Ответы на вопросы, первая часть
Уважаемые пикабушники! Вот подъехал первый пост с ответами, здесь я дам ответ на целый ряд вопросов, заданных пикабушницей @Hydrae. Её коммент набрал 265 плюсов на момент написания поста, поэтому будем считать, что это самые животрепещущие вопросы на данный момент. И бонусом по поводу пингвинов, чтобы не было слишком занудно.
Вопросы буду приводить перед ответами, чтобы было яснее
1) Церковь архаично относится к женщинам: особый дресс-код, изначально низкое положение. Женщина не может стать священником, максимум - подай-принеси. Что думаете об этом лично вы? Допускаете женщину-священника, если она хочет посвятить этому жизнь?
Нужно ли пересматривать каноны, если они устарели?
Практически во всех христианских церквях имеет место огромное почитание Матери Божией — она считается человеком, через которого Бог явился на земле. Если даже у человеческой стороны Бога есть мама, и если даже в Евангелии есть момент, где Он свою маму слушается (в Кане Галилейской), то как мы можем считать женщину чем-то недалеким и недостойным?
Также под моим постом о.Илья написал о почитании святых-женщин. По многим вопросам с @Saarebas
На практике женщина в церкви - это далеко не только подай-принеси. Руководители церковных хоров чаще всего - женщины, они же часто играют и роль уставщика - человека, который знает все о порядке ведения служб, как они меняются в зависимости от церковных праздников, постов и т.д. и говорит священнику как служить в тот или иной день (даже наругать может). Есть женщины-юристы, бухгалтеры, секретари, которые работают в церкви, и они тоже имеют немалую власть. Множество иконописцев и мозаичистов - также женщины.
Насчет женщин-священников есть ряд причин, почему их никогда не было. Объяснение непростое, но надо объяснять: одна из первых причин все-таки в преемственности священства от мужчины к мужчине, которая пошла от апостолов.
Еще одна, немаловажная причина: у нас есть понятие бескровной жертвы, то есть в алтаре крови быть не должно. Это связано с одним из основополагающих учений Церкви. Если священник порезался и кровь не останавливается, служба прекращается пока кровотечение не прекратится. Насчет женщин я думаю понятно и без лишних объяснений) И да, использовать гигиенические средства не в счёт: кровь должна не только не капать на пол, но и вообще выделяться из организма наружу. Такие дела. Но это не значит, что если женщина хочет посвятить жизнь церкви, у нее нет выбора. В древней церкви, например, был сан диакониссы - это были женщины, которые занимались подготовкой людей, в частности женщин, к принятию Крещения и проводили некоторые молебные пения, а после определенного возраста и помогали священникам в алтаре. Кстати, интересный факт: Александрийский Патриарх посвятил первых за полторы тысячи лет женщин в диакониссы, вот ссылка на статью: http://www.pravoslavie.ru/101326.html
В Русской Православной Церкви не стоит недооценивать роль монахинь. В некоторых епархиях бывает такое, что игуменья монастыря имеет такую же власть как архиерей и подчиняется напрямую Патриарху (например, Дивеевский монастырь)
Еще хватает священников-подкаблучников, но это уже такое)
О дресс-коде:он есть не только у женщин, но и у мужчин. Если женщина может прийти в храм в юбке по колено, то мужчина в шортах или бриджах — нет. Женщина может прийти в босоножках, мужчина — нет. Только если с носками)
Насчет пересмотра канонов — они не пересматриваются, это всё-таки основа. А вот правила поведения и многое другое пересматривается. Это, кстати, происходит постоянно. Но Церковь отстает от общества лет на двадцать. Этот отрыв появился в советское время, тогда было не до этого.
2. В продолжение первого вопроса: в литургии, которая читается на венчании, есть слова: "да убоится жена мужа своего", и вообще много всего интересного. Как вы и РПЦ относитесь к роли женщины в семье и обществе? Считаете ли, что у женщин есть определенная роль (семья, дети, церковь), или оставляете право на выбор? Ваша супруга вас уже убоялась? :)
Это мой любимый момент - все помнят из венчания только эту фразу) Сколько был на венчаниях, все на застолье обсуждают эту фразу первые полчаса). На самом деле это цитата, вырванная из контекста, да к тому же неправильно понимаемая. Все-таки церковнославянский — это не русский. Первая её часть звучит как:"Обаче и вы по единому, кийждо свою жену сице да любит, якоже и себе", то есть каждый должен любить свою жену как самого себя.
А если копнуть чуть глубже, и прочитать полностью весь отрывок, произносимый на венчании (зачало 230 б), то вы поймете, что если бы мужчины так любили и уважали своих жен, у нас бы не было феминизма, потому что унижения женщин никогда бы и не существовало. Вот, кстати, еще одна цитата из того же зачала:"Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню". То бишь мужчина должен любить жену и быть готов даже отдать себя (свою жизнь) за свою жену, как Христос за Церковь.
Насчет женщины в обществе - она может занимать любое положение и любую должность, от уборщицы до президента страны, никаких ограничений по этому поводу в православии нет. Также и семье, равенство с небольшим уклоном в патриархат. На практике все как у всех. В многодетных семьях священников жены, естественно, в основном занимаются детьми. А вот если детей немного, то работают оба супруга. У меня есть знакомый священник, супруга которого — юрист. Моя супруга — мой же секретарь, так же она учится на иконописца.
