Самая главная еврейская тайна. Часть 5 (предпоследняя). Не совсем еврейские корни
Глубоко каемся с Мыськой за то, что столь долго не выкладывали продолжение. Нас люто засосала рутина и не то что на творчество, на копипаст в пикабу ни сил, ни времени не было. Но мы исправляемся)
Бон жур, прекраснейшие наши! Как положено в пятницу - продолжаем разжигать страсти и возбуждать интересы. А заодно, практически подводим к гранд-финалу нашу историю про контекст и предысторию любопытнейшей, пусть и насквозь придуманной байки - т. н. "Протоколах сионских мудрецов".
Мы уже поговорили о непростом времени, предшествовавшем появлению сего текста. Слегка коснулись специфики "нового, политического антисемитизма" конца XIX века... Выяснили, каких таких заговоров и новых разрушающих веяний боялись в то время. И, как вишенка на десерте - просто узнали кое что интересное о том, кто вроде как бы, мог бы написать (но вроде, как и не написал) сей дивный документ.
Осталось сказать всего пару слов. В следующей серии мы поговорим о том, благодаря кому сия прелесссть родилась таки на свет, а сегодня - пара слов об авторе, чье творение легло в основу "Протоколов". О невольном отце одного из главных еврейских мифов XX века, Морисе Жоли.
Пристегнули ремни, запаслись иронией... Ну... Поехали!
Главный герой собственной персоной. Если б он знал...
Стоит сразу отметить - как положено приличному историческому персонажу, замешанному в большой мифологии, наш Морис донельзя загадочен.
Фактически, во многом (если почти не во всем) в истории жизни Жоли мы вынуждены доверять его автобиографии со скромным названием «Морис Жоли, его жизнь и его программа».
В общем и целом можно сказать, что в отличие от помянутого в прошлой серии Ильи Фаддеевича Циона, жизнь его была не то, чтобы богата на события. Родившийся в 1829 году в небогатой семье, начавший изучать юриспруденцию, но бросивший это неблагодарное занятие, в 20 лет он едет в Париж, чтобы сделать там феерическую карьеру клерка. Спустя каких-то жалких десять лет он таки получает диплом юриста и вступает в парижскую коллегию адвокатов. Блестящая карьера, не так ли?
Ну, если отбросить сарказм - стоит напомнить, что в первой половине XIX века юридическое сословие это довольно привилегированная каста (да, толп выпускников с дипломом тогда не водилось), да и 30 лет по тем временам не то, чтобы глубокая старость, но возраст когда большинство уже точно упускало свои перспективы. Так что целеустремленности Мориса стоит позавидовать.
Оноре де напоминает - тридцать лет это вам не шутка. Да-да, напоминаем, именно столько было "бальзаковской женщине"...
К сожалению, значительной карьеры на политическом поприще сделать не получилось. Зато, как положено интеллигенту, Морис начинает писать. Вначале безобидные литературные наброски про коллег, ну а после... Как говорится, начал играть в орлянку и покатился.
Напомним, времена во Франции непростые (опять). У власти - Наполеон III, начинавший как демократически избранный президент молодой Республики, с весьма популистскими "народными амбициями", но как-то очень быстро вспомнивший про дядюшку (того самого первого, ага) и немножко устроивший госпереворот. С до боли знакомыми нынешнему обывателю лозунгами.
Наполеон III провозглашает преобразование Второй республики во Вторую Империю. Во имя Высшего блага, разумеется...
В общем, Луи не понравился Морису - и тот обратил свое дерзкое перо против нового спасителя нации. Вначале в виде не дошедшего до наших дней труда под названием "Сезар", а после...
Да, после был тот самый "Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье", печально известный нашему читателю в виде ремейка под названием "Протоколы сионских мудрецов". Для доказательства очевидного родства данных текстов отнюдь не нужны документы Бернского процесса - достаточно просто посмотреть в оба текста. Плагиат, конечно, не столь топорный, как у "Плана Даллеса" по отношению к "Вечному зову" Анатолия Иванова, но очевидный.
Тема эта разобрана уже кучу раз, да и начинали мы разговор не об этом. Интересно сказать пару слов о первоисточнике.
