Составлено про просьбе людей, которых беспокоит данная проблема. С пол тысячи страниц, сжатых в коротенький текст.
Итак, у вас нет смысла жизни, вы всё понимаете, «осознаёте», но всё как-то никак. Начём с основ. Почему не произошла установка смысла жизни? В норме, значительная, возможно большая, часть людей живёт осваиванием норм социального поведения своего окружения, толком не осознавая что, зачем и почему, и живут так всё жизнь, не приходя в сознание. Это как будто бы сборочный конвейер, на котором человека постепенно выстраивают окружающие взрослые люди, согласно его возрастным новообразованиям. В процессе, человек выбирает куда себя приятнее применить, с кем дружить, чего придерживаться, и далее потихоньку деградирует, становясь функцией своих привычек.
Далее суть проблемы. По каким-то причинам (семья, эмоциональные, физические травмы, инвалидности), человек выпадает из конвейера (на любом этапе взросления). Перестаёт реагировать как положено на воздействия взрослых людей и правильно осваивать социальные взаимодействия. Начинает эмоционально страдать от того, что «он не такой как все», «вокруг больное и злое общество», «люди не хотят его понимать».
Как может данный человек исправить свою проблему не обращаясь к психологу/психотерапевту и прочему специалисту, если ему это страшно и/или неудобно? Предлагаю инструкцию:
1. Проблему не получится разрешить на уровне эмоций. Эмоции – следствие того, что проблема не осознана, а есть лишь напряжение от того, что важные потребности не реализуются. Так что эмоции – это не вы. Не следует судить по эмоциям о собственной ценности или незащищённости. Когда появится осознание себя, эти эмоции исчезнут.
2. Постоянные гнетущие эмоции – следствие того, что проблему нельзя было освоить имеющимися в прошлом интеллектуальными ресурсами. Эта проблема, затем, искажает восприятие, мышление и социальные взаимодействия на протяжении всей жизни, потому что остаётся важной, как свидетельство уязвимости данного человека. Но, обычно, когда человек взрослый, эти ресурсы уже есть и можно освоить проблему заново. Что изменит в лучшую сторону восприятие мира, мышление и социальные взаимодействия.
3. Осознание себя – сложный процесс, требующий задействования всех познавательных и интеллектуальных способностей человека. Красивые слова про то, что «я себя осознаю», это только красивые слова. При действительном осознании эмоциональных страданий нет. Наличие страданий – прямое свидетельство того, что осознания нет.
4. Следование гнетущим эмоциям превращает жизнь человека в хождение по одинаковым скучным серым коридорам. Даже просто активное восприятие окружающего пространства делает жизнь интереснее, потому что в поле зрения оказываются предметы, которые человек мог не замечать вообще никогда. Становятся видны необычные взаимодействия, какая-то активность, незаметная ранее. Или наоборот исчезновение чего-то.
5. Как активно воспринимать окружающее? Принять утверждение, что вы не знаете мира в котором живёте вообще. Имеющиеся представления не достоверны и поверхностны, потому что искажены хроническими эмоциями от проблем. Недостоверно всё, что человек слышал, видел, читал. Начать изучать мир заново, начав с собственного места проживания и ближайших окружающих людей. Текстуры, звуки, поверхности, запахи, поведение. Заново узнать значения важных слов с помощью словаря, поскольку искажённый проблемой человек любит применять слова, точного значения которых не знает, но которые "красиво" и "точно" объясняют его трудности . Ничему и никому не давать однозначной оценки, нужно каждый раз воспринимать виденное свежим взглядом, сравнивать. По мере практики, мир начнёт наполняться интересным содержанием.
6. Данному человеку может казаться что он абсолютно спокоен, нетревожен, непробиваем, только стремлений нет. Это не так. Эмоции есть, они сильные, но скрыты и давят изнутри. Собственно человек потому и спокоен, что все силы уходят на то, чтобы их сдерживать, причём чаще всего это даже не осознаётся. В провоцирующей ситуации они могут вырваться с жуткой силой и последствиями. Поэтому, никакого самообмана.
7. Самые вредные слова по отношению к любой ситуации: я не знаю; я не думал об этом. От них веет депрессией и уязвимостью. Самые важные слова здесь же: почему и как. В первом случае, человек отказывает себе в акте мышления, в использовании собственных сил. Во втором – прилагает себя к ситуации, проявляет интерес, поиск и, если действительно упорно себя прилагает, находит себе интересные, захватывающие занятия, вплоть до профессиональных. Каждый раз, когда автоматически, на любой вопрос выскакивает «я не знаю», следует себя останавливать и думать «почему я не знаю», вспоминать, пробовать, искать информацию, но не убегать от задачи. Научить себя этому будет трудно, но оно того стоит.
8. К любой происшедшей ситуации должно быть отношение на уровне понимания и извлечения опыта. Фонтанирование эмоциями непродуктивно. Почему ситуация произошла? Что было сделано и почему? Что не позволило освоить ситуацию достойным образом и как это исправить?
9. Для наилучшего применения себя к повседневным ситуациям должно быть чёткое знание своих возможностей и недостатков. Скажем, если есть явный недостаток внимания и памяти, то не брать повышенные обязательства, а применять себя так, чтобы не требовалось многое разом воспринимать и запоминать, но не относиться к себе как к беспомощному и никчёмному человеку. Чётко понимать на сколько вас хватит, а где уже будет «ой всё!» и уход в эмоции. И, исходя из этого, применять себя. Не пытаться в чужих глазах выглядеть лучше, это сильно повышает внутреннее эмоциональное давление.
10. Следование данным положениям и составляет «осознание себя». Если удастся их все постоянно задействовать, то, постепенно, у человека будет складываться понимание того, что в его жизни идёт не так, что мешает жить полно, какие ситуации прошлого не удавалось отпустить. Появится понимание, из-за чего те самые болезненные ситуации произошли, почему и как они стали травмами, как они влияли на жизнь. После чего они перестанут быть значимыми и жить станет гораздо легче.
11. Относитесь к вашей проблеме не только как к недостатку, но и как к потенциальной возможности. Благодаря ей вы можете сознательно выбрать или создать себе уникальное ценное занятие, недоступное нормальным людям из-за их «конвейерного образа жизни».
Практиковать всё описанное нужно годами, вот так сразу результата не будет. Нормальным, человек с данной проблемой, не будет в любом случае, поскольку нормальному человеку осознание себя не требуется, ему и так хорошо. Будет чёткое осознание своих достоинств и недостатков, сознательно (а не из удовольствия) выбранный путь в жизни, которому будет интересно следовать и добиваться результатов. Собственно удовольствие будет приходить от сознательной деятельности, сознательного развития отношений, от раскрытия чего то нового, необычного, а не от чувства принадлежности к какой-то тусе, или поездкам на курорт, как у нормальных людей. Таким образом, смысл жизни - в познавательной активности.