Серия «ЛИТОБЗОР»

ЛИТОБЗОР: «Финские ночи» // Станислав Снытко

Канализационный проток сознания

ЛИТОБЗОР: «Финские ночи» // Станислав Снытко Литература, Писатели, Книги, Что почитать?, Современная литература, Современная проза, Посоветуйте книгу, Обзор книг

Сборник рассказов: три шизофазические (в хорошем смысле) истории, сплетающиеся в нечто похожее по ощущениям на «Школу для дураков», но с огроменной скидкой — такое мог бы написать Саша Соколов, если бы он был бездарностью. История про отца, гейскую любовь, финские ночи — всё это сливается, брызжет тебе прямо в лицо: правда, тебе от этой струи мути, извергнутого душевным сфинктером автора, ни холодно, ни жарко.

Если поток Соколова долбил твою лодку из черепной кости о пласты языка, грани реальности, но таки приводил судёнышко к цельной картине, то речушка Снытко приводит… Да, в целом, плевать, куда: окунаться в автобиографичное болото внутреннего мира автора не хочется совсем, равно как и выуживать оттуда смыслы.

Читая Соколова, несмотря на перезвоны голосов, дисгармонию звуков, ты, всё-таки слышал эпоху. Читая Снытко, ты слышишь только голос его эго. И да, возможно, рассуждать о тексте, противопоставляя его другому тексту, не слишком правильно, однако автор сам упоминает Соколова в тексте и, как мне показалось, пытается ему подражать. Что ж, попытка неудачная.

Из плюсов — приятная минималистичная обложка.

Показать полностью 1

ЛИТОБЗОР: «Пиши рьяно, редактируй резво» // Егор Апполонов

Неучебник писателей, из которого вы узнаете, как не говорил старик Хэм

ЛИТОБЗОР: «Пиши рьяно, редактируй резво» // Егор Апполонов Книги, Что почитать?, Писатели, Чтение, Литература, Нон-фикшн, Посоветуйте книгу, Обзор книг

Если честно, я на бугре вертел любые книги по писательскому мастерству. Максимум, чему научит текст «напишикнигузаодиндень» — это то, как тасовать штампы по методике Проппа или Кэмпбелла. На книге «Пиши рьяно» взгляд остановился лишь потому, что я увидел знакомую фамилию. Кто не знает, Апполонов — автор канала «Хемингуэй позвонит», редактор и журналист.

Короче.

Я люблю нонфик, но читаю его без уважения удовольствия: тужусь, суплю брови, что-то выписываю — ну как учебник. Лишь одна «документалка» завладела моим вниманием не хуже какого-нибудь детектива — это был «Христос» Латыниной. Вернее, теперь таких книг две.

Помните «Полночь в Париже»? Вот здесь ощущения такие же: будто бы ты попал в бар, где писатели за бокалом виски или дайкири обсуждают своё ремесло и сидишь, слушаешь, восхищаешься. Это не учебник — это удивительно мелодичный диалог с самыми разными авторами: от Керуака до Водолазкина, в котором они рассказывают то, как видят писательство.

Заботливо собранный альбом с воспоминаниями, который позволяет, конечно, не влезть в шкуру, например, Фицджеральда, но увидеть его подход к писательству — как следствие, увидеть не забронзовелый монумент, но живого человека: со своими проблемами и загонами. А заодно поскрести по сусекам и собрать золотые крупицы опыта, которые, в общем-то можно инкрустировать и в свою жизнь.

Есть и сухие выдержки из книг по сценарному мастерству — впрочем, тоже полезные: пару лайфхаков на тему того, как строить сюжет, списал и я. Из минусов — пустоватые, на мой взгляд, интервью с современными писателями в самом конце книги. Нет, подборка писателей, конечно, хорошая, но вопросы довольно однотипные: они раскрывают авторов как личностей, но того самого золотого песка опыта в них почти нет.

Показать полностью

ЛИТОБЗОР: «Несвобода» // Сергей Лебеденко

Политический триллер о том, как сумрачный кремлёвский шашечник и православный олигарх театр делили.

