Песок и шпинат. О цветах британской авиации во второй мировой. Часть 1

Перевод статьи Пола Лукаса из Scale Aircraft Modelling #4/2023

Песок и шпинат. О цветах британской авиации во второй мировой. Часть 1 Масштабная модель, Стендовый моделизм, Авиация, Окраска, Длиннопост

Харрикейн Mk I, P2920, № 601 эскадрилья RAF, июнь 1940 года. Верхние поверхности окрашены в тёмно-земляной и тёмно-зелёный цвета. Нижние поверхности были Night под левым крылом до осевой линии, белый нос, остальное алюминиевое.

Во введении к своей книге "Камуфляж самолётов 1939-42 гг." покойный Оуэн Г. Тетфорд назвал схемы камуфляжа, применявшиеся на британских самолётах, "затемнёнными" (Shadow Shading), спутав идею использования более светлого цвета на верхних поверхностях нижних крыльев и фюзеляжа бипланов для компенсации тени, отбрасываемой верхней плоскостью, с "зеркальным отражением" схем "А" и "В", применявшихся на других самолётах. Далее он описал теневое затенение следующим образом.

В целом она состояла из больших, неравномерных пятен темно-зелёного и темно-земляного цветов, которые лучше всего описываются на жаргоне авиатехников того времени – «песок и шпинат».

Хотя можно понять, почему темно-зелёный цвет в разговорной речи может быть назван "шпинатом", труднее понять, почему темно-земляной цвет в разговорной речи должен быть назван "песком", хотя, конечно, цвет песка может меняться в зависимости от примесей, которые в нем могут содержаться. Чтобы разговорный термин "песок и шпинат" стал популярным в служебном жаргоне, восприятие темно-земляного как "песочного" цвета должно было быть достаточно распространённым.

Самолёты сражающихся держав

Оуэн Тетфорд также написал книгу «Aircraft of the Fighting Powers» (AFP), первый том которой был опубликован в декабре 1940 года. В нем содержится ряд разговорных описаний цветов британских самолётов, и из тридцати семи типов самолётов, которые можно считать находящимися на вооружении, двадцать шесть имеют окраску "светло-земляной" и "темно-зелёный", семь - "зелёный" и "коричневый", а четыре описаны как "затемнённые", без упоминания цвета.

Для того, чтобы дать срез отдельных типов самолётов, которые описаны как камуфлированные в "светло-земляной" и "темно-зелёный" цвета, предлагаем следующие конкретные примеры: В эскадрильях Армстронг-Уитворт-Уитли, выполняющих ночные бомбардировочные операции, на верхние поверхности крыльев, хвостового оперения и фюзеляжа самолётов наносились затенённые оттенки тёмно-зелёного и светло-земляного цветов. Нижние стороны машин были полностью матово-черными, без какой-либо маркировки, за исключением некоторых машин с красно-бело-синими кокардами на законцовках крыла. В дополнение к затемнению на некоторые самолёты нанесена новая камуфляжная окраска для защиты от прожекторов, но никаких подробностей найти не удалось.

Bristol Beaufort

Все "Бофорты" берегового командования имеют затемнённую темно-зелёную и светло-земляную окраску верхних поверхностей крыльев, хвостового оперения и фюзеляжа. Снизу они полностью серебристые, без каких-либо обозначений под крылом.

Bristol Blenheim

Машины Mk VIII и поздние партии Mk. IV, состоявшие на вооружении бомбардировочных эскадрилий, имеют затемнённую темно-зелёную и светло-земляную окраску верхних поверхностей крыльев, хвостового оперения и фюзеляжа. Под крыльями, хвостовым оперением и фюзеляжем они окрашены в светло-зелёный цвет.

Fairey Fulmar

Истребители Fulmar на авианосцах имеют затемнённую темно-зелёную и светло-земляную окраску верхних поверхностей крыльев, фюзеляжа и хвостовой части, а снизу окрашены в голубой цвет "утиное яйцо". На фюзеляже камуфляж спускается по бокам до низа, а также по бокам радиатора. Оперение и рули окрашены в голубой цвет.

