Информационные пределы (барьеры) человечества - что это такое

Год назад забросила судьба меня в хаос под названием "менеджмент качества". На постсоветском пространстве (в отличие от запада) это жесть жестяная, сектантство не хуже саентологов, но пост будет не об этом. В ходе работы я познакомился в числе прочего с концепцией информационных пределов (информационных барьеров) развития человечества и постараюсь поделиться с вами в доступной форме.


По запросу "информационный предел" яндекс выдаёт много чего, но всё не то. Речь пойдёт не о программировании или математике (пределы вычислений), и не о китайской философии (Великий предел) и тем более не о НЁХ, называемом информациология (http://www.milogiya2007.ru/info1.htm, ОСТОРОЖНО! Ссылку привёл чисто на "поржать" Вдумчивое чтение может вызвать грыжу ганглия! Вас предупреждали!)


Запрос "информационный барьер" даёт лучшие результаты. Например, педивикия говорит нам что

Концепция «информационных барьеров» была разработана академиком В. М. Глушковым. Она символизирует противоречие между информационными запросами общества и техническими возможностями их обеспечения.

Но понятнее от этого не становится. Да и мне лично больше нравится слово "предел".


Итак, суть информационного предела: максимальное количество разумных действий человека ограничено (пусть большим числом, но ограничено), т.к. скорость действий конечна и жизнь тоже. Для примера: даже если человек каждую минуту будет совершать какое-то новое осознанное разумное (требующее принятия решения) действие, то за всю 80-летнюю жизнь (исключая сон), он совершит не более ~28млн. действий. Число большое, но увы, конечное. Реально же будет много меньше, т.к. каждую минуту делать новое осознанное действие - это надо иметь мозг шопиздец. Итого человечество не сможет "прыгнуть выше головы" и его развитие рано или поздно "технически" упрётся в потолок. Но "людей же много!" возразите вы. А вот здесь и кроется изюминка! И дело даже не в конечной численности популяции. А в том, что на согласование действий даже двух отдельных людей (и передачу знаний от одного человека другому) тоже нужно потратить жизненный "запас" действий: сначала чтобы получить информацию, а  затем - чтобы её передать и не прервать информационный поток популяции. Т.е. например из 28млн. действий 4млн. уйдёт на обучение, 4млн. - на передачу знаний и только 20 на активное созидание. И чем больше информации придётся передавать "по цепочке", тем меньше остаётся "времени" на активную фазу, итого рано или поздно упираемся в предел знаний нашей цивилизации. Печалька.


Что же с этим делать? Давайте сначала посмотрим, что уже было сделано. В литературе принято выделять четыре этапа преодоления человеческой популяцией информационных барьеров: 1-ый - появление письменности, 2-ой - книгопечатания, 3-й - автоматизации. Нумерация везде разная, например иногда выделяют ещё этап, связанный с появлением иерархической структуры управления, иногда позиции незначительно меняют местами, поэтому на строгую нумерацию можно не дрочить, главное - суть.


Итак, начнём с нулевого предела (первым все без исключения называют письменность, но я нигде не видел описание пределов, связанных с устной речью и абстрактным мышлением, хотя в общем-то очевидно, что они тоже имели место быть, поэтому назову их нулевыми). Вот например, есть у неговорящего доисторического человека (сиречь вожака стаи) семья. Он учит детей охоте на мамонта, показывая, как его загонять. Сложно учиться убивать мамонта, если заранее невозможно подготовиться к охоте, договорившись. Обучение долгое, тратится много действий и без того недлинной жизни (т.к. мамонт очень не хочет стать едой). Это затрудняет рост численности популяции. Все действия сводятся к освоению охоты на мамонта, интенсивной охоте и скорейшей передаче знаний младшим поколениям (ну как у животных сейчас). И важно всё успеть - зазеваешься (отвлечёшься на пикабу) и не успеешь передать или получить знания - и всё, новые поколения не смогут охотится на мамонтов эффективно, что уменьшит и численность, и интеллектуальный уровень популяции. А потом опять всё по новой. Придумали речь, ну то есть стали не просто кричать-рычать, а говорить, причём важно было научиться говорить (и думать) об абстрактных вещах (т.е. на полном серьёзе обсуждать, как поведёт себя мамонт, которого ещё даже нет на горизонте и продумывать, проговаривать, согласовывать варианты действий, распределять роли). Теперь можно было учиться быстрее и безопаснее: даже один полу-дохлый старожил не мог показать, но мог рассказать, как нужно действовать. Популяционные дела пошли веселее... пока не упёрлись в скорость и качество передачи информации через речь.