ЛИТОБЗОР: «Несвобода» // Сергей Лебеденко Политика, Что почитать?, Книги, Писатели, Литература, Рецензия, Посоветуйте книгу, Обзор книг, Ищу книгу

На фоне всего того, что происходит в нашей прекрасной стране, я долго не хотел браться за книгу Лебеденко. После прочтения новостей во рту и так появляется привкус говна — а тут ещё и тяжёлый (как мне казалось) роман об этих ваших репрессиях по башке бьет. Но текст затянул: написано хорошо — да и сейчас, в наши стылые времена, лето 2017-го кажется порой очень уж тёплой.

О чём книга?

О «театральном деле», Седьмой студии и Гоголь-центре. Директора, бухгалтера и режиссёра авангардного театра сажают по сфабрикованному обвинению — и видим мы этот процесс глазами судьи, следака, журналиста-правозащитника и… православного олигарха.

Что интересного?

Лебеденко как бы расширяет угол зрения репортерского объектива: добавляет щепотку — одни скажут домыслов, другие инсайдов — и показывает немного иной взгляд на процесс. В книге «дело» выглядит не просто как «заказуха», но как видимый волдырь аппаратной борьбы человека, похожего на Суркова — серого кардинала из АП и человека, похожего на Малафеева — православного олигарха из Москва-Сити.

Кому стоит прочитать?

Тем, кто шарит в российской политике, хочет немного приподнять кулису дела Седьмой студии и просто любит политические триллеры в декорациях современной России — да ещё и с хорошо-проработанными персонажами.

А какие минусы?

Некоторые антагонисты выглядят уж совсем карикатурно: либо как злодейские злодеи, либо как ордынские орки.

Показать полностью

ЛИТОБЗОР: «Век тревожности» // Скотт Стоссел

Книга, которую точно не стоит читать тревожным людям

ЛИТОБЗОР: «Век тревожности» // Скотт Стоссел Что почитать?, Книги, Писатели, Психотерапия, Психолог, Нон-фикшн, Психология, Литература, Посоветуйте книгу, Обзор книг, Рецензия

Абсолютно тупорылая и пустая книга. Я конечно, должен был понять это, когда увидел на обложке фразу «международный бестселлер», но в кои-то веки чёрт дернул меня послушать книжного блогера. Потому что 91% моего бодрствования я трясусь от тревожности аки колымская псина. Теперь подробнее.

Первые сто страниц автор рассказывает нам о своих омэриканских родственниках. Для чего? Показать, что тревога у него в крови! Остальная часть книги — салат из плохо нарезанных фактов: куски нейрофизиологических и фармакологических исследований перемежаются цитатами Кьеркегора и Платона и приправлены восхитительными историями из жизни Скотта нашего Стоссела. Такой текстовый ТикТок — набор интересных (нет), но абсолютно рваных и бесполезных ошмётков информации.

Прочитав эту книгу, вы НЕ научитесь справляться с тревогой. Вы НЕ станете лучше понимать, что такое тревога. Окей, автор и не обещал нам этого. Он обещал личную историю. Только вот опыт Стоссела — то, на чём замешивается крутая и полезная история — сводится к фразе «я пробовал антидепрессанты/тайских шлюх/бычий анус и мне ничего не помогло». Я не шучу.

Стоссел говорит, что у него настолько сильная тревожность, что её не могут унять даже два колеса ксанакса и порция виски, и его рвёт практически перед каждым выступлением. При этом автор строит вполне успешную и публичную карьеру писателя и журналиста. Что заставляет меня, человека, который при приступах тревожности даже сконцентрироваться на чём-либо не может, немного усомниться в объективности Стоссела.

Короче, если у вас тревожность, прочитайте лучше «Терапию Беспокойства» Бернса. Единственный интересный момент этой в книге — глава про то, как из отходов при производстве суперклея и другой химической дряни чудесным образом появлялись антидепрессанты. А единственный плюс этого текста в том, что при его прочтении тревожность сменяется гневом.

