Серия «Автомобильная серия»

Автомобиль в Швейцарии. Часть 5: Эксплуатация

Всем привет!

В данной серии постов я рассказываю про всё, что связано с владением автомобиля в Швейцарии. Опусы мои основаны на личном опыте проживания в стране с июля 2019 года (в Швейцарии живу и работаю врачом-рентгенологом).

В предыдущих частях я касался таких вопросов, как:

Автомобиль в Швейцарии. Часть 1: Покупка

Автомобиль в Швейцарии. Часть 2: Импорт

Автомобиль в Швейцарии. Часть 3: Страховка

Автомобиль в Швейцарии. Часть 4: Регистрация

Сегодня поговорю о таких аспектах как:

  • тех.осмотр

  • инспекция (сервисное обслуживание)

  • дорожные сборы

  • парковка и парковочное место

  • штрафы за нарушение ПДД

  • Цены на бензин

Тех.осмотр (MFK - Motorfahrzeugkontrolle)

В принципе, данный вопрос был уже освещён в предыдущем посте, посвящённом регистрации авто. Но повторюсь:

Обязательному тех.осмотру подлежат автомобили старше 5 лет. Периодичность такая: 1-й осмотр через 5 лет после постановки нового авто на учёт, 2-й осмотр через 3 года, следующие осмотры каждые 2 года. За сроками следит не водитель, но управление дорожного движения по месту жительства, т.е. когда приходит время тех.осмотра, владелец получает письмо-приглашение с указанием сроков исполнения предписанного, а точнее даже уже указанием дня и времени, когда необходимо явиться (можно, конечно же, перенести, но в пределах 2 месяцев от первого предложенного дня: есть специальный номер и указан интернет-адрес, где по этому номеру можно изменить запись).

Стоимость тех.осмотра в кантоне Берн 60 шв.франков (5 635 руб. по курсу на 19 июня 2023 года), который оплачивается по счёту, присылаемому на домашний адрес.

Сам осмотр проходит на площадке управления дорожного движения (ищем ближайшую по месту жительства) либо можно воспользоваться сервисными центрами швейцарского дорожного клуба (TCS) при наличие членства.

Сам осмотр длится не долго (что-то порядка 15-20 минут): машину осматривают со всех сторон, в том числе и на подъёмнике, делают различные замеры / тесты. Какие точно - не скажу, так как ничего в этом не понимаю. Самое главное вердикт:

  • Всё ОК

  • Всё ОК, но есть недочёты, по исправлению которых (с предоставлению доказательств) без повторного осмотра, выдадут необходимое подтверждение

  • Всё плохо, всё исправить и на повторный осмотр

Если самому ехать лень, то можно доверить это дело автосервису (оформляем доверенность и вуаля): сервис сделает предварительный осмотр, если есть недостатки, то исправит их, т.е. подготовит авто к успешному прохождению обязательного тех.осмотра. стоимость услуги от 200 шв.франков (19 000 руб.).

Сервисное обслуживание (Inspektion)

Ничего сложного. Проводится согласно регламенту автопроизводителя. Дело, конечно, добровольное и больше вопрос личного отношения к данному процессу. Где проводить - тоже выбирает сам владелец и, допустим, на заводскую гарантию выбор мастерской (где проводится ремонт или сервисное обслуживание) никак не влияет, т.е. нет необходимости ходить только к официалам.

Ещё коротко про заводскую гарантию: она действительна на всей территории Европейской экономической зоны + Швейцарии, т.е. не важно где на территории ЕЭЗ или Швейцарии был приобретён автомобиль, гарантийные работы обязан выполнить любой оф.представитель марки на территории страны ЕЭЗ, где автомобиль находится в данный момент времени.

По стоимости - всё очень индивидуально и зависит от работ, марки, жадности сервиса. У меня на Toyota RAV 4 2018 года получается в среднем порядка 700 франков (66 000 руб.) за обслуживание раз в год.

Дорожные сборы

Да, пользование автобанами в Швейцарии не бесплатное. Нет, здесь не платят за километр и пунктов оплаты нет, зато есть т.н. автобанная виньетка - Autobahnvignette - которая покупается на 1 год и, соответственно, каждый год.

Автомобиль в Швейцарии. Часть 5: Эксплуатация Жизнь за границей, Личный опыт, Эмиграция, Парковка, Авто, Цены, Швейцария, Видео, YouTube, Длиннопост

Стоит это удовольствие 40 франков (3 800 руб.). Срок действия всегда до 31 января следующего года, т.е. не важно когда ты купил виньетку - в январе или декабре текущего года, срок её действия истечёт 31 января следующего года. С 1 августа 2023 года, кстати, будет также электронная виньетка: будет оформляться через спец.сайт и оплачиваться там же, цена не изменится. Более подробных данных пока нет, т.к. закон был принят буквально на днях.

Без такой виньетки въезд на автобан запрещён (в том числе и местным жителям) и карается штрафом 200 франков (19 000 руб.) + покупка виньетки.

Дополнительно оплачиваются паромы и автопоезда. Последнее, кстати, очень интересная штука, который нам посчастливилось однажды воспользоваться в поездке в сторону кантона Вале, а именно по тоннелю Лёчберг. Выглядит это так (видео не моё):

И стоит удовольствие 27 франков (2 500 руб. ) в одну сторону.

Про паромы - надо смотреть отдельно, в зависимости от региона и дальности поездки. Скажу только, что вещь эта тут не частая, в основном на севере страны в районе Рейна и Цюрихского озера. Допустим на паром Хорген - Майлен на Цюрихском озере цена в одну сторону начинается от 8,5 франков (800 руб.).

Парковка и парковочное место

Начну с последнего, а точнее с парковочного места:

Обычно идёт в придачу бесплатно, если снимаете дом (или покупаете), что логично: паркуетесь ведь у себя на территории. Если снимаете квартиру, то тут уже придётся платить: от 50 франков (4 700 руб.) в месяц за место под открытым небом где-нибудь вне большого города до 300 - 400 франков (28 - 37 000 руб.) где-нибудь в Цюрихе, т.е. цены очень разнятся в зависимости от региона проживания. Мы платим 120 франков (11 200 руб.) в месяц за парковочное место в подземном гараже дома, где живём (недалеко от города Берн).

Теперь к парковке на улице / в паркинге.