Первым везде нумеруют барьер, связанный с отсутствием письменности: рассказывать хорошо, но непродуктивно. Один год сеяли брюкву, другой рожь, третий - овёс, каждый год разные условия сева. Старожил рассказал детям несколько раз что знал и помер, что-то запомнили, что-то забыли, что-то поняли так, что-то не так. В масштабах цивилизации опять буксование на месте. Появляется письменность - теперь старожил даже если умер, его знания хранятся, т.е. можно и "подсмотреть, если забыл" и тратить времени на передачу информации следующим поколениям нужно меньше: достаточно отдать "записи дедов", слегка добавив в них актуальный знаний. Вин! Но ненадолго: писать выходило сложнее (медленнее), чем говорить, причём чем быстрее пишешь - тем меньше хранится носитель: папирус-пергамент рвётся, высеченное на камне - хранится долго. Либо надо тратить много времени самому, либо "нанять специального человека" - в цивилизационном масштабе это неважно, ведь "писарь" не будет сеять-пахать-воевать... Короче опять же упёрлись в потолок. Некоторым фартануло и они придумали писать на мягкой глине, которую затем обжигали в долговечную керамику - но сути это не меняет.


Следующий барьер - книгопечатание. Теперь знания, добытые одним представителем цивилизации, могли стать достоянием не только его деревни, но и каждого человека в радиусе "двести лун пути на верблюде". Люди узнали, что там-то сеют рожь раньше, поэтому урожай выше, а там-то колесницы ездят на электричестве, на бензине, на лошадях, а не буйволах и т.п. Развитие попёрло как грибы у дерматолога. Епик вин! Библиотеки разрослись до невероятных масштабов и... это стало очередным пределом. Люди не смогут прочитать всё, что они же когда-то понаписали. Информация есть, но не хватит жизни, чтобы с ней ознакомиться. И....


Следующий барьер - разделение труда и иерархическая структура управления. Вообще, этот предел возник много раньше и был успешно преодолён ещё раньше, чуть ли не сразу после возникновения речи (когда появились загонщики мамонта, метатели копий, руководители охоты и их прихлебатели), но он каждый раз возвращался заново в новом виде, поэтому рассказать о нём я решил здесь, после книгопечатания. Суть проста: матрос осваивает знания (читает книги) для матроса: как чинить редуктор ВВД и что ему положено на обед. Капитан - знания для капитана: как управляться с вверенным ему прочным корпусом, и за что еб@ть матроса, а также бегло знает про редуктор ВВД, но никогда сам его не чинил. А адмирал - знания для адмирала: как управлять флотилией и как дрючить капитанов, но про редуктор ВВД он только слышал и даже никогда его не видел, да и как дрючить матросов тоже знает только по рассказам. Время на освоение и передачу знаний экономится за счёт сужения тематики. Раньше тоже так было, например, крестьянин всю жизнь сеет и углубляет знания по этой теме, аналогично воин воюет, а король правит, но тогда даже в одном поколении часто приходилось "и пахать, и воевать", т.е. всё же требовался широкий набор знаний. Потом же специализация стала настолько узка и стабильна, что иногда даже в десятке поколений нет нужды отклоняться от основной канвы знаний (обувщик не знает как печь хлеб и наоборот, но если они живут в одном городе, всё окей). Опять же это было и до книгопечатания, но тогда объём информации был небольшой, и при форс-мажорах (война, мор) можно было быстро освоить профессию на сносном уровне. Прочитать и осмыслить десяток книг по узкой профессии - уже сложновато, тем более не получится привнести что-то своё в багаж этих знаний. Мы и поныне живём на этой стадии, не подойдя к очередному барьеру в этом направлении. Но есть и другие проекции нашего развития.