Martin 167-W (Maryland)

Самолёты Martin, собираемые в настоящее время в нашей стране, имеют затемнённую темно-зелёную и светло-земляную окраску верхних поверхностей крыльев, хвостового оперения и фюзеляжа. Нижние поверхности крыльев, хвостового оперения и фюзеляжа окрашены одним из двух способов. Некоторые машины окрашены в бледно-зелёный оттенок (подобно Blenheim VIII)...

Другие машины окрашены в черный цвет под крыльями и фюзеляжем...

Miles Master

В соответствии со стандартной практикой, все поставляемые сейчас Masters имеют затемнённую окраску верхних поверхностей крыльев и хвостового оперения, а также верхней половины фюзеляжа с неравномерными пятнами темно-зелёного и светло-земляного цветов. Боковые поверхности окрашены в учебный желтый цвет, как и остальная часть фюзеляжа.

Short Sunderland

«Сандерленды», находящиеся на действительной службе, имеют затемнённую темно-зелёную и светло-земляную окраску верхних поверхностей крыльев, хвостового оперения и корпуса. Нижние части машин окрашены в серебристый цвет в соответствии со стандартной схемой для самолётов-разведчиков общего назначения.

Supermarine Walrus

Эксплуатируемые на катапульте самолёты Walrus имеют затемнённую темно-зелёную и светло-земляную окраску верхних поверхностей крыльев, хвостового оперения и корпуса. Нижняя часть окрашена в светло-серый или серебристый цвет.

Попытка определить, насколько точны некоторые из этих описаний цветовых схем отдельных типов самолётов, заняла бы гораздо больше места, чем мне здесь представлено, но не все они настолько неточны, как может показаться. Упоминание о том, что Уитли имели "новую камуфляжную окраску, чтобы бороться с прожекторами", является ссылкой на "Special Night"; Бофорты берегового командования действительно имели серебристые нижние поверхности в 1940 году; некоторые Бленхеймы имели "светло-зелёные" нижние поверхности в 1940 году, а в марте 1939 года RAE подготовила схему камуфляжа, которая в то время называлась "C3" и состояла из четырёх цветов, затемнённых темно-земляного, темно-зелёного, светло-земляного и светло-зелёного на верхней поверхностях Валрусов, имевших алюминиевую окраску нижних поверхностей. Однако описание Сандерленда и Флотской воздушной армии как имеющих "тёмно-зелёную и светло-земляную" окраску может в какой-то момент заслужить отдельную статью в разделе "Загадка цвета".

Поскольку описания цветов, данные мистером Тетфордом, различаются, это скорее объясняется тем, что использовались два разных оттенка коричневого, а не два разных разговорных термина для обозначения одного и того же цвета. Вопрос ещё больше затуманивается тем фактом, что на самом деле существовало два оттенка коричневого, Dark Earth и Light Earth, и что официальное название последнего совпадает с разговорным термином, использованным мистером Тетфордом. Это может означать, что мистер Тетфорд знал о том, что использовался именно этот цвет. Однако, по мнению автора, во время написания первого тома AFP мистер Тетфорд не знал, что используются именно эти цвета, он просто использовал термины "светло-земляной" и "темно-зелёный" в качестве разговорного описания цветов, которые на служебном жаргоне назывались "песок и шпинат".

В томе 2 AFP, опубликованном в декабре 1941 года, цветовым схемам был отведён небольшой справочник в начале книги. В этом справочнике мистер Тетфорд продолжал ссылаться на "затенённую окраску", но теперь описывал дневные истребители истребительного командования Королевских ВВС в период с января по август 1941 года как "тёмно-зелёные и тёмно-земляные".  Тяжёлые ночные бомбардировщики были описаны следующим образом:

«Верхние поверхности крыльев и обшивка фюзеляжа имеют сухопутный камуфляж обычных цветов, но бока фюзеляжа, вертикальные поверхности хвоста и днища окрашены в черный цвет с копотью, как на ночных истребителях».

