Парит, танцует, говорит - экстаз минойского богоявления на золотых перстнях из Археологического музея Ираклиона
В Археологическом музее города Ираклиона на острове Крит есть несколько перстней с печатями, на которых изображены священные сцены явления неизвестного женского божества перед своими верующими последователями. Вероятнее всего древние художники демонстрируют некие религиозные ритуалы Эгейской цивилизации (Кикладская, Минойская и Элладская культуры).
Эти ритуалы проводились внутри храмов или под открытым небом. Мы можем предположить исходя из общей композиции и некоторых символов, что Богиня либо парит в воздухе, либо спускается с небес на землю, трон, святилище или корабль.
Для того, чтобы вызвать божество, верующие проводили некие действия со священным деревом или священным камнем. Видимо это как-то связано с древним культом природы. Мы можем видеть как женщины (вероятно жрицы этого культа) танцуют и демонстрируют священные жесты.
Также на некоторых артефактах есть сцены общения женского божества с мужчиной. Мы не знаем, что это за мужчины, но можем предположить по аналогии с похожими сценами из Месопотамии и Египта, что перед нами божество и правитель.
К этой теории следует относиться с большой осторожностью ибо нам ничего неизвестно о природе власти на Минойском Крите. Это важно, так как считается, что вне зависимости от места нахождения перед нами культовые сцены минойской религии.
Эти и подобные им кольца и печати были найдены на Крите, Кикладах, в Греции и в Малой Азии. Это может свидетельствовать как о влиянии минойской цивилизации и её религии на весь Эгейский регион, так и о популярности статусных минойских вещей (или их локальных реплик и аналогов) у местной элиты без привязки к священным образам. Каждое из этих колец могло быть изготовлено не в том месте, где оно было найдено.
КОЛЬЦО МИНОСА ИЗ КНОССА | ЕВРОПА, ГРЕЦИЯ, КРИТ, КНОСС | ЭГЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, МИНОЙСКАЯ КУЛЬТУРА | БРОНЗОВЫЙ ВЕК, 1450-1400 гг. до н.э. | ЗОЛОТО | АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИРАКЛИОНА
Так называемое кольцо Миноса является шедевром минойского ювелирного искусства и произведением искусства, имеющим первостепенное значение для понимания религиозной иконографии.
Составное изображение на суммирует три уровня богоявления. Богиня изображена парящей в миниатюре, сидящей на ступенчатой платформе, увенчанной рогами посвящения, и гребущей и управляющей лодкой. Две сцены поклонения дереву мужчиной и женщиной обогащают композицию.
Прохождение богини через три природные стихии - воздух, сушу и море - служит символическим объединением мира смертных и могут передавать идею власти над сушей и морем.
“СВЯЩЕННАЯ БЕСЕДА” С ПОРОСА | ЕВРОПА, ГРЕЦИЯ, ОСТРОВ ПОРОС | ЭГЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, МИНОЙСКАЯ КУЛЬТУРА | БРОНЗОВЫЙ ВЕК, 1500-1450 ГГ. ДО Н.Э. | ЗОЛОТО | АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИРАКЛИОНА
Золотое кольцо с печаткой, изображающее “священный разговор” между богиней, сидящей или парящей над двумя птицами, и стоящим на подиуме мужчиной.
Фигура мужчины может символизировать другое (возможно младшее или подчинённое) божество или правителя (на это намекает поза с выставленной вперёд рукой).
На связь с богоявлением указывает маленькая парящая фигура и сцена (с правой стороны) на которой мужчина трясёт ветви культового дерева.
КОЛЬЦО БОГОЯВЛЕНИЯ С ФУРНИ | ЕВРОПА, ГРЕЦИЯ, ОСТРОВ ФУРНИ | ЭГЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, МИНОЙСКАЯ КУЛЬТУРА | БРОНЗОВЫЙ ВЕК, 1700-1450 ГГ. ДО Н.Э. | МАТЕРИАЛ ЗОЛОТО | АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИРАКЛИОНА
Золотое кольцо с печаткой, изображающее богиню или жрицу со сценами поклонения дереву и священному камню, среди насекомых и священных символов.
Печать как средство идентификации и гарант торговли встречается с самых ранних, зарождающихся фаз критской культуры бронзового века, а содержание минойской глиптики часто содержит важные ключи для понимания минойского религиозного развития.
Но именно появление дворцовых центров в протодворцовый период (MM IB-IIIB, около 1950-1600 гг. до н.э.) привело к тому, что этот способ художественного выражения стал повсеместным.
КОЛЬЦО БОГОЯВЛЕНИЯ ИЗ КНОССА | ЕВРОПА, ГРЕЦИЯ, КРИТ, КНОСС | ЭГЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, МИНОЙСКАЯ КУЛЬТУРА | БРОНЗОВЫЙ ВЕК, 1400-1370 ГГ. ДО Н.Э. | МАТЕРИАЛ ЗОЛОТО | АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИРАКЛИОНА
Золотое кольцо с печаткой с изображением мужской фигуры, обнимающей священный камень под деревом. Сцена включает в себя летящую птицу, колонну и другие священные символы.
Такие перстни были личной собственностью и часто хоронились в могилах своих владельцев, что позволяет предположить, что они были тесно связаны с личностью, так что изображение нельзя было повторно использовать или передать потомку умершего.
Многие из них были найдены в довольно изношенном состоянии, свидетельствующем о интенсивном использовании. Некоторые изображения были реконструированы по оттискам печатей на глине. Оттиск гарантировал торговую сделку, а затем был случайно обожжен во время пожара.
Данный материал является часть проекта ВЕК БРОНЗЫ. В рамках этого проекта уже опубликован первый номер цифрового журнала, который можно бесплатно скачать здесь.