При парковке на улице необходимо следить за цветовой маркировкой:

Синий: можно парковаться бесплатно до 1,5 - 2 часов (указывается отдельно), обязательна установка парковочного круга (фото снизу) на время прибытия

Автомобиль в Швейцарии. Часть 5: Эксплуатация Жизнь за границей, Личный опыт, Эмиграция, Парковка, Авто, Цены, Швейцария, Видео, YouTube, Длиннопост

Если парковочного круга нет или стоишь больше разрешённого времени - штраф (в зависимости от времени превышения: до 2 часов - 40 франков или 3 700 руб., 2 - 4 часа - 60 франков, более 4 часов - 100 франков). Для жителей района есть возможность покупки готового абонемента на парковку в "синей" зоне, стоит удовольствие в городе Берн 492 франка в год (46 000 руб.)

Белый: платная парковка. Можно оплачивать как через автомат, так и с помощью различных приложений (самые популярные здесь Parkingpay, Easypark, Pay by phone). Цены разнятся в зависимости от места парковки, города и времени суток. В среднем от 1 франка в час (94 рублей) где-нибудь на периферии и до бесконечности.

Здесь же остановлюсь коротко на подземных / крытых паркингах. Цены также очень разняться от места к месту, в среднем 2 франка (190 руб.) в час где-нибудь на периферии. А вот пример расценок парковки бернского вокзала:

Автомобиль в Швейцарии. Часть 5: Эксплуатация Жизнь за границей, Личный опыт, Эмиграция, Парковка, Авто, Цены, Швейцария, Видео, YouTube, Длиннопост

В некоторых подземных паркингах установлены системы считывания номеров, что, при наличии мобильного парковочного приложения, позволяет всю оплату проводить в автоматическом режиме, т.е. въезжаешь на паркинг, система считывает номер и открывается шлагбаум, записывается время въезда. При выезде система считывает номер, открывает шлагбаум на выезд, регистрирует время выезда и отправляет данные в приложуху, а далее с тебя просто списывают деньги за парковку.

Добавлю ещё, часто парковка также платная рядом с мегамоллами, но стоит более гуманно: 1 франк (94 рубля) за 4 часа парковки.

Жёлтый: частная территория, т.е. парковка только для сотрудников или посетителей учреждения / фирмы / предприятия. Если вы не один из них, то парковаться там нельзя. Но иногда организации открывают такие парковки для всех желающих в нерабочее время, т.е. с 7 вечера до 6 утра и по выходным (обычно об этом знают местные, т.к. особо нигде это не указывается, так стоят пару маленьких знаков).

Маленький лайфхак по Берну (если вдруг кто приедет на своей машине):

Рядом с Федеральным ведомством по охране окружающей среды по адресу Monbijoustrasse 40, 3011 Bern открытая бесплатная парковка в выходные дни. От неё до исторического центра Берна порядка 10 минут пешком. Пользуйтесь :-)

Штрафы

Не буду много писать, так как был уже очень подробный пост по теме:

Штрафы за превышение скорости. Швейцария

Цены на бензин

Сейчас установились на уровне 1,75 франков (164 руб.) за литр 95, литр дизеля стоит порядка 1,88 франков (176 руб.) за литр. Это пример цен в кантоне Берн (недалеко от одноимённого города). Цена на автобанах минимум процентов на 10 выше.

На этом, пожалуй, закругляюсь на сегодня.

Как обычно, если есть вопросы / пожелания / дополнения - милости прошу: отвечу / учту / дополню.

Всем хорошей недели!

Показать полностью 3 1

Автомобиль в Швейцарии. Часть 4: Регистрация

Всем привет!

Продолжаю серию постов, посвящённую всему, что связано с покупкой / владением и пользованием автомобилем в Швейцарии.

Предыдущие посты по теме:

Автомобиль в Швейцарии. Часть 1: Покупка

Автомобиль в Швейцарии. Часть 2: Импорт

Автомобиль в Швейцарии. Часть 3: Страховка

Сегодня поговорим про постановку авто на учёт или, как это тут в Швейцарии называется, Immatrikulation (или Einloesung). При переезде сюда из Германии постановкой наших обеих авто занимался я сам, так что информация будет, так сказать, из первых рук.

Итак, для регистрации авто необходимо следующее:

  • подтверждение оформления ОСАГО

  • пройденный обязательный тех.осмотр (для авто старше 5 лет или ввезённых из-за рубежа), а точнее бланк прохождения этого осмотра

  • документы на автомобиль (либо предоставленные салоном / организацией, где он был куплен, либо иностранные регистрационные документы в случае переезда с машиной, либо предыдущее свидетельство о регистрации в Швейцарии, если был куплен б/у автомобиль)

  • подтверждение права пребывания на территории Швейцарии (временный или постоянный вид на жительство или иной документ)

Начнём по порядку.

Подтверждение страхования ОСАГО

Про страховку я писал в предыдущем посте. Заключив договор о страховании, по требованию, страховая сама пересылает в управление дорожного движения по месту жительства все необходимые подтверждения, так что к вашему приходу всё уже будет готово, самому ничего предоставлять не надо. Услуга это со стороны страховой бесплатная. Тут всё просто.

Тех.осмотр (Fahrzeugpruefung)

Как написал выше, если авто новый и куплен в Швейцарии, то бланк прохождения тех.осмотра выдаётся вместе с автомобилем (типа заводской осмотр) и этого достаточно.

Если регистрируем б/у автомобиль, то ориентируемся на строки прохождения обязательного тех.осмотра (первый осмотр через 5 лет после первой регистрации, следующий через 3 года, затем каждые 2 года), т.е. если по регламенту обязательная тех.инспекция не нужна, то и для регистрации необходимости в ней тоже нет (но всегда лучше заранее связаться с управлением дорожного движения и уточнить так ли это).

Если же тех.осмотр необходим, или автомобиль ввезён из-за рубежа (не важно новый или нет), то придётся его проводить. Тут, конечно, тоже есть варианты:

  • найти автомастерскую, которая сделает это за вас, т.е. проверит всё ли в машине в порядке (если что, то неполадку, после согласования с владельцем, устранят), затем сами свозят машину на тех.осмотр и вернутся с заполненным бланком (Pruefungsbericht Formular 13.20A).

