Привет моим 24-м подписчикам (если меня вспомнят :D), знаю, давно не писал, не бейте тапками)
Далее будет много букаф, буков, кипарисов и прочих представителей флоры и фауны. Тем, кто не хочет читать длинные тексты без глубокого смысла – пролистните вперед, пожалуйста). А далее будет текст, не имеющий ничего общего с правдой, все совпадения с реальными ситуациями, персонажами, идеями – только плод моего больного воображения.
Для того, чтобы начать свое повествования мне придётся отвлечься, рассказав немного про казахские традиции и обычаи. Сам этноним казах является очень молодым (всего 5 веков) и состоит из множества племён и народностей, населявших бескрайние степи центральной Азии. Как мне кажется, это стало основной причиной почему самоопределение для казахов очень важная часть культуры, как и родовая принадлежность.
Казахи делятся на три «жуза», а те, в свою очередь состоят из многих «ру» (родов). Принадлежность к тому или иному «ру» передаётся по патриархальной цепочке, то есть от отца к детям. Как один из выводов есть традиция знать 7 своих предков (отец, дед, прадед и так далее до 7-го колена), и, следовательно, запрет создавать новую ячейку общества если имеется хоть один общий предок. Не так давно ученые выявили, что тем самым предотвращается кровосмешение и уменьшается риск патологий у детей, и казахи этой традицией очень гордятся.
Но, раз уж есть родовая принадлежность, то будут и продолжатели рода, а продолжателем рода является только мальчик, так как считается что девочка уйдёт в другой род. В связи с этим появилась малоизвестная традиция, когда мальчик передаётся семье жены, для продолжения их рода, если других продолжателей не имеется.
Если Вы, дорогой читатель, читали мои предыдущие части, то знаете, что родители мои развелись, и я остался с мамой. В моей семье дед скончался рано, оставив после себя только двух дочерей (мою маму и тетю), и ни одного сына. Во время развода родителей родственники биологического отца отдали меня в другую семью, чтобы я продолжал их род (чему я, собственно, несказанно рад).
Про традиции и непонимание:
Так уж вышло, что вопрос «с какого ты ру» у казахов звучит почти так же часто, как вопрос «с какого ты года». Дополнительно к описанному выше, ситуацию усугубляет, что в жизни моей есть отчим (прекрасный человек), и он вообще с другого рода. Обобщая: патриархально, я из одного рода, традиционно – с другого, а человек, которого я называю отцом (отчим то бишь), с третьего. И каждый раз, отвечая про свой род (мужской, ха-ха) и невольно сказав, что мой отец с другого, у многих казахов не до конца знакомых с традициями начинает подгорать, де как так, он твой отец, традиций не знаешь штоле, а когда узнают, что род и у биологического отца другой, то и вовсе меня посылают как неграмотного. Зная эту особенность, я уже научился обходить такие ситуации держа язык за зубами в нужное время, но самый первый случай я запомнил навсегда.
На курилке разболтались с одним мужичком, слово за слово, кто откуда, каким воздухом дышит, ну и вопрос в лоб: «с какого ты рода». Честно ответив на поставленный вопрос, начался шквал вопросов про родителей, кто они, кем работают и тд и тп. Прикинув, что человек вроде понимающий – открылся, рассказал все как есть, про традиции, и так далее. Тогда я впервые узнал, что традиция отдавать ребенка в семью матери, не такая уж и популярная, и мало кто вообще о ней слышал. А понимание начало закрадываться, когда его рука крепко взяла меня за ворот робы рабочей, и кулак начал замахиваться. В лучших традициях боевиков – его кулак я встретил опережающим ударом лбом, услышал хруст его костяшек, но на самом деле хрустнул мой нос, потому что удара я вообще не ожидал, и встретил его неподготовленным. Растерявшись сначала, потом мы продолжили борьбу на земле: разнимали уже нас 5 мужиков. Не посрамив свою честь, и наградив его в ответ вспухающим фингалом под глазом, я все же успокоился. Разговор мы уже продолжили всемером в инструменталке, где один мужик, услышав из-за чего мы подрались, рассмеялся, и убедил моего оппонента в правдивости и реальности этой традиции, которая появилась, как он слышал, во времена войн с восточными варварами еще 4 века назад. Позднее, коллега, с которым мы подрались, проставился мне бутылкой водки, которую мы дружно ужрали в знак примирения, но урок, держать язык за зубами, пока есть за чем вообще его держать, я усвоил очень хорошо.
Про прадеда:
Я очень горжусь своими предками, и много сил придает мне мысль, что они сверху наблюдают за моей жизнью, и гордятся шагами их потомка на этой земле. Гордость меня берет от одной только мысли, что они были сильными людьми, и вот почему:
Мой прадед вел обычную жизнь в глубокой глуши, была у него жена, и 3-ое детей. Когда началась война, и объявили мобилизацию, он попрощался с женой, поцеловал детей, и уехал на фронт. Успев написать пару писем – он пропал. Не было ни весточки, ни письмеца, ни вообще какой-либо информации. Шли месяцы, и уже вся деревушка знала про пропажу прадеда. Кто-то жалел, кто-то не обращал внимания (горе было у всех), а некоторые откровенно насмехались, подзадоривая прабабку, что муж ее уже наверно свалил в нацистскую Германию, и возлегает с какой-нибудь фрау. Через полгода ожидания, так и не получив никаких подтверждений о судьбе прадеда, местные органы управления приписали деда к пропавшим без вести, а некоторые и вовсе заклеймили его дезертиром. Слухи распространяются быстро, а грязные – еще быстрей, и вот уже всю семью заклеймили семьей дезертира, предателя родины. Прабабка моя, собрав детей и все свои пожитки, уехала куда глаза глядят, где дети ее могли расти не клейменные злыми языками. На какие-либо пособия от государства, послабления, она не могла претендовать, потому выкарабкивалась сама. Мало того что она выкарабкалась, нашла и обустроила дом, так еще и взрастила одна троих детей, дав им еду, кров, и выучив их как могла. Но занозой в ее сердце, как и в сердце детей, был пропавший муж, до самой смерти. И только спустя 65 лет, благодаря добровольцам, откапывающим братские могилы, идентифицирующим захороненных, и дающим им людские похороны, мы нашли нашего прадеда. Он погиб смертью храбрых: в братской могиле солдат, убитых в одном из котлов смерти под Великим Новгородом. Как я могу быть в этом уверенным? Мы разговаривали с родственниками одного из ветеранов с той же дивизии, и он подтвердил, что помнит нашего деда, помнит, что они потеряли группу солдат, которые отделились, что искали их. Воспоминания ветерана – для меня лучшее доказательство. Так мы и очистили его имя, как минимум, для себя. Жаль, прабабка и его сын этого не услышали, но это уже совсем другая история.
Всем кто дочитал – добра, плюсов в карму, добрых соседей, и счастья)