Автобусные байки 2 или Как я плавал в "Интуристе".

Автобусные байки 2 или Как я плавал в "Интуристе". Автобус, Байки, Спекуляция, Длиннопост

Коли уж меня с моим автобусом не выгнали после дебюта, попробую ещё чего-нибудь сюда впихнуть. (автобус на фото не мой, я только разместил объяву).

Нелирическое отступление.В 70-80 в Одессе можно было плавать не только в Черноморском Морском Пароходстве. (Отступление от отступления: мы, конечно, все знаем, что моряки не "плавают", а "ходят", но так говорили) "Плавали" в такси, "Торгмортрансе", ГАИ и т.д. Имелись в виду деньги не только сравнимые с заработками плавсостава, но и превышающие их. Ну, я ещё захватил последние социалистические заплывы.

Эти события происходили уже после распада СССР. Развал "великого и могучего" произошёл, эйфории поубавилось, и, как оказалось, появилась огромная масса проблем, ранее неизвестных.Молдавия размножается делением- от неё отпочковалась Приднестровская Республика. Для того, что-бы как-то примирить и успокоить горячих романов, в Молдавию и в ПР вводятся миротворческие силы.Но, в отличии от ООНовских голубых касок, их роль выполняют голубые береты из ВДВ Росии. Все эти перетрубации доставляют массу проблем не только жителям мятежной республики, но и совершенно посторонним людям- тем, кому приходится пересекать эти территории (по тогдашней терминологии- проклятым спекулянтам). Дополнительные таможни- дополнительные поборы, потерянное время.


Итак, 23 декабря 1991 года. "Наташка" (ЛАЗ-699Р) одесской автобазы "Интурист" при двух водителях, сорок с чем-то пассажиров, и старшая группа- молодая, разбитная деваха, явно видавшая виды. Туристы просто горят желанием ознакомиться с памятными и историческими местами Румынии, ну и по пути заскочить на промтоварные рынки.В то время малый и очень малый бизнес делался путём вывоза в страны бывших друзей по соц. несчастью всего, что ещё можно было достать в магазинах и на складах.


Везлось всё- начиная от цветных телевизоров, заканчивая "хай-тековским" товаром- топорами, лопатами, иголками. (Последние шли на "ура").Автобус загружен под крышу, оставлен чистым лишь проход- требование ПДД и таможни.Я везу насосы для воды, напарник Саша( к сожалению, покойный- в 36 лет остановилось сердце)- велосипед и какое-то барахло, старшая загрузила пяток симферопольских цветных теликов.


Дорога знакомая, единственное, что малость омрачает настроение- неделя до Нового Года, который встречать в дороге ну никак не хочется.Выезжаем, и путь держим на Леушены- маленькое молдавское село, рядом с которым пограничный переход.Первый раз я пересекал там границу в 84м в качестве туриста, едучи в Болгарию. Тогда это была маленькая таможня, где когда-никогда появлялись автобусы или траки. В конце 80х же, с введением НЭПа, ситуация в корне изменилась, и через неё хлынул поток пассажиров и грузов. Нужно ли говорить, что таможня к этому была не готова? Не готова к этому она осталась и в начале 90х.Товарищ рассказывал, что один раз летом они стояли 7 (!) дней в очереди.Семь дней под солнцем, в поле где из всех удобств- кукурузное поле. Кажется, граф Воронцов когда-то употребил фразу:" из всех удобств- только водка". Это тоже бы подошло.


Сейчас мы планировали проскочить быстро- какие ненормальные, кроме нас, будут ехать в Румынию перед Новым Годом? Значит, очереди быть не должно, а денёк, если нужно, мы потерпим. ( Кстати, больше суток мы никогда не стояли).Проехали все таможни-украинские, приднестровские, молдавские. Схема отлажена, тариф известен, автобус не проверяют, паспорта глянули и- вперёд, давай дорогу следующим страждущим.


