Помощь с теорией музыки #10/101
Последняя карточка на данный момент.
Дзень добрый!
Сегодня мы говорим о том, как все наши дробные знания объединить в одну композицию.
Что можно делать, как стоит строить музыку и какие секреты бывают.
1.
Первое, что мы делаем - это выбираем тональность. (карточка #5)
Выбор тональности может основываться на чём угодно.
Кто-то играет до мажор или ля минор, потому что там только белые клавиши.
Кто-то играет ми мажор и ми минор, потому что на гитаре это открытые струны (не зажатые нигде).
Кто-то считает, что ре минор - самая грустная тональность, кто-то выбирает определённый лад, чтобы задать тон всей композиции.
Цель первого шага - это с чего-то начать. Выбором тональности мы определяем начальную точку нашей композиции. И не забываем, что мы потом сможем довольно просто поменять тональность пользуясь номерами ступеней, наклонения аккордов, или обычной модуляцией на несколько тонов/полутонов.
Вот вам рандом на крайний случай: http://www.therandomscalemachine.com/
2.
Дальше, важно знать, что если у нас несколько партий и каждый музыкант будет играть свою уникальную мелодию - для нас это превратится в какафонию. Мы не сможем услышать и воспринять то, что нам хотел передать автор (если он не хотел передать хаос).
Чтобы не перегружать звуковую картину композиции стоит понимать, что в соло партиях лучше выделять из общей музыки только несколько инструментов, которые будут обыгрывать мелодию, а остальные инструменты будут создавать "фон" для её поддержки - аккомпанемент.
Баланс между соло и аккомпанементом можно использовать для управления настроением слушателя, добавляя, например, хор в припеве, или передавая спор двух мелодий, перебивающих друг друга. Или, наоборот, убрать барабаны, гитары и оставить только арфу, для создания момента лёгкости в композиции.
К тому же, барабаны, или, по-научному, ритм - очень сильно влияет на восприятие музыки. Истинно говорят, что музыка - это не просто правильные ноты и правильные длительности нот, но и правильные паузы. Которые подчёркиваются ритм партией.
Прислушайтесь, в разных жанрах свои характерные ритмы.
Вот примеры нескольких барабанных партий для разных жанров: https://blog.bandlab.com/6-drum-patterns-from-popular-genres...
3.
Потом мы думаем над структурой песни.
Если мы просто будем играть аккорды по кругу, то результат будет довольно скучный, извините. И приестся через какое-то время.
Представьте, что ваша музыкальная композиция - это история. Пользуйтесь хитростями из других сфер, чтобы открывать новые горизонты в музыке!
У литературы есть завязка, где нас знакомят с героями, действие, когда история развивается, и развязка, когда всё расставляется на свои места и зритель уходит удовлетворённым (или задумавшись, если мы хотим его оставить с внутренним вопросом).
В театре и кино есть акты, которые внутри себя являются более менее законченными, и поэтому можно смелее менять тему при смене актов. Или менять жанр? Темп? Да что угодно.
Чаще всего - традиционно - песни состоят из вступления и потом нескольких куплетов и припевов, сменяющих друг друга (иногда по-разному). Куплеты и припевы по своей идее отличаются энергией, которую они несут. Куплет разогревает слушателя и подводит к точке, где его подхватывает припев и подбрасывает ещё выше. После такого, возврашение из припева в куплет ощущается как приземление на батуте. Да, упал, но мягко, приятно, и хочется ещё!
Ещё есть пред-припев (pre-chorus), который можно использовать для энергетического перехода между куплетом и припевом, если у куплета недостаточно энергии, чтобы "добросить" слушателя до припева. Такой, скажем, мостик, чтобы слушателю было приятнее.
И стоит упомянуть бридж. Это небольшое отступление от темы. Просто небольшой офтопик, чтобы перевести дух. Часто может длиться не целый квадрат (4 такта), а 2 или 1 такт.
Не стоит путать его с, например, барабанной сбивкой, где мелодия не прерывается на такт или больше. Для сбивки барабанщики добавляют некоторые дополнительные удары в конце квадрата для небольшой психологической разгрузки и малого уточнения "границы" между квадратами.
Более классические композиции имеют свои устоявшиеся структуры и, соответственно, названия. Об этом лучше в вики, я точно не мастер классической теории музыки :)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыкальная_форма
Когда у нас есть скелет нашей композиции - мы можем начать его украшать. Есть много игр со слушателем. Можно сдвигать ноты по времени, тогда они станут более неожиданными. Можно вносить новые элементы, новые инструменты. Можно поднимать или опускать всю мелодию вверх или вниз по нотной шкале (модуляция или отклонение) (карточка #8).
Разные способы разнообразия нашего музыкального создания описаны в карточке. Ниже я распишу поподробнее некоторые из них. (а потом вообще переделаю карточку и напишу нормальные :) ).
