Серия «Статьи»

Песок и шпинат. О цветах британской авиации во второй мировой. Часть 1

Перевод статьи Пола Лукаса из Scale Aircraft Modelling #4/2023

Песок и шпинат. О цветах британской авиации во второй мировой. Часть 1 Масштабная модель, Стендовый моделизм, Авиация, Окраска, Длиннопост

Харрикейн Mk I, P2920, № 601 эскадрилья RAF, июнь 1940 года. Верхние поверхности окрашены в тёмно-земляной и тёмно-зелёный цвета. Нижние поверхности были Night под левым крылом до осевой линии, белый нос, остальное алюминиевое.

Во введении к своей книге "Камуфляж самолётов 1939-42 гг." покойный Оуэн Г. Тетфорд назвал схемы камуфляжа, применявшиеся на британских самолётах, "затемнёнными" (Shadow Shading), спутав идею использования более светлого цвета на верхних поверхностях нижних крыльев и фюзеляжа бипланов для компенсации тени, отбрасываемой верхней плоскостью, с "зеркальным отражением" схем "А" и "В", применявшихся на других самолётах. Далее он описал теневое затенение следующим образом.

В целом она состояла из больших, неравномерных пятен темно-зелёного и темно-земляного цветов, которые лучше всего описываются на жаргоне авиатехников того времени – «песок и шпинат».

Хотя можно понять, почему темно-зелёный цвет в разговорной речи может быть назван "шпинатом", труднее понять, почему темно-земляной цвет в разговорной речи должен быть назван "песком", хотя, конечно, цвет песка может меняться в зависимости от примесей, которые в нем могут содержаться. Чтобы разговорный термин "песок и шпинат" стал популярным в служебном жаргоне, восприятие темно-земляного как "песочного" цвета должно было быть достаточно распространённым.

Самолёты сражающихся держав

Оуэн Тетфорд также написал книгу «Aircraft of the Fighting Powers» (AFP), первый том которой был опубликован в декабре 1940 года. В нем содержится ряд разговорных описаний цветов британских самолётов, и из тридцати семи типов самолётов, которые можно считать находящимися на вооружении, двадцать шесть имеют окраску "светло-земляной" и "темно-зелёный", семь - "зелёный" и "коричневый", а четыре описаны как "затемнённые", без упоминания цвета.

Для того, чтобы дать срез отдельных типов самолётов, которые описаны как камуфлированные в "светло-земляной" и "темно-зелёный" цвета, предлагаем следующие конкретные примеры: В эскадрильях Армстронг-Уитворт-Уитли, выполняющих ночные бомбардировочные операции, на верхние поверхности крыльев, хвостового оперения и фюзеляжа самолётов наносились затенённые оттенки тёмно-зелёного и светло-земляного цветов. Нижние стороны машин были полностью матово-черными, без какой-либо маркировки, за исключением некоторых машин с красно-бело-синими кокардами на законцовках крыла. В дополнение к затемнению на некоторые самолёты нанесена новая камуфляжная окраска для защиты от прожекторов, но никаких подробностей найти не удалось.

Bristol Beaufort

Все "Бофорты" берегового командования имеют затемнённую темно-зелёную и светло-земляную окраску верхних поверхностей крыльев, хвостового оперения и фюзеляжа. Снизу они полностью серебристые, без каких-либо обозначений под крылом.

Bristol Blenheim

Машины Mk VIII и поздние партии Mk. IV, состоявшие на вооружении бомбардировочных эскадрилий, имеют затемнённую темно-зелёную и светло-земляную окраску верхних поверхностей крыльев, хвостового оперения и фюзеляжа. Под крыльями, хвостовым оперением и фюзеляжем они окрашены в светло-зелёный цвет.

Fairey Fulmar

Истребители Fulmar на авианосцах имеют затемнённую темно-зелёную и светло-земляную окраску верхних поверхностей крыльев, фюзеляжа и хвостовой части, а снизу окрашены в голубой цвет "утиное яйцо". На фюзеляже камуфляж спускается по бокам до низа, а также по бокам радиатора. Оперение и рули окрашены в голубой цвет.

Martin 167-W (Maryland)

Самолёты Martin, собираемые в настоящее время в нашей стране, имеют затемнённую темно-зелёную и светло-земляную окраску верхних поверхностей крыльев, хвостового оперения и фюзеляжа. Нижние поверхности крыльев, хвостового оперения и фюзеляжа окрашены одним из двух способов. Некоторые машины окрашены в бледно-зелёный оттенок (подобно Blenheim VIII)...

Другие машины окрашены в черный цвет под крыльями и фюзеляжем...

Miles Master

В соответствии со стандартной практикой, все поставляемые сейчас Masters имеют затемнённую окраску верхних поверхностей крыльев и хвостового оперения, а также верхней половины фюзеляжа с неравномерными пятнами темно-зелёного и светло-земляного цветов. Боковые поверхности окрашены в учебный желтый цвет, как и остальная часть фюзеляжа.

Short Sunderland

«Сандерленды», находящиеся на действительной службе, имеют затемнённую темно-зелёную и светло-земляную окраску верхних поверхностей крыльев, хвостового оперения и корпуса. Нижние части машин окрашены в серебристый цвет в соответствии со стандартной схемой для самолётов-разведчиков общего назначения.

Supermarine Walrus

Эксплуатируемые на катапульте самолёты Walrus имеют затемнённую темно-зелёную и светло-земляную окраску верхних поверхностей крыльев, хвостового оперения и корпуса. Нижняя часть окрашена в светло-серый или серебристый цвет.

Попытка определить, насколько точны некоторые из этих описаний цветовых схем отдельных типов самолётов, заняла бы гораздо больше места, чем мне здесь представлено, но не все они настолько неточны, как может показаться. Упоминание о том, что Уитли имели "новую камуфляжную окраску, чтобы бороться с прожекторами", является ссылкой на "Special Night"; Бофорты берегового командования действительно имели серебристые нижние поверхности в 1940 году; некоторые Бленхеймы имели "светло-зелёные" нижние поверхности в 1940 году, а в марте 1939 года RAE подготовила схему камуфляжа, которая в то время называлась "C3" и состояла из четырёх цветов, затемнённых темно-земляного, темно-зелёного, светло-земляного и светло-зелёного на верхней поверхностях Валрусов, имевших алюминиевую окраску нижних поверхностей. Однако описание Сандерленда и Флотской воздушной армии как имеющих "тёмно-зелёную и светло-земляную" окраску может в какой-то момент заслужить отдельную статью в разделе "Загадка цвета".

Поскольку описания цветов, данные мистером Тетфордом, различаются, это скорее объясняется тем, что использовались два разных оттенка коричневого, а не два разных разговорных термина для обозначения одного и того же цвета. Вопрос ещё больше затуманивается тем фактом, что на самом деле существовало два оттенка коричневого, Dark Earth и Light Earth, и что официальное название последнего совпадает с разговорным термином, использованным мистером Тетфордом. Это может означать, что мистер Тетфорд знал о том, что использовался именно этот цвет. Однако, по мнению автора, во время написания первого тома AFP мистер Тетфорд не знал, что используются именно эти цвета, он просто использовал термины "светло-земляной" и "темно-зелёный" в качестве разговорного описания цветов, которые на служебном жаргоне назывались "песок и шпинат".

В томе 2 AFP, опубликованном в декабре 1941 года, цветовым схемам был отведён небольшой справочник в начале книги. В этом справочнике мистер Тетфорд продолжал ссылаться на "затенённую окраску", но теперь описывал дневные истребители истребительного командования Королевских ВВС в период с января по август 1941 года как "тёмно-зелёные и тёмно-земляные".  Тяжёлые ночные бомбардировщики были описаны следующим образом:

«Верхние поверхности крыльев и обшивка фюзеляжа имеют сухопутный камуфляж обычных цветов, но бока фюзеляжа, вертикальные поверхности хвоста и днища окрашены в черный цвет с копотью, как на ночных истребителях».

Это последнее описание дополняет его описание цветовой схемы "Армстронг-Уитворт Уитли III" (Armstrong-Whitworth Whitley III Troop Carrier), которое приведено на странице 18:

«На верхних поверхностях и бортах "Уитли" нанесён обычный сухопутный камуфляж, причём коричневый цвет на старых машинах имеет более светлый "песочный" оттенок (в отличие от современного тёмно-коричневого) оригинальной схемы затенения. Снизу они либо жёлтые, либо черные, и не имеют никаких обозначений.»