  • либо делаем сами.

Остановимся на последнем варианте. Расскажу по порядку, как это делал я (кантон Берн, управление дорожного движения города Берн):

  • Связываемся по электронной почте с управлением дорожного движения и описываем ситуaцию

  • Они присылают все необходимые бланки (запрос на проведение тех.осмотра, сдобрив это ссылками на соответствующие страницы сайта службы), которые заполняем и отправляем по почте.

  • Ждём, и вуаля: нам приходит ответ, что всё проверили и предлагают запись на осмотр на такое-то такое число в такое-то такое-то время. Тут наше дело согласиться или перенести на другой день, если не удобно (в приглашении на осмотр есть контактные данные, так что можно позвонить либо написать, либо там ещё присваивается специальный номер - Referenznummer - с помощью которого на сайте дорожной службы можно управлять своей записью и переназначить её).

  • Приезжаем в назначенный день со всем имеющимися документами на авто в назначенное место (указано в приглашении) и далее следуем указаниям персонала (показывают куда ехать, где остановиться и т.д.).

Сам осмотр длится не долго (у меня было что-то порядка 15-20 минут): машину осматривают со всех сторон, в том числе и на подъёмнике, делают различные замеры / тесты. Какие точно - не скажу, так как ничего в этом не понимаю. Самое главное вердикт:

  • Всё ОК

  • Всё ОК, но есть недочёты, по исправлению которых (с предоставлению доказательств) без повторного осмотра, выдадут необходимое подтверждение

  • Всё плохо, всё исправить и на повторный осмотр

Сам процесс регистрации авто (кантон Берн, город Берн)

Без записи, согласно электронной очереди (по номерку) подходим к окошку, отдаём все имеющиеся доки на машину + подтверждение права пребывания на территории страны (см. сноску, так как это важно). После короткой проверки документов нас вызывают снова, предлагают выбрать номер из имеющихся (комбинации цифр высвечены на табло) - выбираем. Далее получаем регистрационный документ на транспортное средство (Fahrzeugausweis) и с ним идём в другое окно (рядом), где, после небольшого ожидания, специально обученный сотрудник выдаёт готовые номера.

*касательно документов о пребывании на территории страны: различают временные краткосрочные (от нескольких месяцев до года) и временные долгосрочные виды на жительство (от года до пяти лет). В первом случае выдают оформляют временную регистрацию на срок действия вида на жительство. Во втором случае оформляют постоянную регистрацию.

Автомобильные номера

Уже касался этой темы в одном из постов. Просто повторюсь, что здесь можно прикупить себе "красивый" автомобильный номер (комбинация цифр или с количеством цифр меньше 6), стоит это удовольствие, соответственно, дороже.

Сколько стоит всё это удовольствие (кантон Берн)

Курс франка к рубля на 8 июня: 1 франк - 91 рубль.

  • Проверка документов (Abklaerung): 30 франков (если автомобиль импортирован)

  • Тех. осмотр (Fahrzeugpruefung): 60 франков

  • Регистрационный документ (Fahrzeugausweis): 55 - 85 франков (в зависимости импортирован авто или нет)

  • Автономера (Kontrollschilder): 45 франков

ИТОГО: от 160 за не-импорт до 220 франков за ввезённый авто (оплачиваются после, по счёту, который присылают на домашний адрес).

На номерах, кстати, можно экономить, так как номера от предыдущего авто можно оставлять себе и ставить на новую машину.

Вот как-то так. Как обычно, если есть вопросы / дополнения / пожелания - пишите: отвечу / дополню / учту.

Всем хорошего дня!

Показать полностью

Автомобиль в Швейцарии. Часть 3: Страховка

Всем привет!

Сегодня продолжим серию постов на тему "Автомобиль в Швейцарии", а именно поговорим об автостраховании, так как это необходимое условие для регистрации автомобиля по месту жительства.

Про покупку и импорт автомобиля из-за рубежа уже были посты:

Автомобиль в Швейцарии. Часть 1: Покупка

Автомобиль в Швейцарии. Часть 2: Импорт

Напомню для тех, кто читает меня впервые, что я живу и работаю врачом-рентгенологом (или, как здесь говорят, радиологом) в Швейцарии с августа 2019 года. До этого 8 лет жил и работал по профессии на северо-западе Германии. Мне 41 год, женат, 2 детей. Здесь потихоньку рассказываю о всех аспектах жизни в Швейцарии, о работе, немного касаюсь медицинской тематики + повествую об отпусках по обмену,

Для ЛЛ:

Данные по страховой компании AXA (Toyota RAV 4 2018 года):

  • ОСАГО от 190 до 614,5 франков в год (около 16 500 - 53 000 руб. по курсу на 6 мая 2023 года)

  • ОСАГО + частичное каско от 248 до 1 152 франков в год (21 500 - 100 000 руб.)

  • ОСАГО + полное каско от 318 до 1 581 франков в год (27 600 - 137 000 руб.)

Виды страхования

Тут никаких сюрпризов:

  • Гражданская ответственность (ОСАГО или на немецком Haftpflichtversicherung)

  • Частичное каско (Teilkasko)

  • Полное каско (Vollkasko)

Гражданская ответственность

Страхование гражданской ответственности является обязательным, без этого машину на учёт не поставить.

Помимо ущерба другим транспортным средствам, страховка покрывает также ущерб (в том числе и смертельный) здоровью других участников ДТП + пострадавших животных, а также любой другой сопутствующий ДТП ущерб (здания, дорожное покрытие, знаки, фонарные столбы и т.п.).

Сумма страхового покрытия составляет до 100 млн. швейцарских франков (1 франк = 86 руб. по курсу на 6 мая 2023 года).

Есть ряд исключений, когда страховая может отказаться покрывать нанесённый ущерб:

  • ДТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения

  • ДТП в результате грубого нарушения ПДД, в том числе и скоростного режима

  • ДТП, если виновная сторона управляла транспортным средством без необходимых разрешающих документов (действующее водительское удостоверение)

  • ДТП в результате преступных действий

  • ДТП при участии в гонках

При расчёте стоимости учитывают, что логично, возраст и стаж вождения страхуемого, также участие в ДТП (по его вине) + где авто паркуется (улица, придомовая территория, подземная парковка или гараж).

