Расшифровка картины "Охотники на привале".

"Глядя на «Охотников на привале» Василия Перова, современный зритель вряд ли замечает, что на картине изображена такая же ерунда, как и в охотничьих байках, которые «травит» один из персонажей

«Что за прелесть! Конечно, растолковать — так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства», — хвалил картину Федор Достоевский, восхищаясь выразительностью и достоверностью типажей. Однако сцена отдыха трех товарищей вовсе не правдива в деталях. Персонажи неправильно обращаются с оружием, а их снаряжение и добыча относятся к разным видам охоты. Кажется, живописец выбрал тему, в которой мало что понимал.

На самом деле Перов прекрасно разбирался в охоте. Художник ходил на зверя, как выразился его первый биограф Николай Собко, «во все времена года и без устали», впоследствии даже делился опытом в очерках для журнала «Природа и охота», который издавал натуралист Леонид Сабанеев. В конечном счете увлечение охотой стоило художнику жизни: из-за подхваченной в лесу простуды у Перова развилась чахотка, от которой он умер, не дожив до 50 лет.

А «Охотников на привале» Перов создавал как картину-анекдот, чтобы понимающий зритель смеялся над ней не меньше, чем над совсем уж завиральными охотничьими историями."

...

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2016.

Продолжение на картинах :)

Расшифровка картины "Охотники на привале". Картина маслом, Василий Перов, Смысл увиденного, Длиннопост

1. Скептик. Крестьянин, посмеивающийся над рассказом барина, написан с врача, художника-любителя и писателя Василия Бессонова. Перов изобразил его простолюдином, подчеркнув, что охотничий азарт, как эта трапеза на траве, объединяет дворян и их слуг.

Расшифровка картины "Охотники на привале". Картина маслом, Василий Перов, Смысл увиденного, Длиннопост

2. Новичок. Он так заслушался рассказчика, что забыл зажечь папиросу. Судя по новым, не успевшим еще износиться в лесах тулупу и дорогому снаряжению, персонаж увлекся охотой недавно. Перов написал доверчивого неофита с 26-летнего Николая Нагорнова, в доме которого его друзья Кувшинников и Бессонов обычно собирались, чтобы вместе пойти на охоту.

Расшифровка картины "Охотники на привале". Картина маслом, Василий Перов, Смысл увиденного, Длиннопост

3. Заяц-русак. Профессор РАН Валентин Головин отметил: по линьке зверька можно определить: действие происходит поздней осенью. Странно, что тушка не повреждена: по правилам псовой охоты убитого зайца обязательно надо было отколоть (ткнуть кинжалом между лопаток), отпазанить (отрезать передние лапы) и приторочить (вставить в седло).


4. Рябчик. Птица лесная не могла быть убита на той же охоте, что и заяц-русак, обитатель полей.

Расшифровка картины "Охотники на привале". Картина маслом, Василий Перов, Смысл увиденного, Длиннопост

5. Враль. В роли помещика-рассказчика Перову позировал друг, полицейский врач Дмитрий Кувшинников. В 1880–1890-е годы доктор вместе с женой Софьей организовывал в своем доме литературно-художественный салон. Кувшинниковы и пейзажист Исаак Левитан, с которым Софья изменяла мужу, стали прототипами героев чеховского рассказа «Попрыгунья».

Расшифровка картины "Охотники на привале". Картина маслом, Василий Перов, Смысл увиденного, Длиннопост

6. Сапоги. Обувь новичка, как отметил профессор Головин, тоже выдает неопытность персонажа: на таких высоких каблуках охотиться было очень неудобно.

Расшифровка картины "Охотники на привале". Картина маслом, Василий Перов, Смысл увиденного, Длиннопост

7. Бинокль. У рассказчика бинокль старой модели, первой половины XIX века, что свидетельствует о солидном охотничьем стаже.

Расшифровка картины "Охотники на привале". Картина маслом, Василий Перов, Смысл увиденного, Длиннопост

8. Рожок. Использовался на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но никаких признаков стаи гончих нет. Единственный пес, по разным версиям, либо борзая, либо сеттер — легавая. На псовой охоте не нужны ружья, так как дичь берет собака. А на ружейной не нужен рожок.

Расшифровка картины "Охотники на привале". Картина маслом, Василий Перов, Смысл увиденного, Длиннопост

9. Ружья. Опытный охотник, чтобы не засорить канал ствола, никогда не положит ружье дульной частью на землю. Особенно если это первоклассное, дорогое оружие английской фирмы «Энфилд», как здесь.

Расшифровка картины "Охотники на привале". Картина маслом, Василий Перов, Смысл увиденного, Длиннопост

Взято из ВК.

87
Автор поста оценил этот комментарий

Донесите до автора, пожалуйста, что вся центральная Россия была и остаётся чересполосицей полей и лесов. Так что с несоединимостью зайца и рябчика пусть идёт в тундру. Охота не псовая: есть ружья, нет сворки собак. От псовой охоты тут только рожок, мы не знаем, как его использовали: возможно, для сбора охотников. Опытный охотник, когда нашёл слушателя и несёт про медведя воот с такими кагтями, может забыть и про дорогое ружьё. Благо вычистить недолго.

раскрыть ветку
26
Автор поста оценил этот комментарий

По двум пунктам полная ересь. Ничего не мешало взять рябчика и зайца на одной охоте. Рябцы живут в чепыге и на опушках, зайцы там-же. Что заяц ест в поле? Правильно - ничего, он питается в лесу и на опушках корой осин и прочих лиственных. Это раз. Второе. очень часто при охоте с собакой гончая не может взять зайца, но может его загонять и выгнать на хозяина, а хозяин из ружья пристрелит зайца. Ну и третье, никогда не видел чтобы прям на месте что-то кололи или резали. Ну хочу я рюкзак кровищей заливать. Даже птиц подранков, и тем башку сворачивают а не режут. Крови из дыр от дроби разительно меньше чем от разреза. Хотя всё равно в пакет пихать приходится. И если уж резать то тогда освежевать и кишки выкинуть. Что интересно биноклю ни разу на охоте применения не нашёл.

раскрыть ветку
53
Автор поста оценил этот комментарий
Получается, что и жена и муж Кувшинниковы позировали Левитану. Только в разное время и в разных позах
раскрыть ветку
25
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
11
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен, что комментарии к картине больше надуманны: рожок мог применяться для призыва собаке, если та увлеклась и угнала далеко в лес. Ружье лежит нормально, ствол на возвышении - на тушке зайца. Кстати первый раз слышу, что на охоте что то отрезают: дичь охотники подвязывали к ягдташу(пояс с кожаными петлями). И рябчика и зайца можно взять бродя по полям и опушкам леса с собакой. Вот бинокль при охоте на боровую дичь действительно не нужен, разве только глухаря высматривать?