Сверхтяжёлый носитель на базе "Феникса" - длиннопост

Сверхтяжёлый носитель на базе "Феникса" - длиннопост Космос, Космонавтика, Роскосмос, Луна, Длиннопост

Доброго всем вечера, товарищи пикабушники. С вами на связи Miron_Bleek в вечерней, космической рубрике. И сегодня у нас на очереди тема, посвящённая потенциальному сверхтяжёлому носителю. Вся информация является моим анализом на основе высказываний г-на Комарова во время интервью "Известиям"
*Комаров Игорь Анатольевич, генеральный директор Госкорпорации "РОСКОСМОС".


Поехали! Итак, что же стало известно из интервью, кроме положений по финансированию мы рассмотрим в отдельном посте, а пока мы затронем только тему НИР и ОКР по проекту "Феникс" и его использовании в будущем. Я посвящал ему отдельный пост, но теперь по существу что стало известно точно. Для начала процитирую целый сегмент интервью, чтобы было от чего отталкиваться:

(с) "Создание ракетного комплекса сверхтяжелого класса в Федеральную космическую программу не попало, но работы по его проектированию, я слышал, продолжаются...

— На совещании у президента в ноябре прошлого года перед нами была поставлена задача провести работу и защитить проект по ракете-носителю «Ангара А-5В» и по ракетному комплексу сверхтяжелого класса (СТК). Мы сейчас готовим необходимое обоснование под СТК и представим его до конца года.

После этого решение будет принимать руководство страны. Так как в ближайшие десять лет нагрузок для ракет сверхтяжелого класса нет, следовательно, нет и необходимости торопиться с созданием СТК. Но мы понимаем, что за этим будущее и у нас есть еще определенная ниша и возможности использования в СТК мощных двигателей семейства РД-170.

У России — уникальные ноу-хау, технологии и знания, а это — серьезное конкурентное преимущество. План такой: выполнить опытно-конструкторскую работу «Феникс» (предусматривает создание носителя среднего класса. — «Известия»), которая может в перспективе стать первой ступенью для будущего носителя сверхтяжелого класса. Мы ее проектируем так, чтобы она могла быть использована для сверхтяжелой ракеты-носителя, в котором, возможно, будет еще кислород-водородная ступень.

С ней мы уже сможем выходить на выведение нагрузок в 160–180 т примерно к 2030 году. То есть в принципе у нас понятная логика, обоснованная с точки зрения последовательности решения технических задач. Если будет утвержден этот проект, поставлена задача и выделено финансирование, мы всё сделаем."


(с) "В качестве маршевых двигателей для СТК сейчас рассматриваются модификации РД-170?"

— Это — один из вариантов, который во многом упростит ситуацию. Так можно ускорить разработку ракеты, но в зависимости от задач, скорости и времени, когда нам надо будет всё это разработать, мы определим конкретные варианты. Вы правы, основания остановить выбор на РД-170 серьезные.


Прямая ссылка на использованный источник: http://izvestia.ru/news/620394

Сверхтяжёлый носитель на базе "Феникса" - длиннопост Космос, Космонавтика, Роскосмос, Луна, Длиннопост

Итак, что у нас имеется на очереди? На очереди у нас до 2025 года - разработка РКН (Ракеты космического назначения) аналога "Зенита", в моноблочном исполнении на 2 и 3 (На круговую НОО и с РБ до ГПО) ступени.


Кроме того, у на есть ориентировочное время выхода на лётные испытания, это 2024-2025 годы. То есть это означает готовность как экспериментальной производственной базы и "изделия", так и стартовой платформы и всего обслуживающего МФК (Многофункционального Комплекса).

- Плюс, ориентировочная конструкция. Относительно РД-170, вопрос касательно РКСТК (Ракетного Комплекса Сверх-Тяжёлого Класса) поставлен некорректно, его нужно было переадресовать на НИОКР (Научно-исследовательские и Опытно-конструкторские работы) по "Фениксу". А тут уже ситуация почти однозначная, кроме серии "РД-170" - использовать тупо нечего, под данный класс нагрузки можно использовать только вышеуказанную серию двигателей, которая прошла многолетнюю модификацию.