В дополнение к этому есть бонусная система, которая касается прежде всего совершённых ДТП и выражается в "бонусных ступенях" - Bonusstufen - от 0 до 14, где 0 - самый низкий тариф, 14 - самый дорогой тариф; за каждый безаварийный год следует понижение на 1 ступень, за совершённое ДТП следует повышение на 4 ступени. 1 ступень - это ни что иное как процентуальная скидка от основного тарифа ОСАГО. Каждая страховая компания определяет этот процент сама. Обычно если у страхуемого 0 ступень, то он платит только 30% от полной стоимости страховки. 14 ступень - до 130%.

Также есть дополнительные услуги, за счёт которых можно либо удешевить, либо увеличить стоимость страховки, также как:

  • "Бонусная защита": можно указать количество ДТП в год, которые не повлияют на выше описанную бонусную систему

  • Защита от грубого нарушения ПДД (проезд на красный, не зафиксировали машину и она пошла под откос и собрала другие по дороге и т.п.)

  • Франшиза: ага, до макс. 5 000 франков (порядка 430 тысяч рублей)

  • Добавить ущерб собственному имуществу (кроме участвующего в ДТП авто), типа гаражная дверь или второй автомобиль

  • Подменный автомобиль (на время ремонта своего - за свои кровные, конечно)

  • Помощь на дороге

  • Адвокатские услуги

  • Ущерб здоровью себе и своим пассажирам

  • Ремонт в автосервисе на свой выбор или на выбор страховой

В Швейцарии, как и везде, есть сайты-агрегаторы, где можно подобрать подходящий максимально дешёвый вариант страховки. Один из них (самый крупный) - Comparis, где можно поиграться с настройками / допами и прикинуть как и что. С моими данными (Toyota RAV4 2018 года, возраст 41 год, немецкие права с 2012 года, без аварий за последние 5 лет, машина гаражного хранения) получилось от 231,20 франков до 1040 франков (20 000 - 90 000 руб.) - это стоимость в год (примеры далее по тексту - тоже за год)

Автомобиль в Швейцарии. Часть 3: Страховка Жизнь за границей, Личный опыт, Авто, Машина, Страховая компания, Страховка, ОСАГО, Каско, Швейцария, Длиннопост
Автомобиль в Швейцарии. Часть 3: Страховка Жизнь за границей, Личный опыт, Авто, Машина, Страховая компания, Страховка, ОСАГО, Каско, Швейцария, Длиннопост
Автомобиль в Швейцарии. Часть 3: Страховка Жизнь за границей, Личный опыт, Авто, Машина, Страховая компания, Страховка, ОСАГО, Каско, Швейцария, Длиннопост

Вот ещё пример от страховой компании AXA в зависимости от допов и франшизы (совсем пустая от 190 франков, полный фарш 614,5 фр. или от 16 500 руб. до 53 000 руб. ).

Автомобиль в Швейцарии. Часть 3: Страховка Жизнь за границей, Личный опыт, Авто, Машина, Страховая компания, Страховка, ОСАГО, Каско, Швейцария, Длиннопост

Частичное и полное каско

Не являются обязательными страховками. Частичное каско покрывает ущерб транспортному средству по независящим от владельца причинам: ущерб от животных, град и прочие стихийные бедствия, кража авто, повреждения в результате хулиганских действий или с целью взлома.

Ну и полное каско - думаю и так всё понятно, тут всё как и везде.

Размер страховой премии, как и в случае с ОСАГО, зависит от множества параметров (как касаемо страхуемого, так и допов), и варьирует от страховой к страховой.

Не буду брать данные с агрегатора, а приведу просто пример страховой AXA.

Частичное каско (+ ОСАГО): от 248 франков (21 500 руб.) за самую голую версию с максимальной франшизой (5 000 фр. ОСАГО и 5 000 фр. частичное каско) до 1 151,78 франков (почти 100 000 руб.) за максимальное покрытие, включая личные вещи (до 2000 фр.) и ущерб на парковке:

Автомобиль в Швейцарии. Часть 3: Страховка Жизнь за границей, Личный опыт, Авто, Машина, Страховая компания, Страховка, ОСАГО, Каско, Швейцария, Длиннопост

Полное каско стоит, соответственно, дороже: от 318 франков (27 600 руб.) за самый возможный минимальный вариант с максимальное франшизой по всем пунктам без допов до 1 581 фр. (137 000 руб.) за максимальную версию с практически всеми допами:

Автомобиль в Швейцарии. Часть 3: Страховка Жизнь за границей, Личный опыт, Авто, Машина, Страховая компания, Страховка, ОСАГО, Каско, Швейцария, Длиннопост

Как можно оплачивать

Либо ежегодно (обычно несколько дешевле, на пару франков), либо с разбивкой на полгода, либо на кварталы или помесячно.

Как это работает

Всё просто: если ОСАГО и ты виноват, то обращаешься в свою страховую с данными того, кому причинил ущерб и всё. Страховая сама с ним связывается, назначает все необходимые экспертизы и регулирует возмещение ущерба. Если случай по каско, то тоже самое, но только страховая регулирует все вопросы непосредственно с тобой (если надо, то проводит оценку ущербы, назначает экспертизы и т.п. и т.д.).

Иногда бывает так, что ущерб выявляется на ежегодном сервисном обслуживании, как было у нас: куницы погрызли что-то там под капотом. Тут сам наш автосервис связался с нами и рассказал о проблеме, затем они спросили в какой страховой мы застрахованы и сервис со страховой напрямую прояснил все вопросы касаемо ремонта вообще без нашего участия, выдав нам только отремонтированный автомобиль со словами "всё ок, все вопросы решены, вам не о чём больше беспокоиться".

Можно расторгнуть страховой договор в одностороннем порядке?

Да, конечно, но со сроком уведомления (Kündigungsfrist) в 3 месяца (отсчитывая со следующего от написания заявления месяца, т.е. если я сегодня - 6 мая - напишу заявление о расторжении страхового договора, то с 1 июня начнётся отсчёт 3 месяцев и сам договор будет расторгнут 31 августа). Это правило не действует при продаже или просто снятии автомобиля с регистрационного учёта.

Часто сотрудники новой страховой берут на себя все хлопоты, связанные с расторжением предыдущего договора и подгоняют дату начала действия нового страхового договора в зависимости от сроков уведомления о расторжении.

