Небольшой сравнительный анализ закона об образовании....СССР и РФ.

В преамбуле «Закона об утверждении основ законодательства СССР и союзных республик о народном образовании от 19.07.1973 г № 4536-VIII» читаем:


«Целью народного образования в СССР…является подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, вооруженных глубокими знаниями, всесторонне, гармонично развитых граждан, убежденных борцов за коммунизм, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе непримиримости к буржуазной идеологии и морали, любви к Родине, гордости за принадлежность к социалистическому Отечеству, дружбы и братства народов, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, соблюдения Конституции СССР и советских законов, уважения правил социалистического общежития, активно участвующих в общественной и государственной жизни.»


«Образование в нашей стране является подлинно всенародным делом. Государство, семья, общественные организации, трудовые коллективы совместными усилиями обеспечивают коммунистическое воспитание и образование подрастающего поколения. Особая роль в этом деле принадлежит педагогическим работникам, деятельность которых основывается на идейной убежденности, высоком сознании своей профессиональной и общественной ответственности, педагогическом мастерстве, эрудиции и культуре. Труд учителя, воспитателя, других педагогических работников - благородное и почетное дело. Они формируют духовный мир юной личности, им общество вверяет самое дорогое - детей, молодежь.»


В «Федеральном законе об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г» вообще не прописаны цели образования. Теперь у образования есть только «процесс» и «деятельность». Они, конечно, «целенаправленные», но к какой цели направленные, не сказано. А в законе имеется только глоссарий, где написан словарь, что и как понимать:


Статья 2.


«1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;


2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;


3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;»


Вот так высокая идея подменяется «процессом в интересах». Да, теперь идеология в стране запрещена, а в области образования должна быть только политика. Для общего образования тоже нет ясных целей, а есть только направления. Сравниваем два закона и тут.


Новый российский закон:


«Статья 64.


1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.»


Советский закон:


«Статья 16. Задачи дошкольного воспитания


Детские дошкольные учреждения в тесном сотрудничестве с семьей осуществляют


всестороннее, гармоничное развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, обеспечивают физическое и эстетическое воспитание, развивают познавательные интересы и способности, воспитывают у детей любовь к природе, родному краю, к Родине, почтительное отношение к старшим, доброту, товарищество и коллективизм, другие высокие нравственные качества, прививают детям культуру поведения, трудолюбие, самостоятельность, первоначальные практические навыки, приучают их к организованности и дисциплине, подготавливают к обучению в школе.»


Как говориться, почувствуйте разницу. Если убрать из внимания в старом законе одиозные коммунистические сентенции, а оставить суть, то становится видна глубина задач, которая ставилась в воспитательном и образовательном деле советского государства.


Новый российский закон:


«Статья 66.


1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).


2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).


3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.»


Как много общих затёртых слов в области «направления» к образованию. Заметьте, как избирательно «направление» к нравственности. В дошкольном воспитании оно есть, а в начальном пропало. В основном общем о нём вспомнили, а в среднем общем снова забыли. А теперь сравним.


Советский закон:


«Статья 22. Главные задачи средней общеобразовательной школы


Главными задачами средней общеобразовательной школы являются:


осуществление общего среднего образования детей и молодежи, отвечающего современным требованиям социально-экономического и научно-технического прогресса, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, обеспечение компьютерной грамотности и привитие навыков пользования электронно-вычислительной техникой, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию знаний, умения самостоятельно пополнять их и применять на практике;


идейно-политическое воспитание, формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание коммунистической убежденности, любви к Родине, советского патриотизма и социалистического интернационализма, готовности к защите социалистического Отечества, правильного понимания внутренней и международной политики КПСС и Советского государства, происходящих в стране и мире событий;


трудовое воспитание и обучение, профессиональная ориентация учащихся в сочетании с общественно полезным, производительным трудом, обеспечивающие сознательный выбор профессии, подготовку к активной трудовой и общественной деятельности; экономическое воспитание;


воспитание у учащихся высоких нравственных качеств, гуманизма, товарищества и коллективизма, ответственности, организованности и дисциплины, культуры поведения и быта, бережного отношения к социалистической собственности, природе, памятникам истории и культуры;


правовое воспитание, привитие учащимся уважения к советским законам и правилам социалистического общежития, формирование сознания необходимости их соблюдения;


эстетическое воспитание, развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, труде и искусстве;


физическое воспитание, укрепление здоровья учащихся.»


А теперь послушайте свою душу. На какой посыл она отзывается, на тот, что в законе «времён застоя», или на тот, что в законе времён «путинской стабильности»?


И последнее сравнение. В советском законе 33 страницы текста, а в новом российском без малого 120 страниц 12-м кеглем. Вопрос: означает ли то, что в четыре раза больше регламентирующих правил обеспечивают лучшее, чем было, воспитание и образование?

Копипаст с одного из запрещенных на пикабу сайтов. Но для себя я сохраню.

Лига образования

4.4K постов21.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)

16
Автор поста оценил этот комментарий
А. Да. Вот эти детишки из ссср которых учили и воспитывали по этому закону в 90х резали друг дружку как свиней. И сегодня все чиновники и прочая шелупонь это детишки из ссср
раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий
Имхо. Берем все законы и прочие документы СССР , убираем идеологию - получаем топовые законы.
раскрыть ветку
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
1
Автор поста оценил этот комментарий

Много воды ничего не значащей, оценочных понятий.

Вообще весь текст, которым вы восхищаетесь, состоит из оценочных понятий

"высокообразованных, творчески мыслящих, вооруженных глубокими знаниями, всесторонне, гармонично развитых граждан, убежденных борцов за коммунизм, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе непримиримости к буржуазной идеологии и морали, любви к Родине, гордости за принадлежность к социалистическому Отечеству, дружбы и братства народов, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, соблюдения Конституции СССР и советских законов, уважения правил социалистического общежития, активно участвующих в общественной и государственной жизни."


каждый тезис тут - оценочное понятие.

Вы - так оцениваете "уважение правил социалистического общежития", я - по-другому.


Это - плохой закон, в законе использование оценочных понятий должно быть сведено к минимуму.


И насчет резавших друг друга детей, получивших образование в СССР, вам правильно сказали.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий
Это что за хуйня?
раскрыть ветку