Это последнее описание дополняет его описание цветовой схемы "Армстронг-Уитворт Уитли III" (Armstrong-Whitworth Whitley III Troop Carrier), которое приведено на странице 18:

«На верхних поверхностях и бортах "Уитли" нанесён обычный сухопутный камуфляж, причём коричневый цвет на старых машинах имеет более светлый "песочный" оттенок (в отличие от современного тёмно-коричневого) оригинальной схемы затенения. Снизу они либо жёлтые, либо черные, и не имеют никаких обозначений.»

Это, по-видимому, говорит о том, что произошло предполагаемое изменение оттенка коричневого цвета, используемого для камуфляжа верхней поверхности, с "песочного" на "темно-коричневый" оттенок.

Другие источники

Проблема во всем этом заключается в том, что сочетание цветов, официально известных как светло-земляной и темно-зелёный, или, как вариант, светло-земляной и светло-зелёный, которые в просторечии можно назвать "песок и шпинат", никогда не указывалось в качестве производственной цветовой схемы для самолётов RAF ни в период расширения с 1936 по 1939 год, ни когда-либо после этого. Хотя вполне возможно, что темно-зелёный мог использоваться в сочетании со светло-земляным после начала войны на зарубежном театре военных действий, например, на Ближнем Востоке, это не привело бы к широко распространённому представлению о существовании схемы "песок и шпинат" в Великобритании до войны. Во всех виденных автором документах, посвящённых эволюции камуфляжа RAF с 1933 по 1939 год, говорится только об "умеренной сухопутной схеме" на монопланах, как о цветах, которые официально назывались "тёмно-земляной" и "тёмно-зелёный".

Однако, несмотря на это, похоже, что-то происходило, потому что есть не только письменные свидетельства, подобные приведённым выше, но и некоторые неофициальные подтверждения, а также монохромные и цветные фотоснимки, свидетельствующие о том, что существовала схема камуфляжа, похожая на "песок и шпинат".

Свидетельством тому служит мой учитель рисования в средней школе. Задолго до того, как я начал по-настоящему интересоваться схемами окраски самолетов, мне довелось участвовать в художественном проекте, в который я внес картину с изображением бомбардировщика "Ланкастер". Сам самолет был выполнен красками Humbrol, в частности, № 29 Dark Earth, № 75 Bronze Green (даже будучи подростком, я не думал, что № 30 Humbrol подходит для темно-зеленого) и № 33 Black. Из всех критических замечаний, которые мог сделать "мистер Х", его единственным комментарием был вопрос о том, уверен ли я, что правильно выбрал оттенок коричневого. Поэтому я достал свою копию книги "RAF Bomber Command and its aircraft 1941-1945" Джеймса Голдинга и Филипа Мойеса, в которой была глава "Камуфляж и маркировка", где для верхних поверхностей были указаны темно-земляной и темно-зеленый цвета, а также несколько цветных иллюстраций и таблица красок Humbrol.

Оказалось, что "мистер Х" был задним стрелком на "Ланкастерах", и причиной его сомнений по поводу коричневого цвета, который я использовал, было то, что он помнил его гораздо более светлым, "как печенье Huntley & Palmer", - сказал он, а затем, указывая на таблицу красок Humbrol, - "как этот". Он указал на цвета № 93 Desert Yellow и № 94 Brown Yellow. Из них №94 Brown Yellow был очень близок к "Британским авиационным краскам", изображающим "светло-земляной" цвет.

Что касается цветных фотоснимков, то в программе BBC "Dig 1940", вышедшей в эфир в декабре 2010 года, была показана короткая серия цветных киноплёнок с изображением Hurricane Mk I из 601-й эскадрильи, которая, как предполагается, была снята примерно 17 июня 1940 года во время перебазирования эскадрильи в Тангмир. На момент написания статьи в декабре 2022 года несколько кадров из этого фильма были доступны для просмотра онлайн в теме Britmodeller под названием "Харрикейн в светло-земляном и светло-зелёном цветах - возможно ли это?", датируемой 2015 годом. На кадрах было видно, что "Харрикейны" были выполнены в окраске, которую в разговорной речи можно назвать "песочно-шпинатной", где коричневый оттенок похож на цвет, официально названный Light Earth, а зелёный - на цвет, официально названный Light Green.

