Сообщество - Карты
Добавить пост

Карты

1 045 постов 5 057 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Мы делаем карты более реалистичными, чтобы жителям городов было проще ориентироваться на местности. Для этого мы перерабатываем внешний вид всей окружающей среды: домов и инфраструктуры вокруг, дорог, растительности и всех сопутствующих объектов вроде остановок, боллардов или пожарных гидрантов. И конечно же, делаем красивый 3D-рельеф.

Вулкан Креницына, Роза Пик, Медеу

В одном из прошлых постов мы подробно рассказали, что в каждое время реалистичность и иммерсивность карт и определялась возможностями технологий. Сегодня расскажем, как на современных технологиях мы сделали наши карты ещё красивее и реалистичнее.

Первые модели зданий

Первую объёмную модель с детальными элементами мы создали для Театра оперы и балета в 2011 году.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

На 2gis.ru мы тогда использовали растровый движок — карта с сервера передавалась отдельными фрагментами и уже в браузере склеивалась в единую картинку. Карту нельзя было покрутить, поэтому 3D-модели зданий можно было увидеть только с одного ракурса. А при их создании учитывалось, не перекроет ли оно другие объекты.

Позже, когда в 2012 году мы перешли на векторный движок, смогли настроить акценты карты на разных масштабов, а трёхмерные объекты сделать полупрозрачными и с тенями.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Всего наши моделлеры за 10 лет создали вручную ≈1500 объектов: зданий, достопримечательностей и инфраструктурных строений. Это были очень лёгкие модели. Первые — совсем упрощённые. Для минимального веса использовалась простая чёрно-белая 8-битовая текстура. В дальнейшем, с развитием движка карты и способов оптимизации размеров, детализацию постепенно получилось повысить.

Делали в 3ds Max, Blender 3D и Maya, а потом прогоняли через плагин, который их ещё сильнее сжимал и добавлял защиту. Одну модель создавали за три-пять дней, в зависимости от размера и количества деталей здания.

Общие принципы

Сегодня технологии позволяют создавать более сложные красивые модели с текстурами и подсветкой. Ещё, конечно, нельзя нарисовать реалистичным весь город, поэтому мы начали со знаковых зданий, достопримечательностей, исторически важных объектов и архитектурных шедевров.

Перед началом работы поставили себе правила:

  • Модели должны быть узнаваемыми
    У каждого здания — уникальный характер с собственной исторической и культурной ценностью. И это нужно передать.

  • Модели должны быть лёгкими
    Так как они будут отображаться на смартфонах и других мобильных устройствах.

  • Модели должны быть детализированными
    Мы хотели уделить особое внимание деталям каждого здания, чтобы передать их главные архитектурные особенности.

  • Модели должны быть оптимизированными
    Чтобы они занимали минимальное количество памяти и быстро загружались.

Для BIM-сообщества — профессиональных строителей и архитектурных эстетов — облегчённая модель может показаться недостаточно проработанной, ведь мы не отображаем детально все элементы здания: не моделируем капитель с подробным отображением акантов, кауликоли, каннелюр на фусте.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Каждый элемент существенно увеличит количество полигонов, из вершин которых состоит модель. А значит сильно увеличит их размер и снизит скорость загрузки и производительность. Такая детализация будет избыточной, когда нужно построить маршрут, найти товары или банкетный зал, посмотреть режим работы и решить множество других задач, в которых спасает 2ГИС.

Мы постарались подобрать оптимальный уровень детальности — чтобы с одной стороны они были узнаваемыми, с другой — с ними было комфортно и приятно работать на всех устройствах.

Сегодня в 2ГИС 1000 новых высокоточных моделей. Все здания разные с точки зрения архитектурных течений: от неоклассицизма и ампира до модерна и хай-тека.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний
Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний
Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний
Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний
Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Точное моделирование

Трёхмерная модель — это тысячи соединённых между собой точек, образующих форму зданий, с наложенными текстурами, которые создают реалистичный облик.

Масштабные модели со сложной архитектурой, конечно, могут занимать больше времени. Если у здания уже отрисована объёмная модель старого типа, как у Театра оперы и балета в Новосибирске, работа сократится в два раза.

В целом движок позволяет добавить даже отражения на окнах и блики на воде в реальном времени, но всё это очень много весит.

Наши 3D-объекты всегда видны в онлайне и в мобильном приложении, да ещё и в дневной и ночной темах. Мы уделяем большое внимание оптимизации — подбираем формат моделей, которые будут максимально детализированы и приемлемого размера. Это важно для скорости загрузки модели при просмотре.

