Минутка прекрасного. Микеланджело Буонарроти. Часть 1.

Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.


Микеланджело при жизни считался самым выдающимся мастером. Сейчас его относят к числу величайших мастеров за всю историю человечества. Значительное число его скульптур, картин и произведений архитектуры являются самыми знаменитыми в мире.


Рассмотрим Микеланджело как скульптора. Перед вами две самые, на мой взгляд выдающиеся его работы в этой области.


Пьета.

1499 год. Высота статуи 174 см. Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из цельного куска мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане.

Минутка прекрасного. Микеланджело Буонарроти. Часть 1. Микеланджело, Микеланджело Буонарроти, Скульптура, Мрамор, Моисей, Пьета, Искусство, Длиннопост

Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве).

Минутка прекрасного. Микеланджело Буонарроти. Часть 1. Микеланджело, Микеланджело Буонарроти, Скульптура, Мрамор, Моисей, Пьета, Искусство, Длиннопост

Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением.

Минутка прекрасного. Микеланджело Буонарроти. Часть 1. Микеланджело, Микеланджело Буонарроти, Скульптура, Мрамор, Моисей, Пьета, Искусство, Длиннопост

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.

Минутка прекрасного. Микеланджело Буонарроти. Часть 1. Микеланджело, Микеланджело Буонарроти, Скульптура, Мрамор, Моисей, Пьета, Искусство, Длиннопост
Минутка прекрасного. Микеланджело Буонарроти. Часть 1. Микеланджело, Микеланджело Буонарроти, Скульптура, Мрамор, Моисей, Пьета, Искусство, Длиннопост
Минутка прекрасного. Микеланджело Буонарроти. Часть 1. Микеланджело, Микеланджело Буонарроти, Скульптура, Мрамор, Моисей, Пьета, Искусство, Длиннопост
Минутка прекрасного. Микеланджело Буонарроти. Часть 1. Микеланджело, Микеланджело Буонарроти, Скульптура, Мрамор, Моисей, Пьета, Искусство, Длиннопост

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.


Моисей.

1515 год. Высота статуи 235 см. Высеченная из цельного куска мрамора статуя ветхозаветного пророка, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи.

Минутка прекрасного. Микеланджело Буонарроти. Часть 1. Микеланджело, Микеланджело Буонарроти, Скульптура, Мрамор, Моисей, Пьета, Искусство, Длиннопост

«Моисей» представляет собой фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Первоначально гробницу предполагалось установить в базилике св. Петра. Скульптор выполнил для неё ещё несколько фигур, в том числе «Восставшего раба» и «Умирающего раба», которые не вошли в окончательную версию гробницы из-за изменившегося масштаба.

Минутка прекрасного. Микеланджело Буонарроти. Часть 1. Микеланджело, Микеланджело Буонарроти, Скульптура, Мрамор, Моисей, Пьета, Искусство, Длиннопост
Минутка прекрасного. Микеланджело Буонарроти. Часть 1. Микеланджело, Микеланджело Буонарроти, Скульптура, Мрамор, Моисей, Пьета, Искусство, Длиннопост

Историки искусства видят в статуе переосмысление замысла «Евангелиста Иоанна» Донателло (из Опера-дель-Дуомо во Флоренции) и пластическое воплощение того подхода, который Микеланджело нащупал при изображении пророков на потолке Сикстинской капеллы. Ощущение скрытой мощи передано за счёт обуздания объёмной плотности, отказа от массивных выпуклостей, которые характеризовали раннее творчество Микеланджело.

Минутка прекрасного. Микеланджело Буонарроти. Часть 1. Микеланджело, Микеланджело Буонарроти, Скульптура, Мрамор, Моисей, Пьета, Искусство, Длиннопост

Считается, что это первая скульптура, для восприятия которой значим временной аспект. Обходя статую, зритель вместе с ростом напряжения образа чувствует, как неумолимо нарастает движение фигуры, выявляется скрытый в ней динамический заряд.

Минутка прекрасного. Микеланджело Буонарроти. Часть 1. Микеланджело, Микеланджело Буонарроти, Скульптура, Мрамор, Моисей, Пьета, Искусство, Длиннопост
Минутка прекрасного. Микеланджело Буонарроти. Часть 1. Микеланджело, Микеланджело Буонарроти, Скульптура, Мрамор, Моисей, Пьета, Искусство, Длиннопост
Минутка прекрасного. Микеланджело Буонарроти. Часть 1. Микеланджело, Микеланджело Буонарроти, Скульптура, Мрамор, Моисей, Пьета, Искусство, Длиннопост
Минутка прекрасного. Микеланджело Буонарроти. Часть 1. Микеланджело, Микеланджело Буонарроти, Скульптура, Мрамор, Моисей, Пьета, Искусство, Длиннопост

Со времени своего создания «Моисей» воспринимался как одно из великих свершений человеческого гения, «быть может, величайший образ человеческой мощи и зрелости во всей западной пластике». Колоссальная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. Микеланджело Буонарроти

19
Автор поста оценил этот комментарий

Обратите внимание, что Моисей изображен с рогами. Это связано с неправильным переводом Библии на латынь. Переводчик, Иероним, не слишком хорошо знал иврит и перевел слово "кэрен" как "рогатый", хотя слово имело другой смысл - "сияло". Так эта ошибка перекочевала на многие картины и статуи Моисея, где его изображали с рогами...

раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

Всегда поражало как делают ткань в мраморе, как настоящая

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий
Побольше бы таких постов!))
2
Автор поста оценил этот комментарий

Это гениально просто! Всегда поражалась такому мастерству. Из такого довольно капризного материала получать такое совершенство.

Такая детализация просто поразительна, ткань, волосы, складки кожи, морщинки... а Давида его вы видели? у него на руках даже вены взбухшие!

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

А парень - хорош!