Гайд: как выбрать первый снегоход и квадроцикл
Автомобиль везет тело, а мотоцикл — душу, но оба ограничены дорогой. Как же круто зимой сломать границы и вылететь на снежный простор! Снегоходы и квадроциклы используют по-разному: одни выезжают три раза за сезон погонять по полям, другие всю зиму возят топливо и провизию на селе, третьи покоряют склоны в горах, страшно рискуя. Выбрать снежик и квадрик не по задаче — значит переплатить за ненужные характеристики или, что хуже, недоплатить за нужные, от которых порой зависит здоровье и жизнь.
Мы расскажем, как провести эту зиму активнее, чем обычно: на какой марке остановиться, на что смотреть при покупке с рук, а чем пренебречь. Поехали!
ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С НАЗНАЧЕНИЕМ
Первым делом определитесь, зачем вам новый транспорт. Как и автомобили, квадроциклы и снегоходы отличаются сотнями параметров: от типа двигателя и подвески до способа охлаждения и количества фар. И также, как и машины, их делят на группы по назначению.
Снегоходы бывают: утилитарные, туристические, спортивные и горные.
Утилитарные снегоходы наиболее распространены. Их создают для работы и коротких поездок: простые, надежные и проходимые в поле и лесу. Широкая гусеница добавляет устойчивости, грузовая площадка и фаркоп позволяют перевозить грузы. Недостатки — обратная сторона достоинств: маневренность средненькая, скорость не заставит сердце биться быстрее, комфорта минимум. Примеры: Irbis Tungus 600L, Yamaha Viking или даже дедушкин «Буран», который «Русская механика» с минимальными изменениями производит до сих пор, откликаясь на стабильно высокий спрос.
Туристические — те же утилитарные, но с подвеской посложнее, двигателем посовременнее и опциями поинтереснее: подогрев сидений и ручек, большое ветровое стекло, цифровой дисплей с навигатором. В общем, стандартные «гражданские» снегоходы. Пример — Arctic Cat Pantera 7000 XT.
Горные — для крутых склонов и многометрового пухляка. Дорогое развлечение с высокими технологиями. Мощные моторы, способные штурмовать крутой склон, сложнейшая подвеска, узкая лыжня, чрезвычайно длинные гусеницы с огромными снегозацепами. На равнине их достоинствам применения нет. Пример — Ski-Doo Summit X-T3.
Спортивные — совершенно особый вид с коротеньким траком и узкими лыжами, но мощным турбированным двигателем. Легкие кроссовые снегоходы носятся по утрамбованным трассам и прыгают с высоких трамплинов. По обычному снегу, вне трасс, двигаются с трудом — сразу тонут. Пример — Lynx Rave RE 850.
С квадроциклами проще. Их всего два вида: утилитарные и спортивные.
Утилитарные квадроциклы подойдут для всего: передвижения, перевозки (обычно есть место для багажа) и буксировки тяжелых грузов (благодаря тяговитому двигателю и понижающей передачи). Пример — Yamaha Grizzly 700 EPS.
На спортивных квадроциклах нужно участвовать в гонках, преодолевать трамплины и виражи. По весу они легче утилитарных и дорожный просвет ниже, из-за чего можно зацепиться за препятствие. Пример — Honda TRX 450R.
ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С БЮДЖЕТОМ
Когда вы разобрались, какого типа снегоход или квадроцикл вам нужен, открывайте сайт Авито. Чтобы найти «ту самую» машину из 50 тысяч объявлений о зимнем мототранспорте, задавайте регион поиска, границы бюджета, состояние снегохода или квадроцкила (новый или с пробегом) и выбирайте.
Большинство снегоходов до 300 тысяч рублей — отечественного производства: «Буран», «Тайга», Tiksy и другие бренды «Русской механики» или Stels от «Веломоторс». В этой ценовой категории представлены в основном утилитарные снегоходы.
«Буран» среди снегоходов стоит отдельно от других примерно как «УАЗ» в мире внедорожников: тяжелый, ломучий, но ремонтопригодный и практичный.
Сходные модели Stels за те же деньги меньше, хрупче и вдвое слабее: 17 лошадиных сил против 34 у «Бурана».
В тот же сегмент умещаются подержанные Polaris и Arctic Cat. Двигатели под сотню лошадок, сложная подвеска, комфорт. Но жизнь этих машин наверняка была долгой, перед покупкой их нужно тщательно проверять.
Квадроциклы до 300 тысяч пользуются наибольшим спросом, потому что именно в этой категории можно найти хорошее качество по приемлемой цене. Присмотритесь к маркам Stels, «Русская механика» и тайваньскому Promax.
Promax Storm 300сс Lux можно найти на Авито за 249 тысяч рублей. Главное преимущество — почти в любом сервисном центре вы сможете найти запчасти для него и не придется тратиться на ремонт.
Stels привлекают полным приводом и пониженной передачей, что дает возможность проехать по самым непроходимым тропам. С мощностью чуть лучше, чем у снегоходов, например, у Stels ATV-500 — 32 лошадиные силы.
