Обычаи, приметы, суеверия моряков. Есть ли в них рациональное зерно?
В старину считалось, что есть три вида людей - живые, мёртвые и находящиеся в морском плавании. Ясно, что третьей категории желательнее было перейти в первую, нежели во вторую. И приходилось принимать превентивные меры, выработанные длительной практикой,
Но если некоторые из этих мер имели вполне различимые рациональные истоки, то у других до этих истоков докопаться было нелегко, а у некоторых и совершенно невозможно. Впрочем, судите сами.
Ну вот, например, один из тостов, обязательно произносившихся в кают-компаниях британских военных кораблей в XVII–XIX веках : «За возможную войну и сезон морских болезней!» Довольно странное пожелание, но надо знать, что в то время продвижение в звании или должности было невозможно, пока имелись более старшие по возрасту. Так что оставалось надеяться, что в ходе призываемых тостом событий занимающие более высокие ступени загнутся и освободят места молодым и нетерпеливым. Как всегда у англосаксов - ничего личного :)
Обычай передавать бутылку за столом соседу справа, а не слева, что было бы свидетельством дурного тона, я ещё могу объснить тем, что при таком порядке не зацепишь и не опрокинешь при качке свой , уже наполненный бокал, но вот почему при закладке на верфи нового корабля крайне нежелательно присутствие девственниц, тем более, рыжих, выше моего понимания.
Когда на корабле всё-таки появлялся покойник, то долго с ним не панькались, что вполне объяснимо с точки зрения санитарии. В те времена, особенно в жарких широтах гниющий покойник на борту был ни к чему. И можно понять даже и то, почему один из стежков при зашивании савана делался через нос покойника. Таким образом возможно выполнялась последняя проверка, а не жив ли он до сих пор - летаргический сон, или что там ещё бывает?
Однако чем объяснить, что если тело всё-таки собирались довезти до берега, ввиду близости земли, то уложить его надо было обязательно поперёк диаметральной плоскости корабля?
Особый слой примет и обычаев связан с ветром - источником движения парусного корабля, а также возможной причиной его гибели во время шторма. В принципе, можно понять, зачем в период затяжного штиля капитан должен был бросить в сторону, откуда был желателен ветер, фуражку, а рулевой - сапог. Ясно же, что ветер обидится и начнёт дуть на невеж.
Но как могло вызвать ветер написание имён десяти лысых человек на бумажке, выброшенной в море, представить невозможно. Но если и это не помогало, начинали пороть юнгу, а то и друг друга. Какой опыт мог привести к применению подобных мер?
Большое значение имеет также и нумерология. В море нежелательно выходить 13 числа, чёртова дюжина, в пятницу был распят Христос, первый понедельник апреля - день рождения Каина, 31 декабря повесился Иуда. Второй понедельник августа - день гибели Содома и Гоморры. Кстати, не потому ли в советском ВМФ политзанятия, казалось бы, самое безопасное дело, проводились именно по понедельникам? :)
Цифра 9 несчастливая для советских подводных лодок. Вот краткий перчень погибших или имевших серьёзные аварии: К-129 , К-69 , К-329 , К-449, К-429 , К-219, К-159.
Женщина на борту приносит несчастье, и этому достаточно объяснений. А рождение ребёнка - как раз наоборот. А вот как как ребёнок может родиться при нежелательности наличия женщин - это пример определённого типа морской логики. Кстати, хорошей приметой считалось при выходе из дома, отправляясь в плавание, хлопнуть жену или подружку, пардон, по лобку.
Кошка на борту - это очень хорошо. Известны случаи, когда для спасения судовых котов при кораблекрушении прилагалось больше усилий, чем других членов команды. А вот свиньи пользовались дурной славой и даже слово "свинья" заменялось в разговоре выражением "эта штука". Увидеть свинью в день отправления в плавание - очень, очень плохая примета. «Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величества запрещен; если же они будут обнаружены на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт», — гласил закон, принятый королем Дании в 1562 году.
И опять пример морской логики, изображение свиньи и петуха зачастую украшали ноги моряков:
Но это уже в более поздние времена. Поскольку их перевозили в деревянных ящиках, то после крушения они нередко оставались в живых, что и владельцу татуировки помогало не утонуть. Вообще, татуировки моряков - бездонная тема, как и вообще вся тема этой статьи. Но меня поразил такой случай. Морской офицер граф Фёдор Толстой. На Гаваях он сделал особую охранную татуировку и никогда после этого не был даже ранен. Мало того, на дуэлях убил 11 человек. Но и все его дети, числом тоже 11, умерли в младенчестве.
