Серия «Про вокал»

Вокал и всё о нем
Серия Про вокал

В помощь любителям вокала

Распевки и много важной инфы

Доброго дня!

Поболтаем чуть о трудностях, которые подстерегают практикующих вокал, а затем попоём немного.

Довольно часто слышу от практикующих вокал жалобы на то, что, дескать, петь пою, а понимания того, хорошо ли - плохо ли, нет. Это и вправду неприятный момент, даже если слухом вы не обделены. А всё вот почему:

Ухо человеческое устроено так, что ваш звук внутри вас звучит совершенно не так, как его слышат окружающие. Нет, похоже конечно, но есть масса нюансов. И важным делом обычно становится развитие понимания того, а как вы звучите на самом деле?

Доходит до комичного. Звук, который нравится лично вам, когда вы поёте, может быть расценен вашим педагогом как совершенно неправильный. И наоборот, ужасный на ваш взгляд звук может быть именно тем, которым на самом деле нужно петь. Вот и как тут быть? Давайте по порядку.

План-капкан:

  1. Чтобы получить реальное понимание о положении вещей нужен педагог. Даже если вы наотрез не хотите заниматься с педагогом, то сходите чисто на раз. Просто получить отзывы и критические замечания о вашем голосе и пустить их на пользу, а не мимо ушей.

  2. Нет возможности с педагогом (это в 2024 то году то, лол). Ну, пускай. Тут вам может помочь отличная запись на диктофон и попытка поделиться ей с единомышленниками. А лучше - с профессионалами. Чтобы они своим ухом грамотным послушали и подкорректировали вас.

  3. Комната с эхом. Да, эхо это хороший инструмент, дабы услышать себя "настоящего". Лет 150 назад, до звукозаписи, так и тренировались - пели в арках, в колодцы, тем самым проверяя себя.

  4. "Ушки на макушке". Отличный приём, позволяющий услышать себя. Нужно вот что:

    а. Прикладываете ладошки к голове, прикрывая уши.

    б. Ладошки должны практически полностью закрыть уши, оставив лишь небольшой зазор в районе затылка, сзади, чтобы условно "хорошо слышать то, что происходит сзади вас. Тем самым вы будете слушать не свой голос, а лишь его отзвук от стен. То, что надо.

    г. Поёте простые и короткие вещи, желательно распевки, медленно. Внимательно прислушиваетесь к тому, что получается. Затем пробуете без "ушек". Затем снова с ними. Анализируете. Исправляете.

Распевки для такой практики можно найти вот здесь. Самый сок в том, что на этих распевках просто невозможно спеть неправильно. Тем они и хороши, специально подбирал.

Идём далее.

Скинуть свои записи на оценку единомышленникам и профессионалам тоже возможно. Я создал форум, дабы оказывать поддержку умельцам или начинающим. Где советом, где словом, иногда даже крепким) Попросить совета можете в разделе "Вокальная помощь" или "Оцените вокал". Я бы и тут организовал что то подобное, но увы Пикабу таким функционалом не обладает.

https://t.me/MorozovOperaChat

Всем крепкого голоса и упорства!

Ваш MorozovOpera

Показать полностью 1
Вокал и всё о нем
Серия Про вокал

Дыхание - залог красоты вокала и речи

Голос человека есть духовой инструмент, об этом говорят и музыканты, и физики-акустики и доктора. В духовом инструменте главное что? Верно, воздух. Дыхание, если проще. Об этом сегодня и поговорим.

  1. Как это работает?

    А так же, как меха у кузнеца. Лёгкие - мешок, рёбра - палки. Мешок сам по себе безволен, палки же в свою очередь сжимают и разжимают мешок, вдыхая и выдыхая. Есть ещё диафрагма - мышца такая, под "мешком", которая, как и рёбра, отвечает за приведение в движение системы. Главная задача этого механизма - пополнее наполнить лёгкие воздухом и расходовать оный поменьше, чтоб запас всегда был. Над "мехами" находится воздуховод в виде трахеи и голосовые складки после него. Это то, где рождается звук. Проходя между двух тоненьких полосок кожи, которые мы называем голосовыми складками, воздух раздает звук путём колебания этих самых складок. Да, потом звук усиливается в глотке, рте и других резонаторах, но мы сейчас не об этом.

Дыхание - залог красоты вокала и речи Голос, Музыка, Тренировка, Пение, Звук, Вокал, Видео, YouTube, Длиннопост

Сама система наглядно

2. Контроль выдоха = красота голоса.