Песок и шпинат. О цветах британской авиации во второй мировой. Часть 1 Масштабная модель, Стендовый моделизм, Авиация, Окраска, Длиннопост

Кадр из кинохроники

Чтобы читатель не подумал, что это связано с каким-то фактором, связанным с типом плёнки или процессом проявки фильма, или любым другим фактором, который может повлиять на то, как цвет отображается на экране, в одном из кадров на заднем плане видны самолёты Armstrong Whitworth Atlanta и Bristol Bombay, предположительно присутствующие из-за того, что они помогали эскадрилье в её переезде, и оба они выглядят гораздо более темными оттенками коричневого и зелёного, чем Харрикейны. Цвета «Атлантов» и «Бомбеев» выглядят как правильные оттенки темно-земляного и темно-зелёного.

Нечто подобное происходит и на известной цветной фотографии Spitfire Mk II P7895 с кодовым обозначением "RN-N" из 72-й эскадрильи, снятой в апреле 1941 года. Эта фотография является частью коллекции Имперского военного музея и доступна для просмотра в режиме онлайн по ссылке "Spitfire TR 139". Окраска этого "Спитфайра" выглядит довольно потертой, но с точки зрения цвета она очень интересна. Зеленый оттенок, видимый на верхних поверхностях, кажется довольно ровным по цвету, в данном случае он воспроизведен с очень легким "голубым" оттенком. А вот коричневый цвет, похоже, сильно варьируется от одной части самолета к другой. Например, участок коричневого камуфляжа, проходящий сразу за кабиной пилота, кажется светлым "песочным" цветом, похожим на Light Earth, как и некоторые пятна на основных плоскостях, в то время как участки коричневого камуфляжа на капоте двигателя и задней части фюзеляжа кажутся гораздо более темным оттенком, который выглядит похожим на Dark Earth. Таким образом, в данном случае на одном и том же самолете присутствуют как "песочный", так и "темный" коричневый цвет. Это опять же может указывать на то, что коричневых цветов было два.

Песок и шпинат. О цветах британской авиации во второй мировой. Часть 1 Масштабная модель, Стендовый моделизм, Авиация, Окраска, Длиннопост

Снимок TR139 из архива Имперского военного музея

Иногда кажется, что то же самое явление можно наблюдать на черно-белых фотографиях. Например, на хорошо известных фотографиях "Харрикейна" 85-й эскадрильи с кодовым обозначением "VY-C", обслуживаемого наземным персоналом в Лилль-Секлине примерно в мае 1940 года, которые также являются частью коллекции IWM и доступны для просмотра в режиме онлайн под номерами "C 1518" и "C 1520", внешние части крыла кажутся несколько светлее, чем остальные части самолета. С одной стороны, возможно, что внешние части крыла были запасными деталями со свежей окраской, не такой "грязной", как на остальных самолетах, но с другой стороны, может быть, они имеют схожую окраску с "Харрикейнами" 601-й эскадрильи, о которых говорилось выше?

Харрикейн Mk I, 'VY-C', 85 эскадрилья, май 1940 года. Фюзеляж и верхние плоскости окрашены в тёмно-земляной и тёмно-зелёный цвета, но законцовки больше похожи на светло-земляной и светло-зеленый. Нижние части окрашены в черный цвет слева и белый справа.

На этом этапе необходимо сделать некоторое допущение и признать, что схема "песок и шпинат" действительно существовала. Учитывая, что по сведениям автора, такая схема никогда не была официально утверждена, возникает вопрос: почему?

Неконтролируемый цвет?

Один из возможных ответов на этот вопрос был предложен в предыдущих статьях о цветовых загадках - " неконтролируемый цвет". Неконтролируемый цвет можно определить как производственный цвет, оттенок которого изменился в очень большой степени во время или после его нанесения на самолёт. О том, что краски для камуфляжа, предназначенные для использования на британских военных самолётах, могут измениться в процессе нанесения, было известно задолго до войны.