Это, по-видимому, говорит о том, что произошло предполагаемое изменение оттенка коричневого цвета, используемого для камуфляжа верхней поверхности, с "песочного" на "темно-коричневый" оттенок.

Другие источники

Проблема во всем этом заключается в том, что сочетание цветов, официально известных как светло-земляной и темно-зелёный, или, как вариант, светло-земляной и светло-зелёный, которые в просторечии можно назвать "песок и шпинат", никогда не указывалось в качестве производственной цветовой схемы для самолётов RAF ни в период расширения с 1936 по 1939 год, ни когда-либо после этого. Хотя вполне возможно, что темно-зелёный мог использоваться в сочетании со светло-земляным после начала войны на зарубежном театре военных действий, например, на Ближнем Востоке, это не привело бы к широко распространённому представлению о существовании схемы "песок и шпинат" в Великобритании до войны. Во всех виденных автором документах, посвящённых эволюции камуфляжа RAF с 1933 по 1939 год, говорится только об "умеренной сухопутной схеме" на монопланах, как о цветах, которые официально назывались "тёмно-земляной" и "тёмно-зелёный".

Однако, несмотря на это, похоже, что-то происходило, потому что есть не только письменные свидетельства, подобные приведённым выше, но и некоторые неофициальные подтверждения, а также монохромные и цветные фотоснимки, свидетельствующие о том, что существовала схема камуфляжа, похожая на "песок и шпинат".

Свидетельством тому служит мой учитель рисования в средней школе. Задолго до того, как я начал по-настоящему интересоваться схемами окраски самолетов, мне довелось участвовать в художественном проекте, в который я внес картину с изображением бомбардировщика "Ланкастер". Сам самолет был выполнен красками Humbrol, в частности, № 29 Dark Earth, № 75 Bronze Green (даже будучи подростком, я не думал, что № 30 Humbrol подходит для темно-зеленого) и № 33 Black. Из всех критических замечаний, которые мог сделать "мистер Х", его единственным комментарием был вопрос о том, уверен ли я, что правильно выбрал оттенок коричневого. Поэтому я достал свою копию книги "RAF Bomber Command and its aircraft 1941-1945" Джеймса Голдинга и Филипа Мойеса, в которой была глава "Камуфляж и маркировка", где для верхних поверхностей были указаны темно-земляной и темно-зеленый цвета, а также несколько цветных иллюстраций и таблица красок Humbrol.

Оказалось, что "мистер Х" был задним стрелком на "Ланкастерах", и причиной его сомнений по поводу коричневого цвета, который я использовал, было то, что он помнил его гораздо более светлым, "как печенье Huntley & Palmer", - сказал он, а затем, указывая на таблицу красок Humbrol, - "как этот". Он указал на цвета № 93 Desert Yellow и № 94 Brown Yellow. Из них №94 Brown Yellow был очень близок к "Британским авиационным краскам", изображающим "светло-земляной" цвет.

Что касается цветных фотоснимков, то в программе BBC "Dig 1940", вышедшей в эфир в декабре 2010 года, была показана короткая серия цветных киноплёнок с изображением Hurricane Mk I из 601-й эскадрильи, которая, как предполагается, была снята примерно 17 июня 1940 года во время перебазирования эскадрильи в Тангмир. На момент написания статьи в декабре 2022 года несколько кадров из этого фильма были доступны для просмотра онлайн в теме Britmodeller под названием "Харрикейн в светло-земляном и светло-зелёном цветах - возможно ли это?", датируемой 2015 годом. На кадрах было видно, что "Харрикейны" были выполнены в окраске, которую в разговорной речи можно назвать "песочно-шпинатной", где коричневый оттенок похож на цвет, официально названный Light Earth, а зелёный - на цвет, официально названный Light Green.

Песок и шпинат. О цветах британской авиации во второй мировой. Часть 1 Масштабная модель, Стендовый моделизм, Авиация, Окраска, Длиннопост

Кадр из кинохроники

Чтобы читатель не подумал, что это связано с каким-то фактором, связанным с типом плёнки или процессом проявки фильма, или любым другим фактором, который может повлиять на то, как цвет отображается на экране, в одном из кадров на заднем плане видны самолёты Armstrong Whitworth Atlanta и Bristol Bombay, предположительно присутствующие из-за того, что они помогали эскадрилье в её переезде, и оба они выглядят гораздо более темными оттенками коричневого и зелёного, чем Харрикейны. Цвета «Атлантов» и «Бомбеев» выглядят как правильные оттенки темно-земляного и темно-зелёного.

Нечто подобное происходит и на известной цветной фотографии Spitfire Mk II P7895 с кодовым обозначением "RN-N" из 72-й эскадрильи, снятой в апреле 1941 года. Эта фотография является частью коллекции Имперского военного музея и доступна для просмотра в режиме онлайн по ссылке "Spitfire TR 139". Окраска этого "Спитфайра" выглядит довольно потертой, но с точки зрения цвета она очень интересна. Зеленый оттенок, видимый на верхних поверхностях, кажется довольно ровным по цвету, в данном случае он воспроизведен с очень легким "голубым" оттенком. А вот коричневый цвет, похоже, сильно варьируется от одной части самолета к другой. Например, участок коричневого камуфляжа, проходящий сразу за кабиной пилота, кажется светлым "песочным" цветом, похожим на Light Earth, как и некоторые пятна на основных плоскостях, в то время как участки коричневого камуфляжа на капоте двигателя и задней части фюзеляжа кажутся гораздо более темным оттенком, который выглядит похожим на Dark Earth. Таким образом, в данном случае на одном и том же самолете присутствуют как "песочный", так и "темный" коричневый цвет. Это опять же может указывать на то, что коричневых цветов было два.

Песок и шпинат. О цветах британской авиации во второй мировой. Часть 1 Масштабная модель, Стендовый моделизм, Авиация, Окраска, Длиннопост

Снимок TR139 из архива Имперского военного музея

Иногда кажется, что то же самое явление можно наблюдать на черно-белых фотографиях. Например, на хорошо известных фотографиях "Харрикейна" 85-й эскадрильи с кодовым обозначением "VY-C", обслуживаемого наземным персоналом в Лилль-Секлине примерно в мае 1940 года, которые также являются частью коллекции IWM и доступны для просмотра в режиме онлайн под номерами "C 1518" и "C 1520", внешние части крыла кажутся несколько светлее, чем остальные части самолета. С одной стороны, возможно, что внешние части крыла были запасными деталями со свежей окраской, не такой "грязной", как на остальных самолетах, но с другой стороны, может быть, они имеют схожую окраску с "Харрикейнами" 601-й эскадрильи, о которых говорилось выше?

Харрикейн Mk I, 'VY-C', 85 эскадрилья, май 1940 года. Фюзеляж и верхние плоскости окрашены в тёмно-земляной и тёмно-зелёный цвета, но законцовки больше похожи на светло-земляной и светло-зеленый. Нижние части окрашены в черный цвет слева и белый справа.

На этом этапе необходимо сделать некоторое допущение и признать, что схема "песок и шпинат" действительно существовала. Учитывая, что по сведениям автора, такая схема никогда не была официально утверждена, возникает вопрос: почему?

Неконтролируемый цвет?

Один из возможных ответов на этот вопрос был предложен в предыдущих статьях о цветовых загадках - " неконтролируемый цвет". Неконтролируемый цвет можно определить как производственный цвет, оттенок которого изменился в очень большой степени во время или после его нанесения на самолёт. О том, что краски для камуфляжа, предназначенные для использования на британских военных самолётах, могут измениться в процессе нанесения, было известно задолго до войны.

