Серия «''Плавание обреченных''»

«Плавание обреченных»: История Зиллы Курш, самой маленькой пассажирки «Сент-Луиса»

Приход к власти нацистов в 1933-м году ознаменовал собой начало одного из страшных периодов XX века, символами которых стали концентрационные лагеря, взрывы крылатых ракет, геноцид и смерти миллионов людей. И первой последствия нацисткой идеологии ощутила сама Германия, где начались массовые преследования неугодных режиму немецких граждан, одним из пунктов которого стали гонения евреев. В нашей статье «Плавание обреченных»: Истории пассажиров «Сент-Луиса» мы рассказывали вам о том, что не только нацизм, но и человеческое равнодушие стали причиной многочисленных жертв, которых можно было избежать, вспомнив не только хронологию печально известного рейса, но и истории нескольких семей, одной из глав жизни которых стал маршрут из Гамбурга в Гавану. Сегодня мы вспомним еще одну такую историю - нашей сегодняшней героиней станет женщина, которая в силу своего возраста не могла помнить подробностей своего пребывания на океаническом лайнере. Ее зовут Зилла Курш и она - самая молодая из пассажиров «Сент-Луиса».

«Плавание обреченных»: История Зиллы Курш, самой маленькой пассажирки «Сент-Луиса» История (наука), Познавательно, Факты, США, Европа, Третий рейх, Научпоп, Евреи, Нацизм, Длиннопост

Одна из известнейших фотографий, ставших свидетельством печально известного «плавания обреченных». В правом углу вы можете увидеть мать, держащую на руках маленькую девочку - эта девочка и есть героиня нашего рассказа.

Зилла Дрезел родилась через неделю после событий 9-10 ноября, вошедших в историю как «ночь разбитых витрин» или «хрустальная ночь». Позже ее мать Рут будет вспоминать руины магазина модистки ее тёти, а также то, как ее муж Ричард и его брат Альфред в это же время скрывались от преследования нацистов, устроивших облавы на евреев мужского пола. Решение навсегда покинуть Германию могло бы стать для этой семьи единственным спасением, тем более, что члены семьи Дрезел - мать и младшие братья Ричарда и Альфреда уже благополучно жили в Бразилии.

Судьба дала им такой шанс в мае 1939-го года - тогда, 13 мая 1939-го, Ричард, Рут, Альфред и Зилла поднялись на борт корабля «Сент-Луис», следовавшего из Гамбурга на Кубу. Зилла стала самой маленькой из пассажиров лайнера - в день, когда ее семья навсегда покинула Гамбург, Зилле было всего шесть месяцев. Спустя годы мы можем заметить ее на фотографиях среди других пассажиров - маленькую девочку, одетую в белое платье.

Как вы можете помнить, «Сент-Луис» благополучно прибыл в порт Гаваны, однако правительство Кубы разрешило сойти лишь 29-ти из 927-ми пассажиров лайнера. Отчаявшись, Ричард Дрезел нацарапал записку следующего содержания: «Пожалуйста, помогите мне, президент Брю, или мы погибнем», после чего засунул ее в бутылку и выбросил за борт. Конечно, занимавший пост президента Кубы (1936-1940 г.) Федерико Ларедо-Брю никогда не видел этой записки, однако спустя годы, в 2003-м она была обнаружена на распродаже автомобильных багажников в Бате (Bath), вложенная в экземпляр книги о событиях на борту «Сент-Луиса». Спустя время записка была возвращена Зилле, а после ее содержание стало известно и всему остальному миру.

«Плавание обреченных»: История Зиллы Курш, самой маленькой пассажирки «Сент-Луиса» История (наука), Познавательно, Факты, США, Европа, Третий рейх, Научпоп, Евреи, Нацизм, Длиннопост

Записка, написанная Ричардом Дрезелем и выброшенная за борт в бутылке. В ней говорится: “Пожалуйста, помогите мне, президент Брю, или мы погибнем”

Следующие несколько дней после отбытия из гавани Гаваны «Сент-Луис» курсировал вдоль восточного побережья Северной Америки в поисках безопасной гавани, однако, как мы помним, не нашлось страны, готовой принять бежавшей от неминуемой гибели еврейских беженцев - даже либеральное правительство Уильяма Лайона Маккензи, тогдашнего премьер-министра Канады, отказало кораблю. Спустя 80 лет извинения за решения своего правительства принесет действующий премьер-министр страны Джастин Трюдо, заключив также, что «Адольф Гитлер не решал судьбу пассажиров из Сент-Луиса или евреев Европы в одиночку».

«Нет никаких сомнений в том, что наше молчание позволило нацистам найти собственное «окончательное решение» так называемой «еврейской проблемы». Питать такую ненависть и безразличие к беженцам означало разделить моральную ответственность за их смерть»
(Из выступления Джастина Трюдо в канадском парламенте в 80-ю годовщину событий «Хрустальной ночи», 2018 г.

Позже около половины пассажиров были приняты Великобританией, Нидерландами, Францией и Бельгией. По словам Зиллы Курш, приводящей воспоминания ее матери Рут, после отказа в разрешении на высадку в Канаде, всех пассажиров позвали в каюту, ознакомив их со списком, находящимся у судового казначея. В нем были имена пассажиров и указание страны, готовой их принять. Членов ее семьи не было в списке, однако Дрезелам все же был предоставлен шанс самим определять свою судьбу. Когда Ричарда Дрезела, отца шестимесячной Зиллы, спросили, где бы он хотел поселиться, отец семейства выбрал Великобританию.