Можно ли умолчать о талисманах и амулетах? Иногда довольно странных. Так, пучок шерсти чёрного козла обеспечивал верность оставшейся на далёком берегу жены. Кусок верёвки, на которой был кто-либо повешен, зашитый в шляпу, гарантировал пирату, что его самого такая судьба не постигнет. Более того, могли с этой же целью носить засушенную кисть руки повешенного.
А вот из воспомнинаний нашего военного моряка Н. Соболева, которому во время Второй мировой войны довелось ходить в море на британском линкоре «Рэмиллис»:
"Командир линкора кэптен Мидлтон был в таком же снаряжении, как и я, но, кроме того, он опоясал себя талисманом: цветным узорчатым травяным передником, свисавшим до колен. Хозяин столь экзотического одеяния и все окружавшие его люди относились к талисману весьма серьёзно. ... Он был сделан из толстой длинной травы, похожей на камыш и ярко раскрашенный красками почти всех цветов.... В боевых условиях капитан надевал передник и не снимал его до тех пор, пока корабль не выходил из опасного состояния". (Из книги В.В. Шигина.)
Что же в итоге? Если некоторые обычаи и приметы могут иметь некоторое материалистическое объяснение, то корни большинства уже скрыты в глубинах времени. Но остаются частью морской культуры, не будем их забывать :)
Источник: журнал https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-...
Дикое порево капитана Врунгеля
Как обычно, попытка придумать взаимосвязи несвязанным явлениям. Когда-нибудь в то время, когда пороли юнгу, начался ветер. Значит, если пороть юнгу, подует ветер.
- Что куришь, салага?
- Табачок, товарищ капитан! Вот, самосад из дома, попробуйте!
Капитан берет трубочку, затягивается, выпускает кольца дыма и говорит:
- Эх, салага, херню ты куришь!
- А что вы курите, товарищ капитан?
Капитан делает смачную затяжку, выпускает несколько густых колец, щурится от удовольствия и говорит:
- Настоящий морской волк курит только волосы с лобка любимой женщины! А теперь марш на вахту, салага!
Ну юнга удивился, почесал затылок и убежал на службу.
А через 2 недели, после того как корабль вернулся в порт и снова ушел в плавание, встретились на том же месте вновь - капитан с трубкой и юнга. Юнга раскуривает свою трубочку, смачно затягивается, выпускает колечки, в общем ловит кайф по полной! Капитан на него смотрит и говорит:
- Ну что салага, что у тебя на этот раз за табачок?
- Это не табачок, товарищ капитан, а как вы и говорили волосы, с лобка любимой женщины! Хотите попробовать?
Капитан берет у юнги трубочку, делает затяжку, и вдруг начинает кашлять, кашлять и материться! Откашлявшись и вытерев слезы возвращает юнге трубочку и говорит:
- Близко к жопе берешь, салага!
Кошки, вероятно, помогали бороться с крысами. Тут все понятно.
Читал ещё про такие приметы (хотя это больше на шаманство похоже):
- На удачу вообще и для улучшения ходовых характеристик судна к гроту прибивали крыло альбатроса или другой большой морской птицы
- Для призыва ветра были ещё такие процедуры: поскребсти ногтями парус, побить в него черпаком
- Свист, ясное дело - очевидно, что после него ветер усиливается или хотя бы появляется
- При постройке судна под упор грот-мачты клали золотую (или какую-нибудь, но чаще золотую) монету: чтобы всегда корабль привозил домой деньги
- Бритье раздражает Посейдона. Нет, мы все христиане, конечно, но лучше не рисковать
- Амулетом может быть вообще что угодно, главное - крутой бэкграунд. Смерть (желательно катастрофическая) - крутой бэкграунд, поэтому останки и людей, и кораблей часто выступали в роли таковых
Кстати, на судах были свои домовые, самый известный из которых - хрен по имени Клабаутерман. Тусовался, чаще всего, в районе нактоуза.
Кстати, одной из версий объяснения суеверия насчет баб на корабле является такая: большая часть экипажа среднестатистического судна в те романтические времена представляла собой лютый сброд, у которого конфетно-букетная стадия ухаживаний длится считанные секунды, причем протекает в основном в воображении будущей жертвы изнасилования (не исключено, что группового).
Однако женщины на борту судна встречались нередко, так как пассажирские перевозки никто не отменял, а кроме того - как это ни парадоксально, офицеры судна часто были далеки от морской культуры тех времен (для аристократии было не редкостью уже родиться с военным чином, а потом - чисто для формы отслужить годик на судне и слинять, гордясь заслугами) и брали с собой на корабль жен или любовниц (кто не успел удрать, того и брали).
Опять же - портовые проститутки были отчаянными бабами и нередко искали клиентуру прямо в первоисточнике.