Не хотел выносить данный пост в публичное пространство, но, видимо придется. А подтолкнуло меня к этому появление здесь официального аккаунта @rostselmash.
Сразу оговорюсь - мои претензии направлены не на саму технику Ростсельмаш, к которой я отношусь с уважением. Я также высоко ценю тот объем работы, который Ростсельмаш проводит в сфере импортозамещения сельскохозяйственной техники. В России кроме них нет пока поставщика, который бы выпускал настолько широкий ассортимент сельхозтехники.
Более того, не откажусь от своего мнения, что из всего испытанного мной за 15 лет работы в семеноводстве разнообразия комбайнов наиболее щадящую уборку семенного материала показали ростсельмашевские Torum 750 и 785, а подсолнечниковая жатка Falcon, конструкцией и идеологией произошедшая от старой советской ПСП - лучшее, что придумано для уборки семенного подсолнечника. Она у меня навешена на JohnDeere, отработала уже семь лет и будет работать, пока не сотрется.
Но вот политика Ростсельмаша в области гарантийного обслуживания своей техники вызывает недоумение.
В комментариях к постам о сельхозтехнике часто пересказывают слух о том, что John Deere не позволяет владельцам техники производить самостоятельное обслуживание своей техники. Такое имеет место быть: на американском рынке, где неавторизированный ремонт не одобряется.
Но у нас есть Ростсельмаш, со своими понятиями о гарантийном обслуживании.
Итак, начнем. Весной 2022 года нашей компанией был приобретен вот такой красавец
Torum 785, на данный момент топовая модель комбайна от Ростсельмаш. Приобретен вместо заказанного, но не поставленного из-за санкций в Россию комбайна John Deere.
Особая благодарность менеджерам дилера, которые вошли в сложное финансовое положение, связанное с проблемами оплаты в том бардаке с кредитованием, который сложился в сельском хозяйстве после начала СВО.
По факту нас спасло то, что данный комбайн был в наличии на складе дилера, поскольку в начале марта никто не брался гарантировать цены и сроки поставки.
Дополнительным плюсом для нас стал размер склада запчастей у дилера, что позволяло надеяться на быстрое получение запчастей и расходников при необходимости, а также количество сервисных экипажей. Из иностранцев далеко не все могут похвастаться таким ассортиментом запчастей на региональном складе, когда доступность запчасти составляет несколько часов.
Комбайн был приобретен в комплекте с зерновой жаткой Ростсельмаш.
А жатка для уборки подсолнечника была заказана у стороннего поставщика. Заказана, оплачена, и поставщик обещал поставить ее, несмотря на санкции (честно выполнил, хоть и с задержкой из-за логистики).
Дилер Ростсельмаша предложил свою жатку, но 9-метровую, что для данного комбайна мало. Поставки же 11-метровой жатки в срок к сезону он гарантировать не мог. Ну в марте и апреле это понятно было, никто вообще ничего не мог обещать и гарантировать.
Поэтому было принято решение не менять поставщика жатки и взять ранее заказанную жатку у стороннего поставщика, поменяв изменив лишь комплектацию. Вместо адаптера для навески жатки на комбайн Джон Дир поставщик укомплектовал жатку адаптером для ростсельмашевского Torum 785.
Жатка - навесное оборудование, которое подбирается в зависимости от культуры, технологии, планируемой урожайности, удобства в ремонте и обслуживании и еще многих факторов. Только у Ростсельмаша в каталоге 11 моделей жаток, да еще некоторые выпускаются в разных размерах.
По сути своей жатка не является неотъемлемой частью комбайна, а относится к навесному оборудованию и практика использования сторонних жаток на комбайнах распространена очень широко. Тот же JohnDeere не имеет ничего против использования сторонних жаток на своих комбайнах.
А дилеры NewHolland и Case, например, просто предлагают на выбор ассортимент жаток. Гарантия на комбайн при этом идет от производителя комбайна, гарантия на жатку - от производителя жатки.
Но у Ростсельмаша особое мнение на этот счет: использование жатки стороннего производителя ведет к лишению гарантии на весь комбайн.