В качестве примера можно привести тот факт, что в то время, когда производители красок для самолётов находились в процессе разработки камуфляжных покрытий для самолётов в соответствии с новыми спецификациями DTD, 18 августа 1936 года Министерство ВВС направило в RAE письмо по поводу нескольких образцов жидкой краски, которые были получены от Cellon. Среди них были "Тёмно-земляной", "Тёмно-зелёный" и "Ночь" в вариантах матовой синтетической краски "Cerrux" и матовой целлюлозной краски "Cellon", а также подходящие разбавители для обоих типов окраски. В той части письма, которая имеет отношение к делу, говорилось следующее:

При нанесении матовых синтетических красок очень важно использовать правильное количество разбавителя, иначе при использовании слишком большого количества разбавителя получится другой цвет окраски. Разница в окраске не влияет на конечную степень матовости, а только на конечный цвет. При использовании слишком большого количества разбавителя существует тенденция к тому, что конечный цвет при высыхании становится слишком светлым. Причина в том, что при сравнительно медленном высыхании краски, содержащиеся в ней тяжёлые пигменты оседают сильнее, что и приводит к изменению цвета.

Хотя в письме об этом не упоминается, представляется вероятным, что материалы, поставляемые Cellon в их синтетической линейке "Cerrux", предназначались для удовлетворения предварительных требований того, что станет Спецификацией на материалы DTD 314 для матовых пигментированных масляных лаков и грунтовок Министерства авиации, которая будет выпущена в следующем месяце. Часть этой спецификации, которая имеет отношение к делу, касается скорости высыхания. Что касается финишного покрытия, то в пункте 2 (b) говорится следующее:

(b) Финишное покрытие.- Материал должен стать "твердым и сухим" не более чем за восемь часов, при определении методом, описанным в Приложении I.

Соответствующая часть Приложения I описывает способ определения "твердой сухости" окраски:

"...путем надавливания большим пальцем на окрашенную поверхность. К большому пальцу не должно ничего прилипать, а полученный отпечаток должен стираться сухой ватой, не повреждая окраску".

Хотя в этом письме не упоминается, что целлюлозная краска может быть подвергнута подобной проверке, похоже, что это могло иметь место. 18 ноября 1937 года у RAE появилась причина обратиться в Министерство авиации с просьбой изменить схему камуфляжа, применяемую на самолетах Vickers Wellesley, с тем, чтобы включить в нее больше зеленого цвета. В письме говорилось следующее:

В дополнение к нашему письму от 29 июля мы заметили, что на самолете Wellesley K.7753, находящемся в этом учреждении, оттенок камуфляжной окраски Dark Earth значительно светлее нашего нынешнего стандарта. При наблюдении с воздуха пятна земляного цвета очень сильно выделялись, делая самолет гораздо более заметным, чем наблюдавшийся в то же время самолет "Бленхейм" K.7033, на котором окраска соответствовала настоящему стандарту.

Предполагается, что этот дефект может быть причиной просьбы увеличить долю зеленого цвета в окраске, применяемой на самолетах Wellesley.

Wellesley был самолетом с тканевой обшивкой, которая требовала применения краски на основе целлюлозных материалов, соответствующих требованиям DTD 83A Air Ministry Material Specification for Aeroplane Doping Schemes, выпущенного в декабре 1935 года. Похоже, что RAE была не одинока в этом наблюдении, поскольку запись о самолете Wellesley в AFP Volume 1 за 1940 год упоминала цветовую схему следующим образом:

Самолеты "Уэлсли", принадлежавшие к летному отряду дальнего действия, были закамуфлированы по стандартной затенённой схеме - тёмно-зелёный и светло-земляной на верхних поверхностях, а снизу были полностью черными".

Таким образом, это может объяснить, почему наблюдаемая цветовая схема некоторых самолетов описывается как "песок и шпинат", несмотря на то, что вся официальная документация предписывает использовать цвета "тёмно-земляной" и "тёмно-зелёный". Интересно отметить, что, по-видимому, тёмно-земляной цвет подвержен высветлению в гораздо большей степени, чем тёмно-зелёный. Это может быть связано с типами пигментов, которые использовались при производстве этих двух цветов.

Оригинальная формула RAE для камуфляжных красок, разработанных в период с 1933 по 1935 год, была приведена в письме в Министерство авиации от 5 февраля 1935 года следующим образом:

  • Нитроцеллюлоза 280 фунтов

  • Бутилацетат 25гал

  • Бутиловый спирт 21гал

  • Толуол 22гал

  • Касторовое масло 96 фунтов

  • Пигмент 300 фунтов

Пигменты, использованные для каждого цвета, были описаны следующим образом:

  • Темная земля - Желтая охра, технический углерод и красный оксид железа

  • Светло-земляной - как тёмно-земляной с добавлением литопона

  • Тёмно-зелёный - желтая охра, ультрамариновая синь, литопон и черный.

  • Светло-зелёный - как тёмно-зелёный с добавлением литопона.

Литопон — это белый пигментный порошок, который широко использовался в красках в 1920-1930-х годах, поскольку был дешев в производстве и обеспечивал хорошую укрывистость.

Автор не обладает какой-либо академической квалификацией, которая позволила бы авторитетно и подробно обсуждать физико-химические свойства красок, выходящие за рамки того, что изложено в цитированном выше письме Министерства авиации. Тем не менее, похоже, что процесс разделения пигментов иногда называют либо "плавающим", когда изменение оттенка происходит неравномерно, и плёнка краски высыхает с "полосатой"  Предположительно, технический углерод и красный оксид железа - это более тяжелые пигменты, которые опускаются к низу плёнки краски, оставляя более светлую желтую охру сконцентрированной у поверхности, что приводит к высыханию пленки краски в виде наблюдаемого светлого "песочного" оттенка. В случае тёмно-зеленого цвета ультрамариновый синий - самый легкий пигмент, который остается сконцентрированным у поверхности, в результате чего пленка краски высыхает до более "синего" оттенка, чем цвет образца, а также, возможно, становится несколько светлее по оттенку.

Spitfire Mk IIa, P7895, апрель 1941 года. Этот Spitfire имел различные оттенки тёмно-земляного и тёмно-зелёного цветов. Некоторые части были похожи на светло-земляной и светло-зелёный. Нижняя часть бортов была цвета Sky, а коды - Medium Sea Grey.

Предполагается, что эти процессы могут протекать независимо друг от друга, так что если тёмно-земляная краска была слишком разбавлена, а тёмно-зелёная - нет, то в результате получится нечто похожее на светло-земляную и тёмно-зелёную краски ("песок и шпинат"), или тёмно-земляную и «Extra Dark Sea Green», или тёмно-земляную и светло-зелёную. Похоже, что в апреле 1948 года некоторые эталоны тёмно-зелёного цвета, были залиты растворителем. Эти стандарты были изготовлены путём распыления краски на толстые карточки, которые затем были наклеены на свободный лист для включения в AP 970 Design Requirements of Service Aircraft и AP 2656A Internal and External Paint of Aircraft. Сегодня можно увидеть, что некоторые из этих карточек высохли и приобрели гораздо более "голубой" оттенок, чем предполагаемый тёмно-зелёный цвет, и стали больше похожи на оттенок Extra Dark Sea Green.

Ещё одна сложность заключается в том, что Министерство авиации не указало конкретную формулу, которую должны были использовать производители краски для самолётов, поэтому каждый производитель использовал свою собственную формулу, в которой могли использоваться пигменты, отличные от тех, что регламентировались RAE, как было указано выше. Таким образом, каждая запатентованная формула могла по-разному реагировать на чрезмерное разбавление. В цитированном выше документе речь идёт о материалах Cellon, поэтому получается, что если Cellon Dark Earth был слишком разбавлен, он мог при высыхании приобрести цвет, похожий на светло-земляной, а излишне разбавленный Cellon Dark Green мог при высыхании приобрести цвет, похожий на светло-зелёный. Вопрос о том, как могли бы вести себя излишне разбавленные краски других производителей, остаётся открытым, и в отсутствие каких-либо доказательств дальнейшие рассуждения бессмысленны. 

В какой-то мере это может объяснить появление "песка и шпината" в описании того, что должно было быть "Умеренной сухопутной схемой". То, что это выражение было настолько распространено, что стало жаргоном обслуживающего персонала, равносильно утверждению, что многие, если не все производители самолётов постоянно излишне разбавляли краску. Было бы глупо предполагать, что это делалось по незнанию, хотя возможно, что в период 1936-1939 годов, когда авиастроительная промышленность значительно расширилась, излишне разбавленная краска могла быть нанесена по неопытности неквалифицированным персоналом, впервые приступившим к окраске самолётов, но этот недостаток можно было бы устранить путём улучшения подготовки мастеров по окраске самолётов и накопления ими опыта.

