Мемуары прабабушки Анфисы. Часть 7.

Часть 1. http://pikabu.ru/story/memuaryi_prababushki_anfisyi_chast_1_...

Часть 2. http://pikabu.ru/story/memuaryi_prababushki_anfisyi_chast_2_...

Часть 3. http://pikabu.ru/story/memuaryi_prababushki_anfisyi_chast_3_...

Часть 4. http://pikabu.ru/story/memuaryi_prababushki_anfisyi_chast_4_...

Часть 5. http://pikabu.ru/story/memuaryi_prababushki_anfisyi_chast_5_...

Часть 6. http://pikabu.ru/story/memuaryi_prababushki_anfisyi_chast_6_...


Новый директор принял школу и дела. Он завершил строительство. Печи доложили, побелили, покрасили косяки, последние гвозди забиты в железо крыши, убран строительный мусор. В завершение строительства устроен пир, куда я не смею явиться. Нет приглашения. Я не огорчаюсь, вообще мне не по душе пиры, выпивки. Так получилось, что в этот вечер мне по делам надо было пройти мимо школы. Окна открыты и я услышала, как жена директора говорит, думаете, что бывший директор работала, она только толстела, а не работала. Такое оскорбление услышала, поспешила побыстрее пройти. Жена директора тоже учительница, часто пропускала уроки, директор говорил, что она болеет. Но незаметно было, что она болеет.


С первых же дней занятий в школе на меня началась опала со стороны директора. При школе была баня, топилась раз в неделю, мылись учителя. Топлена баня, моются мужчины, пришли женщины. Пока ждут, зашли ко мне, сидим, болтаем. Мужчины вымылись, пошли мы. На первом же совещании замечание от директора учительницам, что они не мыться ходят в баню, а болтать со мной, Анфисой Максимовной. Я понимаю, что директор боится, что мой авторитет может быть выше, чем его в глазах учителей. Если кто из учителей говорит со мной, косо смотрит на нас. Надо мне избегать общения с учителями. Постоянно следит, что кто-либо из учителей не заговорил со мной.


Я жила на школьной маленькой квартире, под видом того, что новый директор будет жить в этой квартире, меня выселил в деревню. Сам в мою квартиру не стал вселяться, вселил молодую пару вновь прибывших учителей. Их можно было послать в деревню, у них нет хозяйства, а у меня куры, корова. Стала жить в половине пятистенка у колхозницы. Одну половину заняла я, отдельный вход, русская печь, удобно. Мои дети не при мне. Дочь работает в школе райцентра, сын в армии, муж работает учителем в начальной школе в соседней деревне. Мне хорошо, только корову держать нет у хозяйки свободного помещения. Кур перерезала. Корову поместила у другой колхозницы. Жила она одна, с радостью поместила сою корову в свой сарай, ей навоз нужен.


Завезли мне в мою квартиру полтора кубометра дров. Больше ни полена за всю зиму. Проси не проси. С дровами туговато, хотя школа без дров не была.


Цель здесь другая, вызвать с моей стороны недовольство директором. Хочет от меня избавиться. Все меры принимает, чтоб выжить меня из школы. Учебных часов у меня всего 18, и только в 5-7 классах. Ведь зарплата в 5-7 классах тогда была меньше, чем в старших, классного руководства у меня нет, ведь за это тоже платить надо. Глаза и уши следят за мной, с кем я что скажу, чем занимаюсь. В те годы были экзамены для перевода в следующие классы. Завуч сел с тетрадью, ручкой, записывает ответы учеников, нельзя ли найти какое-нибудь несоответствие в обучении мной учеников. Нет, не нашлось, ученики в пятых классах еще не имеют своего мышления, дальше учебника не могут сказать ничего. Да и изучают в пятых классах древнюю историю, если бы новая современная история, тут есть простор ученикам высказать свое мнение, искажая преподнесенное учителем.


Дров мало мне выдано, нарушает закон директор, но я молчу. Заготовили мы с мужем дров в лесу. По той же улице, где я живу, живет лесник, выделили мне валежник, вывезли мы с мужем на колхозной лошади, горя мало. Часов учебных только 18, расписание составлено для меня крайне удобно, выходной на неделе есть, в среду. Конечно, не думал завуч специально мне выходной устраивать, но в расписании так получилось. Я радуюсь, в среду или в другие дни, если после уроков нет никаких мероприятий в школе, я свободна. Могу пойти помогать хозяйке квартиры копать картошку или в колхозе поработать, или дров себе заготовить.