Показать полностью 1

ЛИТОБЗОР: «Опрокинутый мир» // Кристофер Прист

Книгофильм о городе, который катит по рельсам непонятно куда и умеет искривлять пространство и время

ЛИТОБЗОР: «Опрокинутый мир» // Кристофер Прист Что почитать?, Книги, Писатели, Литература, Рецензия, Фантастика, Научная фантастика, Посоветуйте книгу, Обзор книг

Итак, мои дорогие друзья и друзьессы, сегодня мы снова читаем фантастику — на этот раз более лёгкую, нежели талмуды Филипа Дика. Главный герой, Геральд Гельвард, живёт в городе на рельсах, который постоянно куда-то едет. «Зачем?» и «куда?» — спрашивает себя персонаж по ходу пьесы. На первый вопрос Гельвард получает ответ довольно быстро — «иначе всем пинцет». А вот чтобы разобраться, что же угрожает городу, герою (а заодно и читателю), придётся исследовать этот самый мир.

Прист пишет короткими, кинематографичными мазками — сюжет развивается по всем канонам сценария. Отчасти, это минус: первая часть текста очень душная — уж слишком медленно автор опрокидывает читателя в мир: объясняет, как устроен город, чем занимаются его жители и так далее. Правда, именно благодаря такой дотошности, мир книги крепок, аки танковая броня — сюжетных дыр тут вообще нет. К тому же, писатель умело расставляет крючки, которые которые ты заглатываешь молчаливой рыбой, выпучив глаза — и так вплоть до последней страницы.

Да и сам роман замешан на довольно крепкой и интересной идее «нелинейной» географии — главный герой тут даже не Гельвард, а окружающий мир. Задумка чем-то напомнила мне «Интерстеллар» — правда, не такая хитроделанная и не в космосе, а на поверхности планеты. Короче, если хотите, чтобы книга не сношала вам мозги своими филосовскими рассуждениями, а развлекала, то берите Приста: идеальный лёгкий, но при этом сытный (для мозга) ужин перед сном.

Показать полностью

ЛИТОБЗОР: «Человек в высоком замке» // Филип К. Дик

Философская псевдофантастика

ЛИТОБЗОР: «Человек в высоком замке» // Филип К. Дик Что почитать?, Книги, Писатели, Литература, Рецензия, Фантастика, Научная фантастика

Обычно, когда я читаю фантастику, моё сознание отслаивается от повседневной реальности и возносится куда-то в стратосферу: меня окутывает приятное ощущение отрешённости и какой-то глобальности — пространство перестаёт ограничиваться треугольником дом-работа-магазин, а время не заканчивается отрезком человеческой жизни.

С Диком получилось иначе. Суть книги простая (отчасти, правда, потому, что Дик первым распробовал жанр альтернативной истории): фашисты и японцы захватили США и поделили Америку пополам. Грядёт новая катастрофа и на фоне приближающихся раскатов грома несколько сюжетных линий вьются вокруг полузапретной книги «И наестся саранча», где автор описывает совершенно иной исход Второй мировой.

Фишка в том, что в «Саранче» описана не наша реальность: после войны СССР пал, британцы оккупировали часть Союза, коммунисты так и не взяли власть в Китае и т. д. Мы, живя в мире победивших союзников, читаем книгу о мире победивших нацистов, в котором кто-то читает книгу о мире победивших союзников и думает, что ему открылась подлинная реальность. Но мы видим, что описанная там реальность фантастична ничуть не менее, чем мир победивших нацистов.

В этом и заключается главная жемчужина романа — «Человек» более философичен, нежели фантастичен. Дик не создаёт ажурных конструкций на фундаменте «а что, если бы», не впечатляет новыми мирами, как это делают Лем или Уоттс. Вместо этого автор призывает тебя ответить на вопрос: а чем отличается револьвер времён Гражданской войны и его идеальная, состаренная копия? Тем, что первый покрыт налётом истории? Но этот налёт будет видеть и обманутый человек, взявший в руки «подделку». Так чем тогда подлинник отличается от копии — и существует ли этот подлинник, подлинная реальность, вообще?