Надо ли возить с собой страховой полис?

Такого требования в Швейцарии нет. Если нужны будут данные страховой (в случае ДТП), то обычно у страховых есть приложения для мобильных телефонов, где всё можно посмотреть или показать, если кто попросит. Фишка в том, что если страховой полис (ОСАГО) становится недействительным, то страховая уведомляет в автоматическом порядке департамент дорожного движения, который на данном основании может аннулировать регистрационные документы на авто. Поэтому езда без ОСАГО в Швейцарии просто в принципе не возможна.

На этом пока всё. Если упустил какие-либо аспекты автострахования в Швейцарии - дайте знать, дополню пост. Ну и, как обычно, я рад вопросам / дополнениям / пожеланиям - отвечу / дополню / учту.

Всем хороших выходных!

Показать полностью 6

Автомобиль в Швейцарии. Часть 2: Импорт

Всем привет!

Сегодня будет второй пост из автомобильной серии и поговорим мы про импорт авто из-за пределов Швейцарии. Напомню, что в прошлой части мы касались аспектов покупки автомобиля.

Как обычно cкажу, что я не являюсь автомобильным экспертом, никак не связан с продажей или перевозкой авто, не предоставляю и не планирую предоставлять никаких услуг по сопровождению процесса покупки/продажи автомобиля. Многие вещи, про которые буду писать, знаю не понаслышке, так как непосредственно растаможкой, постановкой на учёт, страховкой наших машин здесь в Швейцарии занимался после нашего переезда сюда я сам лично.

Ну и небольшое напоминание о себе (если кто-то меня ещё не знает): 41 год, врач-рентгенолог (радиолог), живу и работаю по профессии в Швейцарии с августа 2019 года. До этого 8 лет жил и работал так же по профессии на северо-западе Германии. Женат, 2 детей.

Начну, пожалуй, с ответа на вопрос нафига этот импорт нужен. И тут, на самом деле, без сюрпризов:

  • переезд в Швейцарию с личным автомобилем

  • покупка авто за пределами Швейцарии с его последующей легализацией

Переезд

Тут различают ввоз автомобиля, которым владеешь более 6 месяцев и, соответственно, менее 6 месяцев.

Если автомобиль находится в собственности более 6 месяцев, то проблем вообще никаких: при переходе границы на таможне страны убытия ставим штамп вывоза авто (дело 5 минут, в очереди проводишь больше времени, чем занимает общение с таможенником) на специальном таможенном бланке, который готовим заранее дома перед пересечением границы (там указывается перевозимое имущество, в том числе и автомобили):

Автомобиль в Швейцарии. Часть 2: Импорт Личный опыт, Жизнь за границей, Импорт, Авто, Переезд, Покупка авто, Налоги, Швейцария, Длиннопост

Потом идём в окошко швейцарской таможни, где данные проверяются и сверяются с документами на машину и выдаётся специальный бланк Formular 13.20 A, который будет необходим для постановки авто на учёт:

Автомобиль в Швейцарии. Часть 2: Импорт Личный опыт, Жизнь за границей, Импорт, Авто, Переезд, Покупка авто, Налоги, Швейцария, Длиннопост

Бланк этот ни что иное как бланк тех.осмотра, но швейцарский таможенник вклеивает туда индивидуально присвоенный номер - Stammnummer (пункт 18), без которого постановка на учёт не возможна.

На этом всё. Никаких таможенных сборов, налогов и прочего платить не надо. Забираем доки и едем дальше. С этого момента даётся 12 месяцев на регистрацию авто в Швейцарии (об этом в следующих постах).

По предъявляемым документам получается следующее:

  • Документ о регистрации транспортного средства в стране убытия

  • Заявление на "Таможенное оформление личных вещей" (Antrag/Zollanmeldung für Übersiedlungsgut)

  • Официальный документ, идентифицирующий личность (загранпаспорт)

  • Договор купли-продажи авто или счет-фактура

  • Подтверждение деятельности в Швейцарии (вид на жительство, трудовой договор, договор аренды жилья), т.е. доказательства переезда.

Ситуация меняется, если авто находится во владении менее 6 месяцев. Тогда автомобиль не считается личным перевозимым имуществом, но подпадает под импортируемый автомобиль со всеми вытекающими последствиями:

  • оплата таможенных сборов (сюда, правда, не подпадают авто, ввозимые из стран ЕС): 12-15 шв.фр. за каждые 100 кг. снаряженной массы авто (согласно ПТТ)

  • автомобильный налог в размере 4% от его стоимости нетто

  • НДС в размере 7.7% от его стоимости нетто

  • сбор на выбросы CO2 (рассчитывается отдельно по сложной формуле, но, слава Богу, есть онлайн-калькуляторы типа такого, где можно заранее посмотреть сколько придётся заплатить)

По предъявляемым документам то же самое, за исключением заявления на оформление личных вещей (Antrag/Zollanmeldung Übersiedlungsgut).

Оплатить всё это можно как на непосредственно на таможне в момент переезда, так и позже. В последнем случае получаем на таможне формуляр, точнее разрешение на пользование нерастаможенным авто на территории Швейцарии сроком до 2 лет (Zollbewilligung 15.30), с помощью которого можно будет временно зарегистрировать машину по месту жительства, но не позднее указанного срока надо будет либо таки растаможить авто, либо, например, продать его в стране, откуда оно было вывезено.

Касательно кредитных и лизинговых автомобилей: ввоз при переезде в Швейцарию возможен, правила такие же как я описал выше. Но предварительно есть смысл связаться с кредитной / лизинговой организацией и уточнить вопрос вывоза авто (разрешено или нет) + прояснить вопросы логистики документов на машину (т.к. часто часть документов банк оставляет у себя, но для постановки на учёт может на время выслать их либо напрямую в управление дорожного движения, либо напрямую клиенту с обязательством их вернуть после завершения процедуры регистрации).

У нас было 2 машины, причём одной мы владели более 6 месяцев, а другой менее 6 месяцев, так что за первую машину мы не ничего не платили и сразу поставили её на постоянный учёт, а вторую машину я растаможил через полтора года после переезда (тут надо сказать, что все сборы/налоги рассчитывались по фактической стоимости на момент растаможки, но не первого пересечения границы + стоимость оценивали по своим таблицам с учётом марки и модели авто, километража и даты выпуска, и стоимость эта оказалась ниже рыночной, так что заплатили мы сумму примерно раза в 2 меньше, чем рассчитывали).