Корова наша паслась в стаде, стадо пасли колхозники по очереди. Если в мою очередь я в школе, то колхозники сами напрашивались пасти, а я им покупала в магазине вкусное и сладкое.


А директор Шишкин все не унимался, видимо, боялся, не по душе ему, что я хоть и не директор, а пользуюсь авторитетом. Видать неплохо я школой руководила, коллектив учителей очень дружный был, не прочь со мной поговорить, хоть директор и отучал их от этого. Как тут работать, когда его не так сильно уважают, как ему хотелось. Решает, больше меня притеснять.


В то время в лесхозе давали участки на заготовку сена для личных коров учителей, служащих, кто не связан с колхозом. Я получила такой участок в лесу около 0,1 га. Накосили мы с мужем, высушили сено, надо его вывезти. В колхозе лошади заняты, не попросишь. Есть же лошадь в школе, попробую попросить. Попросила при учителях, разрешил директор. Чувствую, что мешкать нельзя. Получила лошадь у завхоза, скорее на квартиру, послала мужа в лес за сеном. Сама иду в школу, а мне навстречу, запыхавшись, бежит завхоз, говорит, что лошадь вернуть надо. Я говорю, лошадь уже в лесу, так в этот раз не сумел по-своему директор сделать. В школе имелся небольшой участок пахотной земли, давали по 3-5 соток учителям, меня обделил.


Недолго продержался директор в нашей школе, всего 2 года, сняли его, перевели рядовым учителем в другую школу. За что сняли, я не интересовалась.


Приехал новый директор, теперь я не в опале. Руковожу профкомом. Прибыл в нашу школу новый учитель математики Петров. Надо рассказать о нем. Всезнающий, всегда на виду, его мнение всегда правильное. Не оспаривали, соглашались с ним, законы он знает лучше всех. Доказывал, что так надо, и все соглашались. И вот как-то вбегает в учительскую директор и говорит мне: «Созывай заседание профкома, надо обсудить поведение Петрова. Шли мы с ним и Ольгой Ефимовной (фельдшер, вдова, Петров у нее квартировал, сожительствовал), Петров ее ударил так сильно, она упала, из носа кровь потекла».


Созываю заседание, даю слову директору, а он на попятную, говорит, что фельдшер поскользнулась, упала, кровь показалась из лихорадки на губах, обсуждать не надо. Меня поставили в неловкое положение. Ольга Ефимовна живет одна в собственном доме, две дочери учатся в городе. Она и Петров родом из одной деревни, вот он нашел ее и устроился. Бедная женщина все два года, что Петров работал в нашей школе, ходила с синяками на лице, никому ничего не говорила. После мы узнали, что Петров ее постоянно бил за пустяки, за задержки в больнице, то обед не так сварен, то из ревности. А если она кому пожалуется, то он ее повесит, скажет – самоубийство. Всегда жила под страхом. После она все об этом рассказала.


Один раз летом в каникулы с женой врача Натальей Петровной собрались в город Ядрин. Вышли на автобусную остановку, там же очутился Петров. Остановилась легковая машина, мы все трое подошли к машине, шофер сказал, что повезет только женщин. Петров недовольно заворчал, но мы уехали без него. Походили по Ядрину, погуляли, решили зайти в столовую. Только переступили порог, как на нас закричал Петров, он сидел в столовой за столом: «Вот две пьяные явились, не допускайте их в столовую, гоните».


Мы в недоумении, откуда мы пьяные, походили по Ядрину, ничего не пили, пришли покушать. И что же? За нас никто не заступился, работники столовой к нам: «Уходите, скандал будет, уходите скорей». Что же, доказывать, спорить, переспорить Петрова никогда никому не удавалось. Пришлось уйти. Таким образом он на нас досаду выместил, за то что шофер не посадил его в машину. После этого я его не видела, вот ведь человек, а еще учитель.


С 15-го августа 1959 г. я на пенсии.


P.S. Уважаемые читатели! Завтра уезжаю в командировку, так что, извините, но следующая часть появится 7-го ноября. Всех с наступающим! Спасибо за проявленный интерес!