Иудейское многобожие (теория)

Доброго времени суток. Простите, что на неделю пропал с радаров, много всего накопилось.


К делу. В современном мире основные религиозные верования делятся на многобожнические (политеистические) или, если хотите, языческие - индуизм, буддизм, восточные и коренные верования, и монотеистические (авраамические) – христианство, ислам и их отец - иудаизм. Мы все привыкли к такому порядку вещей, но…

Иудейское многобожие (теория) Иудаизм, Бог, Яхве, Религия, Теория, Длиннопост

Да, вот так сразу. А чего тянуть? Тем более в заголовке всё заспойлерил.


Это - авраамический Бог, он же Элохим, он же Саваоф, он же Йахве, он же Иегова, он же Аллах, он же потоп-мейкер, он же Содом-хейтер, он же палач младенцев египетских. Короче, вместилище добра, любви и мудрости.

Иудейское многобожие (теория) Иудаизм, Бог, Яхве, Религия, Теория, Длиннопост

Этот Бог пошёл из Иудаизма – религии, возникшей в Палестине на рубеже 1-2 тыс. до н.э.

Это общий Бог для трёх авраамических религий. Но исследовать мы его будем по изначальному его источнику – Торе (пятикнижии).


Давайте сначала определимся, как же он там представлен.


Современные исследователи условно разделяют Тору на два авторства: первый автор – «Элогист», который называл Бога «Элохим» (просто обозначение высших сил) а второй – «Яхвист», который, соответственно, называл Бога его личным именем «Йахве».


Позже Масореты повыбрасывали это всё и заменили просто словом «Бог», что мы и можем видеть сегодня в Библии.

Но давайте покопаемся во всём этом.


Читаем домасоретский текст Бытия: В начале сотворили боги и небо и Зем…

Иудейское многобожие (теория) Иудаизм, Бог, Яхве, Религия, Теория, Длиннопост

Да-да, я не ошибся! Именно «боги».

Дело в том, что это самое «Элохим» (оно же Элоах или Аллах) имеет форму множественного числа и раньше употреблялось оно именно для обозначения множества.


Сейчас многие богословы это оправдывают «величальным множеством» как у высших монархов, или, вроде как, таким образом «показывалась полнота качеств» Бога. Но факт, что у нас это всё из Библии убрали, чтобы лишних противоречий не возникало.


Однако, в одном из Словарей библейского богословия можем прочесть: «Элохим — множественное число. Оно не является формой величания — такой формы еврейский язык не знал».


В современном Христианстве это слово (Элохим) часто и вовсе оправдывается идеей о триединстве Бога.

Иудейское многобожие (теория) Иудаизм, Бог, Яхве, Религия, Теория, Длиннопост

Примечательно, что уже начиная с истории чисто еврейского народа, используется личное имя Бога – Йахве.

Ну и конечно никакой множественной формы в местоимениях к нему больше не применяется.

Хмм..


Читаем дальше.

Итак, «боги» создают весь наш мир, флору и фауну, и, собсна, людей – Адама, в переводе, согласно семитской этимологии, – «Красная глина» и Еву (читай начало первой теории). А красная глина, кстати, ближе всего от Месопотамии (библейского «Эдема», по убеждению иудеев, где был создан Адам) находится в Восточной Африке, где был Древний Египет. Вот такие корни можно проследить.


«…и вы будете, как боги, знающие добро и зло»

«И сказали Элохим (боги): вот, Адам стал как один из нас…».

(это именно так в современной Библии написано)


Изгнали его, короче.

У Адама появляются дети – Каин и Авель. Первый убил второго, за что был изгнан на восток в землю Нод. Ну и обзавёлся он там семьёй.

Иудейское многобожие (теория) Иудаизм, Бог, Яхве, Религия, Теория, Длиннопост

Странно, да?

Больше никого тогда не существовало. Только потом рождается ещё один сын Адама – Сиф и другие второстепенные детки, которые к земле Нод и Каину отношения не имеют по Библии.


Потом «сыны человеческие» или, как принято считать, ангелы (но это не точно) стали вступать в связь с земными женщинами, из-за чего у тех рождались титаны – исполины. Боги разгневались (да-да, мы всё ещё о Библии) и устроили потоп, спасши Ноя (читай начало первой теории). Потом они в этом покаялись. Далее идёт миф о вавилонской башне и наконец история об Аврааме.


И вот именно с этого момента на сцену и выходит тот самый «Йахве» (а до этого был «Элохим»). Ну и говорит такой Аврааму: уйди из своей земли и дома своего отца в землю, которую я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ (евреев).