В качестве примера можно привести тот факт, что в то время, когда производители красок для самолётов находились в процессе разработки камуфляжных покрытий для самолётов в соответствии с новыми спецификациями DTD, 18 августа 1936 года Министерство ВВС направило в RAE письмо по поводу нескольких образцов жидкой краски, которые были получены от Cellon. Среди них были "Тёмно-земляной", "Тёмно-зелёный" и "Ночь" в вариантах матовой синтетической краски "Cerrux" и матовой целлюлозной краски "Cellon", а также подходящие разбавители для обоих типов окраски. В той части письма, которая имеет отношение к делу, говорилось следующее:

При нанесении матовых синтетических красок очень важно использовать правильное количество разбавителя, иначе при использовании слишком большого количества разбавителя получится другой цвет окраски. Разница в окраске не влияет на конечную степень матовости, а только на конечный цвет. При использовании слишком большого количества разбавителя существует тенденция к тому, что конечный цвет при высыхании становится слишком светлым. Причина в том, что при сравнительно медленном высыхании краски, содержащиеся в ней тяжёлые пигменты оседают сильнее, что и приводит к изменению цвета.

Хотя в письме об этом не упоминается, представляется вероятным, что материалы, поставляемые Cellon в их синтетической линейке "Cerrux", предназначались для удовлетворения предварительных требований того, что станет Спецификацией на материалы DTD 314 для матовых пигментированных масляных лаков и грунтовок Министерства авиации, которая будет выпущена в следующем месяце. Часть этой спецификации, которая имеет отношение к делу, касается скорости высыхания. Что касается финишного покрытия, то в пункте 2 (b) говорится следующее:

(b) Финишное покрытие.- Материал должен стать "твердым и сухим" не более чем за восемь часов, при определении методом, описанным в Приложении I.

Соответствующая часть Приложения I описывает способ определения "твердой сухости" окраски:

"...путем надавливания большим пальцем на окрашенную поверхность. К большому пальцу не должно ничего прилипать, а полученный отпечаток должен стираться сухой ватой, не повреждая окраску".

Хотя в этом письме не упоминается, что целлюлозная краска может быть подвергнута подобной проверке, похоже, что это могло иметь место. 18 ноября 1937 года у RAE появилась причина обратиться в Министерство авиации с просьбой изменить схему камуфляжа, применяемую на самолетах Vickers Wellesley, с тем, чтобы включить в нее больше зеленого цвета. В письме говорилось следующее:

В дополнение к нашему письму от 29 июля мы заметили, что на самолете Wellesley K.7753, находящемся в этом учреждении, оттенок камуфляжной окраски Dark Earth значительно светлее нашего нынешнего стандарта. При наблюдении с воздуха пятна земляного цвета очень сильно выделялись, делая самолет гораздо более заметным, чем наблюдавшийся в то же время самолет "Бленхейм" K.7033, на котором окраска соответствовала настоящему стандарту.

Предполагается, что этот дефект может быть причиной просьбы увеличить долю зеленого цвета в окраске, применяемой на самолетах Wellesley.

Wellesley был самолетом с тканевой обшивкой, которая требовала применения краски на основе целлюлозных материалов, соответствующих требованиям DTD 83A Air Ministry Material Specification for Aeroplane Doping Schemes, выпущенного в декабре 1935 года. Похоже, что RAE была не одинока в этом наблюдении, поскольку запись о самолете Wellesley в AFP Volume 1 за 1940 год упоминала цветовую схему следующим образом:

Самолеты "Уэлсли", принадлежавшие к летному отряду дальнего действия, были закамуфлированы по стандартной затенённой схеме - тёмно-зелёный и светло-земляной на верхних поверхностях, а снизу были полностью черными".