В первую очередь, отметим, что Жоли обратился к весьма популярному литературному штампу - разговору мертвых. В большинстве популярных публикаций поминают по этому поводу ажно Лукиана (был такой древнеримский мужик) и некоего Фонтенеля, французского публициста 18 века. Нам же лично припоминается "Божественная Комедия", где один флорентиец не отказал себе в удовольствии приложить кучу своих политических противников в самые бездны ада, ведя при этом с ними глубокомысленные диалоги. Да-да, товарищ Данте написал остроактуальную политическую сатиру (в том числе) - вы еще считаете, что там только о вечном, да об ангелах?
За подобные шутки, Божественный Алигьери смотрит на нас с Мыськой как на гвельфов!
Так что стоит отметить, что произведение сие - вполне себе мейнстрим. Более того, в качестве отрицательного персонажа и проводника злых идей, Жоли выбрал Макиавелли - тогда, да и сейчас во многом, "картонного исторического злодея", символ реакции и вообще сторонника "сильной руки".
Разумеется, под рукой Мориса, Николо предстает этаким "циничным управленцем", не верящим в народное мнение и свято верящим в силу манипуляций.
Главный секрет искусства управлять состоит в ослаблении общественного духа до такой степени, чтобы его больше вообще не интересовали идеи и принципы, на основе которых вершатся революции. Во все времена и люди, и народы были падки на слова. Им почти всегда хватает видимости. Больше они ничего не желают. Поэтому можно создать соответствующие потребностям институты, приспособленные к способу выражения и ходу мысли, которые в свою очередь ориентированы на потребность. Нужно обладать талантом, усваивать свободолюбивые речи всех партий, которые они используют в борьбе с правительством. Нужно накормить ими народы до пресыщения. Сегодня так часто говорят о власти общественного мнения. Я покажу вам, как можно заставить это общественное мнение говорить все, что захочешь, если познать скрытые пружины этой власти.
Стоит отметить, что и Монтескье (ну, не зря же он в аду оказался), тоже местами выглядит так себе. Этаким общеболтальным дурачком. Впрочем, для политического памфлета это неудивительно, нельзя оттенять все оттенки черного...
При этом, уровень "тонкости" сатиры таков, что сериал "Южный парк" по сравнению с этим - должен встать на одну полку со Свифтом и Рабле.
Монтескье
В самом деле, время выбрано удачно. В результате вашего государственного переворота страна еще потрясена террором. Что же касается вашей конституции, вам нет запретов: в любом случае вы можете делать все, что заблагорассудится. Что до ваших указов, так они не нуждаются в одобрении: вы ведь ничего не просите, а все берете сами.
Макиавелли
А вы быстро вынесли приговор!
Монтескье
Все же он не так скор, как ваши деяния. С этим вы должны согласиться. Несмотря на вашу сильную руку и тщательно выбранное время, я, сознаюсь, едва могу поверить, что страна не поднимется, если вы решитесь и на второй переворот, который задумали.
Макиавелли
Страна весьма охотно закроет на него глаза; при том положении вещей, на которое я рассчитываю, ее уже утомили смуты; она жаждет покоя так же, как песок пустыни жаждет ливня, следующего за ураганом.
В общем и в целом, довольно забавно, что более чем кондовый сам по себе текст "Протоколов" основан на таком же прямолинейном пасквиле, ассоциации в котором не мог бы узнать только ленивый. Впрочем, справедливости ради.
Текст "Макиавелли и Монтескье" таки не лишен некоей изящности мысли и даже юмора (который напрочь отсутствует в переработке). По крайней мере, мы с Мыськой в свое время не без удовольствия перечитали - и все с тем же удовольствием обращались к нему в поиске цитат. Если есть желание почитать живое литературное свидетельство эпохи, пожалуй, рекомендуем.
Ах да. Пытливому читателю, пожалуй, захочется узнать про судьбу автора. Увы, все грустно. "Диалог" так и остался главным (если бы он знал, насколько!) деянием его жизни. После череды арестов, изъятий книги и совершенно неудачной политической карьеры, он стал масоном и застрелился в 1878 году. Такие дела...
Тут любят резюме. Попробуем. Классическая иллюстрация к состоятельности заговора в том, что "один из самых зловещих документов XX века" - ремейк довольно средненького и совершенно повесточного памфлета (никому кроме узких специалистов не нужного) адвоката XIX века. Что, в общем, характерно для большинства подобных историй.
А мы с Мыськой прощаемся. В следующей серии - финал! Оставайтесь на светлой стороне, любите историю и читайте книги! И да, не устраивайте геноцид, это плохо, понятненько!