По мнению автора, единственным альтернативным объяснением является то, что излишне разбавленное покрытие было нанесено намеренно. Наиболее вероятной причиной этого, вероятно, было бы желание увеличить запасы краски в случае её нехватки. К сожалению, автору не попадалось значительного количества документации, касающейся окраски самолётов на производственной линии, поэтому неизвестно, в какой степени, если таковая вообще имела место, краска могла быть излишне разбавлена, чтобы выжать из ограниченного запаса материала и поддержать работу производственных линий. Если это действительно было так, то возникает вопрос, удалось ли полностью искоренить эту проблему во время войны. Если воспоминания мистера Х. точны, то, возможно, это не так.

Почему тёмно-земляная краска оказалась особенно склонной к этому явлению, неизвестно, но, вероятно, это связано с пигментами, из которых она была изготовлена. Несмотря на своё название, светло-зелёный цвет не является особенно светлым, поэтому, если бы изменение тёмно-зелёного цвета произошло из-за чрезмерного разбавления, результат не был бы столь заметен для глаз, и зелёный цвет по-прежнему воспринимался бы как тёмно-зелёный, не такой, как оттенок шпината.

Песок и шпинат. О цветах британской авиации во второй мировой. Часть 1 Масштабная модель, Стендовый моделизм, Авиация, Окраска, Длиннопост

Цвета из палитры акриловых водоразбавимых красок Vallejo.

Показать полностью 7

Химия краски. Уилл Паттисон

Перевод статьи из Military Modelcraft International №10 2019 г. (незначительно сокращено введение, перехожу сразу к делу).

Первый и самый важный вопрос – это какие виды красок доступны для моделиста и в чём заключается их различие. Рассмотрим четыре категории красок, которые скорее всего найдутся на каждом рабочем столе: акрилы (acrylics), эмали (enamel), лаки* (laquer) и уретановые** (urethane).

Начнём с того, что называют «акрилами». Их любят за низкую токсичность и широкий выбор цветов. Иногда кажется, что новые производители появляются ежемесячно. Это же и проблема акрилов, так как их рецептов столько же, сколько и рецептов сосисок. Все они хороши, но определённые ингредиенты могут привести к разности результатов и другим сложностям. Другая проблема вытекает из использования термина «акрилы». Вообще, акрилы – это группа полимеров, которые используют для создания различных изделий, от пуленепробиваемых автомобильных стекол до искусственных ногтей. Большинство современных красок, с которыми мы имеем дело, имеют в своей основе какую-то акриловую смолу. Прочие ингредиенты определяют, как эта смола растворяется, чем разбавляется, как полимеризуется и высыхает. Кроме того, различные добавки, типа винила, могут влиять на свойства конечного покрытия, поэтому одни покрытия получаются более жёсткими, а другие более эластичными.

Учитывая, что обычно акриловые краски для моделей разбавляются водой, спиртом или их смесью, можно задаться вопросом, как это возможно, если акриловая смола – это пластик? Дело в процессе под названием «диспергирование» или «эмульгация». Эмульгатор просто разрушает акриловую смолу на маленькие частицы, которые равномерно распределяются по всему носителю. Это похоже на эффект, который получается применением средства для мытья посуды на грязной сковороде. Простой водой не удаётся смыть застарелую грязь, но моющее средство делает это возможным, эмульгируя грязь. Смесь этой грязи с водой и мылом будет равномерной, но через некоторое время снова разделится. Если дать воде полностью испариться, вы снова получите устойчивый слой грязи. Эмульгация акрила работает примерно так же. Однако есть ещё один процесс, который заставляет краску твердеть. Это реакция образования поперечных связей, которая идёт по мере высыхания краски.

Образование поперечных связей – это один из видов полимеризации. Если вы пользовались двухкомпонентной эпоксидной смолой, то вы уже знаком с этим процессом. При полимеризации множество отдельных молекул соединяются, образуя длинные цепочки, благодаря которым материал отвердевает. Это полезно, когда мы хотим создать защитное покрытие на том, что мы красим.

Для нас, моделистов, важным вопросом будет, какие же краски подходят под эту категорию? Краски таких брендов, как Vallejo, AK, AMMO, Hataka Red Line, Mission Model Paint или Model Master Acryl, являются водными акрилами. Это означает, что их можно разводить водой. Кроме того, некоторые из них можно разводить изопропиловым спиртом или другими спиртовыми растворами, типа разбавителя Ultimate Modelling Products или Tamiya X-20A, но такой гарантии нет, всегда нужно пробовать. Лично я выяснил, что разбавитель UMP подходит для всех перечисленных красок, кроме Vallejo, которая, похоже, не переносит вообще никаких спиртов. То, что делает эту краску такой популярной у моделистов, и особенно у любителей фигур – это возможность разбавлять краску и отмывать кисти водой.

Химия краски. Уилл Паттисон Статья, Моделизм, Краски, Матчасть, Длиннопост

Водные дисперсионные акрилы: AMMO, Vallejo, AK разных линеек, ARMA, Pacific 88, Звезда Мастер-акрил

А что насчёт Tamiya и Mr.Hobby, которые некоторые называют «ненастоящими акрилами»? Во-первых, сам термин «настоящий акрил» — нонсенс. Это ошибочное понятие происходит от идеи о том, что «акрил» обозначает водорастворимую краску, что неверно. Отличие красок Tamiya, Mr. Hobby и AK Real Color, а также причина знака огнеопасности на банке, в том, что они основаны на спиртовой эмульсии акрила (вопреки тому, что на этикетке написано водная). Эти краски работают таким же образом, как и водные, если разбавлять эти краски слабым спиртовым раствором, типа X-20A, но их также можно разбавлять и водой. В конце концов X-20A на 54% — это вода.

Химия краски. Уилл Паттисон Статья, Моделизм, Краски, Матчасть, Длиннопост

Спиртовые акрилы: AK Real Color, Tamiya и Mr. Hobby.

Сейчас те, кто знакомы с красками Tamiya, AKRC и Mr.Hobby, заметят, что есть ещё что сказать об этих красках, но мы вернёмся к этому позже. Сперва вкратце рассмотрим эмали. Раньше многие моделисты сказали бы, что это самая лучшая краска, но в 2019 году большинство сталкивается с ними в виде продуктов для везеринга. Многие смывки, фильтры и другие подобные составы несут на этикетке фразу «содержат минеральные спирты» и это первая подсказка о том, что перед вами эмаль. Так что же отличает эмаль от акрилов?

Полимерная основа эмалей и масляных красок принадлежит к группе алкидов. Это современный заменитель сушильного масла, получаемого из льна или грецких орехов. Они работают за счёт реакции полимеризации, которая начинается, когда минеральная основа испаряется и смола начинает контактировать с кислородом. Процесс полимеризации может занимать значительное время, и это основной минус эмалей. До полного высыхания может пройти неделя и даже больше. В итоге получится очень крепкое покрытие, но до того, как убедились многие моделисты, даже касание пальцем может оставить дефект.

Химия краски. Уилл Паттисон Статья, Моделизм, Краски, Матчасть, Длиннопост

Эмалевые эффекты, фильтры и смывки AMMO и AK Interactive

Нам важно знать, что минеральный спирт (в Великобритании он не отличается от уайт-спирита) никак не влияет на высохший слой акриловой краски. Именно это делает эмали отличным средством для везеринга. Вы можете спокойно наносить смывку или масляную краску поверх акриловой и манипулировать такими красками при помощи кисти, смоченной в уайт-спирите, даже после высыхания. Это свойство даёт непревзойдённый контроль в создании желаемого результата.

Закрывая разговор об эмалях, нужно помнить, что их родной разбавитель – это минеральный спирт и он же является очистителем. Кроме того, для обеих целей можно использовать растворитель для лаков (Laquer thinner). Для эмалей не подходят спиртовые разбавители, равно как и уайт-спиритом нельзя разбавлять акрилы и лаки.