---
Затакт: https://www.youtube.com/watch?v=xgivkzTonuY
Это когда мы начинаем мелодию, или петь не в первую долю, а за долю до этого.
Это можно заметить, например, на песне "В лесу родилась ёлочка". Начальное "Вле-" начинается будто чуть раньше, чем надо. И на сильной доле, которая воспринимается как "начальная" в каждом повторении мы уже "су". Также и дальше (капсом более энергичное пение): Вле-СУ ро-ДИ
лась-ЙО лоч-ка. Затакт довольно сильно меняет звучание. Так, что многие песни, основанные на затакте, не сразу поймёшь в "нормальной" форме.
Вот, например: https://youtu.be/8N7oy3XfCMk?t=110
---
Синкопа: https://www.youtube.com/watch?v=hkqu9f15B6o
Это общий сдвиг в мелодии на долю. То есть, в ритме остаётся правильный рисунок сильных и слабых долей, а музыка играет наоборот. На сильные доли играет слабые, а на слабые - сильные.
Сложно на словах, посмотрите видео :)
На слух появляется такое "икание" мелоди, потому что тело, следуя ритму, движется вниз, но дёргается вверх следуя песне песни.
---
Музыкальный размер: https://www.youtube.com/watch?v=I1pY3ijudj4
Музыкальный размер - это какой "счёт" мы используем, когда "считаем" вместе с музыкой.
Все знают эти танцевальные или музыкальные "раз-два-три, раз-два-три". Или "раз-два-три-четыре". Или "раз-два-три-четыре пять-шесть-семь-восемь. Живее! три-четыре. Не отстаём! семь-восемь".
Это именно оно. В музыке некоторые размеры сильно ассоциируются у нас с определёнными жанрами. Например, вальс - это раз-два-три раз-два-три. Для того, чтобы это записать, музыканты пишут два числа - 3/4. В знаменателе (внизу) - длина ноты, в числителе - сколько таких нот поместится в такт. Получается, такт длится три четвертьноты.
Послушайте сплина, у него есть забавная песня "7/8": https://www.youtube.com/watch?v=v1XHhYNVMGI
Попробуйте посчитать вместе с песней. Там ритм 7/8 (duh), но барабаны с вокалом отлично "замедляют" ритм, делая песню в размере 3.5/4, если можно так выразиться. Поэтому слышится какое-то заикание, или обрыв. Потому что мозгу непривычно слышать такой необычных размер.
Если освоить размеры как профессонал, то можно даже создавать что-то такое: https://youtu.be/cQ9yI4dtuGQ?t=174
В начале там теория, а по времени в ссылке - живое выступление.
---
Реприза: https://www.youtube.com/watch?v=teyJx2qDJJY
Это просто повторение фразы. Можно сменить аккорд, но мелодия останется. Или повторить группу аккордов.
Каденция - это немного другое. Каденция - это определённые последовательности (чаще всего, в конце композиции), которые традиционно где-то используются. Например, Неаполитанская каденция.
Послушать разные каденции можно тутай: https://en.wikipedia.org/wiki/Cadence
Ещё есть секвенция - она следит за гармоническим изменением мелодии.
То есть, реприза - это повторение фразы, а секвенция - это как менялись ноты, которые играются. Может, другая тональность, или другой аккорд. Или, например, модуляция. Это всё, в контексте репризы, будет считаться секвенцией.
---
Инверсия - это когда движение по нотам вверх меняется на "вниз", и наоборот. Мы как бы переворачиваем мелодию с ног на голову. Звучит отлично. Тем более, что все ноты из тональности, поэтому конфликты с аккомпанементом (который не разворачивал ничего) случаются редко.
Тут можно послушать: https://en.wikipedia.org/wiki/Inversion_(music)#Melodies
А тут наглядно и наслушно: https://youtu.be/yhsAyVcUJ_I?t=75
Нота на слабую долю: это как синкопа. Точнее, это составляющая синкопы. Но можно её использовать единично. Тогда это будет просто нота на слабую долю.
Игра в интервал: это когда несколько музыкантов играют одну и ту же мелодию, но на каком-то нотном "расстоянии" от главного (карточка #2).
Например, можно иметь два вокала, и второй будет петь на квинту выше. Это поможет сделать вокал более выраженным и "шире" по звуковому спектру. Вот вам пример:
https://www.youtube.com/watch?v=FS0tV48i9Iw
---
На деле, хитростей, правил и советов намного больше. И многие из них конфликтуют, потому что музыка - это творчество, а не точная наука. Здесь нельзя сказать, что вот это - плохо, а вот это - хорошо. Но можно субъективно предположить, что вот это - получше, а вот это - похуже.
Так что оставляйте свои хитрости в комментариях, я попробую собрать более нормальный список. Времени много, это нужно к переделке 10й карточки, а это ещё 18 перед ней :)
Не болейте, пейте чай
И спасибо большое за помощь!
Всем привет.
