Чтобы помнили. Аэрокобра. Машина асов.
Американские историки и политики любят отмечать тот факт, что Красная Армия победила во Второй Мировой войне лишь благодаря ленд-лизу. На самом же деле ленд-лиз - поставка в Советский Союз американской техники и продовольствия - сыграл важную, но не самую главную роль в будущей победе над Германией. Множество танков и самолетов тонуло еще на подходах к берегам СССР, а та техника, которая благополучно доходила до частей, в большей своей массе была устаревшей. Но все же был один американский самолет, который ближе к концу войны стал одним из символов господства в небе советских летчиков. Bell P-39 Airacobra - машина асов.
Такой громкий эпитет не случаен. Покрышкин, Гулаев, Речкалов, Кутахов и многие другие мастера воздушного боя в разное время летали на Р-39. Покрышкин и вовсе в воспоминаниях называл "аэрокобру" своим любимым самолетом, еще бы, ведь сорок восемь из пятидесяти девяти сбитых им самолетов пришлись как раз на полеты на американском истребителе.
"Аэрокобра" мне понравилась своими формами и, главным образом, мощным вооружением. Сбивать вражеские самолеты было чем - пушка калибра 37 миллиметров, два крупнокалиберных скорострельных пулемета и четыре пулемета нормального калибра по тысяче выстрелов в минуту каждый. Мое настроение не испортилось и после предупреждения летчиков об опасной особенности самолета срываться в штопор из-за задней центровки".
Именно эта неприятная "изюминка" поначалу заставляла смотреть летчиков на Р-39 с недоверием. Двигатель в ней располагался сзади, что имело как свои плюсы - уникальная маневренность, так и минусы - плоский штопор. Быстрее всего к новой машине приноровились бывшие пилоты советского истребителя И-16, конструкция которого имела схожий дефект.
Но вскоре количество небоевых потерь упало, а эффективность использования истребителя возросла, несмотря даже на то, что собирать их приходилось практически "наугад". Большинство техники по ленд-лизу передавалась в разборном состоянии, поэтому перед механиками в СССР вначале стояла задача собрать этот неведомый конструктор. Постоянные затруднения вызывал тот факт, что часть инструкций и чертежей отсутствовала, а оставшиеся все равно были на незнакомом английском языке…
Вооружение Р-39 советским летчикам нравилось настолько, что они предпочитали снимать два подкрыльевых пулемета и использовать только 20-миллиметровую, а позднее 37-миллиметровую пушку. Во-первых, меньше вес и лучше маневренность, а во-вторых, одного попадания 37-миллиметрового снаряда было более чем достаточно для мгновенного уничтожения вражеских "мессершмиттов". Герой Советского Союза Евгений Мариинский в своих мемуарах писал:
Но немец совсем рядом, и так не промахнешься! Я нажал и тут же отпустил гашетку. Красный шар пушечного снаряда мгновенно преодолел это короткое расстояние и впился в мотор "Мессера". Разрыва снаряда не было - "значит, бронебойный". Две пули крупнокалиберных пулеметов - одна прошла перед самой кабиной вражеского летчика, а вторая пронзила эту кабину".
Самым же главным достоинством Р-39 была великолепная маневренность и скорость. А все благодаря двигателю, который располагался позади кабины пилота, а не перед ней, как у большинства советских истребителей. Благодаря такой конструкции обзор из кабины был лучше не придумаешь, плюс сама кабина была смещена как можно ближе к носу, а крылья отодвинуты назад.
После советских И-153, И-16 и других пилоты долго не могли поверить, что кабина не нагревается в процессе полета от вынесенного вперед двигателя. Ведь раньше через несколько минут после взлета на Як-1 температура воздуха внутри кабины могла достигать 50-60 градусов тепла! А ведь в такой летающей "бане" еще надо было сбивать противника и не терять ежеминутно сознание.
Отдельно летчиками отмечалась "живучесть" самолета, даже изрешеченный, с оторванными кусками обшивки он был способен продолжать бой. Нередко советские летчики, зная о такой "заговоренности" своих верных истребителей, атаковали превосходящие силы врага. Например, в начале 1944 года в боях недалеко от реки Прут шесть самолетов Р-39, возглавляемых дважды Героем Советского Союза Николаем Гулаевым, атаковали двадцать семь немецких бомбардировщиков и истребителей. В молниеносном бою противник потерял одиннадцать самолетов, из них пять штук на счету Гулаева.
Главным примером признания великолепных качеств Р-39 является тот факт, что к окончанию войны на нем летали практически все советские асы. К этому времени уже начали выпускать советские машины, которые были сильнее, быстрее и маневреннее "аэрокобры", но бывалые вояки не хотели перемен, да и преданные истребители старались их не подводить.
Автор: Илья Щеголев
Сообщество"Чтобы помнили" на Пикабу:

Аэрокобра была своеобразным самолетом, и показывала хорошие результаты только в руках опытных пилотов.Тот же Покрышкин был пилотом довоенной выучки, летал на И-16(по отзывам, очень сложный самолет) и МиГе(тоже не самый простой аппарат), поэтому и на "кобре" у него получалось.
А вообще, "кобра" была сложновата для пилотом с малым опытом из-за ярко выраженной задней центровки.Вывести её из плоского штопора было почти невозможно, по крайней мере, без запаса высоты - без шансов.
Но были и плюсы - отличная эргономика, хороший обзор(особенно при взлете и посадке, благодаря носовому колесу), мощное вооружение(правда, крыльевые крупнокалиберные пулемёты наши обычно снимали для облегчения).
Двигатель "Кобры" имел бОльшую высотность, чем моторы Яков, поэтому, например, для сопровождения Ил-2 "Кобры" не годились: на малой высоте у них была неважная маневренность.
Больше всего "Кобры" подходили для быстрых атак "с превышения": цельнометаллическая конструкция позволяла развивать бОльшую скорость в пикировании, чем, например, могли Яки(смешанная конструкция), мощная 37-мм пушка позволяла завалить почти любой немецкий самолет с одной атаки.
Если сравнивать с Яками - Яки были гораздо проще в управлении и освоении малоопытными пилотами, но и огневая мощь у Яков приблизилась к "кобровской" только у Як-9Т.
Если проводить аналогии, "Кобра" - это "карающий меч", а Як - лёгкая шпага или рапира.
Недаром французы из "Нормандии" предпочли Яки, хотя им предлагали любые самолеты на выбор, в том числе лендлизовские.
Забавно, что "Кобра" не подошла американцам, хотя была разработана в США.
Не слышал, чтобы американские историки заявлили, что красная армия победила ЛИШЬ благодоря ленд-лизу.
согласно договорам с США мы должны были вернуть все не потерянные самолеты, но в конце войны американцы почесав репу заявили что перевозить их обратно дорого да и ненужны они уже, все кобры и немного кингкобр были распилены на территории СССР по просьбе США. Часть отечественных самолетов была деревянная, другая (металлическая часть) или вся была потерянна до середины войны (миги) или кудато потерялась (Яки и бомберы), в результате когда через 10-15 лет решили делать памятники то оказалось, что танков для памятников - хоть отбавляй а самолетов раз-два и обчелся.