Серия «Артефакты древних.»

Парит, танцует, говорит - экстаз минойского богоявления на золотых перстнях из Археологического музея Ираклиона

Парит, танцует, говорит - экстаз минойского богоявления на золотых перстнях из Археологического музея Ираклиона История, Древний мир, Древняя Греция, Бронзовый век, Наука и религия, Минойская культура, Длиннопост, Сиськи

В Археологическом музее города Ираклиона на острове Крит есть несколько перстней с печатями, на которых изображены священные сцены явления неизвестного женского божества перед своими верующими последователями. Вероятнее всего древние художники демонстрируют некие религиозные ритуалы Эгейской цивилизации (Кикладская, Минойская и Элладская культуры).


читать дальше в формате pdf


Эти ритуалы проводились внутри храмов или под открытым небом. Мы можем предположить исходя из общей композиции и некоторых символов, что Богиня либо парит в воздухе, либо спускается с небес на землю, трон, святилище или корабль.


Для того, чтобы вызвать божество, верующие проводили некие действия со священным деревом или священным камнем. Видимо это как-то связано с древним культом природы. Мы можем видеть как женщины (вероятно жрицы этого культа) танцуют и демонстрируют священные жесты.


Также на некоторых артефактах есть сцены общения женского божества с мужчиной. Мы не знаем, что это за мужчины, но можем предположить по аналогии с похожими сценами из Месопотамии и Египта, что перед нами божество и правитель.


К этой теории следует относиться с большой осторожностью ибо нам ничего неизвестно о природе власти на Минойском Крите. Это важно, так как считается, что вне зависимости от места нахождения перед нами культовые сцены минойской религии.


Эти и подобные им кольца и печати были найдены на Крите, Кикладах, в Греции и в Малой Азии. Это может свидетельствовать как о влиянии минойской цивилизации и её религии на весь Эгейский регион, так и о популярности статусных минойских вещей (или их локальных реплик и аналогов) у местной элиты без привязки к священным образам. Каждое из этих колец могло быть изготовлено не в том месте, где оно было найдено.

Парит, танцует, говорит - экстаз минойского богоявления на золотых перстнях из Археологического музея Ираклиона История, Древний мир, Древняя Греция, Бронзовый век, Наука и религия, Минойская культура, Длиннопост, Сиськи

КОЛЬЦО МИНОСА ИЗ КНОССА | ЕВРОПА, ГРЕЦИЯ, КРИТ, КНОСС | ЭГЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, МИНОЙСКАЯ КУЛЬТУРА | БРОНЗОВЫЙ ВЕК, 1450-1400 гг. до н.э. | ЗОЛОТО | АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИРАКЛИОНА


Так называемое кольцо Миноса является шедевром минойского ювелирного искусства и произведением искусства, имеющим первостепенное значение для понимания религиозной иконографии.


Составное изображение на суммирует три уровня богоявления. Богиня изображена парящей в миниатюре, сидящей на ступенчатой платформе, увенчанной рогами посвящения, и гребущей и управляющей лодкой. Две сцены поклонения дереву мужчиной и женщиной обогащают композицию.


Прохождение богини через три природные стихии - воздух, сушу и море - служит символическим объединением мира смертных и могут передавать идею власти над сушей и морем.


Парит, танцует, говорит - экстаз минойского богоявления на золотых перстнях из Археологического музея Ираклиона История, Древний мир, Древняя Греция, Бронзовый век, Наука и религия, Минойская культура, Длиннопост, Сиськи

“СВЯЩЕННАЯ БЕСЕДА” С ПОРОСА | ЕВРОПА, ГРЕЦИЯ, ОСТРОВ ПОРОС | ЭГЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, МИНОЙСКАЯ КУЛЬТУРА | БРОНЗОВЫЙ ВЕК, 1500-1450 ГГ. ДО Н.Э. | ЗОЛОТО | АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИРАКЛИОНА


Золотое кольцо с печаткой, изображающее “священный разговор” между богиней, сидящей или парящей над двумя птицами, и стоящим на подиуме мужчиной.


