Нелепые авиакатастрофы: Часть 11. Катастрофа Ту-154 в Алма-Ате 8 июля 1980г. Резкий порыв ветра.

Нелепые авиакатастрофы: Часть 11. Катастрофа Ту-154 в Алма-Ате 8 июля 1980г. Резкий порыв ветра. Авиакатастрофа, Алматы, СССР, Длиннопост

Мне тогда было, только 8 дней от роду... родился я далеко от данного места, и сегодня я расскажу про одну из первейших авиакатастроф по причине микропорыва, либо похожего погодного явления.


В ночь, с 7 на 8 июля пассажиры рейса готовились к спокойному ночному перелету до Ростова на Дону, далее до Симферополя. Как свидетельствуют очевидцы и данные Гидрометцентра, погода была благоприятной для полета – не было тумана, дождя, видимость хорошая. Июльский зной окутал Алма-Ату. Большинство пассажиров вместе с семьями отправились отдыхать на курорты – на борту было 30 детей и 126 взрослых.


Новенький Ту-154Б 1979 года выпуска с налетом 2 тысячи 438 часов вылетел из аэропорта Алма-Аты ночью, в 0.38. Первые секунды полета проходили в штатном режиме. В кабине находились командир воздушного судна, второй пилот, бортинженер, проверяющий и штурман. Борт обслуживали пять стюардесс и стюардов. Примерно на высоте 150 метров экипаж, следуя инструкции, убрал закрылки и немного просел, что обычно бывает при взлете. Внезапно экипаж перестал справляться с управлением лайнером, и на высоте 150 метров самолёт начал неожиданное быстрое снижение, появился резкий правый крен в 18°. Экипаж сразу устранил крен, но предотвратить потерю высоты не удалось. Через 113 секунд после начала разбега, несмотря на максимальную тягу двигателей, самолёт на огромной скорости  столкнулся с поверхностью земли. Отскочив от земной поверхности и повернув вправо, самолёт пролетел 86 метров и упал второй раз. Проскользив по полю 63 метра, авиалайнер опять оторвался от земли и пролетел 80 метров, а затем упал на землю. В 295 метрах от точки первого касания, проскользив по земле 66 метров, самолёт упал в овраг глубиной 3 метра и шириной 44 метра. Врезавшись в противоположный склон оврага (339 м от места первого касания земли), самолёт развернулся и разрушился. Отделившаяся средняя часть фюзеляжа с фрагментом крыла ударилась о склон и подлетела вверх, после чего, пролетев 370 метров, врезалась в отвесный склон высотой 8 метров и взорвалась.

Носовая часть авиалайнера вылетела из оврага и врезалась в жилые дома на улице Федосеева на восточной окраине Алма-Аты.

С момента отрыва от ВПП до разрушения самолёта прошло около 100 секунд. Объятые пламенем части самолета продолжили стремительное движение в сторону домов, где спали люди. Огненные осколки летели в разные стороны. Фюзеляж машины буквально зарылся в отвесный край оврага.

Нелепые авиакатастрофы: Часть 11. Катастрофа Ту-154 в Алма-Ате 8 июля 1980г. Резкий порыв ветра. Авиакатастрофа, Алматы, СССР, Длиннопост

Несчастный борт двигался прыжками, и при каждом столкновении с землей разваливался и выбрасывал людей в разные стороны. Их находили голыми, вся их одежда осталась на ремнях безопасности — этими же ремнями большинство из 160 пассажиров были разорваны на части.


39 тонн топлива из крыльев оказались разбрызганы по крышам домов. Тела женщин и подростков в течение последующих трех дней милиционеры и солдаты собирали с кровель бань, пристроек и избушек жителей улицы Федосеева. Багаж снимали с верхушек деревьев. Пшеничное поле полыхало в нескольких местах, горели несколько домов частного сектора и даже фонарные столбы. Температура была такая, что в полу километре от эпицентра, на липах вдоль главной транспортной артерии Алматы (аэропорт — центр) свернулись и пожухли листья.

Все находившиеся на борту пассажиры (126 взрослых и 30 детей) и 10 членов экипажа погибли. На земле всего пострадало 9 человек, из них госпитализированы трое. Полет длился 1 мин. 40 сек.


Самый короткий перелет....


Причину катастрофы удалось установить только благодаря Центральному аэро-гидрологическому институту СССР. С помощью математического моделирования академик Свищев, начальник ЦАГИ, установил, что на самолет со скоростью 10 метров в секунду сверху обрушился вертикальный ветровой поток. И вместо того, чтобы просесть только на 30 метров, борт был выдавлен этим потоком до самой земли. Ему не хватило каких-то 40-50 метров высоты, чтобы скомпенсировать этот вертикальный поток и противостоять инерции падения.


пысы. после написания поста, добавлю что, очень мало фотоматериалов и подробностей, т.к. 1980 год наща страна принимала Олимпиаду, как раз в это время, все подобные события, были максимально засекречены.

Спасибо за внимание.

54
Автор поста оценил этот комментарий
В 2002 году ездили на иссык куль от предприятия в котором работали мои родители. На обратном пути не досчитались одного пассажира. После мать рассказала что он работает у них на предприятии и что он немного тронутый. Решил пешком пойти назад через горы. А замкнутым и немного не в себе он стал после этой катастрофы. Сестра его погибла в этом самолете. Он был на месте катастрофы и видел этот кошмар.
раскрыть ветку
193
Автор поста оценил этот комментарий
Мой дед, будучи, милиционером там был в оцеплении. Бабушшка рассказывала, что домой он вернулся белого цвета после всего увиденного.
раскрыть ветку
65
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Моя подруга как раз в это время отдыхала в Алма-Ате, по возвращению рассказывала, как люди полушёпотом друг другу рассказывали о кусках человеческих останков и окровавленных вещах на деревьях. В СМИ тогда не принято было писать о таких трагедиях, а распространявшим информацию могло прилететь по шапке.

25
Автор поста оценил этот комментарий

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3...

Сдвиг ветра это дело называется, непредсказуемое дело. Ничего нелепого в катастрофе нет, экипаж действовал согласно РЛЭ того времени.

раскрыть ветку
20
Автор поста оценил этот комментарий
Блин, на этом борту мой дед лететь должен был. Встретил в порту сослуживца, там в бар, в итоге сняли с рейса. В КГБ потом его год таскали. Как не полетел? Почему не полетел? И тд. Пункт назначения ёлки-палки.