Как мы выяснили, дыхание приводит голос в действие. Это своеобразный дизель для нашего звукового агрегата. Однако настройка всей системы весьма тонкая, принцип "больше-лучше" тут не работает. Если подать слишком много дыхания на голосовые складки - они излишне разомкнутся и голос потеряет краску и сок. Слишком мало - будет слабый и через чур резкий. Как быть?

Настроить систему помогают определенные техники, вот например:

Берёте бутылку с водой, заполненную на 4/5 и коктейльную трубочку. Опускаете трубочку внутрь, глубоко, а затем вдыхаете помощнее и спускаете полностью без остатка весь воздух в бутылку, через трубочку. Это на 100% описывает принцип работы певческого и дикторского дыхания. Можете брать на вооружение и практиковать. Через неделю удивитесь эффекту.

3. Готовность к работе.

Не секрет, что профессиональные атлеты имеют более накаченные и более контролируемые мышцы, нежели обыватели. Не только сила, но и техника позволяет штангистам брать веса. С вокалом дела обстоят аналогично, для красивого голоса мышцы должны быть ГОТОВЫ. Определить готовность вашего аппарата несложно, есть отличное упражнение:

  1. Садитесь на стул, спина прямо. Открываете рот и касаетесь кончиком языка твердого нёба. Делаете 22 громких и резких вдоха "по собачьи".

  2. Делаете то же самое, только теперь язык полностью высунут наружу, в идеале - достаёт кончиком подбородка. Такие же резкие 22 вдоха/выдоха.

  3. После этого сразу же набираете полную грудь воздуха и задерживаете дыхание. Задержали на минуту - ну такое себе. На полторы - отличная работа. 2 и более - вы готовы к постановке голоса.

Для чистоты эксперимента прикладываю видео, там всё наглядно показал как делать.

В следующий раз поговорим на более продвинутые темы, вроде вокальной позиции и т.д.

Всем хороших выходных!

Показать полностью 1 1
Вокал и всё о нем
Серия Про вокал

Главная загадка вокала и залог успеха для певца

(Или как раскрыть силу и звучание голоса без подзвучки)

Всем привет.

То, о чём сегодня я поведу речь не кликбейт и отнюдь не громкий заголовок. Тема эта мучает ум абсолютно каждого вокалиста и тот, кто способен постичь тему и отработать на практике становится подобен Паваротти или Шаляпину.

Вокальная позиция!

Это если сформулировать в двух словах. На практике это означает такую конфигурацию положений тела, языка, рта, гортани, губ и т.д. при которой голос звучит максимально ярко, звонко, приятно уху, мощно, бархатисто в то же время и не фальшиво, что важно. Важно не только положение, но и характер материала. Если мышцы слишком расслабленные или слишком жесткие - звук не получится такой, как надо.

Что есть эталон, которым меряется такой "идеальный" звук? Ухо человека создано природой таким образом, что наиболее выгодно воспринимает звуки определенной конфигурации. Говорят ещё - мурашки по коже пошли от пения. Это восходит к разговору о певческих формантах, резонаторах и т.д. https://ru.wikipedia.org/wiki/Форманта

Резонаторы тут играют главную роль. Это такие полости и пустоты в нашем теле, заполненные газом или жидкостью, которые усиливают звук голосовых складок аки дека гитары усиливает звук струны. Сами по себе голосовые "связки" - это две ниточки кожи, которые еле слышно терплются на потоке воздуха из легких. Далее, этот еле слышный звук усиливается полостями глотки, грушевидными синусами, ртом, носоглоткой и, конечно же, "маской". Для задротов - прошу заглянуть сюда, в атлас "голоса" : https://t.me/MorozovOperaBesplatnoe/23

"Маска" - это участок головы и лба, вокруг глаз приблизительно, где много черепных полостей, помогающих нам усиливать звучание звука и предавать ему звонкости. Умение "посылать" звук в эту область и ощущать вибрацию при пении этими частями тела - есть пение "в резонатор". Постоянное ощущение звука в "резонаторах" и умение удерживать его там на протяжении всего спетого произведения мы называем управлением "полетностью" звука, ибо такой звук максимально яркий, звучный и красивый. Есть и подводные камни тут, но об этом ниже.

