Серия «Древнекитайская Мифология»

Куй - Древний Дракон.Часть 3

Исправление описания мифа в первой части про Куя. Если детальней рассмотреть зооморфную внешность Куя, в ней можно найти новые подробности процесса гармонии противоположностей.

Куй - Древний Дракон.Часть 3 Древний Китай, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Династия Шан(XVI - XI в.до н.э.) Более древняя версия орнамента

На этом котле легче разглядеть двух драконов. Шанцы понимали это слитно,но их уровень изобразительной гравировки ещё не достигал такого уровня,как в орнаменте котла который в первой части про куя. Когда рисунок становится более компактным,схематичным, то его слитность упрощается и раздельные элементы легче рассмотреть. Это означает,что если раздельные элементы легче разглядеть,то можно найти новую раздельную деталь,открыть новую,смысловую(сюжетную) деталь этого мифа.

Пример древнего орнамента котла с максимально упрощённой,линейной формой:

Куй - Древний Дракон.Часть 3 Древний Китай, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Династия Шан(XVI - XI в.до н.э.) Максимально схематичное,упрощённое,линейное изображение

От каждой стороны лица куя можно увидеть два тела. В каждой стороне - линейное тело с детальной лапой,одной вертикальной "палкой",закрученный хвост и линейное тело с прямым хвостом и двумя вертикальными "палками". В первой части про куя я писал одно важное описание первобытного мифического мышления,которое помогает разобраться в сюжете мифа. Для них раздельное,тоже что и слитное. Из этого следует,что они не считают ошибкой(неправильным стилем) слитный смысл нарисовать раздельно.

Куй - Древний Дракон.Часть 3 Древний Китай, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Династия Шан(XVI - XI в.до н.э.) Слитного смысл изображён раздельными элементами

Кроме лица Куя и двух драконов можно увидеть двух фениксов. Тело феникса и тело дракона совпадает с двойными телами от лица Куя в обе стороны на орнаменте котла линейного стиля.

Куй - Древний Дракон.Часть 3 Древний Китай, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Династия Шан(XVI - XI в.до н.э.) Слева - слитно, справа - раздельно

В слитном варианте от лица куя в обе стороны "вытягивается" тело дракона(верхнее) и феникса(нижние). Два тела справа и слева от лица Куя.

Дракон поддерживается фениксом? Зачем?

Противоборство противоположностей в гармонии(бесконечное столкновение) не в бесконечном бодании когда никто не проигрывает,а в воскрешении после смерти. Финиш противостояния - смерть. Финиш отменяется перерождением с помощью феникса и процесс противостояния начинается снова. В итоге бесконечное взаимодействие(противостояние) противоположностей образует гармонию.

Столкновение драконов в спайку(выпирающая деталь в котле) в мифическом смысле - это столкновение драконов в Куя. Куй своим телом(котлом) стабилизирует(выравнивает) противоборство огненного и водяного дракона. Без Куя(котла) вода просто погасила бы огонь. Гармония между противоположностями не работает. Поединок заканчивается,толком не начавшись. Для хорошей урожайности земледелия нужно стабильное,умеренное количество дождей и стабильное,умеренное количество солнечных,не очень жарких дней. Шанцы,видимо представляли умеренное(стабильное,гармоничное) количество этих явлений в природе в виде бесконечного поединка между драконами огня и воды,когда силы равны и никто не побеждает. Никто не доминирует своей мифической природной силой,не производит много дождливых дней или жарких дней. Силы в равновесии.

Благодаря Кую(котлу) длительный поединок возможен и он проводится. Противоборство заканчивается тем, как куй съедает дракона(или обоих драконов) спиральным способом. Куй ведёт проигравшую противоположность по спиральному пути уникальной гибели в свою пасть, затем она перерождается с помощью феникса для повторного ритуала в будущем. Когда вода в котле полностью выкипает,куй съедает водяного дракона,когда огонь догорает,куй съедает огненного дракона.

Когда было мало дождей и урожай засыхал, шанцы разжигали слабый костёр под котлом,наливали много воды в котле. Они увеличивали силу мифической драконьей воды в ритуале,таким способом усиливая водяного дракона,через его элемент, для того чтобы он победил доминирующего огненного дракона вызвавшего аномальную жару,засуху в природе. Когда водяной дракон наконец-то побеждал - начинались долгожданные,нужные дожди. Противоположный пример в природе,когда много дождей и урожай затопляло,разжигали сильней костёр под котлом,воды в котёл наливали поменьше, вода вся выкипала и побеждал огонь, и водяной дракон переставал лить дожди проиграв в поединке с огненным драконом(солнце) который его заменял. Пасмурный день заменялся солнечным.