Ну и пошёл Авраам с ближайшими сородичами в землю Ханаанскую (Израиль, короче). Но Авраам это вам не Моисей, он увидел, что «земля обетованная» - пустыня без инфраструктуры, где можно с голоду помереть и сдриснул в богатый Египет. Там он посрался с фараоном из-за бабы и вернулся обратно в свою пустыню. ¯\_(ツ)_/¯


Бог заключил с Авраамом завет, приказал обрезать евреев и прочие прелести.., ну и появился еврейский народ, который Йахве загоняет в Египет, а потом их выводит оттуда Моисей, с которым Бог заключается новый «договор» и т.д.


Короче, мы видим, что вначале весь мир и люди создаются богами (Элохим), потом уже конкретный Бог Йахве приводит к появлению еврейского народа и всячески покровительствует над ними.


Адам же и Ева нигде во всём Танахе (Ветхом завете) не зовутся первыми людьми (хотя из общего контекста это так), но сказано, что Ева будет матерью всех живущих. Если учесть, что великий потоп выкосил всех кроме Ноя из рода Адама, то так оно в итоге и получилось. Но до потопа Адам и Ева явно были не одни и были символом первых людей только в регионе Ближнего Востока, получается.

Ну и теперь конкретно. Об Элохиме.


Помните одну из 10 заповедей: «Я Господь, Элохим (Бог) твой, да не будет у тебя других Элохим (богов) перед лицом Моим»? Да, и там, и там в оригинале стоит слово «Элохим».


Что же вообще такое «Элохим»? В древне-ханаанском пантеоне, Элохим - это сыновья бога Эла. В древние времена считали, что они собирались на древнем святом месте - горе Цафон (Джебели-акра). Эта гора, которая расположена в Сирии на побережье Средиземного моря, считалась порталом для их перемещения с небес. В масоретских текстах эта гора считается горой Бога Йахве (вспоминаем третью теорию).


Над Элохим сначала правил Эл Элион (Бог Всевышний), но позже он передал управление в руки бога Хадада, который был известен среди простых людей как «Властелин» (Ваал). Собранные на святой небесной горе и управляемые одним богом, пантеон (Элохим) действует как единое целое.
Бог Эль:

Иудейское многобожие (теория) Иудаизм, Бог, Яхве, Религия, Теория, Длиннопост

Генотеизм


Раньше, у семитских народов в частности, у каждого отдельного народа или племени существовали свои собственные региональные божки, с которыми их связывали некие договоры, «заветы». И каждый народ должен был поклоняться и служить только своему Богу, отказывая в этом другим Богам, признавая при этом их существование. Это явление отлично и от монотеизма, и от политеизма, и называется «генотеизм».


Генотеизм имел не только этнический, но и территориальный характер: считалось, что на определенной территории хозяином был такой-то бог, а на другой - другие боги, так как известны случаи, когда та или иная этническая группа, поселившись на новом для нее месте, разрывала «договор» со своим старым богом и принимала соответствующее обязательство перед богом, обладающий новой для нее землей. Так было, например, с жителями Ассирии, переселенных на землю покоренного ими Израиля: они вскоре приняли религию Йахве, а затем и ее основной документ – Пятикнижие (Тору).


Становление Йахве


Бог Йахве, якобы, через пророка Моисея предложил народу Израиля союз – «завет». Этот завет содержит два ключевых положения.


Первое – евреи обязаны признать, что Бог Йахве – это не просто один из богов, но единственный Бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого человека. Второе – еврейский народ является избранным Богом народом, Он будет находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока останется ему верным.


Изначально божество Йахве почиталось только в одном из многих иудейском племени. Остальные еврейские племена чтили других богов – Шаддая, Аната, Таммуза, Молоха. После того, как потомки Иуды стали зачинателями объединения всего народа Израиля, именно это божество стало покровителем целого Израильского царства.


Одно только то обстоятельство, что бог Йахве носит собственное имя, показывает, что он не считается единственным, - он не просто бог, а не безымянный Элохим, он один из богов, определенный индивидуум, которому дается имя специально для того, чтобы отличать его от других Элогим (богов).


На момент событий из Торы, «Йахве» был чисто еврейским Богом и ничьим иным. Он сопровождал и помогал только еврейскому народу.


На протяжении всего Танаха славные евреи рубят десятки народов направо и налево, мужчин убивают, женщин оставляют для себя, города грабят, а потом сжигают вместе с их местными идолами. Ну и направляет их в этом всём сам Йахве.