Данный пост является ответом не только на указанный пост, но и на всю серию постов юзера ArstList по теории музыки. Данным постом я призываю всех, тех кто только хочет начать обучение музыке или уже владеет определенным багажом знаний -
НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОСТАМИ ArstList по следующим причинам.
Эта серия начинается следующими словами:
Благими идеями вымощена дорога в ад. Шпаргалки по теории музыки, да и по любой другой дисциплине лучше всего делать самому с проверенных источников. А ещё лучше пойти в музыкалку и честно отучиться там положенный срок. Автор не является профессиональным музыкантом. Он сам только что сел учиться, но решил, что уже вправе учить других. В его постах скрываются ошибки, которые он сам не в силах осознать. Тем не менее, инфа опубликована и уже ушла в массы. И в таком виде массы будут её читать, лайкать, сейвить и юзать. И это печально.
В качестве примеров приведу два банальных зацепивших лично меня перла.
1. В посте Помощь с теорией музыки #9 автор утверждает, что в квинтовом круге последовательность нот от До до Соль (от C до G) составляет квинту. В то же время обратная последовательность от Соль до До (от G до С) является почему-то квартой. При этом в комментариях автор искренне удивляется моему замечанию и спрашивает, какая разница, откуда считать? Ошибка кроется в том, что квинтово-квартовый круг "рисуется" от ноты До (С) и считается изначально от неё же. Поэтому по часовой от До - квинты, а против часовой - кварты. Кроме этого, человек со средним интеллектом должен понимать, что если мы посчитали 5 интервалов от ноты До и пришли к ноте Соль, то в обратном порядке от ноты Соль мы должны насчитать опять же 5 интервалов. Не 6, не 4, а 5: до-ре-ми-фа-соль; соль-фа-ми-ре-до. 5? 5!
2. В посте 10/10, обозначенном в заглавии, автор написал:
Был задан вопрос, что за строй гитары проповедует автор, если у него аккорд ми-минор (Ем) не требует зажатия каких-либо струн. На что автор встречно спросил: "а какой строй у гитары" и начал ссылаться на википедию, мол гитара строится в Ми. Что это значит - одному богу известно.
Ок. Разжуем. Стандартный (типичный, всем привычный) гитарный строй следующий (номер струны - нота): 1. ми 2. си, 3. соль, 4. ре, 5. ля., 6. ми.
Тональность Ми-минор определяется основным (разрешающим) аккордом, задающим общий тон всей мелодии и чаще всего стоящим в её завершении. Аккорд Ми-минор (Ем) на гитаре со стандартным строем берётся путём зажатия пятой и четвертой струны на втором ладу. Играя все шесть открытых (незажатых струн) мы получим не чистый аккорд Ми-минор (Ем), а ундецима-аккорд Ми-минор (Ем11). Да, мы попадаем в обозначенную тональность, но написанное автором - бред. Тем более бредово и дилетантски выглядит упоминание открытых струн в Ми-мажоре.
И это касается только стандартного строя. Про drop-D, open-G и прочие даже говорить не приходится.
С одной стороны это мелочи, но именно из мелочей и строится теория музыки. Сольфеджио - сложнейший предмет. Гитара признана одним из сложнейших в освоении инструментов.
Меня дико выбесила глубочайшая некомпетентность автора. При этом она приправлена огромным количеством терминов и сложной к восприятию информации, которая местами является бесполезной для новичков, а местами может оказаться неверна в корне, что хуже.
Именно поэтому, я категорически НЕ РЕКОМЕНДУЮ к использованию материалы, опубликованные ArstList для обучения. Новички могут воспринимать эти статьи как аксиому, а на самом деле, это шпаргалки дилетанта, содержащие ошибки, которые новички просто не увидят. И ходить в Ютуп и Педивикию за подобными знаниями я тоже не рекомендую никому.
Если вы хотите прокачать свои знания по музыке, то вам необходимо поднять свои попки, доехать до музыкального магазина, ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С ПРОДАВЦОМ, чтобы исходя из своего уровня знаний купить себе ПРАВИЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, а не вот это вот всё. И, кстати, знания муз.теории прокачиваются куда лучше, когда вы занимаетесь с грамотным преподавателем, а не пытаетесь самообучаться и играть в бегущих по граблям.
Всем успехов в учёбе и новых высот в технике игры!
Да-да, именно так это и называется, от слова "кака")).
Это что за дичь? Ты вообще таблицы аккордов видел? Или ты тут проповедуешь какой-то особый строй гитары?
Прочитал все 10 постов, и в итоге в этом самом последнем, в конце фраза "...потому что музыка - это творчество, а не точная наука." сказала все сама за себя, лучше и не скажешь про музыку.
Уже наверняка писали в комментах, но тут не увидел. Есть отличные ролики в ютубе "теория музыки по пацански" от зилкова. Чрезвычайно приятный человек рассказывает с учётом неподготовленного зрителя, с примерами. По его роликам многое становится понятным.