На данный момент РД-170, использовавшиеся в боковых ускорителях РКН "Энергия", впоследствии превратившиеся в конце 80-ых РД-171 допиленные для установки на первую ступень ракет-носителей серии "Зенит-2/3" был в дальнейшем ещё раз улучшен к началу использования в комплексе "Морской старт" и новых модификациях РКН серии "Зенит-М" в лице "Зенит-2SL/2SLБ/3SL/3SLБ/SLБФ".
- Сейчас серия "Зенит" вышла из эксплуатации в связи с ситуацией на Украине, и в резерве остался только один полностью собранный носитель (И один заготовленный на Украине корпус, который не факт, что будет оснащён в полноценный РКН и отправится в космос), после запуска которого носитель уйдёт в прошлое.


Касательно серии "РД-170" - ныне идут работы (В заключительной стадии) по четырёхкамерному ЖРД (Жидкостному ракетному двигатель) РД-175, чья рабочая тяга была повышена на четверть, по сравнению с базовым двигателем и на тестах должна составить порядка 1000-1050 тс на уровне моря при стандартном атмосферном давлении (+13-19% в вакууме). Однако они не востребованы без появления изделия, требующего подобные наработки. Этим изделием и должен стать "Феникс".

- Напомню вам, что полезная нагрузка "Феникса" на оптимальную траекторию круговой 200 километровой низкой опорной орбиты должна составить порядка 18-20 тонн с широты "Восточного", что на 5-7 тонн больше, чем оная у "Зенита" с широты "Байконура". При использовании РД-175 возможно поднять рабочую ПН и до 24-26 тонн на ту же круговую орбиту, но тогда теряется весь смысл ракетного комплекса "Ангара". Кхм, да впрочем "Феникс" и так весь этот смысл нафиг смывает, ибо компоновка куда удобнее.

Сверхтяжёлый носитель на базе "Феникса" - длиннопост Космос, Космонавтика, Роскосмос, Луна, Длиннопост

Касательно сверхтяжа на базе "Феникса" - то есть два потенциальных варианта реализации данного решения. Концептуально они диаметрально противоположные, но оба имеют право на жизнь и выбор между ними будет обсуловлен дальнейшим развитием космической программы и выборе приоритетов на ближайшие 30-35 лет в космосе. Расскажу сначала о более дешёвой и предпочтительной.

Это конфигурация, которую я сам называю "n-зенит", где n - это число, соответствующее количеству используемых ускорителей. Суть в том, что при такой конфигурации используется система с одинаковыми УРМами на всех ступенях, кроме верхней. То есть, в качестве центрального блока выступает тот же ускоритель, что и навешивается сбоку, только на него сверху устанавливается верхние ступени с РБ и полезной нагрузкой. Аналогично реализованы РКН серии "Delta-IV", "Falcon" и "Ангара".

- В такой модификации преимуществом будет массовость выпуска УРМов, включая всю вертикальную развёртку производства их комплектующих. От баков с турбонасосами и корпусов до двигателей и авионики. За счёт массовых регулярных полётов разных модификаций с разными полезными нагрузками, но одинаковыми составляющими (УРМами) - у нас получается значительное проседание изделия по себестоимости, а также цене.


В таком исполнении "Феникс" будет летать как четыре разные модификации ракет-носителей одной серии. Три из них будут отличаться только количеством УРМов, а четвёртая и конструкцией верхней ступени.
- Самая лёгкая версия, на 18-20 тонн полезной нагрузки, со стартовой массой порядка 600-650 тонн. Первая, которая будет введена в эксплуатацию, а также самая частая по регулярным полётам. Полезная нагрузка для неё всегда будет, и она могла бы заменить нишу как "Зенита", так и "Протона", если изменить концепцию оптимальной грузодоставки. Скорее всего изначально подгонят для вывода грузов на ГПО с двумя ступенями, без использования РБ. Или с РБ сразу на ГСО. Или теми же двумя ступенями на НОО, смотря что и куда забросить.