Следующая категория – лаки, и с ней знакомы те, кто пользуется красками MRP, Gunze Mr.Color, Tamiya TS или Alclad. Мы знакомы с лаками с 20х годов и когда-то этот тип красок называли «целлюлозными» так как они изготавливались из органических материалов. Целлюлоза и нитроцеллюлоза относятся к одной группе, но не переживайте, баночка не взорвётся, если её уронить***. Дело в том, что с 50х годов все лаки делаются на основе акриловой смолы. Да, здесь снова появляется известное нам семейство материалов, которое и дало основу смущающему термину «акриловый лак» (Acrylic laquer).

Химия краски. Уилл Паттисон Статья, Моделизм, Краски, Матчасть, Длиннопост

Лаки Tamiya, Gunze Mr.Color, Alclad II

Лаки принципиально отличаются от других красок тем, что в них основа растворена в носителе, который в некоторых странах называют «целлюлозным разбавителем». Если вы пытались отмыть полистирол обычным растворителем для лака, то вы точно знаете, как это работает. Смоляная основа практически расплавляется, а когда носитель испаряется, снова отвердевает, создавая прочное, долговечное покрытие.

Но если лаковые растворители расплавляют полистирол, как же мы можем использовать такую краску? В реальности, при нанесении её на пластик количество основы так мало, а испаряется она так быстро, что успевает расплавить лишь тоненький слой на поверхности, что является плюсом, так как крепко приваривает краску к поверхности. Кроме того, краски для моделей и их растворители, такие как Mr.Color Levelling thinner или Tamiya Lacquer Thinner созданы из менее агрессивных веществ.

Химия краски. Уилл Паттисон Статья, Моделизм, Краски, Матчасть, Длиннопост

Растворители Tamiya Lacquer Thinner и Mr.Color Levelling thinner

И вот теперь мы возвращаемся к Tamiya и Mr.Hobby, так как краски серий X, XF и H можно разбавлять растворителями для лака, как и AKRC. На самом деле большинство моделистов обнаруживает, что в таком сочетании краски работают даже лучше. Но если они акрилы, как такое может быть? Во-первых, не забывайте, что «акрил» не означает «водорастворимый». Как указано выше, это спиртовые акрилы, а их акриловая основа работает гибридно. Такие краски работают как эмульсионные при использовании спиртового растворителя или воды, и как лаки при использовании лакового растворителя. Это даёт значительную универсальность и именно поэтому эти краски так популярны.

Если этот текст показался вам запутанным и не подходящим для новичка, не расстраивайтесь. Каждый должен разобраться в этой информации, и она действительно может быть весьма запутанной. Одной из причин является то, что производители не размещают на этикетках достаточно полезной информации, хотя бы о типе краски. Надеюсь, эта статья поможет вам разобраться в том, как это работает.

*: По определению, лак – это раствор смол в некотором растворителе. Поэтому Lacquer - это именно лак.

**: Почему-то автор более не говорит об этих красках. Известно, что полиуретан входит в состав грунта Vallejo.

***: имеется в виду применение нитроцеллюлозы для создания взрывчатых и крайне горючих веществ. Видимо, отсюда же растут ноги в именовании акриловых лаков «нитрами».

Маленький вывод: как только ты заливаешь в баночку дисперсионной Mr.Hobby растворитель Mr.Color Levelling thinner, баночка превращается в лак Mr.Color. Не буквально, но по сути.

Маленький вывод 2: Thinner для дисперсионной краски - разбавитель, а для лаков - растворитель.

Показать полностью 5

Порядок покраски модели

В третьей версии "частых вопросов о сборке БТТ" от AK Interactive (уже не Мигеля, а Рубена Гонзалеса) приводится такая схема порядка работы над моделью. Может, кому-то это будет интересно и полезно.

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост

Здесь перечислены все шаги покраски модели. Хотя некоторые подписаны, как "необязательные", ни один шаг в этой схеме не является обязательным. Это не значит, что можно отбросить всё подряд: например, если не используется смывка, для получения глубины нужно использовать масло.


Грунтовка выполняет две функции: во-первых, грунтовка придаёт различным материалам единую подложку, подходящую для нанесения базового слоя краски, а во-вторых грунтование позволяет выявить огрехи сборки, остатки клея, отпечатки пальцев или недостаточно отполированную поверхность.

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост

Базовый монотонный цвет или многоцветный камуфляж является основой окраски. При выборе цветов, нужно учитывать фактор уменьшения яркости: чем меньше модель, тем темнее она кажется. Также на этом шаге прорабатываются блики и тени.

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост

Следующим шагом стоят вопросы о декалях, но их может не быть совсем, а идентификационные знаки могут быть накрашены. Если применяются обычные декали, которые переносятся при помощи воды, предварительно требуется покрыть глянцевым лаком место нанесения декали или даже всю модель целиком. Это требуется чтобы плёнка не была заметна и для лучшего контакта декали с поверхностью модели. Для улучшения фиксации рекомендуется использовать специальные составы. Для нанесения декали на сложную поверхность, её можно размягчить специальной жидкостью. После нанесения влажной или сухой декали, а также после нанесения опознавательных знаков кистью или при помощи масок, модель покрывают сатиновым лаком. Это защитит нанесённую маркировку от повреждений и придаст одинаковую основу для следующих шагов.

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост

Следующий шаг довольно очевидный. Всю мелочь, которая находится на броне (инструменты, канистры, навесное оборудование, скарб и пожитки экипажа и т.п.) легче покрасить по отдельности и потом уже приклеить на место.

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост

Использование фильтров не обязательно, хотя это и не указано. Фильтры используются для сглаживания контраста у многоцветного камуфляжа; создания контраста у одноцветного камуфляжа за счёт изменения оттенка каких-то элементов; сближение использованных цветов за счёт использования фильтра одного оттенка (зелёного, жёлтого, серого или синего). Главная цель - создать богатство оттенков и нюансов поверхности модели. Это важнее для одноцветной окраски, так как многоцветный камуфляж уже даёт достаточно контраста.

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост

Смывки - один из самых важных шагов, который используется большинством моделистов. Смывки нужны для выделения выступающих деталей, углов и щелей. Хороший результат достигается при нанесении смывки на сатиновую или даже глянцевую поверхность, так как по глянец обеспечивает высокую текучесть смывки. Основная цель этого этапа - выделение рельефа, линий расшивки, панелей, болтов и других деталей, неважно, насколько они малы. В общем случае используется оттенок более тёмный, чем выделяемый объект. В некоторых случаях тёмных цветов можно использовать серый и светло-серый оттенки смывки.

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост

Масло - очень удобный и универсальный инструмент с огромным потенциалом. Масло легко наносить и убирать с сатиновой и глянцевой поверхности. При помощи масел можно создать эффект выгорания краски, хотя подбор правильного оттенка может быть сложен для новичка. Обычно 3-4 оттенка достаточно, чтобы придать всей модели потрёпанный вид. На выбор цветов влияет гипотетические условия эксплуатации прототипа и базовые цвета модели. Обычно на поверхность наносится несколько точек, которые затем растушевываются кистью. Второй способ применения масла - это цветовая модуляция, нанося более светлый оттенок на то, что находится выше, а то, что находится ниже, остаётся более тёмным.

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост

Далее наносятся сколы. Их наличие и количество зависит от разных факторов: где использовался прототип, как за ним ухаживали и прочее. Обычно для создания глубины этих эффектов наносят два вида повреждений. Сперва более светлым оттенком, нежели основная поверхность, наносят лёгкие царапины, потертости и места ударов, а затем уже тёмно-коричневым или оранжевым окрашивают места глубоких сколов до металла или ржавчины. Все сколы должны быть логичными и объяснимыми и располагаться в доступных местах. Золотое правило - лучше меньше, да лучше. Существует несколько способов нанесения сколов, от покраски очень тонкой кистью до применения специальных жидкостей, и выбор метода зависит от желаемого результата. Нанесение сколов всегда добавляет модели глубины и реализма.

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост

Предварительное запыление заключается в нанесении аэрографом сильно разбавленной матовой краски на некоторые места, на которых впоследствии будет нанесена пыль или грязь. Используемые цвета должны соответствовать месту, где использовался прототип. Подходящие места, где скапливается грязь - это поверхности, близкие к земле, закутки вокруг башни или ящиков, а также горизонтальные полки.