Например, один из барьеров, который часто выделяют - автоматизация. Помните, что разговор начался с максимального числа осознанных действий для каждого человека и делении этого количества на "активную деятельность" и "приёмо-передачу информации". Все предыдущие барьеры "работали" только над тем, чтобы упростить второе, высвободив время для первого. Ну и "за что боролись, но то и напоролись" - всё-таки упёрлись в предел, который тогда казался непреодолимым. Суть: даже если взять максимально быстрое обучение при разделении труда, всё равно, например, для работы одной пушки нужны 6 человек: наводчик, заряжающий, два подносчика боеприпасов, водитель автомобиля и командир. Т.е. для обслуживания всего того, что насоздавало своим воспалённым умом человечество, нужны ... люди! И этих людей должны кормить-одевать-т.д. другие люди, т.к. им самим это делать некогда. Получается, что мы не создадим пушек (стадионов, поликлиник, роботов Да-Винчи и роботов-убийц) больше, чем сможем обслужить. Конечно, сначала частично проблема виделась в дефиците сил - запрягали лошадь, потом пар и т.д. Это позволило снизить дефицит сил и одному человеку распахать большее поле, чем раньше. Но лошадь без человека пахать отказывалась - в итоге предел просто отодвинулся до уровня "сколько операций человек может сделать контролируемыми". Пример: начальнику, надо наливать воду в 10 бочек каждый день. Он может нанять 10 человек (если ведром каждый наливает за день), либо купить насос, шланг, и... всё равно нанять одного человека, потому что шланг сам себя не переставит, а насос сам себя не включит. Я думаю, вы поняли, о чём речь. Регулятор на паровой машине Ватта позволил человечеству увеличить количество осознанно выполняемых операций без роста популяции только за счёт "делегирования" автоматическим машинам сначала простых действий, а потом и сложных в виде цепочек простых, включая логические переходы. Ну думаю, всем уже понятно. Вернёмся к наливаемым бочкам. Представьте, что их миллиард, и наливать их нужно десять раз в день. Сколько человеко-часов экономит наша цивилизация за счёт того, что в них есть автоматические клапаны и не нужно ждать у каждого бачка, чтобы закрыть кран вовремя! Дальше автоматизация пошла в гору и это позволило увеличить число выполняемых нашей цивилизацией разумных действий на порядки, недостижимые даже для в миллион раз большей популяции, чем способна "прокормить" наша планета. Да, речь об ЭВМ, а также автоматических стиральных машинах, кофеварках, беспилотных такси и т.п. Вот представьте, что даже чтобы сварить кофе вам нужна была бы кухарка, либо 30 минут своего времени. И так с каждым действием. А ещё ЭВМ позволили создать глобальные библиотеки знаний, что немного ослабило разделение труда (неожиданно, как один барьер повлиял на другой, правда?). Например, обувщик, может за ужином почитать про ремонт кофемашины и провести его под пиво в выходной. Без интернетов информацию, необходимую для этого, он бы вряд ли бы вообще нашел, т.к. она была только в узком кругу. И речь не только о "самоделкиных" - тенденция последних лет - быстрая (и часто успешная!) смена сфер деятельности несколько раз внутри одного поколения - это веяние именно нашего времени.


И поскольку мы вплотную подошли к настоящему времени, здесь уже сложновато выделять преодолеваемые пределы в какие-то отдельные категории, т.к. большое видится исключительно издалека. Поэтому может и есть какие-то грандиозные барьеры, преодолённые человечеством в прошлые полгода, но мы пока ещё это не поняли. Остаётся только ждать.


В заключение, хотелось бы сказать, что преодоление каждого очередного предела каждый раз вызывало взрывное, качественно новое развитие человеческой цивилизации. В какой предел мы упрёмся следующим? Сколько их ещё будет? Существует ли абсолютный (конечный) информационный предел, который мы не преодолеем? Поживём-увидим :))


п.с. Вообще, уже известен один предел, существенно замедляющий развитие нашей цивилизации, и который мы возможно преодолеем уже в нашем поколении, но пост и так получился огромный, наверное нет смысла ещё и это здесь описывать.

Автор поста оценил этот комментарий

Есть другая сторона, можно тоже назвать пределом.  Вот с кофемашиной показателен.

Проще и дешевле сделать самому, чем нанять специалиста.  Откатывается обратно в прошлое, когда "все сам"!

А вообще мысль интересная.

Автор поста оценил этот комментарий
А если предположить, что общество образует некий "коллективный разум"?
Тогда человечество свободно может преодолеть этот барьер. Вот только мы с вами этого не заметим. Разве только удачные стечения обстоятельств. :)
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

чуть-чуть не в тему - а почему выбрали в пример матроса и редуктор ВВД?


в целом статья очень понравилась - единственное по-настоящему стоящее за вечер

раскрыть ветку