Внешний вид квадроциклов «Русская механика» один из самых оригинальных. Если остальные российские производители копируют дизайн знаменитых брендов, то «Русскую механику» можно узнать даже на большой парковке квадроциклов. В остальном ничего необычного.
Бюджет на снегоходы до 700 тысяч рублей позволяет присмотреться к снегоходам с небольшим пробегом серьезных брендов, утилитарным и туристическим: японским Yamaha или канадским BRP с линейками Ski-Doo и Lynx. У российских брендов будут доступны топовые модели, например, Tayga Patrul 800 SWT и линейка Vector от RM.
Квадроциклы до 700 тысяч рублей не сильно отличаются марками от снегоходов. Конечно же, присмотритесь к Yamaha, Honda и Polaris. По этой цене сможете найти хорошие спортивные модели и мощные утилитарные. Например, CFMOTO CF500-X5, который собирают на одном из лучших заводов Китая. Такой транспорт будет служить не один год.
В сегмент до 1,2 миллиона рублей попадают новые снегоходы туристического класса и спортивные квадроциклы почти всех производителей. Комфорт, надежность, много лет службы — это здесь.
ШАГ 3. ОСМОТРЕТЬ ВЫБРАННЫЕ ВАРИАНТЫ
Авито не проверяет качество техники, продаваемой через сайт, и не отслеживает кредитные истории и иные обязательства продавцов. Зато у большинства компаний и продавцов есть рейтинги и отзывы, а у некоторых указано, с какого года они зарегистрированы на сайте. Ориентируйтесь на эти данные, чтобы не прогадать.
Оценивать снегоход и квадроцикл лучше с опытным помощником, а в идеале — в сервисе, где механики осмотрят машину и замерят компрессию двигателя. Если такой возможности нет, вот кое-какие советы.
Осмотр снегохода
Гусеницы. Посмотрите на целостность полотна. Вместе с хозяином завалите снегоход набок (это нормально, так делают) и осмотрите трак. Он может быть потертым и поцарапанным, но дыр и вылезающего корда быть не должно. Если порваны перфорационные отверстия под приводные звезды, их еще называют «окнами», полотно скоро придется менять. Вдобавок это может говорить о неисправности самих звезд.
Подвеску проверьте на кривизну рычагов и целостность стоек. Наваренные полоски на тягах — не самый большой минус, но признак того, что машина бывала в передрягах. А вот стойке с вмятиной или масляной течью однозначно пора под замену.
Пока снегоход на боку — присмотритесь к лыжам. Внизу на каждой торчит конек, обеспечивающий управляемость. Если коньки сточены, то понадобятся новые.
Двигатель. Посмотрите на цвет дыма. По звуку вы вряд ли что-то поймете без опыта, но четырехтактник по крайней мере не должен коптить, выхлопная труба должна быть сухой, без масла. А вот для двухтактника все это норма.
Осмотр квадроцикла
Исправный двигатель запустится за 2-3 секунды. На нем не должно быть масляных подтеков, а само масло должно быть прозрачным, но никак не черным. Из выхлопной трубы не должен выходить дым, особенно черный, синий или белый. Хорошо бы взять с собой на осмотр знающего человека с компрессометром, чтобы он проверил значения компрессии в цилиндрах.
Рама. Поищите трещины, коррозию, проверьте, есть ли краска в местах крепления подвески, нет ли следов герметика на разъемах картера (если есть, значит, узел разбирали для починки). Попробуйте немного прокатиться на нем. Руль не должен вести в стороны, движение на квадроцикле должно быть без рывков и ударов.
Шины. На этом пункте можно немного поторговаться и сэкономить. Если передние шины в нормальном состоянии, а задние протертые и почти лысые, значит, бывший владелец часто дымил ими. Ну, а вам придется их менять или попробовать уменьшить цену.
ШАГ 4. ОПЛАТИТЬ ПОКУПКУ
При общении в чате на Авито не переходите по ссылкам продавца, не делитесь своими контактными данными (e-mail, номер телефона), не отправляйте заранее авансов или залогов — это простая и потому распространенная схема недобросовестных продавцов. Общайтесь только в чате на сайте или в приложении Авито и платите только при передаче товара.
Если вы планируете ставить технику на учет в Гостехнадзоре, заранее уточните, в порядке ли документы. Многие владельцы снегоходов и квадроциклов катаются нелегально, документов может не быть вообще. Набор для постановки на учет схож с автомобильным: паспорт машины, свидетельство о регистрации, акт осмотра, «тракторные» права категории AI (не путать с А1 для легких мотоциклов).
К снегоходу и квадроциклу понадобятся прицеп для перевозки, комбинезон, а еще перчатки и шлем для защиты. Часто владельцы продают их вместе с машиной, но если нет — все это так же легко найти на Авито. Хороший комбинезон — залог того, что вы не замерзнете и получите максимум удовольствия от активного отдыха.
Короче, хватит уже сидеть в четырех стенах, когда на заснеженных просторах ждут новые впечатления и открытия. Вперед, к приключениям!