Человек-график. Что такое графика?
Всем привет! Я художник, если точнее художник-график, если еще точнее иллюстратор.
В последний год я активно начала преподавать, вспоминать и переосмысливать азы ремесла, писать программы и уроки. Буду рада, если мои наработки окажутся полезными.
По академическому словарю:
«Графика – изобразительное искусство, пользующееся комбинацией линий и штрихов и контрастов белого и черного, без применения красок.»
И уже неправильно. На самом деле графики используют краски. Посмотрела бы я на офортиста или гравера, которому бы сказали, что в графике не используются краски. Но это уже отдельный разговор о техниках. Живописцы тоже используют далеко не только краски, слышали о мозаике? Мозаика – вид монументальной живописи.
Википедия пишет:
«Гра́фика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.»
И это уже больше похоже на правду. Действительно, это основные средства графики и именно с них я бы хотела начать. Подчеркну, что пока не будем сильно усложнять и касаться темы цвета. Представьте, что у нас есть только белый лист и черная краска.
Линия
Что может быть проще: из пункта А в пункт Б…
На самом деле все, конечно, не просто. Да, линия это самое быстрое изобразительное средство. Мастер одни росчерком, за пару секунд может создать образ, да что там образ, шедевр.
Вот одна из самых известных работ, выполненных линией. Просто, быстро и понятно. Пабло Пикассо «Голубь мира».
Когда мы рисуем линию мы несколькими быстрыми «разрезами» нарушаем целостное белое полотно холста, изобразительную плоскость (чаще всего просто лист бумаги). Важно добиться тонкой грани, когда изображаемый предмет (образ) уже узнаваем, но еще не превращается в чертеж или мешанину лишних линий. Вот, например, работа современного художника Дениса Коробкова. Лев узнается моментально. Но обратите внимание, как выполнены сами линии, они не обводят контур, как нарисовал бы ребенок. Большинство линий на рисунке не замкнутые, они свободные, но при этом на 100% работают на общее впечатление, дополняют. Есть такое правило: если какой-то элемент можно убрать из композиции, не сделав композицию хуже, его НУЖНО убрать. Вообще обобщение и обострение – тема отдельного поста, конечно.
Важно выбрать правильную толщину линии. Очень маленькая картинка, выполненная толстой линией скорее всего будет выглядеть неопрятно, а большое изображение, выполненное тонкой может распасться и даже потеряться на листе. Где-то линия может меняться утончаться и утолщаться. Иногда наоборот необходимо, чтобы она была постоянной и равномерной по всей длине.
Владение своей рукой – половина успеха. Без этого весь гениальный замысел просто останется у вас в голове, на бумаге будет лишь жалкое подобие. Когда ребенку впервые дают карандаш или фломастер, он покрывает лист (обои, мамино любимо платье…) хаотичным кружевом линий. Они не осмыслены потому что ребенок еще только учится пользоваться своим телом. С возрастом моторика улучшается, школьники уже могут рисовать аккуратно (при должном терпении и желании), но, как правило, дальше этот навык не развивается (а если после окончания школы не брать ручку в руки вовсе, обходясь клавиатурой, можно и назад откатиться).
Сразу скажу, я не верю во врожденный талант. Наверное, бывает предрасположенность к рисованию, но тогда она выражается именно в желании рисовать. Много рисовать, порой рисовать всегда и везде. А если долго мучиться – всё получится. Если забросить – соответственно. Напишу еще на эту тему, а пока помните: количество рисунков переходит в качество.
Итак, линия выполняется быстро и лаконично, твердой рукой, служит сама по себе чаще всего для набросков, скетчей, эскизов, но является важной частью в полноценных композициях. Я старалась подобрать примеры, в которых работала бы ТОЛЬКО линия, но в некоторых картинках ниже встречаются и пятна (особенно у Бердслея).
Пабло Пикассо.
Ладо Гудиашвили.
Обри Бердслей.
Иван Билибин.
Пятно
Пятно для меня самое любимое средство в графике, хлебом меня не корми, дай сделать композицию, основанную на пятнах.
Самое простое, что тут можно придумать – силуэт.
«Силуэт – одноцветное контурное изображение чего-либо на фоне другого цвета, смутные очертания чего-либо в темноте, вдали, в тумане, видимые без деталей.»
Самое важное в силуэте – узнаваемость. Зритель не должен играть в игру «что имел в виду художник», все важные элементы на месте, сюжет читается. Это правило действует и в иллюстрации, и в театре теней :)
Тот же принцип использовали для своих сосудов и греки, такие вазы называют «чернофигурными» или «краснофигурными» в зависимости от того, закрашен фон или персонажи. Иногда добавляются белые цветовые акценты.
Артур Рэкем.
Конечно, пятно – далеко не всегда силуэт. Посмотрите на «Побелку» Дениса Коробкова. Окрашенная стена формирует силуэт женщины и ручки валика. Белая рубашка отделяется от комбинезона, белая косынка от кожи и стены, пятна краски «вылепляют» ботинки и банку с краской.
Или на этот плакат Рене Грюо. Силуэт девушки в дверном проеме четко очерчен, но ее перчатки «сливаются», как говорят художники «объединяются» с дверным проемом, создавая более интересное пятно. Если бы перчатки были, например, красными, картинка не казалась бы такой элегантной. В данном случае: серые двери = пятно, красное платье = пятно, цвет кожи = пятно, черный проем+ черные перчатки + черные волосы = пятно.
Точка
Что такое точка в графике и почему ее выделяют в отдельное средство мне до сих пор совершенно не понятно. Мне кажется, правильнее ее было бы воспринимать как маленькое пятно или как короткую линию. А последовательность точек мозгом однозначно воспринимается как линия, так же как форма из нескольких линий-штрихов воспринимается пятном.
Штрих
А штрих – важная тема, но про него, мне кажется, правильнее будет вспомнить в уроке про тон. На первых этапах может получиться много путаницы, к тому же сама я не очень люблю использовать штриховые градации графике, предпочитая четкое пятно, введение второго более светлого цвета, градиент в конце концов.
Завтра выложу продолжение с заданием, которое мы с учениками выполняем для отработки этой темы.
Текст мой, был до этого опубликован ВК.
Всегда представлял человека-графика примерно так:
График, у меня есть график, а все что не по графику - нафиг-нафиг.
Спасибо, очень полезно, пишите ещё, пожалуйста, можно