«Хотя он знал, что его брат (также находившийся на борту) направляется во Францию, он хотел приехать в Англию. Он знал, что это самый надежный способ обезопасить свою семью»

Это обстоятельство, по словам Зиллы, стало редкой удачей, позволившей ее семье спастись. Ведь многие из тех, кто высадился в континентальной Европе, позже были схвачены и отправлены в концентрационные лагеря. Не обошла трагичная участь и дядю Зиллы, Альфреда Дрезела - во Франции он был схвачен нацистами, после чего оказался в «Освенциме», где и закончилась его жизнь.

«Как и в случае со многими беженцами и людьми, пережившими ужасные времена, мои родители очень неохотно говорили со мной (о «Сент-Луисе»). На большинство задаваемых вопросов не было ответов»
(Зилла Курш, самая молодая из пассажиров «Сент-Луиса»)

Что же касается Зиллы и ее семьи, то они благополучно высадились в одном из английских портов. Документальное подтверждение этому - бережно хранимая миссис Курш вырезка из выпуска газеты «Daily Mail» от 22 июня 1939 года. Заголовок на передовице знаменитого издания гласил: «Наконец-то беженцы добрались до Лондона».

«Плавание обреченных»: История Зиллы Курш, самой маленькой пассажирки «Сент-Луиса» История (наука), Познавательно, Факты, США, Европа, Третий рейх, Научпоп, Евреи, Нацизм, Длиннопост

Та самая фотография 6-месячной Зиллы Дрезел со своими родителями, Ричардом и Рут (Июнь, 1939 г.)

Как уже не раз было сказано выше, события 1939-го года Зилла Курш, которой в 2018-м году исполнилось 80 лет, не помнит в силу своего возраста, а потому знакома с ними лишь по рассказам ее родителей, посвятивших девочку в подробности этой истории уже в подростковом возрасте. Из интервью, данном женщиной канадскому изданию «CBC», мы также узнаем, что во время событий «хрустальной ночи» и рождения Зиллы семья Дрезел жила в Бреслау (совр. Вроцлав, Польша), а ее отец Ричард зарабатывал на жизнь торговлей тканями. Он вместе с матерью Зиллы Рут смогли обеспечить девочке счастливое детство вдали от ужасов нацизма, однако мисс Курш, вспоминая рассказы родителей, чувствует свое родство не только с судьбой пассажиров «Сент-Луиса», но и с историями современных беженцев, вспоминая, как повезло ее семье.

«Плавание обреченных»: История Зиллы Курш, самой маленькой пассажирки «Сент-Луиса» История (наука), Познавательно, Факты, США, Европа, Третий рейх, Научпоп, Евреи, Нацизм, Длиннопост

Зилла со своими родителями Ричардом и Рут Дрезел

«Чтобы проехать тысячи миль с маленькими детьми, чтобы они могли получить образование и не жить в страхе, вы, должно быть, отчаянно хотите это сделать. Люди говорят, что это не то же самое, что наша ситуация, но в некоторых местах люди спасаются от преследований. Очень печально, что мы, как народ, не учимся быть более терпимыми и принимающими»

Сегодня в Англии живет уже четвертое поколение семьи Дрезел. Сама героиня нашего материала поселилась в Ньюкасле и, как и ее отец, благодарна Англии за спасение своей семьи. Однако далеко не всем повезло также, как Зилле - 254 пассажира «Сент-Луиса» позже погибли в концентрационных лагерях или лагерях для интернированных, не получив шанса на спасения. Как мы помним, не обошли страшные свидетельства ужасов нацистского режима и ее семью, пусть и сама она вместе со своими родителями нашла свою новую родину в Великобритании. «Мой отец всегда говорил относиться к этой стране как к хозяину, ведь ты гость в их доме. Он был так благодарен Англии. Одним из самых гордых дней в его жизни был день, когда он получил британское гражданство. Он так гордился этим листком бумаги, я не могу вам передать»

«Плавание обреченных»: История Зиллы Курш, самой маленькой пассажирки «Сент-Луиса» История (наука), Познавательно, Факты, США, Европа, Третий рейх, Научпоп, Евреи, Нацизм, Длиннопост

Зилла Курш и ее дочь Даниэль держат мемориальные камни в память о членах их семьи, погибших во время Холокоста

С вами же был Бородатый Горец, благодарю за прочтение. С другими нашими статьями, видеороликами и другими интересными публикациями вы также можете познакомиться в нашей группе «Бородатый Бард» Вконтакте, а также здесь - на Пикабу. Среди таких материалов, например, уже упомянутая выше статья «Плавание обреченных»: Истории пассажиров «Сент-Луиса» или же публикация «Заключенный №56 форта Бреендонк», посвященная жизни бельгийского художника Жака Оша, прошедшего через ужасы концентрационных лагерей.

Показать полностью 5

«Плавание обреченных»: Судьба пассажиров «Сент-Луиса»

13 мая 1939 года из порта Гамбурга вышел круизный лайнер "Сент-Луис", среди пассажиров которого находилось 937 еврейских беженцев, бежавших от нацистского преследования. Чуть больше месяца спустя капитан судна Густав Шредер вернется в Гамбург, после чего больше никогда не возьмется за штурвал, а более девятиста его пассажиров, достигнув конечной точки маршрута, обнаружат, что на американском континенте их совсем не ждут.

Познакомиться с судьбой "Сент-Луиса" и тех, кто находился на борту, мы предлагаем через истории семи пассажиров судна и их семей, однажды оказавшихся на палубе печально известного ныне корабля. Биографии этих людей стали частью одного из самых трагичных эпизодов XX века, показавшим настоящее лицо цивилизованного западного мира, ответственного за сотни человеческих жертв, которых можно было избежать.