Тут возникает вопрос – «Не убий», «Не укради», «Не возжелай…» это для кого вообще давалось?

Иудейское многобожие (теория) Иудаизм, Бог, Яхве, Религия, Теория, Длиннопост

– А для евреев! И никого более! Стоит только к каждой заповеди добавить «…ближнего своего», так всё тут же становится на свои места.


Просто уясните это для себя. У Йахве «завет» только с еврейским народом. И даже новый «завет» из, простите за тавтологию, Нового Завета – это очередной договор Бога с «домом Израиля и домом Иуды», а не с иными народами, как принято сегодня считать. Йахве – только еврейский Бог.


Также читаем Псалтирь:

«Радуйтесь о боге, помощнике нашем, Воскликните Богу Иакова». (одному Богу из разных)
«Бог стал в сонме (скоплении множества) богов, и среди богов совершает суд: Доколе вы судите неправедно и лицеприятствуете грешным?»
1 Кор. 8:5 «Ибо хотя и есть называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но нам один Бог - Отец, из Которого все, и мы для Него…»

Ну и т.п. Такого много можно найти. Правда и интерпретировать по-разному можно.


Подытожим. Иудаизм предполагал многобожие, но выделял для себя только одного – национального Бога Йахве.

Христианство, являющееся развитием Иудаизма, плюс почитающее, чуждую иудаистам и мусульманам, «троицу», тоже не так далеко от многобожия. При этом почитает совсем чужого Бога, у которого только евреи в «любимчиках».

Иудейское многобожие (теория) Иудаизм, Бог, Яхве, Религия, Теория, Длиннопост

Ну и ещё немного инфы для тех, кому реально интересна тема:

Рассмотрим некоторые интересности из вероятной истории божества Йахве.


Встречаются источники, в которых говорится, что Йахве имел супругу, точнее, сразу 2 супруги. Это – Ашера и Анат. Вероятно, у древних евреев во время перехода к монотеизму он был единственным богом, при этом имеющим супругу. Часть источников указывает, что ею была Анат, другая часть — Ашера. При этом в Ветхом Завете было упомянуто о поклонении евреев «Царице Небесной» — именно против этого боролся пророк Иеремия.

В то же время археологические данные говорят о том, что ее культ был широко распространен в Палестине примерно до VI века до н. э. Не смотря на это среди исследователей есть путаница между именами самих богинь, различающихся в угаритской мифологии.
Ашера:

Иудейское многобожие (теория) Иудаизм, Бог, Яхве, Религия, Теория, Длиннопост
В начале двадцатого века в Египте были найдены документы на арамейском языке. Оказалось, что в Элефантине, небольшом островном поселении на реке Нил, находилась колония еврейских наемников, проживающих там с начала персидского владычества (525 г. до н.э.) и до начала нашей эры. У поселенцев был свой храм, они осознавали свою причастность к еврейскому народу, и их жрецы переписывались с иерусалимскими жрецами. Кому поклонялись евреи Элефантины? Конечно же, еврейскому богу, которого они называли Йахве. Но наряду с ним в том же самом храме они поклонялись двух богиням – Ашам Вефильской (Вефиль – главный город в Северном Израильском царстве) и Анат Вефильской (известная семитская богиня любви и войны).
Анат:
Иудейское многобожие (теория) Иудаизм, Бог, Яхве, Религия, Теория, Длиннопост

Ученые считают религию этой местности иудейской, хотя и не нормативной. Предлагается несколько объяснений этим отклонениям от монотеистического канона. Первое связано с тем, что религия Элефантины, как считает Шалит, носила народный характер. Элефантинские евреи принесли с собой в Египет народную религию, против которой боролись ранние прорки и Иеремия незадолго до разрушения первого Храма.


На разбитом сосуде, найденном в Кунтиллет-Аджруд на северо-востоке Синая и датированном началом XVIII в. до н. э., есть рисунки, изображающие три фигуры: стоящий на переднем плане мужчина, непосредственно за ним – женщина, на заднем плане – сидящий музыкант.

Иудейское многобожие (теория) Иудаизм, Бог, Яхве, Религия, Теория, Длиннопост

Надпись на сосуде гласит: “Благословляю тебя именем Йахве из Самарии и его Ашеры”. Погребальная надпись из гробницы в Эль-Ком (Иудея), относящейся к XVIII в. до н.э., также заканчивается именами Йахве и Ашеры. Ашера, как и Анат, – хорошо известная и по многим документам богиня северо-западного семитского пантеона. Напомню, что в самой Библии сказано об ее официальном почитании в Израиле IX в. до н.э.; ее культ был утвержден Иехавелью и Аталией, заимствовавшими его, вероятно, у финикийцев.