Фигура мужчины может символизировать другое (возможно младшее или подчинённое) божество или правителя (на это намекает поза с выставленной вперёд рукой).


На связь с богоявлением указывает маленькая парящая фигура и сцена (с правой стороны) на которой мужчина трясёт ветви культового дерева.


Парит, танцует, говорит - экстаз минойского богоявления на золотых перстнях из Археологического музея Ираклиона История, Древний мир, Древняя Греция, Бронзовый век, Наука и религия, Минойская культура, Длиннопост, Сиськи

КОЛЬЦО БОГОЯВЛЕНИЯ С ФУРНИ | ЕВРОПА, ГРЕЦИЯ, ОСТРОВ ФУРНИ | ЭГЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, МИНОЙСКАЯ КУЛЬТУРА | БРОНЗОВЫЙ ВЕК, 1700-1450 ГГ. ДО Н.Э. | МАТЕРИАЛ ЗОЛОТО | АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИРАКЛИОНА

Золотое кольцо с печаткой, изображающее богиню или жрицу со сценами поклонения дереву и священному камню, среди насекомых и священных символов.


Печать как средство идентификации и гарант торговли встречается с самых ранних, зарождающихся фаз критской культуры бронзового века, а содержание минойской глиптики часто содержит важные ключи для понимания минойского религиозного развития.


Но именно появление дворцовых центров в протодворцовый период (MM IB-IIIB, около 1950-1600 гг. до н.э.) привело к тому, что этот способ художественного выражения стал повсеместным.


Парит, танцует, говорит - экстаз минойского богоявления на золотых перстнях из Археологического музея Ираклиона История, Древний мир, Древняя Греция, Бронзовый век, Наука и религия, Минойская культура, Длиннопост, Сиськи

КОЛЬЦО БОГОЯВЛЕНИЯ ИЗ КНОССА | ЕВРОПА, ГРЕЦИЯ, КРИТ, КНОСС | ЭГЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, МИНОЙСКАЯ КУЛЬТУРА | БРОНЗОВЫЙ ВЕК, 1400-1370 ГГ. ДО Н.Э. | МАТЕРИАЛ ЗОЛОТО | АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИРАКЛИОНА

Золотое кольцо с печаткой с изображением мужской фигуры, обнимающей священный камень под деревом. Сцена включает в себя летящую птицу, колонну и другие священные символы.

Такие перстни были личной собственностью и часто хоронились в могилах своих владельцев, что позволяет предположить, что они были тесно связаны с личностью, так что изображение нельзя было повторно использовать или передать потомку умершего.


Многие из них были найдены в довольно изношенном состоянии, свидетельствующем о интенсивном использовании. Некоторые изображения были реконструированы по оттискам печатей на глине. Оттиск гарантировал торговую сделку, а затем был случайно обожжен во время пожара.


Парит, танцует, говорит - экстаз минойского богоявления на золотых перстнях из Археологического музея Ираклиона История, Древний мир, Древняя Греция, Бронзовый век, Наука и религия, Минойская культура, Длиннопост, Сиськи

Данный материал является часть проекта ВЕК БРОНЗЫ. В рамках этого проекта уже опубликован первый номер цифрового журнала, который можно бесплатно скачать здесь.

Показать полностью 5

Век бронзы: артефакты древних.“Казненная” статуя пленника из пирамиды древнеегипетского царя Пиопи II

Век бронзы: артефакты древних.“Казненная” статуя пленника из пирамиды древнеегипетского царя Пиопи II История, Древний Египет, Артефакт, Древний мир, Длиннопост
Век бронзы: артефакты древних.“Казненная” статуя пленника из пирамиды древнеегипетского царя Пиопи II История, Древний Египет, Артефакт, Древний мир, Длиннопост

Что это: В конце периода Древнего царства центральная власть фараонов ослабла на фоне возвышения провинциальных центров силы и конкуренции могущественной столичной знати. Последние цари Древнего царства из 6-й династии пытались объединить свой народ обширным строительством и военными действиями за пределами страны в Нубии и Леванте. Зримыми пропагандистскими символами триумфа египетского оружия стали многочисленные статуи иноземных пленников. Это одна из таких статуй.