Таким образом, это может объяснить, почему наблюдаемая цветовая схема некоторых самолетов описывается как "песок и шпинат", несмотря на то, что вся официальная документация предписывает использовать цвета "тёмно-земляной" и "тёмно-зелёный". Интересно отметить, что, по-видимому, тёмно-земляной цвет подвержен высветлению в гораздо большей степени, чем тёмно-зелёный. Это может быть связано с типами пигментов, которые использовались при производстве этих двух цветов.

Оригинальная формула RAE для камуфляжных красок, разработанных в период с 1933 по 1935 год, была приведена в письме в Министерство авиации от 5 февраля 1935 года следующим образом:

  • Нитроцеллюлоза 280 фунтов

  • Бутилацетат 25гал

  • Бутиловый спирт 21гал

  • Толуол 22гал

  • Касторовое масло 96 фунтов

  • Пигмент 300 фунтов

Пигменты, использованные для каждого цвета, были описаны следующим образом:

  • Темная земля - Желтая охра, технический углерод и красный оксид железа

  • Светло-земляной - как тёмно-земляной с добавлением литопона

  • Тёмно-зелёный - желтая охра, ультрамариновая синь, литопон и черный.

  • Светло-зелёный - как тёмно-зелёный с добавлением литопона.

Литопон — это белый пигментный порошок, который широко использовался в красках в 1920-1930-х годах, поскольку был дешев в производстве и обеспечивал хорошую укрывистость.

Автор не обладает какой-либо академической квалификацией, которая позволила бы авторитетно и подробно обсуждать физико-химические свойства красок, выходящие за рамки того, что изложено в цитированном выше письме Министерства авиации. Тем не менее, похоже, что процесс разделения пигментов иногда называют либо "плавающим", когда изменение оттенка происходит неравномерно, и плёнка краски высыхает с "полосатой"  Предположительно, технический углерод и красный оксид железа - это более тяжелые пигменты, которые опускаются к низу плёнки краски, оставляя более светлую желтую охру сконцентрированной у поверхности, что приводит к высыханию пленки краски в виде наблюдаемого светлого "песочного" оттенка. В случае тёмно-зеленого цвета ультрамариновый синий - самый легкий пигмент, который остается сконцентрированным у поверхности, в результате чего пленка краски высыхает до более "синего" оттенка, чем цвет образца, а также, возможно, становится несколько светлее по оттенку.

Spitfire Mk IIa, P7895, апрель 1941 года. Этот Spitfire имел различные оттенки тёмно-земляного и тёмно-зелёного цветов. Некоторые части были похожи на светло-земляной и светло-зелёный. Нижняя часть бортов была цвета Sky, а коды - Medium Sea Grey.

Предполагается, что эти процессы могут протекать независимо друг от друга, так что если тёмно-земляная краска была слишком разбавлена, а тёмно-зелёная - нет, то в результате получится нечто похожее на светло-земляную и тёмно-зелёную краски ("песок и шпинат"), или тёмно-земляную и «Extra Dark Sea Green», или тёмно-земляную и светло-зелёную. Похоже, что в апреле 1948 года некоторые эталоны тёмно-зелёного цвета, были залиты растворителем. Эти стандарты были изготовлены путём распыления краски на толстые карточки, которые затем были наклеены на свободный лист для включения в AP 970 Design Requirements of Service Aircraft и AP 2656A Internal and External Paint of Aircraft. Сегодня можно увидеть, что некоторые из этих карточек высохли и приобрели гораздо более "голубой" оттенок, чем предполагаемый тёмно-зелёный цвет, и стали больше похожи на оттенок Extra Dark Sea Green.

Ещё одна сложность заключается в том, что Министерство авиации не указало конкретную формулу, которую должны были использовать производители краски для самолётов, поэтому каждый производитель использовал свою собственную формулу, в которой могли использоваться пигменты, отличные от тех, что регламентировались RAE, как было указано выше. Таким образом, каждая запатентованная формула могла по-разному реагировать на чрезмерное разбавление. В цитированном выше документе речь идёт о материалах Cellon, поэтому получается, что если Cellon Dark Earth был слишком разбавлен, он мог при высыхании приобрести цвет, похожий на светло-земляной, а излишне разбавленный Cellon Dark Green мог при высыхании приобрести цвет, похожий на светло-зелёный. Вопрос о том, как могли бы вести себя излишне разбавленные краски других производителей, остаётся открытым, и в отсутствие каких-либо доказательств дальнейшие рассуждения бессмысленны. 