В других библейских упоминаниях авторы либо сокрушаются по поводу ее почитания (4 Царств 14:13, например, где говорится о другой госпоже), либо низводят ее до роли дерева или шеста возле алтаря (2 Царств 13:6, 17:16; Второзаконие 16-21 и далее). Ожесточенная полемика, направленные против нее, являются признаком популярности Ашеры. Её имя можно перевести как «идущая позади» —, что указывает на ее роль супруги верховного бога и очень подходит к рисунку на сосуде из Кунтиллет-Аджруд. Таким образом, приняв во внимание как библейские указания, так и археологические находки, можно сделать следующий вывод: культ богини, предполагаемой супруги Йахве, был широко распространен по всей стране в эпоху первого Храма, а также среди еврейского населения Элефантины”.


Скорее всего, почитание Йахве было распространено не у одних древних евреев, кроме того, оно встречалось еще у некоторых западносемитских племен. Например, у финикийцев он обозначается именем Йево. Также он отвечал за стихию моря и был покровителем города Бейрута, где позже были обнаружены тексты, полностью посвящённые Йево. Они были созданы под влиянием различных мифов о боге грозы, Баал-Хаддаде, сыне Илу (Эла).


Имя последнего перешло в иврит в нарицательной форме, непосредственно в значении «бог», в то время как функции Илу вобрал Йахве. Покровителем израильского союза племён он считался в Палестине и, скорее всего, там же был покровителем Эдома. Борется с левиафаном и морем (Йамму) и одерживает победу. В Ханаане и Угарите бог Йахве назывался Йамму — он был богом моря, побеждённым при сражении с Баалом.


Кроме того, в угаритских ритуальных молитвах Йахве отождествляется с Элом или он называется сыном Эла. Предполагают, что в общезападносемитском пантеоне Яхве/Йево был владыкой водной стихии, возможно, соответствующим в шумеро-аккадской мифологии богу Эа (что, однако, сомнительно, ибо Эа был противником грозного Энлиля (позднее в Библии возможно названного Йахве), наславшего Всемирный Потоп.

Ну и ещё теория происхождения имени Йахве.
Среди иероглифических памятников в Египте записана история победы фараона Сети 1 над народом Шасу. Этот народ жил в пустыне на юге Ханаана на территории современных Иордании и северных районов Саудовской Аравии, примерно в то же время, когда появились евреи. В египетских текстах говорится, что название одного из мест, где жили Шасу состояло из букв "ЯХУ" (так и произносилось). Вполне возможно, что это было имя их бога-покровителя. Имя это удивительным образом напоминает "Яхуе" - имя еврейского бога.
В Библии место, где жили Шасу называется Медианом, именно там как говорится в Библии Моисей впервые встретил Йахве в виде горящего куста. Это случилось до исхода. Тогда Бог сказал, что он Йахве, послан к ним.
По пути из Египта в Ханаан евреи действительно прошли через Медиану, где их и могли вдохновить истории о боге Шасу по имени Йаху. Естественно этот Бог мог стать ассоциироваться у них с освобождением от египетского плена.

Иудейское многобожие (теория) Иудаизм, Бог, Яхве, Религия, Теория, Длиннопост
18
Автор поста оценил этот комментарий
На самом деле, ничего нового в посте не увидел. Все эти мысли сначала высказал французский автор Лео Таксиль в "Забавной Библии", а затем и Александр Никонов в "Опиуме для народа".

Достаточно раз прочитать ветхий завет, чтобы увидеть все несостыковки в именах, датах и географических наименованиях. А все потому, что Библия в целом - ничто иное, как компиляция ассирийских, египетских, финикийских и персидских мифов и сказаний. Евреи, не имея собственной письменности, передавали от поколения к поколению все увиденное и услышанное. Беда в том, что рабское положение иудеев вынуждало их прогибаться под культуру и порядки хозяев.

Так или иначе, богословам и церковникам не удалось полностью скрыть такие досадные нелепости. Приятно, что атеисты проявляют больший интерес к чтению Библии, чем "верующие".
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий
Такое чувство будто Сильмариллион прочитала.
5
Автор поста оценил этот комментарий
В какую же хуйню люди верят...
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
Таки давно пора понять, что некому нам помочь, кроме самих себя, а волшебник на голубом вертолете не спустится с облака и не покажет кино. Пам-пам.
раскрыть ветку