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост

Нанесение потёков. Как и предыдущий этап, этот шаг является необязательным. Как видно из названия, заключается он в нанесении следов, которые оставляет стекающая по вертикальным поверхностям дождевая вода. Отличный способ передать такие потёки - наносить аэрографом вертикальные штрихи эмалевыми (enamel или lacquer) красками и тут же растушевывать краску кистью, смоченной в растворителе. Кроме этого можно использовать акриловые краски. В итоге получается интересный эффект, но нанесение требует определённой практики.

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост

Ржавчину тоже не обязательно наносить, хотя она и добавляет разнообразие цветов. Это зрелищный эффект, который стоит считать более художественным преувеличением, нежели отражением действительности. Из-за влажности и осадков на голом металле всегда появляется ржавчина и её потёки, но при нанесении этих эффектор всегда нужно учитывать состояние прототипа и не перебарщивать, особенно на моделях рабочих машин. На сегодняшний день существует множество продуктов для нанесения эффектов ржавчины - акриловые краски, эмалевые потёки, масляные краски, которые можно совмещать для получения всевозможных визуальных эффектов.

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост

Второй раз масла можно применять более точечно. Будем использовать палитру из 3-4 оттенков, основанных на желаемом результате. Нужно брать один светлый, один средний и один тёмный оттенок, чтобы получить достаточно контраста. Если наносились сколы и ржавчина, масла можно применять частично перекрывая их, что приведёт к более реалистичному виду краёв. На этом этапе нужно использовать масло на конкретных элементах, усиливая какой-то эффект: более светлая или тёмная, чем везде, пыль, рыжеватость металла, затемнение капота двигателя, главное - не отклоняться от выбранной палитры и растушёвывать краску.

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост

На этапе нанесения пыли и грязи модель получает вид бывшей в активной эксплуатации, что и требуется от процесса везеринга. Можно использовать эмалевые продукты, пигменты, пластификатор, песок и траву, чтобы воспроизвести все виды пыли и грязи, которые обязательно накопятся на эксплуатируемой технике. Пигменты фиксируются уайт-спиритом, специальным фиксатором пигментов, лаком или фиксатором песка. Всё это можно смешивать в различных комбинациях, получая различные текстуры. Можно наносить грязь как смывку, потёки, брызги или отложения. Можно получить различные эффекты, от лёгкой дорожной пыли до густой болотной грязи, в зависимости от замысла или от окружения на виньетке или диораме. В таком случае стоит использовать один и тот же эффект и на модели, и на её окружении.

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост

Следующий шаг - нанесение различных эффектов влаги. Этим мы продолжаем придавать модели вид машины, эксплуатируемой в реальных условиях. Можно изобразить брызги масел и смазки, потёки топлива, лужи от дождя, влагу от движения по лужам. Важно не переусердствовать и наносить эффекты реалистично. Всё это добавляет богатство красок, оттенков и текстур, которые зритель увидит на модели.

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост

Завершающим этапом будет изображение голого или полированного металла и глубоких свежих царапин. Для этого подойдёт обычный графитовый карандаш или соответствующий пигмент. Полируются некоторые выступающие элементы или детали, которые должны иметь постоянное механическое воздействие, например, поручни, рукоятки или металлические гребни траков.

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост

На этом работа над моделью закончена, а результат фиксируется при помощи лака. Все полученные детали и эффекты должны быть на своём месте, ничего не должно казаться лишним, странным или необъяснимым.


Если вы недовольны полученным результатом, не нужно злиться! Вы приобрели бесценный опыт, а впереди будет ещё много моделей, где можно постараться сделать лучше. Практикуйтесь, ошибайтесь и всегда учитесь!

Порядок покраски модели Стендовый моделизм, Перевод, Статья, Длиннопост
Показать полностью 17

Аэрограф. Основные понятия и уход.

Как устроен аэрограф? Сжатый воздух из компрессора или контейнера под давлением, подаётся через маленькое сопло. Движущийся воздух вытягивает из резервуара (чашки или банки) краску, распыляет её в тонкий, равномерный туман. Конусный кончик иглы направляет факел распыления и регулирует в нём количество краски.


Почти все современные аэрографы делятся на аэрографы одиночного и двойного действия. «Одиночного действия» означает, что курком контролируется что-то одно – или только подача воздуха, или только подача материала. У аэрографов двойного действия курок управляет и воздушным клапаном, и материалом. За счёт движения назад-вперёд игла открывает и закрывает отверстие в сопле, ограничивая подачу краски.

Аэрограф. Основные понятия и уход. Стендовый моделизм, Статья, Перевод, Длиннопост

Paasche H – типичный аэрограф одиночного действия. Краска поднимается из чашки или банки под аэрографом через материальное сопло с насечками, которым можно регулировать подачу краски. Кнопка сверху открывает воздушный клапан.

Аэрограф. Основные понятия и уход. Стендовый моделизм, Статья, Перевод, Длиннопост

Iwata Eclipse – модель двойного действия. Нажатие вниз на триггер открывает воздушный клапан, а оттягивание его назад регулирует подачу краски. Модель оснащена чашей гравитационной подачи, или, как ещё называют такой вид, верхней подводкой материала. Винт в задней части фиксирует иглу.

Аэрограф. Основные понятия и уход. Стендовый моделизм, Статья, Перевод, Длиннопост

Badger 200 – модель гибридной системы. Она оснащена иглой, как и модели двойного действия, но подача краски регулируется винтом на заднем конце, а верхний триггер только открывает воздушный клапан.


Разброс цен на аэрографы весьма значительный, от нескольких сотен рублей за китайские клоны известных марок до десятков тысяч. От цены зависят как возможности аэрографа, так и его качество. Недорогие модели могут служить для нанесения грунтовки или равномерных цветов, а также «тренировочным» аэрографом.


У аэрографов двойного действия в задней части корпуса может быть винтовой механизм, ограничивающий ход иглы и, соответственно, подачу краски. Это позволяет "не переливать" краску с небольшой дистанции и рисовать очень тонкие и аккуратные линии. При выборе аэрографа двойного действия, обратите внимание на тип используемого сопла. Они бывают винтовые и самоцентрирующиеся. Аэрограф с самоцентрирующимся соплом мне видятся более предпочтительными, и вот почему: недорогие китайские аэрографы с винтовыми соплами изготовлены из мягкого металла, что может привести к разрушению резьбы самого сопла, что не так страшно, или к разрушению резьбы на корпусе аэрографа, это уже гораздо хуже. Ещё у "китайцев" бывают не соосные резьбы и канал подачи краски, из-за чего факел распыла направлен не туда, куда надо, а краска сильно налипает на защитную коронку. Это не значит, что такая неприятность обязательно произойдёт, но для китайских аэрографов шансы получить хороший инструмент значительно ниже, чем при покупке оригинального японского (Jas – это в основном клоны IWATA), немецкого или американского аэрографа.


Ещё один небольшой, но очень важный фактор - это эргономика. У всех руки разного размера и не бывает удобного для всех хвата. Поэтому было бы неплохо перед покупкой взять аэрограф в руку.


Аэрографы двойного действия, такие как Harder&Steenbeck Evolution, Hansa, Iwata Revolution, Paasche VJR и появившиеся совсем недавно MENG и AMMO by Mig дают пользователю больше контроля и могут рисовать очень тонкие линии. Однако, ими сложнее пользоваться, разбирать и чистить.

Аэрограф. Основные понятия и уход. Стендовый моделизм, Статья, Перевод, Длиннопост

Независимо от выбранного аэрографа, для работы потребуется источник сжатого воздуха. С одного края источников – банка со сжатым воздухом. Стоит от 150 рублей и хватает примерно на одну модель, а может и меньше. Для работы с таким требуется специальный редуктор-переходник, и если объём работ невелик, этот источник может оказаться самым экономным.

Аэрограф. Основные понятия и уход. Стендовый моделизм, Статья, Перевод, Длиннопост

Если же вы планируете красить много, то стоит приобрести компрессор. Разброс цен также значительный, от простейших китайских машинок за 2 000, больше похожих на компрессор для аквариума, до серьёзных установок за несколько десятков тысяч. Наличие у компрессора регулятора выходного давления позволяет управлять объемом проходящего через аэрограф воздуха, ресивер сглаживает пульсацию, неизбежно образующуюся в поршневом компрессоре, а специальный фильтр осушает воздух, удаляя возможный конденсат. Весьма популярной на нашем рынке является модель JAS 1203 китайского производства, так как сочетает в себе все эти полезные мелочи и при этом стоит довольно вменяемых денег. При использовании компрессора с регулятором давления и ресивером, на мой взгляд, аэрограф с аэроконтролем не нужен.