Настроение наше резко упало, когда мы увидели где заканчивается хвост очереди. Денёчком тут явно не отделаешься. Подтягиваюсь к Икарусу с крымскими номерами. Он не работает, но, наученный горьким опытом, близко не подъезжаю- когда он заведётся заряжать батареи, продукты его жизнедеятельности могут поспорить с печально известным гитлеровским газом "Циклон-Б". Отправляемся со старшей и парой активистов из группы на рекогносцировку, попросив остальных пассажиров далеко не расходиться- случаи всякие бывают, вдруг проблема разрешится сразу. По мере того, как мы продвигались к воротам, настроение ухудшалось.Минут через 30, когда мы подошли к воротам накопителя, поняли, что попали. Умными оказались не только мы. Намётанным глазом определили, что стоять не меньше двух с половиной суток. Это если самые- самые умные, вроде нас, не будут лезть без очереди. А так- ещё больше. А это значит- встречать Новый Год в Румынии. Это исключилось однозначно на предварительном совете группы. Как вариант- проходить границу в Западной Украине.


Если-бы была гарантия, что там сразу проскочим- поехали бы, а так- терять время и там найти такую-же очередь... Не проходит.Значит, нужно искать варианты проходить здесь. А их осталось совсем мало. Вернее- один. В принципе, для того, что-бы проехать (вернее- пролезть) без очереди существовало несколько способов. Первый- когда кто-то из знакомых или родственников "туристов" заранее выезжает на своей машине и становится в автобусную очередь, написав на табличке номер автобуса. Второй- когда кто-либо из местных жителей так-же стоит в очереди, и потом её продаёт. Когда очереди очень большие, эти варианты могли не пройти- обозлённые долгим ожиданием люди просто не пропускали автобусы вперёд. Эти варианты не работали и для нас в данный момент- в очереди не было ни одной маленькой машинки. Оставалось последнее- что-бы кто-то проводил. "Кто-то"- конечно-же представитель власти, т.е. сотрудник милиции, приставленный смотреть за порядком и " не пущать" желающих пролезть без очереди. Но зарплаты так малЫ, а соблазнов вокруг так много... Поэтому, иногда они позволяли себя уговорить поспособствовать. Это оставался наш единственный шанс. Охмурять стража порядка отправилась старшАя.


Теперь отвлечёмся на секунду, и представим себе сотрудника милиции в конце 80х в далёком забитом молдавском селе. Не то. что-бы изгой, но особым авторитетом не пользовался, когда-никогда разнимет драку или принесёт бесхозный самогонный аппарат.Пьёт во всех компаниях наравне со всеми и ходит по селу в мятой, грязной форме. И вдруг в мгновение ока всё изменилось- он приставлен смотреть за порядком, от него зависят сотни людей, ему просительно заглядывают в глаза и наперебой суют деньги. И всё это накладывается на неустойчивую психику молдавского Аниськина! И не такие люди ломались от власти и денег, что уж говорить про провинциального мента.


И вот стоит наш герой, в звании старшего сержанта с помощником- младшим сержантом у ворот накопителя. Накопитель- пространство для одного автобуса, отгороженное воротами от общей очереди с одной стороны и шлагбаумом от таможни с другой стороны. Автобус туда запускают за несколько минут до того, как он должен проследовать на таможню, и занимается воротооткрывательством щупленький младший сержант. К его боссу и направилась наша старшая. Вот если себе вообразить мента- отрицательный персонаж, так это был он. Краснорожий (не краснолицый, а именно краснорожий), с двухдневной щетиной, сбитой на затылок шапкой, в расстёгнутом тёмном лоснящемся милицейском тулупе, под которым мятая форма, застёгнутая на большом животе на одну пуговицу. Фигура- легче перепрыгнуть, чем обойти. Довершали этот натюрморт грязные туфли. Этакий мальчиш-плохиш.