«Плавание обреченных»: Судьба пассажиров «Сент-Луиса» Историческое фото, Факты, Европа, Третий рейх, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Научпоп

В первой части материала мы поговорили о том, как начиналось плавание круизного лайнера "Сент-Луис", а также познакомились с несколькими из его пассажиров, большинству из которых было суждено вернуться в Европу. Сегодня мы расскажем вам о том, чем закончилась эта история и как сложилась жизнь семей Селигманн, Блюменштейн, Херманн, Дингфельдер, Грёве и Финк, покинувших Германию в мае 1939-го, но вскоре возвратившихся назад.

Первого сентября 1939 года войска нацистской Германии пересекают границу Польши, начинается Вторая мировая война. Спустя девять месяцев, в мае 1940-го нацистские войска вторгаются в Западную Европу, таким образом еврейские беженцы, которые нашли убежище во Франции и Нидерландах, снова оказались в опасности, равно как и другие евреи, не сумевшие покинуть оккупированную Германией территорию. Однако опасность представляли из себя не только немцы, но и руководство государств, ранее принявших на своей территории бывших пассажиров «Сент-Луиса» - Франции, Бельгии и Голландии. Тысячи еврейских беженцев, десятки из которых не так давно сошли с немецкого круизного лайнера, были интернированы в лагеря.

Через некоторое время после того, как Франция объявила войну Третьему Рейху, Юлиус Херманн был арестован французской полицией, а затем отправлен в лагерь Сен-Сиприен, располагающийся недалеко от испанской границы. Там бывший торговец текстилем встретил около пятидесяти бывших пассажиров «Сент-Луиса», со многими из которых был знаком со времен рейса Гамбург - Гавана.

«Я месяцами ничего не слышал ни от одного из моих зятьев, ни от моей сестры. Я прошу вас сказать им, чтобы они прислали мне немного денег. Я написал своей жене и дочери через Швейцарию и жду ответа от них в любое время. Эти условия почти невыносимы. Никто не знает, как и когда он воссоединится со своей семьей. Нас 10 человек из Ле-Мана и 6 из группы Лаваль. Из бельгийской группы здесь также находятся 50 мужчин, которые заперты; они были перемещены перед вторжением как вражеские иностранцы.


Когда читаешь и слышишь более ранние описания путешествий из лагерей для военнопленных и т.д. о тамошних условиях, воспринимаешь все это как невозможное. Теперь, когда человек должен испытать это на себе, необходимо задать вопрос, как это могло произойти в 20 веке? Мы не можем позвать на помощь в достаточной степени, но те, кто прошел через это и ознакомился с ситуацией, знают, что единственное, что мы можем потерять, - это наше здоровье, иначе ничего не останется.»
(Из письма Юлиуса Херманна, написанного в лагере для интернированных Сен-Сиприен, Восточные Пиренеи)

Похожая судьба ждала и бывшего торговца скотом Зигфрида Селигманна, арестованного после немецкого вторжения в Европу бельгийской полицией, которая, как и в случае с Херманном, видела в беженце «вражеского иностранца». Он также был отправлен во Францию, где был помещен в концентрационный лагерь Ле Милль, располагавшийся в здании фабрики по производству керамической плитки. Его жена Альма и дочь Урсула, бежавшие во Францию в попытке найти Зигфрида, были арестованы во французской столице, а после интернированы в лагерь Гур на юго-западе страны.

Обосновавшаяся в Булонь-Сюр-Мер семья Грёве вскоре после прибытия на французскую землю была разлучена - 15-летний Людвиг вместе со своей сестрой 11-летней Эвелин Грёве поселились в общежитиях. В июне 1940 года он был вынужден бежать вместе с детьми в Монтинтин, недалеко от французского Лиможа. В первые годы ему, равно как и его семье, удалось избежать депортации и ареста. Но к семье Финк судьба была менее благосклонна - вскоре после того, как чета Финк вместе с сыном Михаэлем, отметившем на борту свое пятилетие, покинула «Сент-Луис» в г.Антверпене, семья была арестована и отправлена в концентрационный лагерь Вестерборк, где провела большую часть Второй мировой войны.

Михаэль Финк и его родители Манфред и Герта в лагере для интернированных в Вестерборке (1941-1944)

«Плавание обреченных»: Судьба пассажиров «Сент-Луиса» Историческое фото, Факты, Европа, Третий рейх, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Научпоп

Что касается судьбы Франца Блюменштейна и его семьи, то после высадки в Антверпене семья обосновалась в Амстердаме, где вошли в состав еврейской общины, а сам Франц отправился в Доминикану, где присоединился к еврейской сельскохозяйственной колонии в Сосуа, а также получил выездные визы для жены и сына. Однако на сей раз планы семьи разрушает война - Эльза и Хайнц (жена и сын), а вместе с ними и мать Франца Регина не смогли получить разрешение на выезд из Нидерландов, находящихся в тот момент под немецкой оккупацией. В разгар депортаций мать Франца Блюменштейна спрятала юного Хайнца в шкаф от полиции, арестовавшей бабушку 5-летнего ребенка - ему вместе с мамой удалось сбежать в северную Голландию, где сопротивление предоставило им безопасное убежище. Регина Блюменштейн была интернирована в Вестерборк, где уже находилась семья Вальтера Грёве и куда в октябре 1942-го года был доставлен 18-летний Руди Дингфельдер - его семья также пострадала от депортации. Родители Руди Леопольд и Йоханна Дингфельдеры вскоре были направлены в Освенцим, где и закончился их жизненный путь.

Регина и Хайнц Блюменштейны (бабушка и внук)

«Плавание обреченных»: Судьба пассажиров «Сент-Луиса» Историческое фото, Факты, Европа, Третий рейх, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Научпоп

Там же, в Освенциме, оборвалась жизнь Юлиуса Херманна, прошедшего заключение в концентрационных лагерях Гур, Ле Милль и Дранси (Париж), прежде чем 14 августа 1942 года Юлиус Херманн не был отправлен в Польшу, где и погиб. Его жена Грета и дочь Хильда были арестованы 11 декабря 1941-го, а после отправлены в Рижского гетто, где, вероятно, были убиты, так и не увидев Юлиуса после его отплытия из Гамбурга.