Аэрограф. Основные понятия и уход. Стендовый моделизм, Статья, Перевод, Длиннопост

Я не буду рассказывать про сам процесс покраски и про характерные проблемы, которые при этом возникают, об этом достаточно сказано, например,

http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?t=18695 или http://forums.warforge.ru/index.php?showtopic=101451


Перейдём к заключительной части процесса. После каждой покраски аэрограф нужно чистить! Это не так страшно, как кажется, и не занимает много времени, зато позволяет поддерживать инструмент в хорошем состоянии и не допускать некоторых проблем при покраске. Аэрографы одиночного и двойного действия требуют немного разных подходов, а смена цвета не требует полной разборки аэрографа, если вы не меняете краску с металлика на не-металлик или с тёмного оттенка на светлый. За исключением этих двух случаев при смене краски достаточно только промыть аэрограф, не переходя к пунктам 2 и 3.

Для чистки вам понадобятся: банка для очистки, растворитель для используемой краски (thinner), очиститель для аэрографа (cleaner), вата, зубочистки, ватные палочки, салфетки или туалетная бумага и мягкие ёршики для курительной трубки. Иногда очиститель можно заменить обычным растворителем №646 или ацетоном, но эти вещества разъедают резиновые прокладки.

1. Промывка аэрографа

1.1. Как только вы закончили красить, слейте краску в контейнер для отходов и отсоедините банку или чашку, если они снимаются.


1.2. Промойте ёмкость растворителем и слейте его в контейнер для отходов.


1.3. Присоедините ёмкость, залейте в неё очиститель, продуйте через аэрограф в банку для очистки почти полную чашку очистителя.


1.4. Снимите банку или чашку и протрите её салфетками или ватными палочками, вымоченными в очистителе. Также прочистите трубки подачи при помощи ёршика, ватной палочки или салфетки.


1.5. Продуйте остатки очистителя в аэрографе и прочистите механизм (см. ниже)


1.6. Соберите аэрограф и продуйте немного очистителя на белую салфетку. Если он чистый, переходите к следующему шагу, при необходимости повторите шаги 4 и 5.


1.7. Продуйте через аэрограф в банку для очистки остатки очистителя. Смажьте иглу, если она есть. Не оставляйте в аэрографе никаких жидкостей, храните его всегда сухим.


2. Чистка аэрографа одиночного действия:


2.1. Промойте аэрограф (см. выше).


2.2. Снимите, если это возможно, банку или чашку.


2.3. Аккуратно разберите материальное сопло. Протрите каждую деталь ваткой, смоченной очистителем.


2.4. Протрите внутреннюю сторону кончика, куда подсоединяется сопло, ватной палочкой или салфеткой.


2.5. Сверните уголок салфетки в плотный конус и протрите им внутреннюю поверхность сопла. Никогда не проталкивайте ничего сквозь сопло! Если внутри осталась краска, замочите ненадолго сопло в растворителе, в зависимости от используемой краски. Повторно протрите сопло скрученной салфеткой. (прим. пер.: можно использовать зубочистку, на кончик которой намотана вата, но с должной аккуратностью).


2.6. Соберите аэрограф и возвращайтесь к шагу 1.6


3. Чистка аэрографа двойного действия и гибридных систем.


3.1. Промойте аэрограф, как указано в разделе 1.


3.2. Снимите, если это возможно, чашку или банку. Согласно инструкции производителя выньте иглу.


3.3. Аккуратно разберите сопло. Протрите каждую деталь ваткой, смоченной очистителем.


3.4. Протрите внутреннюю часть крышки сопла ватной палочкой, смоченной очистителем. Протрите трубку подачи краски, через которую проходит игла, ёршиком или скрученной салфеткой.


3.5. Сверните тонкий конус из салфетки и протрите внутреннюю часть сопла. Не пытайтесь проталкивать жёсткие предметы типа ёршиков через сопло! Кончик аэрографа двойного действия чрезвычайно нежный, и требует полной очистки. Если не удалось полностью очистить крышку сопла и сопло, замочите их на некоторое время в растворителе или очистителе и потом протрите. (Прим. перев.: В самом крайнем случае можно использовать зубочистку, на кончик которой намотана вата, но с должной аккуратностью. В самом крайнем случае, можно использовать специальную иглу для чистки сопла, если это позволяет конструкция сопла.)


3.6. Протрите иглу тканью или ватой, смоченной растворителем или очистителем от конца к началу. Будьте аккуратны! Игла очень острая.


3.7. Соберите аэрограф и вернитесь к пункту 1.6.


А вот вам мой набор для чистки аэрографа. Банку я сделал сам - трубка, в которую плотно вставляется аэрограф, опускается ниже уровня воды, а для выхода воздуха прорезано отверстие, в которое вставлено несколько слоёв тонкого поролона. Так себе поделка, но лучше, чем ничего.

Аэрограф. Основные понятия и уход. Стендовый моделизм, Статья, Перевод, Длиннопост

Написано в основном по материалам журнала FineScale Modeller, статья Chris Appoldt и порядок чистки от Terry Thompson, а также исследования некоторых сайтов и личного опыта.


Всегда приветствуются конструктивные дополнения, предложения и пожелания в комментариях!

Показать полностью 7

Тени. Не используй смывку, используй аэрограф!

Еще один способ добавить глубину моделям.

Френк Баэр (Frank Baehre)

Перевод из сборника статей Fine Scale Modeller



Я весьма ленив, поэтому я использую любые пути, которые ускорят работу над моделью. Вот один из используемых мной: в салоне самолёта «тени» я рисую аэрографом, а «блики» - сухой кистью, стараясь не уделять внимания каждой детали в отдельности. Хотя я крашу самолёты, эта техника прекрасно подойдёт и для танков, кораблей, автомобилей, грузовиков и даже для фигурок.


Эта техника работает за счет обмана зрения, заставляя глаз видеть рельеф у деталей, которым нарисованы тени и блики. Поскольку большинство моделей разглядываются в условиях рассеянного искусственного света, естественным теням и бликам просто неоткуда взяться. Нам придётся сделать их самостоятельно.


Тени и блики заставляют модель выглядеть реальнее, так как они усиливают трёхмерные детали, выплавленные в пластике, и вот почему. Когда сходятся две поверхности под углом менее 180°, естественное освещение создаёт область тени или затемнения, так называемый «тёмный угол», Так же и в случае угла более 180°, освещение создаст блик, грань более яркого оттенка.

Тени. Не используй смывку, используй аэрограф! Моделизм, Перевод, FAQ, Длиннопост
Тени. Не используй смывку, используй аэрограф! Моделизм, Перевод, FAQ, Длиннопост

Рисунок 1. Для создания более реалистичного вида необходимо акцентировать тени и блики


Моделисты давно пользуются смывками, но мне кажется, что использование аэрографа даёт лучший результат.


Добавляем (или убираем) детали.


Начнём с достаточного количества рельефных деталей. Сколько это? Зависит от масштаба модели и видимых зон интерьера. Чем мельче размер, или, если предпочитаете, чем меньше масштаб, тем меньше рельефных деталей нужно.


Рассмотрим масштаб 1/72. Для создания теней достаточно углов пола и стен, а для бликов хватит углов панелей и кресла. Но если в наборе деталей недостаточно, их можно добавить. Для этого подходят полистирольные полосы и остатки литников. Также я использую фототравлёные и смоляные наборы для добавления рельефных деталей. Для объёмности во всех масштабах хорошо работают стрингеры и шпангоуты. Из обрезков полистирола можно сделать ящички и электрические панели.


Убедитесь, что все метки, воронки, гравированные надписи и т.д. заполнены зашлифованы. Я использую для заполнения текучий суперклей. Когда клей застынет, я шлифую этот участок 400й наждачкой. Если я не могу добраться в углубление наждачкой, то использую скребок от Squadron Tools.


Чтобы проверить, что я добавил всё, что хотел и убрал всё лишнее, я покрываю интерьер светло-серой грунтовкой.