И вот к этому типу, привалившемуся плечом к воротам и ковыряющему спичкой в зубах, и направилась на растерзание старшая нашей группы, девушка, нужно заметить очень даже симпатичная. При её подходе он не сменил ни позы ни занятия. Издали мы наблюдали, как он, изредка доставая спичку, бросал какие- то фразы. Старшая повернулась и пошла к нам. Судя по её губам, она что-то продолжала негромко говорить. Когда она подошла, я расслышал что. Ни до того, ни после ничего подобного я не слышал. Боже, как она говорила! Это была песня! Но настолько нецензурная, что даже если-бы я запомнил что-то привести здесь не было бы никакой возможности. Она была разъярена до крайности, и не произносила слова, а шипела. Выдав ещё несколько перлов в адрес мента, его родственников, таможни и всех местных жителей, старшАя поделилась результатами общения. Мы удивлнно присвистнули. Мент захотел не много. Он захотел ОЧЕНЬ много. 500 долларов с автобуса по тем временам было суммой нереально огромной. Люди зарабатывали с поездки по 50-70 долларов, и отдать 10 из ни за проход- никто бы даже слушать это не стал.


Удручённые, побрели назад к автобусу. Время было послеобеленное, начинало тамнеть и температура на улице явно поползла в минусА. Желающих совершать вечерний моцион становилось всё меньше, и только добровольные активисты-блюстители порядка стояли заслонами на свободной полосе, готовые воспрепятствовать незаконному прорыву какого-нибудь не желающего стоять в очереди автобуса. Подошли к автобусу, туристы поползли внутрь греться, только мы вдвоём со старшей стояли у его левого борта и пытались думать, что-же делать дальше. Подошли ещё пара автобусов с несчастными туристами. В этот момент сзади показались фары машины, движущейся в сторону границы. Мы стали поближе к борту .. Машина же, поровнявшись с очередью, сбросила скорость т.к. не очень трезвые пассажиры могли шагнуть на полосу из-за морды стоящего автобуса в любую секунду. Это был военный УАЗ-469, на пассажирском сидении сидел молодой офицер, за рулём- парень в голубом берете десантника. Проехав мимо нас, уазик неожиданно затормозил, и ,дав задний ход, поровнявшись с нами с нами, остановился.Открылась дверь и старший лейтенант, молодой сипатичный парень, задал нам вопрос, обращаясь явно не ко мне:" Чего грустим"? Да, видать, у нас действительно физиономии были кислые, если это заметно было даже из проезжающей машины. Старшая грустно усмехнулась, но старлей не отставал. Тогда она вкратце обрисовала ситуацию, наградив при этом стража порядка такими эпитетами, что офицер, не сдержавшись, хмыкнул. Затем, помолчав секунд тридцать, он сказал, что сейчас едет на таможню, а минут через 20 вернётся, и тогда поговорим. В нас было заронено зерно надежды. Наши пассажиры начали выскакивать наружу, требуя объяснений, но всех быстро отправили назад в автобус.


Появилась машина минут через 40, мы уже успели хорошо задубеть. Уазик заехал носом между нашим и впередистоящим автобусом, мы влезли внутрь и начался военый совет в Филях. Т.е. Леушенах. Мы со старшей, посиневшие и трясущиеся от холода, выступали в роли пленных французов. Весь разговор сводился к тому, что старлей не может нас провести без очереди, как это делают менты, значит, нужно придумать какую- то военную хитрость. И он придумал! Основывалась эта хитрость на нескольких факторах. Первый- конечно-же наглость. Второй- в сторону границы беспрепятственно пропускаются пустые автобусы, идущие за группами в Румынию, для них накопитель постоянно держится пустой, что-бы они могли без задержек проехать на таможню. И третий- автобус, каким бы он путём не попал в накопитель, назад не мог быть извлечён.Туристы же свободно могли туда проходить. Очевидно, накопитель был вне юрисдикции местных ментов. Поэтому ставилось две задачи- проехать мимо постов туристов- добровольцев и прорваться за ворота, которые охранял щуплый младший сержантик. Его шеф не утруждал себя нахождением на морозе, но мог быть вызван по рации из дома в любую минуту. Быстрота и натиск- вот были слагающие нашего успеха. Начать операцию решили часов в 7 вечера, когда совершенно стемнеет. Уазик уехал, а мы, повеселевшие и согревшиеся побежали в автобус делиться впечатлениями и планами.