В числе же тех, кому все-таки посчастливилось покинуть Европу, оказалась семья Селигманн, получившая необходимые документы для выезда и, соответственно, покинувших места своего заключения - лагеря для интернированных Ле Милль и Гур. Уже осенью Зигфрид Селигманн воссоединился с женой и дочерью в Марселе, откуда семья последовала в Лиссабон, а затем в Соединенные штаты Америки, прибыв в страну за несколько дней до нападения на Перл-Харбор. Они обосновались в Вашингтоне, где вскоре воссоединились с Эльзой, которой удалось самостоятельно покинуть Германию.

Французские транзитные визы членов семьи Селигманн. Чтобы эмигрировать из Франции в Соединенные Штаты, беженцы должны были получить разрешение на въезд у американского консула в Марселе, французскую выездную визу, а также транзитные визы в Португалию и Испанию. Селигманны были одними из счастливчиков, получивших все разрешения и печати для прибытия в Лиссабон и отплытия из него.

«Плавание обреченных»: Судьба пассажиров «Сент-Луиса» Историческое фото, Факты, Европа, Третий рейх, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Научпоп

P.S.О том, как сложилась судьба Эльзы Селигманн, известными фактами биографии которой являются только ее присутствие на борту «Сент-Луиса» и воссоединение с семьей в Вашингтоне, увы, неизвестно (зато в архиве ее отца сохранились даже сертификаты о прививках). Это для внимательных читателей, заметивших, что одна из сестер вдруг исчезла из рассказа.

Тем временем в северной Голландии, куда в 1942-м году прибыли Эльза и Хайнц Блюменштейны, Йоханнес и Сьюкье Дейкстра из небольшой деревушки Рауверд берут 5-летнего сына Франца Блюментшейна в свою семью, дав ему вымышленное имя Ханс Баккер. Его мать, Эльза, живет отдельно, однако менее чем через год нацисты обнаруживают ее убежище, а после ареста 24 сентября 1943 г. отправляют в Освенцим, где та погибает. Считается, что скрывавшая от нацистов Эльза была обнаружена из-за сумочки, которую та обронила недалеко от своего укрытия.

Незадолго до этого 17-летний Людвиг Грёве, сбежавший на юго-запад Франции, присоединился к Сопротивлению под именем Луи Габье. В этот же период он предпринимает попытки получить поддельные паспорта для своей семьи, однако претерпевает неудачу. Отца Людвига Вальтера Грёве вместе с его младшей сестрой Эвелин в 1944 году депортируют в лагерь Борго-Сан-Далмаццо в Италии, ставшего их последним земным пристанищем. В отличие от своей тески с «Сент-Луиса», покинувшей судно в порту Гаваны, Эвелин Грёве так и не добралась до Америки, навсегда оставшись 15-летней девочкой. Она умерла 26 февраля 1944 года - в один день со своим отцом.

Эвелин Грёве (справа) вместе с родителями Йоханной и Вальтером

«Плавание обреченных»: Судьба пассажиров «Сент-Луиса» Историческое фото, Факты, Европа, Третий рейх, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Научпоп

Спустя месяц, в марте 1944-го был депортирован в Освенцим 20-летний Руди Дингфельдер, прошедший после смерти родителей заключение в лагерях Вестерборк и Вугг, а также службу на авиационном заводе Дорнье в Голландии и фабрике Siemens-Schuckert, куда молодой человек был направлен на принудительные работы. По мере продвижения Красной Армии в январе 1945 года Руди был эвакуирован в Бухенвальд, а после в Ораниенбург, за которым шла череда других назначений на промышленные производства Германии, благо, к своим 20 годам тот уже был опытным мастером-инструментальщиком.

В том же 1944 году была эвакуирована из лагеря Вестерборк семья Михаэля Финка, которому на тот момент исполнилось 10 лет. Следующим местом их заключения стал Терезиенштадт, откуда Михаэль вместе со своей матерью Гертой были освобождены в мае 1945 года. Отец мальчика, 38-летний Манфред Финк, погиб 8 марта того же года в лагере Берген-Бельзен, расставшись с семьей в сентябре 1944-го, после чего пройдя заключение в лагерях Освенцим, Голлешау, Заксенхаузен и Флоссенбюрг.

После капитуляции нацистской Германии Герта и Михаэль Финк отправились в Голландию, откуда в том же 1945-м эмигрировали в Палестину. Туда же направился и Людвиг Грёве, сумевшего в годы войны перевести мать Йоханну в безопасное место, а после вместе с ней также отравиться на территорию современного Израиля. Тогда же, в последние дни войны, в окрестностях Шверина Руди Дингфельдер предпримет попытку побега, в ходе которого трое его товарищей будут застрелены немецкими войсками. Еще двоих, самого Руди и его товарища обнаружат американские солдаты - последний закончит свою жизнь спустя двое суток после побега. После войны он вернется в Голландию, где встретит свою будущую жену, с которой пару лет спустя эмигрирует в США, где наконец встретится со своим братом Мартином. Там же окажется и девятилетний Хайнц Блюменштейн, которого приютили у себя Йоханнес и Сьюкье Дейкстр - в сентябре 1946 года он воссоединится со своим отцом Францем Блюменштейном, эмигрировавшем в США в апреле того же года.