В сухом остатке, на фоне современных закрученных и замешанных на альтернативной истории сюжетов книга смотрится слабо: если хотите экшона — посмотрите лучше сериал. Но если захотите пофилософствовать, Дик станет прекрасным компаньоном.

Показать полностью

ЛИТОБЗОР: «Таба Циклон»// Даня Шеповалов

Концентрированный российский постмодерн из нулевых

ЛИТОБЗОР: «Таба Циклон»// Даня Шеповалов Что почитать?, Книги, Обзор книг, Литература, Писатели, Библиотека, Рецензия, Даня Шеповалов

Знаете ли вы, что такое русский постмоденрн? О, вы не знаете, что такое русский постмодерн!

Итак, перед нами роман о приключениях обворожительной Риты — «нордической суки», и влюблённого в неё юного племянника (зачёркнуто)… Хотя нет, это, скорее, книга о том, как персонажи книги вырывают перо из рук писателя и берут его в заложники. Шаповалов эффектно играется с четвёртой стеной: не только вписывает себя в книгу, но и пишет книгу внутри книги (инсепшн.жпег), заканчивая свою историю эффектной точкой. Читали Ролана Барта? Ну так ловите экранизацию его идей.

(зачёркнуто)

Хотя, если поскрести, проявится история российского писателя нулевых — никому не нужного и никому неинтересного. Ну примерно такого, как я — если применить понижающий коэффициент х5. О пробоине в груди и том ядовитом вареве, что виднеется внутри, что разъедает любого творца.

При этом книга читается, можно даже сказать «смотрится» очень бодро. Сюжет динамичный, герои в меру картонные. Короче, не буду строить из себя эксперта: возможно, кому-то история и приёмы покажутся вторичными, примерно как Мортал Комбат. Но мне зашло.

Показать полностью

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

ЛИТОБЗОР: «Я, редактор» // Николай Кононов

Настольная книга «правильного» журналиста

ЛИТОБЗОР: «Я, редактор» // Николай Кононов Книги, Обзор книг, Что почитать?, Писатели, Литература, Библиотека, Нон-фикшн

Веками я верил, что в мире текста нет пророка, кроме Ильяхова: все остальные авторы просто пережёвывают написанное им. Однако моё мнение поменялось после знакомства с Кононовым. Если ты редактор/журналист/копирайтер, то смело бери эту книжку в свои потные ручонки, и вот почему:

Честность

Кононов прекрасно понимает, что в России можно сесть на бутылку за текст. Поэтому даёт практические советы для реальных российских журналистов — книга больше похожа на живую лекцию, чем на сухую методичку.

Много примеров

Все ошибки и приёмы работы с текстом автор разбирает на реальных примерах — статьях и лонгридах журналистов. Рядом с каждым абзацем есть куар-котик — если навести на него камеру, попадёшь на страницы с текстами «Холода», «Медиазоны» (вроде как все они признаны иногентами по воле божьей) и т. д.

Универсальность

Если ильяховский редактор — это, скорее, про текст, то редактор Кононова — это такой one man army или человек-пароход. Автор разбирает вообще всё: от типичных ошибок на интервью и нюансов работы с дизайнером до методов расчёта командировочных.

Но есть и минусы — повесточка. Вместо того, чтобы написать главу о журналисткой этике и чувстве такта, автор зачем-то вываливает личное мнение, которое буква в букву повторяет левацкую методичку, выдавая его за факты. Я терпимо отношусь к любым мнениям — просто читать это в книге автора, который до этого сто страниц говорил о важности работы с материалом и опасности скатывания в трактовки и вкусовщину, как минимум странно. Причем, в одной небольшой главе Кононов умудряется собрать флеш-рояль: тут тебе и замалчивание, и манипуляция фактами, и эмоционально-окрашенные эпитеты.

В остальном же это действительно полезная книга — рекомендую.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!