Где-то в 6-20 наши туристы маленькими группками, что-бы не привлекать внимание, начали выдвигаться в сторону границы. Без десяти минут семь подъехал уазик, и из него в автобус перебрались старлей с тремя солдатами, в руках у которых были автоматы. К этому моменту в салоне остались только мы с напарником и старшая. Старлей сел на откидавающееся сиденье у двери, сзади него- солдатики. Один из них дал мне свой бушлат и берет. ( Эх, фотоаппарата не было!). Старшая с напарником спрятались дальше в салоне. И мы поехали. Я заранее оставил достаточно места за впередистоящим автобусом, что-бы можно было легко выехать на узкую встречную полосу. Выехал без света, что-бы наш манёвр не бросился в глаза форпосту добровольцев,и лишь потом включил габариты. Подъезжаем. Несколько человек вглядываются внутрь нашего салона. За рулём- солдат, в салоне- солдаты и офицер, барахла не видно. На то, что присутствует надпись "Intourist" и номера не военные, а "ВЕКовские", никто внимания не обращает. Расходятся, катимся дальше, уже осмелев, со светом. Второй пост- тот-же результат, проехали третий, и вот они- заветные ворота. Остался последний рывок, вся надежда на психологическое подавление сержантика. Подъезжаю, упираюсь мордой в ворота, выключаю свет. Сержантик направляется к моему окну, но я ему показываю на пассажирскую сторону, и старлей, открыв форточку ( у нас на пассажирской двери стояло не цельное стекло, а форточта, 30 рублей отдали) кричит, что-бы сержант бежал открывать ворота, причём очень быстро. Сержантик начинает задавать массу глупых, с точки зрения старлея, вопросов, типа- зачем, почему, кто сказал. Старлей высовывается в окно и начинает очень громко разъяснять сержантику что и как ему нужно делать на простом и доступном языке. Против ожидания, сержант не мчится откравать нам ворота, а достаёт рацию, и начинает что-то туда кричать.


Весь гениально задуманный и почти проведённый план на глазах начинает рушиться. Если появится Фэт Фрумос (герой молдавских сказок) в сержантских погонах, мы сгорим, как шведы под Полтавой. Видя, что сержантик слабо реагирует на его доходчивые объяснения , старший лейтенант, повернувшись, схватил с колен сзади сидящего солдата автомат. Щёлкнув переводчиком огня, он начал высовывать его в окно. Увидев это, сержантик попятился, не переставая ,однако, кричать в рацию.Окно было небольшое, автомат цеплялся рожком за рамку. Наконец, это ему удалось, и, подняв ствол вверх, он выпустил, совершенно неожиданно для всех ( и для меня, естественно) короткую, патрона на 3-4 , очередь вверх. Сержантик, как мне показалось, даже присел, и перестал вызывать подмогу. Старлей опять начал кричать в окно, что если сержант через пять секунд не откроет ворота, то он уже никогда в своей жизни открыть ничего не сможет. Всё это густо пересыпалось ненормативной лексикой, вернее, в эту лексику иногда вставлялись печатные слова. Крича это, старлей пытался высунуть голову в окно, но так-как там уже была рука с автоматом, это не удавалось. Автомат же всё это время , вместе с рукой, выписывал в воздухе разнообразнейшие фигуры, периодически поглядывая на сержанта.Старлей держал его на весу одной рукой, положа палец на спусковой крючок, и один неосторожный рывок мог привести к самым непредсказуемым последствиям. И сержантик сдался. Повернувшись, он быстро засеменил к воротам. Скинута скоба, удар по одной створке, отступая, потянул другую и вот она- такая желанная и долгожданная территория. Загоняю автобус внутрь. Пассажиры, радостные, смеющиеся, вваливаются внутрь, кто-то хлопает, все благодарят старлея, суют солдатам еду, бутылки. Старлей, поспешно, чмокнув старшую в щёку, выскакивает из автобуса и направляется в уазик, подъехавший к воротам, солдаты идут следом.Мы даже не успели с ним рассчитаться. (На обратном пути мы пытались его найти, но не смогли.) Здесь появился Фэт Фрумос. Сначала он долго кричал на молдавском языке на сержантика, которые пытался оправдываться, но, безрезультатно. Затем, обойдя автобус, подошёл ко мне и, зловеще улыбаясь, сказал:" Что, проехали? Ну ничего, на обратном пути я вас встречу!" . После этого выместив зло на автобусе, разбив дубинкой фары, пошел кричать дальше на бедного сержантика. Через минуту открылся шлагбаум и мы въехали на территорию таможни. Нужно добавить, что въезжая назад, мы его не встретили.