Главная загадка вокала и залог успеха для певца Вокал, Пение, Голос, Звук, Певцы, Опера и оперные театры, Вокалисты, Видео, YouTube, Длиннопост

(Ещё больше откровений - по ссылкам в посте)

Как это всё использовать?

Теперь от чисто технических сведений перейдём к прикладным. Те певцы и артисты разговорного жанра (дикторы, актеры озвучки), которые смогли когда то поймать ощущение и звук "в маске", сделав его полётным, звонким и научились удержать его, теперь могут поражать вас возможностями голоса. Иными словами - иметь мощнейший и красивейший звук, который поражает наповал. Я таким звуком всегда клянчил зачёты в универе. У женщин-педагогов не было ни единого шанса отправить меня на пересдачу.

Главная загадка нашего голосового предприятия состоит в том, чтобы "поймать" этот звук и эти ощущения, а дальше отработать до автоматизма. То есть условно, чтобы овладеть данным приёмом нужно как бы "изменить" голос. А потом привыкнуть к тому, что он у вас всегда теперь такой "измененный". Это примерно как люди учатся говорить Джигурдой, а потом уже не могут перестать так говорить и у них начинает расти рыжая грива, борода и татухи с коловратами по телу образовываются.

Сложность в том, (для тех, кто ещё не вьехал), что ощущения эти еле заметные, и для их достижения требуется максимальный контроль и подвижность голосового аппарата.

Подводные камни тут самые разные:

  1. Певец слышит сам себя не так, как его слышат другие. Проблема адекватной оценки.

  2. Данный звук очень легко становится резким и назойливым, отмерить этого приёма, чтобы было ровно и достаточно - очень непросто.

  3. Недостаточная тренированность аппарата. Мышцы голосового аппарата должны быть эластичны, управляемы и готовы к работе. Если вы не можете правильно расположить язык во рту банально при речи/пении, то ни о каком пении "в позиции" можете и не мечтать. Сюда же восходят проблемы в зажимами, фифектами речи, врождёнными приколами тела и т.д.

  4. Очень легко потерять ощущение и правильный звук, ибо это слишком тонкое чувство.

  5. В любом новом помещении/пространстве певец слышит себя по-разному, ибо меняются акустические условия и, как следствие, ощущения звука. Умение не реагировать на звук и и петь чисто на мышечных ощущениях, т.е. "по приборам" - есть высшее вокальное достижение.

Есть ещё не мало факторов, которые сильно мешают на пути к эталонному звучанию у певца. Поэтому муки творческого поиска (а это реально муки) сопровождают каждого адекватного исполнителя всю свою жизнь.

Увы, без примеров ничего понять невозможно.

Поэтому сами примеры и доп. рецепты вокального счастья я записал для вас наглядно:

Всем "полётного" звука и идеальной "вокальной позиции".

Ваш MorozovOpera

Показать полностью 1 1
Вокал и всё о нем
Серия Про вокал

Типы певческих голосов

(с примерами)

Всем привет!

В моей практике, как певца и педагога, основным вопросом всегда является вопрос: "А какой у меня голос?", "А как голос определить?" и т.д. Певческая самоидентификация такая себе. Ответить на этот вопрос можно не всегда, ибо голос должен мало-мальски звучать и попадать в ноты при этом, чтобы вынести вердикт. И уж тем более невозможно ответить на этот вопрос всем, ибо определение типа голоса - максимально деликатная тема, к которой даже именитые педагоги могут подходить лишь после пары месяцев преподавания ученику.

Нет, так конечно не всегда бывает, и иногда можно сказать сразу, что у человека за голос, с определенной долей уверенности, однако сложность и частота задавания данного вопроса от этого никуда не деваются.

Самыми распространенными голосами являются Баритоны у мужчин, и сопрано у женщин соответственно. Самыми редкими - бас и контральто. Стоп, погадите. Что всё это значит? Какое контральто? Какой именно бас? Профундо, октавист? Или быть может бас-буффо?

Серьезно, определить какой конкретно перед вами голос - задачка не из легких. Подтипов таких голосов - масса, все они отличаются не только по высоте, но и по окраске, стилю. Найти себя и свой голос в вокале - самая главная задачка.

Так как на пальцах такую сложную тему обьяснить можно едва ли, я сделал гигантское видео, с примерами и обьяснениями, удобно разбитое по всем возможным типам голосов. Вот.

Кто читает меня давно, скорее всего знает, что видео это давно ждали и я давно собирался выложить. Так вот, свершилось! Приятного просмотра))

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!