Растаможку делали не прямо на границе, но нашли неподалёку от нас таможенный офис, где всё сделали. После растаможки получили индивидуальный номер (Stammnummer), и потом уже поставили машину на постоянный учёт.

Покупка автомобиля за рубежом

Действуют такие же правила, как и для авто в собственности менее 6 месяцев, причём порядок действий примерно такой же, единственно что растаможку делают сразу по пересечении границы, т.е. авто ввозится в Швейцарию с уже полным готовым к постановке на учёт комплектом документов / формуляров.

Покупка авто за рубежом может быть вполне выгодна, т.к. даже при равной стоимости авто (хотя в Швейцарии равноценные модели всё же стоят дороже), например, в Германии и Швейцарии, при импорте авто возвращается НДС в стране покупки авто (для Германии 19%), а при ввозе платится швейцарский НДС 7.7%. Да, полученная разница релативируется таможенными сборами (если авто не из ЕС) + автоналогом и сборами на выбросы СО2 (если машина под них подпадает), но особенно в случае дорогих авто может получиться приличная экономия. Важное уточнение: перед покупкой машины, допустим, в Германии, необходимо подтверждение от продавца, что он сможет вернуть НДС (MwSt. Rückerstattung), т.к. 1) Не все автодилеры делают это; 2) При покупке у частника НДС вернуть не получится.

Заниматься перевозкой и растаможкой можно как самому, так и с помощью фирм. Некоторые фирмы предлагают онлайн-калькуляторы, где можно предварительно рассчитать стоимость всей процедуры и выгодность данного предприятия. Я не буду называть сами фирмы, но просто представлю сравнение цены при покупке одного и того же авто на месте в Швейцарии и при его импорте из Германии. Возьмём новую машину премиум класса Lexus NX F Sport 450H+ со стоимостью в Германии от 75 300 евро (на эту сумму и ориентируемся) и в Швейцарии от 84 900 фр. (=евро), т.е. разница уже почти 10 000 евро по прайсу.

Пример расчёта с услугами транспортировки / растаможки / постановки на учёт в Швейцарию:

Автомобиль в Швейцарии. Часть 2: Импорт Личный опыт, Жизнь за границей, Импорт, Авто, Переезд, Покупка авто, Налоги, Швейцария, Длиннопост

т.е. за счёт импорта эта разница сохраняется и получается общая экономия порядка 10 тысяч (и это за, так сказать, авто под ключ).

и, соответственно без доп.услуг (транспорт, растаможка, постановка на учёт - всё сами)

Автомобиль в Швейцарии. Часть 2: Импорт Личный опыт, Жизнь за границей, Импорт, Авто, Переезд, Покупка авто, Налоги, Швейцария, Длиннопост

где за счёт доп.услуг экономится ещё порядка 2500 франков и общая экономия составляет почти 15 000 фр.

Касательно гарантии я уже писал в прошлом посте, что автопроизводитель обязан обеспечивать гарантию на всей территории ЕС и ЕАСТ, так что тут проблем не будет. Более того, когда был отзыв по нашей модели, швейцарское представительство автопроизводителя само нашло нас, прислало письмо с указанием как и чти и дала адреса ближайших к нам официалов, где можно было провести замену детали без потери гарантии.

Никто не запрещает ввозить и подержанные авто, процедура точно такая же.

Как всегда, если есть вопросы / пожелания / дополнения - милости прошу: отвечу / учту / дополню.

Показать полностью 4

Автомобиль в Швейцарии. Часть 1: Покупка

Всем привет!

Сегодня начинаю серию постов на автомобильную тематику, а именно обо всём, что связано с автомобилем в Швейцарии. Планирую написать про покупку или импорт авто, растаможку, страховку, постановку на учёт, налоги, гараж/парковку, содержание авто, обязательные тех.контроли, про вождение в Швейцарии. Сколько будет постов - пока не могу сказать, будем посмотреть.

Многие вещи, про которые буду писать, знаю не понаслышке, так как, допустим, непосредственно растаможкой, постановкой на учёт, страховкой наших машин здесь в Швейцарии занимался после нашего переезда сам.

В подготовке материалов я пользовался помощью интернета, отчасти, для того, чтобы актуализировать некоторые процессы или цены, так как мой опыт касается 2019 года и что-то могло поменяться.

Скажу ещё, что я не являюсь автомобильным экспертом, никак не связан с продажей или перевозкой авто, не предоставляю и не планирую предоставлять никаких услуг по сопровождению процесса покупки/продажи автомобиля. Я могу не знать каких-то специфических нюансов по данной тематике, поэтому, если что, прошу понять и простить.

Ну и небольшое напоминание о себе (если кто-то меня ещё не знает): 41 год, врач-рентгенолог (радиолог), живу и работаю по профессии в Швейцарии с августа 2019 года. До этого 8 лет жил и работал так же по профессии на северо-западе Германии. Женат, 2 детей.

Ну, поехали!

Сегодня поговорим про покупку авто в Швейцарии.

Покупка автомобиля в Швейцарии (не импорт)

Новый автомобиль

В принципе ничего хитрого. Если хотим новый автомобиль, то идём в автосалон (который на швейцарском немецком - Garage). Салон может бать посвящён как одной марке / одному автопроизводителю, так и представлять нескольких производителей одновременно. А может заниматься продажами эксклюзивных авто.

Купить можно как машины, находящиеся у них в наличии, так и составить свою комплектацию либо самому на сайте производителя и принести её с собой, либо вместе с сотрудником салона.

Если интересует авто, которое есть в наличии, то это уже готовая комплектация и цена указана именно за эту комплектацию. Дилер может внести в комплектацию изменения по желанию покупателя (если, конечно, есть техническая возможность этого) с соответствующей корректировкой цены. Убирать что-то из комплектации вряд-ли будут, это не выгодно.