Руди Дингфельдер в Гауде, 1945 г.
Завод Siemens-Schuckert - одно из мест пребывания Руди

«Плавание обреченных»: Судьба пассажиров «Сент-Луиса» Историческое фото, Факты, Европа, Третий рейх, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Научпоп

Единственным человеком среди героев нашей статьи, кто пережил Вторую мировую войну и остался в Европе, стал капитан Густав Шредер - в 1939 году он опубликует мемуары о плавании «Сент-Луиса», а еще через двадцать лет навсегда закроет глаза. После 1940 года капитан Шредер больше никогда не выходил в море, а благодаря показаниям выживших пассажиров-беженцев ему удалось избежать процесса денацификации. Его имя носит одна из улиц Гамбурга - города, где закончил свою жизнь немецкий офицер.

«Плавание обреченных»: Судьба пассажиров «Сент-Луиса» Историческое фото, Факты, Европа, Третий рейх, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Научпоп

Вот так закончились несколько из множества историй, начавшихся 13 мая 1939 года в порту Гамбурга. Часть из них в конце концов закончились хорошо, части не суждено было завершится никогда. Из 288 пассажиров, допущенных Великобританией, все, за исключением одного, пережили Вторую мировую войну - он погиб во время воздушного налета в 1940-м. Из 620 пассажиров, вернувшихся на континент, 87 (14%) успели эмигрировать до немецкого вторжения в Западную Европу в мае 1940 года. Из тех, кто остался, немногим больше половины пережили Холокост. Среди 254 погибших: 84 находились в Бельгии, 84 нашли убежище в Голландии и 86 были допущены во Францию. На настоящий момент лишь одна страна принесла извинения за произошедшее с пассажирами «Сент-Луиса» - произошло это не так давно, в 2018-м.

С вами же был Бородатый Горец, благодарю за прочтение. С другими нашими статьями, видеороликами и другими интересными публикациями вы также можете познакомиться в нашей группе «Бородатый Бард» Вконтакте.

Никто не забыт. И ничто не забыто.

Показать полностью 7

«Плавание обреченных»: Истории пассажиров «Сент-Луиса»

13 мая 1939 года из порта Гамбурга вышел круизный лайнер "Сент-Луис", среди пассажиров которого находилось 937 еврейских беженцев, бежавших от нацистского преследования. Чуть больше месяца спустя капитан судна Густав Шредер вернется в Гамбург, после чего больше никогда не возьмется за штурвал, а более девятиста его пассажиров, достигнув конечной точки маршрута, обнаружат, что на американском континенте их совсем не ждут.

Познакомиться с судьбой "Сент-Луиса" и тех, кто находился на борту, мы предлагаем через истории семи пассажиров судна и их семей, однажды оказавшихся на палубе печально известного ныне корабля. Биографии этих людей стали частью одного из самых трагичных эпизодов XX века, показавшим настоящее лицо цивилизованного западного мира, ответственного за сотни человеческих жертв, которых можно было избежать.

«Плавание обреченных»: Истории пассажиров «Сент-Луиса» Факты, США, Европа, Третий рейх, Германия, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Историческое фото, Научпоп

«Ни одна из стран-участниц конференции не оспаривает право германского правительства на законодательные меры в отношении некоторых своих граждан»
(Резолюция Эвианской конференции - международной конференции по вопросу помощи евреям Германии, созванной по инициативе президента Соединенных штатов Франклина Рузвельта.

С приходом нацистов к власти в 1933 году в Германии началась кампания массового преследования евреев - в первые месяцы власти Гитлера они ограничивались бойкотом всех предприятий, владельцами которых были евреи, в дальнейшем в немецких СМИ растет число антисемитских публикаций, а сами евреи все больше и больше подвергаются дискриминации, закрепленной на законодательном уровне «Законом о гражданине Рейха» и «Законом об охране германской крови и германской чести», принятых Адольфом Гитлером в 1935 году. Дальнейшая политика государства в еврейском вопросе была направлена на вытеснение евреев из страны за пределы Германии, вынуждая последних эмигрировать из страны. Решить эту проблему должна была созванная в июле 1938-го Эвианская конференция, однако одним из ее итогов стало нежелание стран-участниц принять у себя беженцев, обусловленное тем, что те уже и так достаточно помогли и/или исчерпали свои возможности, однако находились и готовые принять евреев в своих границах - разумеется, на собственных условиях.

Однако времени на ожидание того, пока представители «цивилизованных» стран наконец договорятся, у детей Сиона не было, буквально в этот же год гонения евреев вышли на новый уровень, приобретя характер самого настоящего геноцида - 9-10 ноября 1938 года прошла серия погромов, известных в истории как «Ночь разбитых витрин» или «Хрустальная ночь», после чего исчезли последние иллюзии касательно будущего евреев в Германии. Надеясь начать новую жизнь, они устремили свой взор на Америку, однако въезд в штаты серьезно ограничивали миграционные квоты, что, соответственно, увеличило ожидаемый срок получения американской визы. Последней надеждой для беженцев стала Куба, которая бы стала неким плацдармом, настоящим Островом Свободы между старой и новой жизнью. Однако до победы революции на Кубе было еще долгих двадцать лет, в 30-е же года страна представляла из себя совершенно иное государственное формирование, нежели при старике Фиделе - в стране господствует американский капитал, а сами штаты еще не являются злым северным соседом. Имея в голове всю эту информацию, 937 евреев обзавелись въездными туристическими визами и получив разрешение на временное проживание на территории острова, 13 мая 1939 года взошли на борт круизного лайнера «Сент-Луис», следовавшего маршрутом Гамбург - Гавана. Многие еврейские семьи были вынуждены продать все свое имущество, чтобы позволить себе покупку весьма недешевых билетов в страну, ставшую их последним шансом на спокойную и счастливую жизнь.