В какой-то мере это может объяснить появление "песка и шпината" в описании того, что должно было быть "Умеренной сухопутной схемой". То, что это выражение было настолько распространено, что стало жаргоном обслуживающего персонала, равносильно утверждению, что многие, если не все производители самолётов постоянно излишне разбавляли краску. Было бы глупо предполагать, что это делалось по незнанию, хотя возможно, что в период 1936-1939 годов, когда авиастроительная промышленность значительно расширилась, излишне разбавленная краска могла быть нанесена по неопытности неквалифицированным персоналом, впервые приступившим к окраске самолётов, но этот недостаток можно было бы устранить путём улучшения подготовки мастеров по окраске самолётов и накопления ими опыта.

По мнению автора, единственным альтернативным объяснением является то, что излишне разбавленное покрытие было нанесено намеренно. Наиболее вероятной причиной этого, вероятно, было бы желание увеличить запасы краски в случае её нехватки. К сожалению, автору не попадалось значительного количества документации, касающейся окраски самолётов на производственной линии, поэтому неизвестно, в какой степени, если таковая вообще имела место, краска могла быть излишне разбавлена, чтобы выжать из ограниченного запаса материала и поддержать работу производственных линий. Если это действительно было так, то возникает вопрос, удалось ли полностью искоренить эту проблему во время войны. Если воспоминания мистера Х. точны, то, возможно, это не так.

Почему тёмно-земляная краска оказалась особенно склонной к этому явлению, неизвестно, но, вероятно, это связано с пигментами, из которых она была изготовлена. Несмотря на своё название, светло-зелёный цвет не является особенно светлым, поэтому, если бы изменение тёмно-зелёного цвета произошло из-за чрезмерного разбавления, результат не был бы столь заметен для глаз, и зелёный цвет по-прежнему воспринимался бы как тёмно-зелёный, не такой, как оттенок шпината.

Песок и шпинат. О цветах британской авиации во второй мировой. Часть 1 Масштабная модель, Стендовый моделизм, Авиация, Окраска, Длиннопост

Цвета из палитры акриловых водоразбавимых красок Vallejo.

Стендовый моделизм

5.1K постов9.8K подписчиков

Правила сообщества

0. Как и везде на Пикабу, здесь работают правила в отношении мультиаккаунтов, деструктивного поведения, повторов и неприемлемого контента.

1. Самое главное — добавлять посты исключительно с тематикой моделизма.

2. Запрещено выкладывать разнобойные подборки чужих фото, фотографии моделей без указания авторства (за исключением тега «моё») или необоснованное использование тега «моё».

3. Запрещено добавление видео из ютуб без подробного описания видео. (Примеры хорошего и плохого поста.)

4. Запрещено рекламировать свои сообщества по похожей тематике через посты сообщества. Исключение: авторы-моделисты могут давать ссылки на свои соцсети.

5. Для комментаторов: это сообщество моделистов. Приветствуется обсуждение техник моделизма, технических особенностей моделей и прототипов, приёмов фотографирования моделей, но запрещено обсуждать выбор модели автором, а также неконструктивные реплики о компьютерных играх и опознавательных знаках.

6. Запрещено добавлять посты, ухудшающие атмосферу сообщества.

7. Администрация (и модераторы) в праве удалять посты и блокировать пользователей без предупреждений, возможно, по иным, ещё не указанным в правилах причинам. По всем вопросам можете позвать (@ALMAZ0id) в комментариях, либо по почте 333almaz@gmail.com

8. Предусмотрено три вида наказаний: предупреждение в комментариях (2, 3), бан на неделю (4, 5 и 6) и перманентный бан (систематические нарушения).