Про инклюзию. Встать на голову и вертеть хвостом.

Знаете, что такое школа 7 или 8 вида? Это коррекционная школа для детей с задержкой развития или умственной отсталостью соответственно. Там логопеды, дефектологи, воспитатели, учителя со специальной подготовкой.


Но вот появляется новая мода - инклюзия. Это значит, что школы эти постепенно закрывают, а их учащихся переводят в общеобразовательные школы, чтобы они учились вместе с другими детьми. Равные права для всех. Норма - до 2 "особенных" детей на класс.


Всем понятно, что делается это ради экономии. Но попробуй сказать вслух, что идея так себе - тут же обвинят в жестокосердии, нетолерантности и тому подобное.


Что имеем.


Мальчик с умственной отсталостью в 4 классе общеобразовательной школы. Учится по адаптированной программе (то есть оценки ему не ставят, аттестата у него не будет, но на всех уроках он сидит). Пока запомнил где-то десяток букв. Произносит вслух два десятка слов.


Спустя минут 15 сидения за партой он устает и встает походить, или полежать, или залезть под чью-нибудь парту. Любая попытка остановить его - плач, визг, истерика. Падает на пол и бьется об пол головой. Швыряет все, до чего дотянется. Может взять любую чужую вещь - отобрать невозможно, опять же визг и плач, крики мое! аааа! мое! Чтобы его успокоить, с ним нужно посидеть, поговорить, подержать его за руку минут 5. Почти на каждом уроке. Так что проще игнорировать и давать все, что захочет. Только детям это сложно объяснить.


Когда хочет в туалет - выходит из кабинета, и остановить его нельзя, и не только потому, что закатит истерику, но и потому что может снять брюки прямо в классе. Отпускать одного его нельзя - обратно не придет, пойдет гулять по школе, заходить в другие классы. Так что учительница идет с ним. Ему нравится учительница, поэтому он не торопится делать свои дела, чтобы подольше не возвращаться в класс. Еще 5-10 минут.


Кстати, оставлять класс без присмотра учитель не имеет права, и если кто-то из детей поранится в ее отсутствие - она будет виновата.


Мальчик пришел в школу в сентябре (не взять не имели права - Закон об Образовании), за этот год у всех детей класса снизилась успеваемость, мотивация к обучению, выросла тревожность.


Жаловаться родители класса пробовали (в город). Официально им привели выписки из нормативных документов, неофициально сказали, что школа муниципальная, то есть для всех, и если кто-то хочет особенных условий, вроде подбора контингента и выбраковки "неугодных", то стоит искать частную школу.


Это был один пример, сейчас почти в каждом классе есть такие ученики. Где-то поспокойнее, без истерий и драк, где-то с ними.


Учителей быстро прогнали через краткие курсы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), на их вопросы "а как же право других детей спокойно учиться, почему половина времени учителя должна уходить на одного ребенка" отвечают, опять же, в ключе "мы должны дать несчастным детям возможность влиться в социум, общаться с другими детьми". И вообще, вы же учителя, должны уметь найти подход к любому ребенку, что вы тут жалуетесь. В общем, вставайте на голову, вертите хвостом, но чтоб и больным детям время уделять, и остальные чтоб не возмущались.


Есть школы, которые под эту деятельность получают гранты. Там для ОВЗ-шников создаются отдельные комнаты релаксации с интерактивными играми, сухими бассейнами, опять же - отдельными педагогами. Но не в каждой так будет, само собой.


Про экономический аспект (как эти дети оттягивают на себя ресурсы, выделяемые на всех учеников) я рассказывать не буду. Лучше вот вам загадка - как вы думаете, сколько сейчас таких детей? Если ваш ребенок в следующем году идет в школу - какова вероятность, что в его классе будет ученик с умственной отсталостью?


Ответ: судя по статистике детей, пришедших в нашу школу за прошедший учебный год - 1 из 16. Каждый шестнадцатый имеет ограниченные возможности здоровья, из них примерно поровну детей с задержкой психоречевого развития (не опасны для других детей, просто требуют большего времени учителя) и с умственной отсталостью. (Откуда?! Это дети, рожденные в 2005-2010, что за время такое?)


Так что если в вашем регионе додумались до столь замечательного способа экономии бюджета социализации несчастных детей - то вероятность попасть в такой класс очень высока.


Еще раз подчеркну: дело не в неприятии особенных детей. Если бы новая система давала хоть какой-то положительный эффект - изменения можно было бы оправдать. Но из эффектов у нас:

- детям с ОВЗ уделяется куда меньше внимания, чем в специализированных школах - не хватает персонала, тем более специально обученного, да и невозможно это в рамках обычных уроков (после уроков они занимаются 2 раза в неделю с дефектологом или логопедом, но этого ничтожно мало),

- присутствие на уроках им в тягость, они не понимают, что делают окружающие, но понимают, что происходит что-то, во что они не могут быть вовлечены,

- полноценного контакта с обычными детьми не получается.


Так что в выигрыше не остался никто. Зато инклюзия.

42
Автор поста оценил этот комментарий
Все красиво на бумаге, пока у твоего ребенка такого одноклассника не появится. Очень жаль больных детей, но портить жизнь обычным детям тоже нельзя
раскрыть ветку
80
Автор поста оценил этот комментарий

у меня сестра подруги - воспитательница детского сада в Москве. им в группу добавили двух мальчиков, один аутист, второй еще что-то. один просто тормоз, с ним возни больше, но терпимо. второй - агрессивный, носится, бьет других детей, отбирает игрушки, орет чуть что, как припадочный. наказывать нельзя, удалить из группы нельзя, ничего сделать нельзя. родители в шоке, дети боятся, сама воспитательница собирается увольняться, говорит, у нее уже нервный тик. это реально трындец, с ненормальными быть постоянно в одной группе.

хрена там это развивает социализацию и толерантность, только запуганность, и осознание, что тебе по жизни любого придурка на голову посадят, а ты сиди и терпи, и молчи.

раскрыть ветку
125
Автор поста оценил этот комментарий

все верно сказано. И еще сюда можно добавить родителей, которые убеждают себя и других, что их ребенок нормальный и он имеет право учиться со всеми, когда на самом деле там все печально.

раскрыть ветку
13
Автор поста оценил этот комментарий

Гуманизм, хуль. Искусственная попытка приравнять неравных. Вечная палка о двух концах.

36
Автор поста оценил этот комментарий
Работаю в бывшем детском доме интернате для детей с ментальными нарушениями, сейчас центр содействия семейному воспитанию, Москва. Наши воспитанники посещают коррекционную школу, где для них отведен отдельный класс и учитель с дефектологическим образованием. Дети ходят в эту школу уже 4 год. Дети реально тяжёлые в плане сопровождения и воспитания. По опыту этих нескольких лет могу сказать что прогресс есть, кто то научился считать, кто то писать, ну а кто то говорить начал. Это и есть инклюзивное образование, как понимает его весь цивилизованный мир-когда дети могут обучаться в обществе, где есть все условия для их обучения. Но не представляю как такие дети попадают в обычные общеобразовательные классы и школы. Тут скорее всего проблема в родителях, которые, как выше сказано, кричат что ребенок нормальный. По поводу инклюзии. В широком понимании это включение в социальную жизнь людей с ограниченными возможностями. И тут я могу сказать что наше российское общество не готово к этому, как ни печально. Года два назад писал пост о том, как наших воспитанников чуть не затоптали родители обычных детей во время давки чтобы сфоткаться с дедом морозом.