При этом ни договор купли-продажи, ни договор гарантийного обслуживания, ни руководство по эксплуатации не содержат прямого запрета на использование жаток от стороннего производителя. Все прописано в весьма обтекаемых формулировках
Да, в руководстве по эксплуатации есть список рекомендованного оборудования (которое, разумеется, исключительно производства Ростсельмаш), но нет прямого запрета на использование стороннего оборудования.
Итак, сезон начался и комбайн пошел в работу. За устранением неисправностей по гарантии за прошедший сезон пришлось обращаться два раза. Для высоконагруженной сельхозтехники это немного.
В первом случае течь масла из сапуна нового двигателя вызвала панику у руководства и специалистов. Новый комбайн, даже обкатку толком не прошел - наработка как раз соответствовала нулевому ТО. Хорошо, что в итоге по механике ничего критичного оказалось, дело было в криво установленной копеечной резиновой прокладке. Два дня на диагностику, два дня простоя в период уборки и моток сожженных нервов, два часа на ремонт. Ладно, отнесем эту неисправность на совесть производителя двигателя.
А вот сроки ремонта, и тот факт, что в первый день приехала бригада, обученная лишь проводить ТО и не сумевшая найти неисправность - уже на совести дилера.
Второй поломкой стал отказ выгрузного шнека во время уборки подсолнечника. Шнек отремонтировали, и...
При этом дилер не заявлял о наличии каких-либо дефектов комбайна, возникших по вине пользователя. Просто сняли комбайн с гарантии. Причина: просто формальная - на комбайн установлено навесное оборудование стороннего производителя. Для тех кто не в курсе: жатка это вход комбайна, выгрузной шнек - выход.
Вопрос о самовольной разборке в дальнейшем был снят. Цитата из переписки:
Не соответствует действительности и утверждение ООО «Агромакс» о самовольной разборке покупателем узлов и агрегатов.
По этому ошибочному утверждению .... сообщает следующее: комбайн TORUM-785 зав.№R0TRM785004031 осуществлял уборку урожая близ села Ленинское Шебекинского района.
Таким образом, уборка осуществлялась в прифронтовой зоне, в близи постоянно слышались звуки боя и выстрелы орудий.
В процессе уборки проявился дефект комбайна – неисправность редуктора выгрузного шнека.
С учетом близости к зоне конфликта и необходимости скорейшего устранения дефекта, инженеры ... связались по телефону с сервисным инженером ООО «Агромакс» ... и согласно его инструкциям, данным по телефону, по согласованию с ним сняли крышку подшипника.
После описания всего увиденного, ... сообщил о необходимости замены редукторов выгрузного шнека и пообещал привезти их в хозяйство на следующий день.
А вот вопрос о прекращении гарантии - нет
Зато из письма стало ясно, что снятие с гарантии - это не самодеятельность дилера, а политика Ростсельмаша. Дилер же стал в позу страуса и просто проигнорировал наше письмо с возражениями.
Ситуация, казалось бы, стронулась с места после моего комментария под первым постом @rostselmash.
Прошло несколько дней и представитель завода связался с нами. Мальцев Андрей, региональный директор по сервису.
По случайному совпадению обстоятельств рядом отказался и наш главный инженер. Разговор затянулся надолго, но по сути позиция Ростсельмаша была простой, как мычание: "завод не готов нести ответственность за использование использование стороннего оборудования, поэтому мы авансом отказываемся от гарантийных обязательств".
Удобная позиция... особенно если учесть, что поломка комбайна никак не была связана с использованием сторонней жатки, об этом не было ни сказано ни на словах, ни в официальной переписке.
В противоположность сервисной политике Ростсельмаша хочу отметить гарантийную политику ПЕтербургского тракторного завода. Два года назад был приобретен трактор К-525. Приобретен в мае, а к августу два колеса пришли в хлам - резина не стерлась, а начала расслаиваться.
С одной стороны никогда не слышал, чтобы резина была объектом гарантии, что на авто, что на сельхозтехники. С другой стороны представитель дилера признал, что случай хоть и негарантийный, но нездоровый. Тщательно сфотографировал резину и отправил фото на завод. Через несколько дней завод принял решение заменить резину, несмотря на то, что по всем документам случай был негарантийным.
Что же касается гарантийной политики Ростсельмаша - то мне кажется, что она заводу еще аукнется.