Стоимость автомобиля, по сравнению с той же Германие, выше. Не на много, но всё-таки. Для примера (не реклама, взял Тойоту просто потому, что сам владею РАВ4 2018 года) цена сравнимой комплектации Toyota RAV4 GR SPORT в Швейцарии (слева) и Германии (справа):

Автомобиль в Швейцарии. Часть 1: Покупка Жизнь за границей, Личный опыт, Покупка авто, Кредит, Лизинг, Подержанные авто, Швейцария, Длиннопост

Оплатить покупку можно как сразу (например, налик или банковский перевод), так и взять кредит, который больше похож на лизинг, а точнее им, по большому счёту, и является:

  • определяется сумма предоплаты (можно поаставить индивидуально от наличия средств и т.п.). Можно отдать свой старый авто в счёт предоплаты (но салон не обязан идти в этом покупателю на встречу).

  • определяется конечная стоимость авто на момент окончания договора (т.е. если кредит на 4 года, то салон уже сейчас ставит предполагаемую цену авто через 4 года) - Restwert (Abschlussrate в Германии)

  • расчитывается месячный платёж

  • по окончании срока лизинга предоставляется выбор: либо сдать машину и закрыть это дело; либо сдать машину и взять новую; либо выкупить машину за ту самую окончательную стоимость (и на эту сумму тоже можно оформить кредит)

Процентная ставка плавает в зависимости от кредитной организации. В среднем номинальная процентная ставка составляет сейчас примерно от 3% до 6%, что несколько ниже, чем в Германии. Для сравнения возьму пример той же Тойоты с их оф.сайта ((Швейцария слева, Германия справа). Заодно тут можно посмотреть пример лизингового расчёта в обеих странах при условии:

  • никакой предоплаты

  • пробег 10 000 км в год

  • срок 48 месяцев

Автомобиль в Швейцарии. Часть 1: Покупка Жизнь за границей, Личный опыт, Покупка авто, Кредит, Лизинг, Подержанные авто, Швейцария, Длиннопост

В примере выше, правда, надо учесть, что:

  • в Германии сейчас идёт рекламная акция и дают скидку до 4 тысяч евро, вот почему стоимость машины в лизинговом расчёте меньше, чем на самом первом скрине

  • в публичной оферте немцы не указывают стоимость машины через 4 года, т.е. они не пишут, сколько надо будеть заплатить, чтобы её выкупить.

  • лизинг не включает в себя страхование / тех.обслуживание и прочие расходы (являются отдельными опциями)

Совсем не обязательно оформлять кредит / лизинг прямо в салоне / непосредственно в финансовой структуре автопроизводителя. Никто не мешает взять приватный или автокредит в банке, но процентная ставка там, зачастую, выше. Т.е. глобально условия финансирования в кредитном институте автопроизводителя не редко бывают лучше, чем в обычном банке или сторонней кредитной организации (для сравнения процентная ставка банка Migros и сайта credit-now.ch):

Автомобиль в Швейцарии. Часть 1: Покупка Жизнь за границей, Личный опыт, Покупка авто, Кредит, Лизинг, Подержанные авто, Швейцария, Длиннопост
Автомобиль в Швейцарии. Часть 1: Покупка Жизнь за границей, Личный опыт, Покупка авто, Кредит, Лизинг, Подержанные авто, Швейцария, Длиннопост

Салон предоставляет также услуги по предпродажной подготовке, постановке на учёт и получению номеров, консультации по страхованию, мойка машины и чистка салона и т.п. У каждого салона разный набор услуг, но часто продаются они комплектом по фиксированной цене порядка 700 фр. (1 фр. = 1 евро = 81.7 руб. по курсу на 15 марта 2023 года).

Ну и конечно же покупка происходит с подписанием договора купли-продажи и, если необходимо, лизингового договора.

Покупка подержанного авто

Главный сайт в Швейцарии по продаже б/у автомобилей (там есть и новые авто без пробега тоже) - Autoscout24, где есть предложения как от автодилеров / салонов, так и от частников. У кого покупать - личный выбор каждого.

Если покупаем в салоне, то всё как и при покупке нового авто, включая кредитование - см. выше.

Есть пара моментов, которые будут знакомы тем, кто сталкивался с покупкой авто в Германии:

  • Однодневки (Tageszulassung): aвтомобили с т.н. дневной регистрацией (т.е. поставили на учёт на денёк и сняли с учёта). Это практически новые автомобили, но со скидкой 15 - 20 - 25% только из-за того факта, что покупатель будет вторым владельцем.

  • Годовашки (Jahreswagen): автомобили, которые были поставлены на учёт в течение последних 12 месяцев. Часто либо прокатные, либо служебные (изначально оформленные на какую-то фирму), либо демонстрационные авто с небольшим пробегом и ещё действительной гарантией.

  • Ну и всё остальное.

Покупка у частников тоже практикуется, причём как с составлением договора купли-продажи (всё стандартно), так и без, так как устная договорённость тоже имеет юридическую силу (вот только если произойдёт что с машиной, например выяснятся дефекты или неисправности, в которых виноват предыдущий владелец, доказывать недобросовестность продавца придётся, может быть, даже в суде).

Тест-драйв

Абсолютно не проблема как в салонах, так и по договорённости с частником. Салоны просто дают машину (конечно под роспись и едостоверение личности) на определённое время - от получаса до часа. Каких-то особых правил тут нет, всё как везде. Ездишь, правда, часто один без сотрудника салона в машине. Частники же одного отпускать не любят.

Сроки ожидания машины

Всё по-разному.

Понятно, что б/у авто ждать намного меньше (там только предпродажка и постановка на учёт).

Ожидание нового авто может занять месяцы (если машина под заказ) в зависимости от кучи факторов типа загрузки заводa и т.д. и т.п.

Гарантия

Либо заводская (при покупке нового авто, либо однодневки или годовашки), либо от салона (либо предлагается вместе с машиной, или приобретается по желанию дополнительно на 1-2 года или дольше, тут индивидуально).

Гарантия от производителя действует, кстати, по всей территории ЕС и стран ЕАСТ вне зависимости где и когда машина была приобретена и где она находится / стоит на учёте в данный момент.

На этом пока всё.

В следующем посте поговорим об импорте авто из-за пределов Швейцарии как при переезде, так и просто с целью экономии (чем многие пользуются, т.к. получается сэкономить иногда вполне неплохую сумму).

Как всегда, если есть вопросы / пожелания / дополнения - милости прошу: отвечу / учту / дополню.