Совокупность обрядов и церемоний, завещанных предками, составляет единственную действенную гарантию против всякого рода дурных влияний, внушающих опасения и страх.(Люсьен Леви-Брюль)

Чего же так сильно боялись шанцы,что мотивировало их так часто,старательно,кропотливо выполнять ритуал Куя? Представим что ритуал не делается. Что это означает? Невидимые,сверхъестественные стихийные драконы не перерождаются! Бесконечный дождь,бесконечная жара. Можно много противоположных,мифических сил вообразить! По причине накопившихся страхов к сверхъестественным силам. Дракон тьмы,дракон света. Наступление бесконечной ночи,если не выполнять ритуал. Естественно, они накручивали свои мозги такими мыслями. Ошибка в реализации ритуала или его не выполнение означало возникновение глобальной,природной катастрофы,в которой жить было бы невозможно. Это ответ на вопрос, почему шанцы создавали такие сложные,изобразительные гравировки на котлах. Для них это было самое важное в жизни для их выживания и для выживания их будущих поколений.

Две противоположности(два дракона) "отвлекались". Они не сосредотачивали свою мощь на землю,потому-что сражались в небе используя все силы против друг друга. Вероятно, облака,тучи,грозу шанцы воспринимали как сражение дракона огня и воды.

Показать полностью 4

Куй - Древний Дракон.Часть 2

Куй отучил китайцев от веры в мифическое(сверхъестественное). Куй установил порядок в природе. Куй исправил беспорядок(хаос) в природе. Куй - это гармония с природными духами.

Куй - Древний Дракон.Часть 2 Древний Китай, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Узор Куя в истинном,полноценном,финальном облике,Поздняя Династия Шан(XIII - XI век до н.э.)

Я выбрал этот вариант чаши для этой темы. В отличие от чаши в первой части тут природа вокруг куя видна более чётче. На чаше изображены змеи,птицы,драконы,рыбы. Природным существам с ним комфортно.

Как вообще природа может быть не в порядке в мифическом мышлении? Беспорядочна до такой степени, что требуется порядок.

Первобытный человек не осознает порядка в природе. Для него этот порядок завуалирован не поддающимся учету капризным влиянием множества невидимых сил. Порядок вещей в природе неустойчивый и он покоится в действительности на соблюдении правил. В случае их нарушения порядок расстраивается, в природе начинается смута и человеческая жизнь становится невозможной.(Люсьен Леви-Брюль)

У шанцев были правила Куя - ритуал,музыка,танцы,жертвоприношения в котле,маски куя.

Есть удивительный,выразительный,жизненный пример пересказа своего видения сверхъестественного,мифического мышления. Эскимосский шаман Ауа раскрылся искренне собеседнику и объяснил своё мифическое мышление Кнуду Расмуссену(полярный исследователь,наполовину эскимос по рождению, говоривший на их языке,до переезда в Данию Кнуд жил среди аборигенов).

Мы боимся духов мертвых, как и духов убитых нами животных. Вот почему и для чего унаследовали мы от отцов все древние правила жизни, основанные на опыте и мудрости поколений. Мы не знаем, как что происходит, мы не можем сказать, почему это происходит, но мы соблюдаем правила, чтобы уберечь себя от несчастья. И мы пребываем в таком неведении, несмотря на шаманов наших, что все необычное вызывает у нас страх. Мы боимся всего, что видим вокруг себя. Мы боимся всех невидимых вещей, которые нас окружают. Мы боимся всего, о чем говорится в преданиях и мифах наших предков.

Дело в том, что первобытные люди боялись, что в обычном животном,в любой момент времени,может возникнуть,активизироваться,его противоположная страшная личность из другого мира(загробного,сверхъестественного). Они внимательно всматривались,вслушивались в каждое действие животного. В первую очередь их сознание было забито мыслями не об изобретениях,творчестве,осмысления бытия, а о том, как контролировать всё сверхъестественное вокруг себя с помощью зрения,обоняния,слуха,чтобы быть готовым к внезапной,серьёзной атаке невидимых могущественных сил с любой стороны,с любого угла обзора. Они максимально напрягали все органы чувств, создавая некий воображаемый защитный барьер вокруг себя, чтобы он предупреждал с какой стороны хотя бы будет нападение,когда активируется направленный хаотичный процесс враждебности сверхъестественного.