Насчет супруги - она меня и подсадила на Пикабу, кстати, сама она тоже тут сидит. Гоняет меня чтобы я худел (хотя у меня плохо получается), вроде не особо убоится)
3. Как в церкви решают вопрос с нетрадиционной ориентацией прихожан? Пришел человек, рассказал о себе (например, на исповеди). Что с ним будет?
О нетрадиционной ориентации : конечно это воспринимается как грех. Но не какой-то особенный, а обычный, наравне с теми, с которыми страдаем мы все. А такой человек воспринимается как обычный прихожанин - грехи есть у всех, и у всех они разные. Тут вопрос не в том какой грех, а как человек с ним борется - к примеру, той же бабушке влетит больше от священника, если она из раза в раз провоцирует ругню в семье и кается лишь для галочки, чем гомосексуалисту, который пришел каяться и видно, но он борется со своим грехом. Никто не станет гнать такого человека из храма, да и никто, кроме батюшки, может не знать о его ориентации, если он рассказывает об этом только на исповеди. Не стоит думать, что гомосексуализм хуже измены жене или избиения ребенка.
4. Что бывает, если человек на исповеди признается в серьезном нарушении закона? Заявляете в органы?
Тут все очень просто, чем-то похоже на работe психолога: если человек рассказывает об уже совершенных поступках, то в органы это не сообщается. Вообще если честно не сообщается даже если человек собирается совершить преступление, тайна исповеди распространяется абсолютно на все. У меня был случай, когда пришел человек и рассказал, что хочет убить свою жену и маленького ребенка и с трудом справляется с собой. А рассказать нельзя. Даже предполагаемой жертве. Это тяжело. Исповедь - это вообще самое тяжелое в работе священника. Если держать все это в себе, можно просто сойти с ума, приходится просто пропускать
5. Ваше отношение к абортам и истерии последних лет "аборт-убийство"?
По поводу абортов - ну тут мое мнение я думаю и так понятно. Конечно я против, как и вся церковь. Другой вопрос, что в России совершенно нет базы для отмены абортов. Нет нормального сексуального воспитания, нет нормальной социальной поддержки материнства и детства от государства. А сколько стоят контрацептивы? Да что там говорить, даже сами роды - и то недешевое "удовольствие". Да, я за отмену абортов, но с нормально подготовленной базой для этого. В Польше смогли организовать без особого удара по обществу. В нынешних российских реалиях это будет катастрофа. Вернемся к временам, когда женщины делали аборты с помощью травок и лука.
По поводу пингвинов и Ноевого ковчега: я думаю, они плыли на своих мини-ковчегах из айсбергов с талой водой и селёдками. А вообще Потоп скорее всего был направлен на те области, где жили люди, ведь потопить хотели именно людей. Пингвинчиков-то за что?
Следующие ответы: по поводу Милонова и Энтео, о платных требах (крестинах и отпеваниях и т. д.), продаже свечей, почитании святых, икон и мощей. Это, насколько помню, были следующие по популярности вопросы.
С уважением, иерей Иоанн
>> Да, я за отмену абортов, но с нормально подготовленной базой для этого.
>> В Польше смогли организовать без особого удара по обществу.
Просто польки стали ездить делать аборты в соседние европейские страны, в Словакию, например. Меньше их не стало. А так в Польше абортов нет, конечно)
У меня будут немного странные вопросы к вам.
1. За какие проступки предают анафеме (как служителей, так и прихожан)?
2. Вытекающий из первого вопроса, за что священника могут снять с прихода (перевести в другой приход)? На моей памяти, в некоторых крупных сельских приходах резко меняли священника, переводя его в меньшие населенные пункты. Опять же, на моей памяти, одного архиепископа достаточно крупного православного региона центральной России назначили митрополитом мусульманской страны, где 90% населения исповедуют ислам.
3. Отсюда третий вопрос, как регламентируются назначения священнослужителей на приход?
Ваша. Текст вопросов прилагаю
"Здравствуйте, накопилось несколько вопросов, надеюсь датите ответ.
Как объяснить находки костей современного человека, рисунки и прочее возрастом около 40000 лет, возраст которых подтверждается различными анализами?
Откуда огромное количество скелетов питекантропов, австралопитеков и прочих гоминид, которые датируются еще более ранним периодом и кто они?
Какова по вашему дата создания мира, если сами святые, вроде Блаженного Августина, говорят, что мир был создан в период между 7000 лет до н.э до 5000 лет до н.э, а современные и не очень исследования показывают, что планете Земля не один миллиард лет, и человек на ней совсем недолго?
Очень надеюсь на ваши ответы, это правда важно для меня, спасибо."
Увидела, что в будущем вы ответите на вопрос по поводу продажи свечей.
Хотела добавить от себя в эту копилку: в Греции в храмах и монастырях нет непосредственно продажи свечей. Ты берешь свечу и взамен в соответствующее место кладешь денежку. Столько, сколько посчитаешь нужным, по своим доходам. И на мой взгляд, такая система логичнее, учитывая, что в храмах нельзя заниматься торговлей.