- Тризенит, версия на 45-50 тонн полезной нагрузки. К лёгкой версии прицепили два навесных ускорителя, поставили увеличенный обтекатель и оставили в качестве верхней ступени ту же, что и была на базовом "Фениксе", ибо большего и не надо. Полный аналог Фалькон Хеви по выводимой массе, может стартовать с того же комплекса, что и "Феникс", если заранее предусмотреть универсальную инфраструктуру. Как в случае с Ангарой, в общем.


- Пятьзенит, версия на 70-75 тонн полезной нагрузки. Используется пять ускорителей, четыре боковых и центральный, в качестве первых двух ступеней. Третья ступень остаётся той же, что и на прошлых двух модификациях, только подогнана она под ещё больший и вытянутый обтекатель. Хватит на однопусковый облёт Луны на "Федерации" с разгонным блоком и надувным обитаемым модулем. По сути уже сверхтяж.


- Пятьзенит с водородной третьей ступенью, аналогичен предыдущему, за исключением верхней ступени. В этом случае мы отказываемся от универсальной ступени "УРМ-2", которая стоит как вторая в "Феникс-1" и третья в "Феникс-3/Феникс-5". Вместо неё на ракету влазит увеличенная ввысь и диаметрально третья ступень, с новыми движками и работающая на более эффективной топливной паре LH/LOX (Liquid Hydrogen/Liquid Oxygen), которая даёт УИ (Удельный импульс) порядка 4400-4600 м/с вместо 3000-3400 м/с у керосин/кислородной топливной пары (RP-1/LOX).


Соль этой модификации в том, что третья ступень на водороде апает полезную нагрузку с 80 до 100-110 тонн на низкую круговую орбиту в 200 километров. На таком сверхтяже можно запулить на орбиту Луны стандартный модуль для орбитальной станции вместе с полным обвесом оборудованием и здоровыми солнечными панелями, или же аналогичный по массе 40-45 тонный орбитальный грузовик с припасами.

- Кроме того, на ней можно устроить пилотируемый полёт шестиместной "Федерации" с агрегатным, обитаемым модулем как у "Союза", но значительно больше к лунной ДОС (Долговременной орбитальной станции) на окололунную опорную орбиту, вместе с запасами продовольствия для длительной экспедиции. Остальное довезёт грузовик.

- Ну и на ней в два пуска можно устроить пилотируемую высадку на поверхность Луны используя шестиместную "Федерацию" со сбрасываемым обитаемым отсеком и посадочным модулем на 4 человека, для двухнедельного пребывания на поверхности.

Сверхтяжёлый носитель на базе "Феникса" - длиннопост Космос, Космонавтика, Роскосмос, Луна, Длиннопост

Я лично сторонник вышеописанной модификации РК-СТК, так как она наиболее быстроисполнимая и дешёвая. Однако тогда у нас не будет в ближней перспективе от момента создания носителя - его более тяжёлой версии, на 160-200 тонн полезной нагрузки, поскольку упора в создание нового центрального блока просто не будет.


Переходим к другому варианту, над которым думают в Роскосмосе. Это новая "Энергия", с центральным водородным блоком. В таком случае вариант "Тризенита" на 45-50 тонн ПГ никуда не пропадает, но обе версии "пятьзенита" пропадают из-за ненадобности лишней конструкторской работы по подгонке.

- Но сверхтяж появляется на пять лет позже, у него больше полезная нагрузка и он выходит в полтора с хвостиком раза дороже работ по облегчённым версиям, хотя тогда у нас и будет ко второй половине 2030-ых годов 160-200 тонн полезной нагрузки, а не 70-105 тонн к 2030-му году (Тризенит в обоих случаях это вторая половина 2020-ых годов).


В таком случае у нас четыре навесных ускорителя на базе "Феникса" (Его первая ступень) + центральный блок на водороде без третьей ступени уже выдадут 100-110 тонн на низкую опорную орбиту. С текущими финансами первый полёт такой модификации будет не в 2029-2031 годах, а уже к 2035-2036 годам. Однако, тогда мы можем увеличить число боковых ускорителей с 4 до 8, получив полезную нагрузку в 160 тонн, и поставить наверх здоровую третью ступень на водород/кислороде, получив 200-210 тонн полезной нагрузки.
*И заиметь кучу проблем с доставкой баков такого размера, строительством огромного МИКа (Возможно даже вертикальной сборки, как VAB в космическом центре им. Кеннеди) и перевозкой готовых блоков ракеты-носителя. Или производить на месте.