Показать полностью 4

Штрафы за превышение скорости. Швейцария

Коротко о себе: 40 лет, живу в Швейцарии с августа 2019 года, врач-радиолог. До этого прожил 8 лет в Германии. Женат, 2 детей. Пишу здесь потихоньку про жизнь и работу врачом в Швейцарии, личный опыт жизни за рубежом ну и так по мелочи.


Сегодня поговорим про радары, скоростной режим и штрафы.


Радары швейцарцы любят, ставят их в самых разных местах и никаких предупреждений об этом, конечно, нет. Ну точнее чаще всего нет. В основном на трассах и в городе они стационарные, т.е. если постоянно катаешься по маршруту, то уже знаешь что где.


Помимо стационарных радаров у каждой общины есть свои мобильные для зарабатывания денег, которые они устанавливают то там, то сям. Выглядит такой радар вот так:

Штрафы за превышение скорости. Швейцария Штраф, Закон, Авто, Скоростной режим, Радар, Жизнь за границей, Личный опыт, Швейцария, Длиннопост

И, что логично, если попался, то в течение 2 недель тебе приходит письмо счастья (письмо моё):

Штрафы за превышение скорости. Швейцария Штраф, Закон, Авто, Скоростной режим, Радар, Жизнь за границей, Личный опыт, Швейцария, Длиннопост

где, как и везде, пишут место и время нарушения; измеренную скорость (61 км/ч), погрешность (-3 км/ч) и итоговую скорость (58 км/ч); скоростной режим на данном участке (50 км/ч), превышение (8 км/ч), статью штрафного каталога с расшифровкой (303.1b - превышение скорости в черте города на 6-10 км/ч), ну и сам штраф (120 CHF или 7080 руб. по курсу 59 руб/шв.франк). Также даётся 30 дней на опротестование или указание того лица, кто был за рулём на тот момент (штраф выписывается на имя владельца авто). Если платишь и ничего не опротестовываешь - значит со всем согласен, вину признаёшь. Квитанция к оплате прилагается, всё уже заполнено, надо только оплатить либо на почте, либо сам через своё банковское приложение.

Про погрешность

Она для разных систем измерения скорости разная - см.таблицу:

Штрафы за превышение скорости. Швейцария Штраф, Закон, Авто, Скоростной режим, Радар, Жизнь за границей, Личный опыт, Швейцария, Длиннопост

В принципе на этом можно было бы и закончить пост, но я подумал, что неплохо будет дополнить текст полезной (может быть, кому-то) информацией про скоростной режим, а точнее что будет если его нарушить. Информация ниже - мой перевод с сайта штрафного каталога. Если в переводе есть неточности - милости прошу, исправлю.


Пара замечаний:


1) скоростной режим:

город - зона 20, зона 30, в целом 50 км/ч

вне города - 80 км/ч (иногда 100 км/ч, указывается отдельно)

автобан - 120 км/ч

2) лишение прав идёт на минимальный срок от...., насколько конкретно - решает суд.

3) дневная ставка - рассчитывается индивидуально в зависимости от ЗП нарушителя. В целом - 1/30 от месячного оклада нетто, минимум 30 фр. и максимум 3000 фр.

4) предупреждение - сохраняется в системе на 5 лет. Если в течение первых двух лет будет хоть малейшее нарушение - лишение прав. В остальной срок, если совершил грубое нарушение - попадаешь в разряд рецидивистов, могут запретить управление автомобилем и отправить на псих.экспертизу (а-ля идиотен-тест в Германии).

5) 1 CHF стоит на текущий момент 59 рублей (если верить гуглу).


Итак, погнали:

Штрафы за превышение скорости. Швейцария Штраф, Закон, Авто, Скоростной режим, Радар, Жизнь за границей, Личный опыт, Швейцария, Длиннопост
Штрафы за превышение скорости. Швейцария Штраф, Закон, Авто, Скоростной режим, Радар, Жизнь за границей, Личный опыт, Швейцария, Длиннопост
Штрафы за превышение скорости. Швейцария Штраф, Закон, Авто, Скоростной режим, Радар, Жизнь за границей, Личный опыт, Швейцария, Длиннопост
Штрафы за превышение скорости. Швейцария Штраф, Закон, Авто, Скоростной режим, Радар, Жизнь за границей, Личный опыт, Швейцария, Длиннопост

Ещё немного штрафов за другие нарушения

Штрафы за превышение скорости. Швейцария Штраф, Закон, Авто, Скоростной режим, Радар, Жизнь за границей, Личный опыт, Швейцария, Длиннопост

Если интересуют ещё какие штрафы по автомобильной тематике - милости прошу, постараюсь найти и дополнить пост.


Не гоняйте!


З.Ы. Про авто-сомелье (спасибо ув. @dead.donkeyears за термин):

Конкретная сумма штрафа не указывается, пишут что рассчитывается индивидуально в зависимости от фин.состояния нарушителя.


Можно водить с уровнем алкоголя до 0,5 промилле (за исключением некоторых случаев: водитель пассажирского транспорта, водитель грузовика, ученик и его сопровождающий, водитель с правами на испытательном сроке - у них 0).


Вождение с уровнем алкоголя 0,5 - 0,79 промилле - предупреждение и денежный штраф (определяется индивидуально от фин.состояния нарушителя)


0,5 - 0,79 промилле, но с нарушением ПДД - денежный штраф и/или тюремное заключение до макс. 3 лет + лишение прав на срок от 1 месяца.


От 0,8 промилле - денежный штраф и/или тюремное заключение до макс. 3 лет + лишение прав на срок от 3 месяцев, внесение данных в регистр судимостей (т.е. будет отражаться в справке о несудимости).

Показать полностью 8

Цена на бензин в Швейцарии. 18 июня 2022 г

На районе, заправка Coop:

Цена на бензин в Швейцарии. 18 июня 2022 г Жизнь за границей, Цена на бензин, Швейцария, Чек

или 2,28 CHF за литр 95 (у меня была ещё скидка 4 рапена/литр, так что заправился по 2,24 фр.). Дизель был по 2,36 CHF.


29 апреля 2022 года литр 95 стоил 1,97 CHF, в начале февраля 2022 - 1,80 CHF.


В такие моменты думаю: как хорошо, что на работу хожу пешком. А во вторую больницу, которая в 25 км от нас езжу максимум 1 раз в неделю.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!