Откуда это: Северная Африка, Египет, город Мемфис, некрополь Саккара, погребальный комплекс пирамид фараона Пиопи / Пепи II.


Чье это: Это артефакт цивилизации Древнего Египта.


Когда это: Бронзовый век, период Древнего Царства, VI династия, время правления царя Пиопи II / Пепи II / Нефер-Ка-Ра (вероятно), между 2246 и 2152 годами до н. э.


Из чего это: Статуя высотой 88,5 см и весом 90,7 кг вырезана из известняка и окрашена цветными красками.


Где находится: США, Нью-Йорк, Метрополитен-музей, галерея 103, инвентарный номер 47.2



Почему это интересно: Видимые на статуе повреждения были нанесены через непродолжительное время после её создания, то есть при жизни царя Пиопи II или его наследников.


Эти повреждения имитируют действия палача по отношению к связанному пленнику. Египтяне вели счёт убитым врагам по количеству отрубленных кистей рук. Рука врага это ценный статусный трофей воина долины Нила. То есть фактически еще в древности эту статую “казнили”.


Поскольку находка этого артефакта была совершена в погребальном комплексе фараона, то вероятно, что “казнь” имела символическое или религиозное значение. Предположительно, чтобы отметить какое-то событие связанное с погребёнными.


Вероятно, что статуя изображает не конкретного человека, а фиксирует историческое событие связанное с военными походами египтян или демонстрирует идею превосходства царя и его страны над варварами.


В Древнем царстве уже существовали правила изображения иностранцев, но они не соответствуют тем канонам, которые известны нам из Нового царства. Этот типичный образ может представлять врага из Ливии, Синая или жителя Ближнего Востока.



Максим Ферапонтов для ВЕКА БРОНЗЫ

Век бронзы: артефакты древних.“Казненная” статуя пленника из пирамиды древнеегипетского царя Пиопи II История, Древний Египет, Артефакт, Древний мир, Длиннопост
Показать полностью 2

Артефакты древних. Погребальная стела NAMA 1428 из Микен или в царство смерти на боевой колеснице

Артефакты древних. Погребальная стела NAMA 1428 из Микен или в царство смерти на боевой колеснице История, Древний мир, Древняя Греция, Бронзовый век, Микенская цивилизация, Артефакт, Длиннопост
Артефакты древних. Погребальная стела NAMA 1428 из Микен или в царство смерти на боевой колеснице История, Древний мир, Древняя Греция, Бронзовый век, Микенская цивилизация, Артефакт, Длиннопост

Что это: Памятная стела над местом погребения представителя элиты или правителя. На стеле изображен абстрактный спиральный орнамент (вероятно религиозный символ), едущий на коробчатой колеснице вооруженный мечом человек и отдельная человеческая фигура (возможно тоже с оружием). Современные историки называют это надгробие - стела “над морем”.


Артефакт фиксирует социальный статус умершего как воина или правителя, важное событие в его жизни или символизирует правильно проведенный погребальный ритуал спортивных игр (гонки на колеснице). В первом случае перед нами фактически магическая машина чтобы “въехать” в загробный мир как герой на боевой колеснице.


Откуда это: Европа, северо-восток полуострова Пелопоннес, историко-географическая область Арголида (самый густонаселенный и развитый район ахейской Греции), городище Микены, могила V погребального круга А.


Чьё это: это артефакт Элладской цивилизации / Элладской культуры / Эгейской цивилизации (разные авторы используют разные термины и подходы для классификации).


Когда это: Бронзовый век, Позднеэлладский период I, примерно 1600-1500 год до нашей эры (по разным оценкам историков).


Из чего это: «пористый известняк», греческий известняк бледного цвета


Где находится: Национальный археологический музей в Афинах, инвентарный номер NAMA 1428.