Маршрут круизного лайнера «Сент-Луис»

«Плавание обреченных»: Истории пассажиров «Сент-Луиса» Факты, США, Европа, Третий рейх, Германия, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Историческое фото, Научпоп

Забегая вперед, отметим, что очень не многим из них удастся осуществить задуманное, причем виной тому станет враждебное отношение принимающих сторон к мигрантам, существовавшие предрассудки и равнодушие к чужой беде. Вместе с сотрудниками Мемориального музея Холокоста г.Вашингтон мы предлагаем вам познакомиться с одним из страшных и позорных для многих стран эпизодов первой половины XX века, изучив биографии нескольких пассажиров «Сент-Луиса». Среди них бывший торговец скотом Зигфрид Селигманн, в прошлом успешный бизнесмен Франц Блюменштейн, торговец текстилем Юлиус Херманн, доктор Миклош Кляйн из Австрии, 15-летний сын мясника Руди Дингфельдер,10-летняя Эвелин Грёве и Михаэль Финк, которому на момент отплытия только-только исполнилось четыре годика. Изучив данные, ставшие результатом многолетней работы сотрудников музея, мы познакомимся с жизнью наших героев до судьбоносного плавания, а также проследим как сложилась их судьба в дальнейшем. С вами Бородатый Горец и мы отправляемся на пристань немецкого города Гамбург, откуда в мае 1939 года был дан старт рейсу, разделившему жизнь его пассажиров на до и после.

Пассажиры на палубе «Сент-Луиса» в порту Гамбурга

«Плавание обреченных»: Истории пассажиров «Сент-Луиса» Факты, США, Европа, Третий рейх, Германия, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Историческое фото, Научпоп

•До «Сент-Луиса»

До прихода нацистов семья Селигманн жила в Ронненберге в 140 км от Гамбурга. Отец семейства, Зигфрид Селигманн, был уважаемым торговцем скотом, обеспечивавшим семью из четырех человек - жену Альму и дочерей Эльзу и Урсулу. Осознавая опасность, которую представляли из себя нацисты, семья Селигманн подает заявление на эмиграцию в Соединенные штаты, попадая при этом в списки квот в американском посольстве в Гамбурге. Однако все просчитать дельцу не удалось - во время событий Хрустальной ночи (9-10 ноября 1938 г.) нацисты арестовывают Зигфрида и доставляют в Бухенвальд, откуда, правда, тот вскоре был освобожден под обещание навсегда покинуть Германию. Как только отец семейства вернулся домой, семья купила билеты на круизный лайнер «Сент-Луис»..

Франц Блюменштейн владел весьма успешным бизнесом в Вене, до того, как в ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. он вместе с более чем тремя тысячами венских евреев был отправлен в Дахау. Любящая жена Франца Эльза, заплатив крупную сумму, добилась его освобождения, при условии, что тот эмигрирует из страны. Оказавшись на свободе, Франц отправляется в Венесуэлу, а затем добирается до Кубы, где приобретает сертификаты на посадку для своей жены, трехлетнего сына Хайнца и матери Регины. Возвратившись, семья приобретает билеты на «Сент-Луис»

До мая 1939- го Миклош (Николаус) Кляйн вместе со своей женой Марией Германдой и падчерицей Эвелин проживали в окрестностях Вены на территории современной Австрии, прежде чем оказаться на борту «Сент-Луиса», который семья считала возможностью навсегда покинуть оккупированную нацистами Европу. Как и многие пассажиры круизного лайнера, семья Кляйнов позаботилась о том, чтобы оформить разрешение на посадку в Кубе, равно как и прочие необходимые документы..

8-летняя Эвелин Кляйн вместе с матерью в Гамбурге

«Плавание обреченных»: Истории пассажиров «Сент-Луиса» Факты, США, Европа, Третий рейх, Германия, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Историческое фото, Научпоп

В 20-30е годы Юлиус Херманн был уважаемым торговцем текстилем в г.Менхен-Гладбах в Германии, пока в сентябре 1938-го не был арестован. Подвергнувшись заключению в концлагерях Дахау и Бухенвальд, в апреле 1939 года Юлиус был освобожден взамен на согласие немедленно эмигрировать из Германии. Его шурин Сол Мейер, уехавший в Америку в 1938-м, организовал покупку кубинского сертификата на высадку для Юлиуса, после чего тот купил билет на «Сент-Луис». Его жена Грета и дочь Хильда были вынуждены остаться в Германии, в связи с тем, что бывший торговец не имел возможности приобрести билеты и для них..

Семья Дингфельдер в 20-30е годы владела магазинам кошерного мяса в г.Плауэн. С усилением антиеврейских мер старший брат Руди Мартин эмигрировал в Америку, остальные же члены семьи - отец Леопольд, мать Йоханна и их 15-летний сын остались жить в Плауэне, прежде чем 13 мая 1939 года подняться на борт «Сент-Луиса», отправлявшегося в Кубу..

Еще одним ребенком, оказавшемся на борту круизного лайнера, стала дочь торговца тканями Вальтера Грёве по имени Эвелин. До отплытия с порта Гамбурга ее отец несколько недель провел в концлагере, оставив мать - воспитательницу детского сада Йоханну и брата девочки Людвига в Берлине, где тот проходил обучение в частной еврейской школе. 13 мая 1939 года Эвелин вместе со своей семье поднялась на борт «Сент-Луиса»..

Наконец, один из самых молодых пассажиров 4-летний Михаэль Финк вместе с отцом Манфредом и матерью Гертой до судьбоносного отплытия жили в небольшом городке Бреслау (польск. Вроцлав), переехав туда из Оппельна через некоторое время после рождения Михаэля. До начала кампании массового преследования евреев в Бреслау проживала четвертая по величина еврейская община в Германии, чья история фактически закончилась во время Хрустальной ночи, когда многие евреи города были депортированы в концентрационные лагеря, а крупнейшая синагога разрушена. Понимая, что надежды на дальнейшую жизнь здесь разрушены, семья отправляется в Гамбург..