Самое раннее письменное описание ритуала куя про природу времён династии Чжоу:

Ритуальная музыка гармонизирует духов шэнь и людей»(Шэнь - духи обитающие на небе).

[Когда] [начинают играть] свирели шэн и колокола юн, птицы и звери грациозно [танцуют]».(Шу-цзин,книга истории,перевод Поповой)

Если цель ритуала была в том,чтобы успокоить небесных духов и духов людей причём тут танцы животных? Почему они добавляют в описание ритуала зверей,птиц которые стали добрыми,послушными,танцующими со всеми? Есть нотки смысла,в виде образа некого единения с природой, с её обитателями,с животным миром.Это просто красочный, выразительный,сказочный мотив? Или в этой фразе есть нечто большее? Мотив смыслового осколка более древнего ритуала про Куя?

Я думаю это некий,воспитательный,образовательный посыл всем читателям,чтобы отучить их от старой,вредной привычки - излишнего,необоснованного страха к невидимым силам. Да нет никаких злых духов в животных! Не ищите их! Ничего не найдёте. Всё в порядке! Успокойтесь,расслабьтесь. Выдохните. Птицы,звери танцуют! Это означает,что сверхъестественная,мистическая,духовная личность успокоилась или может быть,даже полностью исчезла. Не бойтесь! Природная фауна в гармонии.

В древнекитайском трактате Шань Хай Цзине,особенно в его первых пяти главах описываются как раз эти животные. Только не в добродушном сказочном,умиротворённом,современном варианте времён написания первой главы Шу-цзина(V-IV в. до н.э.),а в реальном сверхъестественном, подлинном,мистическом,чудовищном(зооморфном) смысле более древнейшего времени.

Птица, похожая на сороку, но у нее белое [оперение] туловища и красный хвост, шесть ног. Она называется бэнъ, очень пуглива, выкрикивает собственное имя.
Жемчужная (болотная) черепаха. У нее вид сушеного мяса, но есть глаза и шесть ног, [на которых] имеется жемчуг.(Каталог Гор и Морей,перевод Яншиной)

Откуда получались такие странные,неестественные описания внешности у животных? Попробую описать процесс мифического мышления,которое доминирует над логическим мышлением. Увидел как трава шелохнулась рядом со зверем - это его дополнительная,сверхъестественная нога наступила на траву. Зверь головой как-то необычно дёрнул - это вторая невидимая голова повернулась в другую сторону. Зверь резко посмотрел наверх? Определённо, у него есть третий глаз на макушке! Из-за постоянного страха у человека,который верит во всё сверхъестественное очень напряженны все органы чувств. Сколько же мозг может вообразить разнообразной,чудаковатой, мистической внешности в животном? Пределов у воображения нету. Я вспомнил идеальную,русскую аналогию для понимания всего этого, которая очень чётко описывает этот процесс. "У страха глаза велики"(пословица).

Скорей всего первые пять глав Каталога Гор и Морей - времена Ранней Западной Чжоу(X в. до н.э.). Дело в том, что текст первых пяти глав очень странный. Во многих абзацах нет сюжетной схемы. А где она есть,она мельчайшая.Текст лапидарный - это не современный текст, предложения не связанны с друг другом,смысловые нити повествования обрывочные,дико короткие,складывается ощущение от чтения,как чтение каталога фраз.

Как-будто это мифический дневник древних китайцев в котором шаманы(жрецы) прокладывали безопасные пути(маршруты) в природе. Они встречали разных сверхъестественных,природных духов которые обитают в святилищах,в горных ручьях(часто можно встретить такую фразу "есть гора с таким то названием,оттуда вытекает река с другим названием"). И эти многочисленные фразы "Еще в семидесяти ли к западу" и т.п. Такое ощущение что все эти "ли" добавляли к каждому горному ручью только для приукрашивания(по такому же смысловому мотиву добавляли речку в почти каждую гору),для мифической истинности великой,красивейшей концовки раздела "книги о горах" в которой ещё большее,итоговое расстояние в "ли" перечисленных всех гор. Я нахожу похожий стиль описания в надписи на сосуде Лу-бо Дун гуй времён Му-вана Ранней Западной Чжоу(X в. до н. э.) - "Сосудом будут пользоваться как драгоценностью в течение десяти тысяч лет."