Цвет интерьера.


Покрасьте интерьер основным цветом. Это может быть интерьерный зелёный, dark gull gray, британский серо-зелёный или любой другой из множества цветов, использовавшихся для окраски кокпитов и рабочих зон. В бомбовых отсеках и нишах шасси может использоваться другой цвет.


В некоторых B-52 в рабочих зонах использовался чёрный цвет. Поскольку он поглощает весь свет и сделает рельеф практически невидимым, в качестве базового я использую европейский серый (Euro I Gray, FS 36081). Для теней я беру тёмно-серый (gunmetal), а для бликов - авиационный серый (Gunship gray, FS 36118).


Там, где используются светлые тона, как в современных бомбовых отсеках, в качестве базового я использую камуфляжный серый (FS 36622). На этом шаге я предпочитаю акриловые краски, так как они более стойкие при использовании поверх них техники сухой кисти.


Тени.


Когда нанесён гладкий и ровный слой основного цвета (2), я готов заняться тенями. Раньше я использовал смывки, но теперь предпочитаю затенять аэрографом базовый цвет в углах и за выступающими деталями. Обычно я смешиваю одну часть чёрного с тремя частями основного цвета (всегда используйте только совместимые краски).

Тени. Не используй смывку, используй аэрограф! Моделизм, Перевод, FAQ, Длиннопост

Рисунок 2. Интерьер В-52, выкрашенный в базовый цвет


Не страшно, если выступающая деталь будет покрашена более тёмным цветом. На этом этапе мы сосредоточены только на тенях, которые эти детали отбрасывают на основное покрытие. Так как я закончу этот процесс до полной сборки кокпита и фюзеляжа, мне придётся нарисовать тени от объектов, которых ещё нет! Например, я нарисую тени от деталей бомбового отсека, чтобы после сборки все углы правильно затенены.

Нанесите тени вокруг мест расположения отдельно покрашенных объектов, например, огнетушителей, батарей, радиостанций и так далее. Поместите деталь, не приклеивая её, отметьте карандашом её контур (3), уберите деталь и затем нарисуйте её тень.

Тени. Не используй смывку, используй аэрограф! Моделизм, Перевод, FAQ, Длиннопост

Рисунок 3. Френк отмечает карандашом контуры временно установленных деталей интерьера.


Я использую тонкое или среднее сопло аэрографа и крашу с расстояния около четверти или половины дюйма (6-12 мм) от модели. Так, например, я получаю тень с размытыми краями вокруг выступающего ребра. Хотя само ребро слишком тёмное, (4 и 5) мы исправим это на следующем этапе.

Тени. Не используй смывку, используй аэрограф! Моделизм, Перевод, FAQ, Длиннопост

Рисунок 4. Тёмный оттенок базового цвета наносится аэрографом на вокруг выступающих деталей, чтобы передать падающие от них тени.

Тени. Не используй смывку, используй аэрограф! Моделизм, Перевод, FAQ, Длиннопост

Рисунок 5. Весь интерьер «затенён». Обратите внимание, что тени нарисованы даже там, где будут располагаться переборки и бомбовый отсек.


Блики сухой кистью.


До сих пор я использовал водорастворимый акрил, а для техники сухой кисти я предпочитаю эмали. Мне нужно найти тот же оттенок, который использовался для базового, обычно эти цвета представлены и акрилом, и эмалью. Прежде чем использовать сухую кисть, убедитесь, что базовый цвет и нанесённые тени полностью высохли.


Для высветления выступающих деталей я использую смесь белого с базовым цветом. Если я работаю с областью, которую красят белым, в качестве базового я беру камуфляжный серый, а для сухой кисти беру чистый белый. Для начала можно развести краску один к одному.


Метод сухой кисти крайне прост. Окуните старую (но чистую) кисть в краску светлого оттенка и оботрите кисть об тряпку или бумажное полотенце. Нужно, чтобы пигмент почти полностью стёрся с кисти. Аккуратно проводите кистью по выступающим деталям и граням. Продолжайте лёгкие движения, пока деталь не станет немного светлее. Если кисть оставляет явные мазки, значит вы её недостаточно вычистили. Еще раз очистите её об тряпку или бумагу и попробуйте снова. Отсек шасси В-25 преобразуется за 4 шага (6).

Тени. Не используй смывку, используй аэрограф! Моделизм, Перевод, FAQ, Длиннопост

Рисунок 6. Слева направо: деталь загрунтована, покрыта основным цветом, нанесены тени и блики.


Почти готово.


Почти 90% работы завершено. Вы должны видеть интерьер с тенями и бликами, на котором хорошо выделяются рельефные детали. Это хорошо. Но интерьер довольно однотонный. Это плохо. Пришло время добавить красок. Красный огнетушитель, желтые или зелёные кислородные баллоны, кожаные футляры для карт, стальные или алюминиевые гидравлические трубки и так далее. Это хорошо разбавит одноцветный объём.


Используйте тонкую, почти сухую кисть, чтобы покрасить только сами объекты. (7) Не нужно рисовать тени везде, так как большое их количество снизит получаемый эффект.

Тени. Не используй смывку, используй аэрограф! Моделизм, Перевод, FAQ, Длиннопост

Рисунок 7. Финальный штрих – раскраска деталей интерьера, таких как шкафчики или огнетушитель.


Я обнаружил, что такой подход сберегает больше времени, чем покраска каждой выступающей или добавляемой детали по отдельности и значительно проще, чем техника микро-кисти!


-----------

От переводчика, т.е. меня: На вопрос "почему так?" я ответить не смогу, я всего лишь перевёл то, что представляется мне интересным, однако любое мнение и комментарии я только приветствую.

Показать полностью 8

Как применять смывки и фильтры?

Перевод статьи из свежего (сентябрьского) номера журнала Fine Scale Modeller


Есть некоторые вещи, которые мы не устаём объяснить каждый раз. Смывка представляет собой смесь растворителя с небольшим количеством краски, как правило, темного цвета. Смывка будет располагаться в углублениях деталей (такие как расшивка или решетки двигателя, например), чтобы придать им большую глубину и контрастность.


Насколько тонкая должна быть смесь? Начать с 1 капли краски в 10 капель растворителя и корректировать от этого соотношения. Что использовать для разбавителя, зависит от краски, которую Вы уже использовали. Во избежание повреждения нижнего слоя краски, используйте акрилы поверх эмалей; или поверх акрила вы можете использовать масла или художественные эмали, разбавляя их уайт-спиритом , Mona Lisa, или Turpenoid (последние два, на мой вкус, меньше пахнут) как растворитель. При любом типе смывки, убедитесь, что краска хорошо растворяется.


Некоторые моделисты используют черный матовый, но темно-коричневый или жженая умбра обеспечивает более тонкий контраст. Используйте тонкую кисть, чтобы смывка протекла вглубь деталей и дайте ей подсохнуть. Снимите излишки ватным тампоном или чистой кистью.

Как применять смывки и фильтры? Моделизм, Перевод, FAQ, Длиннопост

Вы можете применить смывку к матовой поверхности, но на глянцевой она будет течь лучше течь. Некоторые наносят на матовую поверхность краски глянцевый лак перед нанесением смывок. Я - нет; я просто действую на матовом основании, но более избирательно. Это приводит к тому, что иногда называют pinwash (сокращенно - точечная смывка), краска наносится точно на отдельные детали (например, заклепки или петли) тонкой кистью.


Фильтры смешиваются так же, как смывка, но отличаются по применению. Вместо того, чтобы течь в детали, разбавленная краска кистью наносится на поверхности и остаётся сушиться.

Как применять смывки и фильтры? Моделизм, Перевод, FAQ, Длиннопост

Это добавляет оттенки к основному цвету, добавляя ему глубину. Изменение цвета фильтра между панелями хорошо работает на монохроматическом покрытии, например, оливковый, немецкий серый, песочный или советский зеленый. Некоторые моделисты, использующие эту технику называют её "точечными фильтрами". (2) Точки наносятся на поверхность и почти полностью растушевываются влажной кистью (3). Эта техника лучше всего работает с медленно сохнущей масляной краской.

Как применять смывки и фильтры? Моделизм, Перевод, FAQ, Длиннопост

Mark Hembree, помощник редактора FSM

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!