Почему это интересно: Этот кусок камня является одним из первых известных нам следов жизни исторической личности на земле древней Эллады. Эта стела позволяет говорить о конкретном человеке. Личность возвышается над общиной и надгробие из известняка является свидетельством этого. Однако, есть мнения, что все стелы имеют связь со всеми погребениями группы шахтных гробниц с названием могильный круг А и могли быть установлены во время ритуалов до или после погребения. В этом случаем мы имеем дело с возвышением отдельной семьи над простыми микенцами.


Также это один из первых греческих образцов светского искусства. Даже если верно предположение про гонки на колесницах на погребальном празднике, то сложно предположить, что человеческие фигуры вырезанные на камне - это какие-то божества.


И наконец, у нас нет более ранних образцов греческой скульптуры такого размера явно местного происхождения. Учитывая, что культурная традиция бронзового века не прерывалась, несмотря на так называемые Темные века, наша очаровательная в своей грубости стела является в некоторой степени предком прекрасных мраморных статуй классической Греции и периода эллинизма.


Артефакты древних. Погребальная стела NAMA 1428 из Микен или в царство смерти на боевой колеснице История, Древний мир, Древняя Греция, Бронзовый век, Микенская цивилизация, Артефакт, Длиннопост

забрать этот материал в формате PDF



Максим Ферапонтов для ВЕКА БРОНЗЫ


Показать полностью 2

Госпожа Урука - загляни в лицо шумерской богини секса, красоты, власти и насилия

Приветствую,


меня зовут Максим Ферапонтов. Я историк и автор, искренне увлеченный историей ранних цивилизаций Бронзового века. До недавнего времени я длительно и плодотворно сотрудничал с проектом Warspot компании Wargaming: https://warspot.ru/users/17486-maksim-ferapontov.

Однако мне было несколько тесно в рамках этого формата, и я начинаю свой персональный "крестовый поход" в попытке донести как можно больше знаний о древних цивилизациях культурах широкой аудитории в максимально простой и понятно форме.


Для начала я хотел бы показать свой проект «Лица госпожи Урука», посвященный одному из первых скульптурных изображений человеческого тела. Вырезанное из мрамора женское лицо, известное как Леди из Варки или Госпожа Урука, было сделано неизвестным скульптором из мрамора более 5000 лет назад. Вероятно, что это часть скульптуры изображающей шумерскую богиню секса, красоты, власти и насилия Инанну.


Артефакт был раскопан немецкой экспедицией в 1938 году на древнем городище Урук в месте поклонения. Сейчас это жемчужина коллекции Национального музея Ирака.

Для "реконструкции" образа я использовал аналогичные по назначению шумерские статуэтки, а также внешность некоторых жительниц современного Ирака. Первоначально "Инанна" выглядела иначе и была выполнена в композитной технике с использованием битума, лазурита, раковин и золота, однако я не осмелился настолько додумывать образ, не имея образцов.


Маска из Варки / Маска Варки / Госпожа Урука / Леди Урука


Что это: Это часть скульптуры, изображающей женскую голову. Также это одно из первых ныне известных анатомических изображений человеческого тела. Кроме того этот артефакт является памятником духовной жизни древней Месопотамии и частью культурного наследия всего человечества.


Откуда это: Ближний Восток, историко-географический регион Месопотамия, территория современного государства Ирак, городище Урук на месте древнего шумерского города Унуг, храмовый комплекс Э-ана, археологический слой Урук III - Урук IV.


Чье это: Это артефакт древней Шумерской цивилизации.


Когда это: Ранний Бронзовый век, между 3200 и 3000 годами до н.э.


Из чего это: Так называемая лицевая маска скульптуры из мрамора. В древности была отделана с использованием битума, лазурита, раковин и золота.


Где находится: "Леди из Варки" является одной из жемчужин коллекции Иракского музея в Багдаде.


Фотография: Ayman Al Amiri/Ruya Foundation. Художественная обработка Максима Ферапонтова для проекта "Век бронзы".


Госпожа Урука - загляни в лицо шумерской богини секса, красоты, власти и насилия История, Древний мир, Месопотамия, Шумеры, Длиннопост
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!