Создание " Жигулей "
Идея строительства небывалого по масштабам автомобильного завода родилась на самом верху. Её инициатором был председатель совета министров СССР Косыгин, которого поддержал сам Брежнев. В то время у народа " в чулках " осело большое количество дензнаков, не обеспеченных товарами. Поэтому массовый автомобиль мог стать необходимой палочкой - выручалочкой для легального изъятия этих капиталов.
А чтобы ускорить процесс строительства завода, было принято решение закупить оборудование у " проклятых капиталистов ". Начались тайные поиски зарубежных партнёров. Среди зарубежных фирм претендовали немцы, французы и итальянцы. Советские руководители склонялись в пользу концерна " Фиат ", президент которого ссужал деньгами итальянских коммунистов.
Был предложен образец " Фиат - 124 ", против которого возражал талантливый советский автоинженер Борис Фиттерман. В качестве альтернативы он указал на 128-ю модель. Но тут всполошились итальянцы. Это была их новая разработка, и продавать ноу-хау Советам в их планы не входило. Фирма привезла в Москву три " Фиата - 124 " и продемонстрировала их. Дело было сделано - правительство приняло решение о подготовке к производству уже устаревшей конструкции, а " Фиат -128 " к 1970 году завоевал титул " автомобиля года " и стал успешно продаваться на мировом рынке. В Турине начались переговоры с " Фиатом ". Главная проблема - процент, под который итальянцы дадут кредит ( 320 млн долларов ) для строительства завода. Советская сторона настаивает на 6% годовых, итальянцы требуют не менее 8%. Переговоры в тупике, советская делегация уже готовится собирать чемоданы... Тогда к делу подключилась наша разведка. Через агентурную сеть в правительственные круги Италии внедряется дезинформация о возобновлении переговоров с французами. В результате итальянцы принимают наши условия. Контракт века подписали 4 мая 1966года, сэкономив 60 миллионов долларов.
Первые испытания итальянской машины в СССР завершились печально: на наших дорогах автомобиль быстро " сыпался ", а в морозную погоду его просто было не завести. Целый год итальянские инженеры приспосабливали " Фиат " к России. Когда итальянцев попросили ещё увеличить дорожный просвет, те удивились. Первые автомобили появились 19 апреля 1970 года. Собрали шесть, а потом ... встали. Штамповки, литьё, заготовки - всё закончилось, а своё производство ещё не запустили. Но за лето всё это "раскрутили", и с 1 августа повели уже сборку по собственному графику: 50 автомобилей в день.
Имя новорожденному авто от смешанного брака выбирали всей страной. Редакция журнала " За рулём " объявила конкурс.
Сперва предполагалось, что "Жигули" будут стоить около тысячи рублей. Но Госплану нужно было забрать у населения лишние деньги, и цифра увеличилась до 5600 рублей. Осенью 1974 года завод в Тольятти вышел на проектную мощность - выпускал 2300 автомобилей в сутки, по одной машине каждые 22 секунды.
А чтобы ускорить процесс строительства завода, было принято решение закупить оборудование у " проклятых капиталистов ". Начались тайные поиски зарубежных партнёров. Среди зарубежных фирм претендовали немцы, французы и итальянцы. Советские руководители склонялись в пользу концерна " Фиат ", президент которого ссужал деньгами итальянских коммунистов.
Был предложен образец " Фиат - 124 ", против которого возражал талантливый советский автоинженер Борис Фиттерман. В качестве альтернативы он указал на 128-ю модель. Но тут всполошились итальянцы. Это была их новая разработка, и продавать ноу-хау Советам в их планы не входило. Фирма привезла в Москву три " Фиата - 124 " и продемонстрировала их. Дело было сделано - правительство приняло решение о подготовке к производству уже устаревшей конструкции, а " Фиат -128 " к 1970 году завоевал титул " автомобиля года " и стал успешно продаваться на мировом рынке. В Турине начались переговоры с " Фиатом ". Главная проблема - процент, под который итальянцы дадут кредит ( 320 млн долларов ) для строительства завода. Советская сторона настаивает на 6% годовых, итальянцы требуют не менее 8%. Переговоры в тупике, советская делегация уже готовится собирать чемоданы... Тогда к делу подключилась наша разведка. Через агентурную сеть в правительственные круги Италии внедряется дезинформация о возобновлении переговоров с французами. В результате итальянцы принимают наши условия. Контракт века подписали 4 мая 1966года, сэкономив 60 миллионов долларов.
Первые испытания итальянской машины в СССР завершились печально: на наших дорогах автомобиль быстро " сыпался ", а в морозную погоду его просто было не завести. Целый год итальянские инженеры приспосабливали " Фиат " к России. Когда итальянцев попросили ещё увеличить дорожный просвет, те удивились. Первые автомобили появились 19 апреля 1970 года. Собрали шесть, а потом ... встали. Штамповки, литьё, заготовки - всё закончилось, а своё производство ещё не запустили. Но за лето всё это "раскрутили", и с 1 августа повели уже сборку по собственному графику: 50 автомобилей в день.
Имя новорожденному авто от смешанного брака выбирали всей страной. Редакция журнала " За рулём " объявила конкурс.
Сперва предполагалось, что "Жигули" будут стоить около тысячи рублей. Но Госплану нужно было забрать у населения лишние деньги, и цифра увеличилась до 5600 рублей. Осенью 1974 года завод в Тольятти вышел на проектную мощность - выпускал 2300 автомобилей в сутки, по одной машине каждые 22 секунды.