В этой поездке произошёл ещё один забавный случай.


Целый день простояли на базаре у города Бырлад. Пять часов, стемнело, едем в гостинницу. Высадили всех, запарковали автобус, поднялись к себе в номер. Покушали, кто-то из группы заскочил в гости, они выпили по 50 граммов (мне с утра за руль, поэтому я пролетел) и улеглись спать. Выезд в 7 утра, всё идет по плану. Проснулись от стука в дверь. За окном кромешная темнота. Смотрю на часы- 4-30. Явно рановато. Иду открывать. За порогом- полностью одетая старшая:"Ребята, нужно ехать!" Ничего не понимая, смотрю на часы, может мы с напарником чего напутали. Она говорит :"Срочно уезжаем, объяснения- потом". На наш вопрос о группе получаем лаконичный ответ, что все готовы. Через пять минут, спустившись вниз, видим, что вся группа, сонная, стуча зубами и трясясь от холода стоит у автобуса. Завелись, прогрелись, поехали. Народ не знает причину столь раннего выезда, и пытается чего-то добиться от старшей, та отгавкивается и молчит. Чуть позже, по секрету, она нам рассказала причину раннего побега. Она везла пять цветных телевизоров. Один стоял на базаре "на витрине", она всем давала адрес гостинницы, где и собиралась вечером их продавать, после соответствующей проверки. Четыре ушли нормально, а пятый не работал. Мужик- покупатель так настроился уйти с телевизором, что не хотел слушать никаких объяснений, требуя, что-бы она его ремонтировала.Причём, весь разговор вёлся жестами. Вдруг он обратил внимание на гостинничный телевизор, и попросил включить его. СтаршАя попыталась объяснить, что это не её, но мужик был невменяем, и требовал включить телевизор. Она включила, ему понравилось. Жестами он показал, что его нужно положить в коробку от его симферопольского собрата. Старшая сначала попыталась слабо возражать, а потом, очевидно подумав, что прийдется неработающий везти домой, плюнула, вдвоём поменяли их местами, и мужик, довольный, отправился восвояси. В 4 утра сдав номер сонной горничной, которая, конечно-же не увидела подмены, побежала поднимать группу.


Ну, а мы вернулись в Одессу в 9 утра 31го декабря, а в 3 часа отправились с женой в новогодний круиз на теплоходе по Крымско-Кавказской линии, что послужило достойной наградой за хлопотную поездку.

Лига Дальнобойщиков

1.1K постов4.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Главное правило: Уважайте друг-друга. Будьте солидарны

2
Автор поста оценил этот комментарий
Всё правильно описал!
В то время я жил в Бельцах, и летом каждую неделю ездил с чуваками в Одессу. В Кучургане знатный рынок был, а вот таможни не было.
Это до 91го вроде.
С 92 по 2010 в Румынии жил, в начале скупал у барыг возле границы товар и продавал уже в Бухаресте.
Потом магазин свой открыл.
Ээх! Прошла молодость.
Спасибо тебе большое братишка за интересную историю. Вспомнил ебучею таможню в Леушенах.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Запомни, правильно пишется ПЕРТУРБАЦИЯ.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Автор, респект и уважуха за рассказ и ностальгию по малой родине!
За Фэт Фрумоса вот только обидно, читатели по описанию старшего таможенника, подумают что молдавский национальный герой эдакий гадкий и мерзкий жирдяй)))
"Фэт" это имя, а не перевод слова "Толстый", т.е. молдавского Илью Муромца звали не "Толстый Фрумос", а "Фэт Красивый".
Сказки про него хорошие были, современным детям если прочесть, думаю понравятся.
Извините за оффтоп.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
В итоге один хрен, праздновали НГ не дома..
раскрыть ветку