Лично моё мнение, лучше всего было бы воспользоваться первой схемой. 100-105 тонн ПГ для освоения Луны в лице регулярных высадок два-четыре раза в год, строительства небольшой базы на поверхности Луны и поддержания окололунной ДОС - хватит с головой. Кроме того, для орбитальной станции на низкой опорной орбите - модули массой в 80-100 тонн это предел, после которого их будет практически невозможно должным образом оснастить, и они будут полупустыми (Или использоваться только для туристических целей).


- Но тогда создание центрального блока на водороде большего диаметра начнётся и закончится гораздо позже. Если мы получим сегмент полезной нагрузки с верхним пределом в 105 тонн до 2030-2031 года - то более тяжёлые модификации у нас уползут на 2040-ые годы. Невелика, в принципе потеря, но всё равно важно иметь в виду. Но тогда оригинальный блок, большого диаметра на водород/кислороде, который с 4 навесными блоками от "Феникса" может выпереть на орбиту 100-110 тонн - будет нафиг не нужен, ибо самый лёгкий сегмент уже покрывается, и при том - сразу двумя носителями. Если нужно не более 75 тонн - то полностью керосиновым, а если прям именно около 95-105 тонн - то уже водородной версией "пятьзенита".


Соответственно, тогда нужно будет делать уже более тяжёлый вариант носителя, диаметр центрального блока доводить до 10+ метров, цеплять модификации на 6, 8, 12 и может даже 16 навесных ускорителей, большую верхнюю ступень и ПН для такой системы уже только со 135-145 тонн только начинаться будет, а верхний предел с тремя ступенями и шестнадцатью навесными ускорителями от "Феникса" легко уползёт за 250 тонн полезной нагрузки. Для которой задач без таких составляющих как:

- Огромная регулярная станция на сотни человек экипажа;

- Военная ДОС под командный орбитальный центр;

- Регулярные полёты больших экипажей на Луну;

- Марсианская самостоятельная экспедиция (Не международная);

просто не найдутся. Их не будет до второй половины 2050-ых годов. Может и дольше. Носитель почти десятилетие будет простаивать. И тогда уже проще будет с нуля всё делать, пока эксплуатируется сверхтяж на базе "Феникса". Это очень далёкое будущее, до которого почти не прогнозируется ничего, может тогда конец эпохи химических ракетных двигателей придёт.

Сверхтяжёлый носитель на базе "Феникса" - длиннопост Космос, Космонавтика, Роскосмос, Луна, Длиннопост

Ну а с вами на связи был Miron_Bleek в вечерней космической рубрике. Надеюсь вам нравятся мои посты и удачи вам, товарищи!

Исследователи космоса

16.3K постов46.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

9
Автор поста оценил этот комментарий

Я, видимо, что-то пропустил, и у меня возник вопрос: если мы говорим о том, чтобы создавать "Феникс" с унифицированными модулями, точнее, сверхтяж с унифицированными модулями, то нафига тогда вообще затеяли "Ангару"?

раскрыть ветку
18
Автор поста оценил этот комментарий

Чо бля? Это грёбанный пост про проекты сверхтяжей на базе ракетного комплекса среднего класса "Феникс" на замену "Зениту". Какие ещё миленькие азиаточки в дубликатах? :D

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

В Самаре совсем не следят за своими работниками)

Автор поста оценил этот комментарий
Тут не сказано про такой важный вопрос как надежность, чем больше ракета тем больше потери бабла при аварии и отсутствие результата.

Поэтому, как мне кажется, Ангары или подобного носителя вполне хавтит, если собирать экспедиции на орбите
Автор поста оценил этот комментарий

Я где то читал что изначально хотели сделать сверхтяж на базе Ангары, но потом от этой идеи отказались. Интересно, с чем это связано?

раскрыть ветку