Леопольд, Йоханна и Мартин Дингфельдер перед мясной лавкой (магазином деликатесов), которой владела семья в Плауэне, Германия
Эльза Блюменштейн с сыном Хайнцем

«Плавание обреченных»: Истории пассажиров «Сент-Луиса» Факты, США, Европа, Третий рейх, Германия, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Историческое фото, Научпоп

•На борту «Сент-Луиса»

Оказавшись на борту круизного лайнера 937 его пассажиров даже не подозревали о том, что по другую сторону Тихого океана их особенно никто не ждет - в связи с новой поправкой к закону, принятой правительством Кубы, их документы уже утратили силу. А это те самые сертификаты, которые по баснословным ценам продавал беженцам генеральный директор кубинской иммиграционной службы Мануэль Гонсалес, накопивший на этой афере от 500 тыс. до 1 млн долларов по оценкам США. Разгорелся скандал, результатом которого стала отставка Гонсалеса (пользовавшегося, между прочим, покровительством будущего главы Кубы Батисты), а вместе с тем росло и всеобщее возмущение вокруг проблемы мигрантов - кубинские власти уже впустили большое количество беженцев, которые составляли конкуренцию кубинцам в борьбе за рабочие места, так что увеличение их числа только еще больше злило жителей Кубы, переживающей последствия Великой депрессии. Но на борту «Сент-Луиса» всего этого не знали.

«Враждебность по отношению к иммигрантам подпитывала как антисемитизм, так и ксенофобию. Как агенты нацистской Германии, так и местные правые движения раздували проблему иммигрантов в своих публикациях и демонстрациях, утверждая, что прибывающие евреи были коммунистами»
(Сотрудники Мемориального музея Холокоста газете «The Washington Post»)

Не знал об этом и капитан лайнера Густав Шредер - возможно, единственный порядочный человек во всей этой истории. Капитан Шредер был одним из немногих офицеров, кто не состоял в рядах нацистов и не испытывал теплых чувств к фюреру. По его приказу с палубы и кают корабля были убраны нацистские флаги и многочисленные портреты Адольфа Гитлера, стоило только лайнеру покинуть порт Гамбурга. К самим пассажирам «Сент-Луиса» по распоряжению капитана также было предельно уважительное отношение, а где-то капитан Шредер и вовсе шел навстречу беженцам - на борту лайнера была организована своеобразная синагога, пассажиры не были ограничены в меню и в целом чувствовали себя комфортно и спокойно. Однако в скором времени надежды офицера Шредера на счастливое будущее еврейских беженцев на Кубе рухнули - капитан получил радиограмму в которой говорилась о той самой злополучной поправке, не позволявшей многим его пассажиром покинуть порт Гаваны. Дабы не создавать панику, Шредер создал комитет из пассажиров, на которых, по его мнению, можно было положиться в критической ситуации, после чего сообщил им о том, что ждало их по прибытии. Естественно, людей волновал вопрос, а не придется ли им вернуться обратно - в Германию. Ответ капитана не заставил себя долго ждать:

«Я сделаю всё зависящее от меня, чтобы мои пассажиры туда не вернулись! Я слишком хорошо знаю, что их там ждёт!»

Еврейские беженцы на борту «Сент-Луиса» произносят тост

«Плавание обреченных»: Истории пассажиров «Сент-Луиса» Факты, США, Европа, Третий рейх, Германия, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Историческое фото, Научпоп

Семья Дингфельдер (слева направо) Леопольд, Йоханна и их сын Руди пьют напитки на борту теплохода «Сент-Луис»

«Плавание обреченных»: Истории пассажиров «Сент-Луиса» Факты, США, Европа, Третий рейх, Германия, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Историческое фото, Научпоп

Групповой портрет еврейских детей-беженцев на борту «Сент-Луиса». По середине в заднем ряду стоит Эвелин Кляйн

«Плавание обреченных»: Истории пассажиров «Сент-Луиса» Факты, США, Европа, Третий рейх, Германия, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Историческое фото, Научпоп

•В порту Гаваны

27 мая 1939 года круизный лайнер «Сент-Луис» прибыл в гавань столицы Кубы, где вместо теплого приема бежавших от нацизма евреев ждал строгий таможенный и полицейский контроль - сойти на берег разрешили только тридцати одному пассажиру, имевших кубинские паспорта и/или соответствующие документы. Среди пассажиров, имевших действующие разрешения на посадку, была семья Кляйнов, покинувших судно в тот же день. Проведя два года на Кубе, Николаус, Мария Германда и Эвелин Кляйны эмигрируют в США. Их судьба, в отличие от судеб многих других пассажиров, уже была известна, всем остальным же приходилось ожидать решения кубинский властей, совершенно не зная, какое будущее им уготовано.

«Вы можете представить себе волнение на борту, потому что мы еще не слышали о каких-либо результатах переговоров. С 5 часов вечера комитеты снова садятся за стол переговоров, но у кубинцев есть много времени. Английское судно, также с еврейскими эмигрантами на борту, также не смогло приземлиться и находится на пути в Мексику и попытается высадить их здесь на обратном пути.
Адвокат Лёв из Бреслау, путешествующий со своей женой, 19-летней дочерью и 17-летним сыном, перерезал себе вены и со скоростью молнии перепрыгнул через перила в воду. Моряку, который прыгнул в воду сразу после него, пришлось приложить все свои силы, чтобы удержать сопротивляющегося, уставшего от жизни пассажира (с расшатанными нервами), пока лодка, которая только что подобрала мусор, не смогла поднять его на борт. Даже там он сопротивлялся и продолжал рвать свое запястье. Надеюсь, скоро будет найдено решение, где мы сможем приземлиться, не имеет значения, в какой стране. Нервы у человека уже должны быть как у лошади, чтобы быть способным пройти через все»
(Из письма Юлиуса Херманна своему шурину Солу Мейеру, 30 мая 1939 г.)