Это не научный,точный смысл - это не вычислительная,математическая логика. Это не посчитать логически правильно. Как и не найти реальную географию Китая в этом трактате. Смысл этих строк мифический - "я обошёл весь мир от одного края до другого,обошёл всю землю,количество пройденных ли это доказывают,я преодолел обход всего сверхъестественного мира населённого всякими диковинными,мифическими духами и остался в живых, и я познал весь мир". Смысл не в точной науке о расстоянии от точки А до точки Б,смысл в подчёркнуто выразительном, картинном описании путешествия по духовному миру. Яркое,чудесное описание пройденного великого,мифического пути через опасные,мистические земли.

Куй помог избавиться от излишнего,всепоглощающего страха ко всему сверхъестественному в природе с помощью ритуальной музыки.

Показать полностью 1

Куй - Древний Дракон.Часть 1

Куй - древнейшая форма инь-ян,гармония огненных и водяных сверхъестественных сил.

Куй - Древний Дракон.Часть 1 Древний Китай, Археология, Древние артефакты, Длиннопост

Узор Куя крупным планом,Поздняя Династия Шан(XIII - XI век до н.э.)

Куй контролирует "бодание" двух драконов. Куй стабилизирует перепады(всплески) драконьей энергии возвращая энергию в начало(в центр спирали),поглощает излишки с помощью спирального движения. Куй контролирует бесконечную ничью в этой игре "бодания" драконов,чтобы никто из них не смог зайти за эту "черту"(спайка котла - выпирающая деталь котла в центре). Никто в этой игре не должен доминировать(побеждать),нельзя нарушить баланс,иначе будет бедствие. Если доминирует Огненный дракон,то будет засуха. Если доминирует Водяной дракон,то будут частые дожди. Засуха и частые дожди влияют на урожайность земледелия. Плохая урожайность = голод. Чем древней оседлый народ,тем больше его стабильность зависит от урожайности земледелия.

Куй - Древний Дракон.Часть 1 Древний Китай, Археология, Древние артефакты, Длиннопост

Полное изображение Легендарного Котла.

Причина изготовления таких огромных,крепких,ритуальных котлов в том,что ритуал вызывает могущественного дракона,который управляет самыми величественными,хаотичными,главными стихиями в природе. Котёл должен это всё выдержать. Выдержать грандиозное,мифическое взаимодействие двух стихийных драконов. Нужно воспроизвести взаимодействие большого количества огня с большим количеством воды,иначе ритуал не будет полноценным. Всем этим процессом управляет дракон Куй. Чтобы борьба двух противоположностей не уничтожила всё сущее.

Этот древний узор = уникальнейший,наглядный пример первобытного,мифического сознания в наивысшей точке развития. Коллективного,неиндивидуального мышления. Разделённое = слитно. В слитном = раздельные элементы.В одном узоре сразу два смысла.Когда мы видим одного дракона вместо двух - это Куй. Когда мы видим двух драконов вместо одного - это бодание двух драконов. Изображено и то и другое одновременно,в одном изображении.

Важно отметить,что каждая деталь узора не является по смыслу узором в нашем современном понимании. Эта гравировка не для показа красоты божественного,зооморфного,природного образа,не для эстетики,не является целью показать красивое сочетание дракона с узорами спиральной формы. Тут нечто другое. Это визуальная схема выполнения ритуала. Создание узора = установка ритуала. Узор создаётся для осуществления контакта с тем, кто изображён на этом узоре. Ритуал,обряд правильно выполняется, только если рисунок правильно выполнен. Автор узоров прокладывает спиральные ловушки для погашения разных вариантов движений огня и воды. У всех узоров движений энергии(потоков) огня и воды есть одинаковая деталь - прямая линия закручивается в спираль.

Куй - Древний Дракон.Часть 1 Древний Китай, Археология, Древние артефакты, Длиннопост

Узор Куя в истинном,полноценном,финальном облике,Поздняя Династия Шан(XIII - XI век до н.э.)

Во внешности куя значительно преобладает облик змеи,почти вся его внешность тела - это змея. Главное жертвоприношение происходит в огромном круглом котле, снаружи которого,на внешней стороне по всей окружности изображён куй,он как бы душит свою жертву,обхватывая её узорчатым кольцом котла.

Мифология примитивных обществ опирает по преимуществу на реальную и осязаемую аналогию(Эдуард Бернетт Тайлор)

1) Жертва движется - прямая линия,движение драконьей энергии.
2) Жертва приближается к змее,змея набрасывается резким движением и кусает - точка где прямая линия переходит в спираль,с этого момента драконья энергия перестаёт естественно,свободно двигаться.
3) Змея душит,съедает(поглощает) - в спирали поглощается драконья энергия.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!