королевства, согласно концепциям историков, по своему социальному характеру представляют собой продолжение либо античности, либо общественного строя древних германцев, либо сочетание черт той и другой общественных систем, но не нечто новое. В этих королевствах имеются лишь те элементы феодализма, которые возникли еще в Поздней Империи или у германцев в тацитовские времена.

Варварское королевство в том виде, в каком оно существовало в первый период после поселения германцев на территории Галлии, Италии и Испании, не может быть охарактеризовано однозначно лишь как доклассовое и догосударственное образование. Для такого королевства типична двойственная природа: в нем сочетаются доклассовая структура германцев и классовая позднеантичная структура; догосударственные органы управления варварского общества и остатки государственного аппарата Империи.

Варварские германские королевства, возникшие на территории Британии. Римские виллы и города вместе с римскими органами управления были здесь сметены в ходе завоевания страны варварами. Англосаксонское общество V—VI вв. было слабо дифференцированно. Характерно наличие полусвободных и рабов, не игравших основной роли в процессе производства. На этой социальной структуре базировалась и соответствующая общественная организация — королевская власть, народное ополчение, судебные собрания всех свободных в округах, обычное право. Примерно с этого же времени стало утверждаться христианство.

Основная хозяйственная ячейка феодального общества — вотчина —в Северной Франции, складывалась не просто путем видоизменения позднеримской виллы, а в результате образования крупного имения нового типа. Каким бы ни было варварское королевство по своей структуре, смешанным или «чистым», оно содержало в себе предпосылки процесса феодализации. Процесс генезиса феодализма, совершавшийся в этих королевствах, имел своим непосредственным результатом возникновение раннефеодального общества и государства.

Процесс феодализации в Европе нередко градуируют в соответствии с наличием или отсутствием синтеза римских и германских отношений и его интенсивностью. Выделяют «пропорциональный» или «уравновешенный» синтез— варварские элементы в одних случаях, позднеантичные — в других. При этом варварское королевство иногда рассматривают как своеобразное сочетание двух обществ — варварского и позднеримского. В Британии —широкий слой германских свободных общинников и родовой знати, а также их домашние рабы; слой кельтских свободных общинников, родовая знать, христианский клир и быстро исчезнувшая прослойка римских землевладельцев, колонов и рабов.

В Италии, Галлии и Испании общество, находившееся под властью варварских королей, состояло из позднеантичных классов и сословий, с одной стороны, социальных слоев варварского общества, с другой. При всей обособленности они были также и связаны хозяйственными, правовыми и политическими узами.

Взаимодействие римских и германских элементов приводило к феодальному синтезу лишь в определенных исторических условиях. Для реализации такого синтеза необходим был определенный уровень развития варваров и известная ступень зрелости рабовладельческих отношений у римлян. Поселение гуннов в V в. на римской территории не привело к развитию у них феодальных отношений. Кочевники-завоеватели не способны были усвоить римские производительные силы и достаточно глубоко воспринять влияние позднеантичных общественных отношений. Гунны оставались скотоводами, а их верхушка, обогащаясь за счет даней, не превратилась в крупных землевладельцев типа германской служилой знати.

В Восточной Римской империи в V—VI вв. синтез варварских и римских элементов не мог осуществиться потому, что рабовладельческие отношения еще не исчерпали всех возможностей для дальнейшего своего развития и позднеантичное государство сохранило способность противостоять варварам.

Необходимым условием осуществления синтеза- продолжительность мирного сосуществования и взаимовлияния двух основных этнических групп населения варварских королевств. В Остготском королевстве срок такого сосуществования в условиях мира был слишком мал для того, чтобы взаимодействие римских и германских начал привело к феодальному синтезу. Необходимы были, наконец, и известные демографические условия.

К концу VI в. возник феодальный уклад, рядом с которым еще сохранялись рабовладельческий и общинные уклады хозяйства. Параллельно происходило формирование нового государства. Это выразилось прежде всего в изменении социального характера королевской власти. Но и в самом этом аппарате и вне его сохранялись еще некоторые институты и учреждения, унаследованные от германской организации управления, с одной стороны, от позднеримского политического устройства, с другой.

Для политических образований германцев в Британии характерен замедленный темп разложения родового строя и генезиса феодализма. Вплоть до VII в. англосаксонское общество оставалось слабо дифференцированным, существовали ограничения в праве отчуждения родовых земельных наделов общинников, значительную роль в управлении и суде играли еще местные судебные собрания свободных людей.

Изменения, наметившиеся в течение VII в., привели к существенным сдвигам в социальных отношениях и политическом устройстве. Формируется крупное землевладение светской служилой знати, церкви и короны, распространяется практика королевских пожалований земли в бокланд, растет слой свободных землевладельцев. Королевская власть начинает играть преимущественно роль орудия служилой знати и церкви.

Образование варварских королевств создало благоприятные условия для развертывания социальной революции, означавшей смену рабовладельческого строя феодальным в Западной Европе. Но эта революция в Западной Европе не сразу привела к победе феодализма. Возникновение варварских королевств означало установление переходного — протофеодального периода, который перешел в дальнейшем в раннефеодальный.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!