Стоит сказать, что судьба Макса Лёва, которого упоминает Юлиус Херманн в своем письме, вопреки всему оказалась к нему весьма благосклонна - он все-таки сумел попасть на берег Кубы, пусть и весьма опасным для жизни способом. Отчаявшийся еврей был эвакуирован в больницу в Гаване, став еще одним «счастливчиком», сумевшим покинуть борт «Сент-Луиса». Всем остальным, оказавшимся в ловушке в порту Гаваны, предстояло ждать около недели, прежде чем 2 мая 1939 года правительство республики Куба дало свой окончательный ответ - «Сент-Луис» должен покинуть прибрежные воды страны.

Все пассажиры лайнера, а значит и большая часть героев нашего материала, среди которых Зигфрид Селигманн, Франц Блюменштейн, Юлиус Херманн, Руди Дингфельдер Эвелин Грёве и Михаэль Финк вместе со своими родными и близкими, были вынуждены продолжить свой путь.

Еврейские беженцы пытаются связаться с друзьями и родственниками на Кубе, которым разрешили подойти к пришвартованному судну на небольших лодках

«Плавание обреченных»: Истории пассажиров «Сент-Луиса» Факты, США, Европа, Третий рейх, Германия, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Историческое фото, Научпоп

•В поисках пристанища

Капитан Густав Шредер не намерен был сдаваться, делая все возможное, чтобы обеспечить безопасность своих пассажиров. Отбыв из гавани кубинской столицы капитан «Сент-Луиса» отправился к берегам Флориды, чтобы там обратиться к властям США с просьбой принять беженцев. Однако капитану было отказано, а следом и вовсе последовало сообщение о том, что ни в одном американском порту «Сент-Луис» не будет принят. Следом отказали Канада, Доминиканская республика, Чили, Аргентина, Венесуэла, Колумбия, Парагвай.. Каждый находил причины для отказа, будь то использованные квоты или же желание нажиться на беженцах, выдвигая неподъемные суммы за саму возможность сойти на берег. Никто не пошел навстречу. Никто не захотел помочь. Отчаявшись, капитан Шредер повернул штурвал в сторону европейского континента.

«Подплыв так близко к Флориде, что они могли видеть огни Майами, некоторые пассажиры «Сент-Луиса» телеграфировали президенту Франклину Д. Рузвельту с просьбой о предоставлении убежища. Рузвельт так и не ответил»
(Сотрудники Мемориального музея Холокоста газете «The Washington Post»)

Еврейские беженцы собираются под палубой теплохода «Сент-Луис»

«Плавание обреченных»: Истории пассажиров «Сент-Луиса» Факты, США, Европа, Третий рейх, Германия, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Историческое фото, Научпоп

Такого поворота событий никак не могли ожидать пассажиры круизного лайнера, решившие захватить корабль и отстранить его капитана от управления судном. К счастью, Густав Шредер сумел успокоить отчаявшихся беженцев, посвятив их в свой план - как и в предыдущий раз, намерения капитана «Сент-Луиса» знала лишь избранная группа, остальные пассажиры оставались в неведении. Шредер предлагал специально посадить лайнер на мель в прибрежных водах Англии - в этом случае все близлежащие порты были бы обязаны принять людей с терпящего бедствие корабля. К счастью, в дело вмешалась организация еврейская благотворительная «Джойнт» (уже сотрудничавшая с «Сент-Луисом» в порту Гаваны), сумевшая договориться с некоторыми европейскими государствами. Больше всего человек была готова принять Великобритания - 287 пассажиров, 224 и 214 человек соответственно были готовы принять Франция и Бельгия, еще 181 пассажиру было разрешено пребывание на территории Нидерландов.

Счастливые еврейские беженцы ликуют, когда их лайнеру разрешают причалить в Антверпене

«Плавание обреченных»: Истории пассажиров «Сент-Луиса» Факты, США, Европа, Третий рейх, Германия, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Историческое фото, Научпоп

Именно там 17 июня 1939 года наконец сошли на берег первые пассажиры, среди которых семьи Блюменштейн, Финк, Селигманн и Дингфельдер - их были готовы принять Бельгия и Голландия. Оставшиеся пассажиры, в том числе Юлиус Херманн и семья Вальтера Грёве сошли на берег позднее - последние на грузовом судне отправились во французский городок Булонь-сюр-Мер. Туда же, во Францию, направился и бывший торговец текстилем Херманн, надеясь, что там его семья сможет присоединиться к нему. Высадив всех пассажиров, 21 июня 1939 года «Сент-Луис» направился в порт приписки — Гамбург. До начала войны в Европе оставалось два с половиной месяца..

А о том, как сложилась судьба наших героев с "Сент-Луиса", вернувшихся в Европу, мы расскажем вам во второй части материала, которая будет опубликована завтра - 16 мая. С вами же был Бородатый Горец, больше интересных публикаций, статей и видеороликов вы можете найти в нашей группе "Бородатый Бард" Вконтакте

Семья Кляйн на борту «Сент-Луиса» (фотография из архива Эвелин Кляйн-Альтман)

«Плавание обреченных»: Истории пассажиров «Сент-Луиса» Факты, США, Европа, Третий рейх, Германия, Евреи, Нацизм, Длиннопост, Историческое фото, Научпоп
Показать полностью 12
Отличная работа, все прочитано!