В этом плане наша работа пересекается с геймдев-индустрией: разработчики игр также постоянно оптимизируют подход к моделированию, чтобы предоставить лучшую картинку и «не взорвать» девайс.

Сегодня моделлеры в первую очередь отрисовывают на зданиях те элементы, которые больше 20 см, и используют универсальные модели для популярных объектов, например, лавочек.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Скрин типовых моделей, как мы их видим в процессе работы

Ещё одна важная особенность — мы создаём трёхмерные объекты так, чтобы они гармонично смотрелись на картах и сохраняли удобную навигацию для пользователей. Реалистичные модели отрисованы в общей палитре — реальные цвета сделали бы карту пёстрой и неаккуратной.

Из-за этого пока не получается автоматизировать добавление новых объектов — брать готовые *.gltf-модели со стоков, прогонять их через скрипт и заводить в продукт.

Внимание к деталям

Технология создания 3D-моделей зданий основана на качественных фотографиях. Моделлер должен по фотографиям понять и повторить внешний вид объекта.

Используются все доступные фото- и видеоматериалы, сделанные с разных позиций относительно центра здания с шагом ≈45°. Если здание большое и/или сложной конфигурации, шаг можно уменьшить до ≈30°.

Если кадров не хватает, отправляем своих специалистов, чтобы они сделали фотографии с нужных ракурсов.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Все ключевые/сложные/фигурные/повторяющиеся элементы, которые определяют его узнаваемость, нужно снять чётко — без снега, грязи, падающих теней. Золотое правило — чем больше фото, тем лучше. Даже если здание симметрично, мы просим запечатлеть каждую из его сторон.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Примерно так выглядит работа с референсами

Благодаря такому подходу удалось проделать огромный и интересный путь от первой 3D-модели с небольшой детализаций до самых последних сложных шедевров.

Квадратные метры

Естественно, возможность показать объект с красивыми текстурами понравилась и строительным компаниям. В феврале 2023 года мы добавили первую коммерческую 3D-модель, созданную по проектным планам застройщика — ЖК «Грандо» в Новосибирске.

Так как ЖК — это не только дома, но и окружение, мы рисуем и придомовые территории: местность у подъездов, собственные набережные, детские и воркаут-площадки. В этом проекте получилось нарисовать даже зеркальные отражения фасадов — важную часть этих зданий.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Сакура Парк и ЖК «Бадаевский»

Для больших застройщиков и случаев, когда объекты хочется показать более детально, мы подготовили сервис для нашего MapGL JS API. С ним можно добавить карту со своими 3D-моделями на свой сайт или в приложение даже с поэтажным планом.

Озеленение

Первые реалистичные новогодние ёлки появились на картах 50 городов ещё в декабре 2022 года.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Но глобальное озеленение карт — задача посложнее. Важно, чтобы озеленённые объекты и смотрелись красиво, и достоверно отражали реальную среду на местности.

Представим себе какой-нибудь большой городской объект. Например, парк.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Зарядье, источник фото

Первое, на что мы обратим внимание — это обилие зелени. Если с фотографии убрать деревья, картина будет совсем другая. У нас останется, скорее, план-схема парка — сориентироваться можно, но впечатления уже не те.

Зелёные зоны — самые разные виды растительности, не только абстрактные хвойные или лиственные деревья, но также крупные кустарники или, например, пальмы. На одних территориях деревья высажены аллеями, на других — целыми массивами. И даже одиночно стоящие деревья игнорировать не хочется.

После стольких лет отрисовки зданий разрабатывать растительность оказалось совершенно новым опытом — занимательным и интригующим.

В первую очередь надо было создать 3D-модели деревьев, которые соответствовали бы концепции. Также важно было попробовать разные формы и структуры, подобрать цвет, вид и образ деревьев, которые будут подходить именно для карты 2ГИС. В итоге получилось много разных угловатых ёлок.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Во второй итерации решили посмотреть в другую сторону — сделать модели наряднее и живее. Лиственные деревья стали радикально другими, с длинными стройными стволами и изящными шапками, а ёлки нарядились в ажурные юбочки.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

На этом этапе поняли, что хочется видеть в 2ГИС: лаконичный внешний вид деревьев, который дополняет и наполняет карту, но не перегружает и не стягивает на себя внимание. В общем, золотая середина между первой и второй итерациями.

Чтобы массивы деревьев получались более хаотичными и реалистичными, «сажаем» их с помощью рандомизации — деревья повёрнуты под разными углами, разного размера и сдвинуты относительно исходной точки. Кроме этого, мы вручную расставили больше 13 млн деревьев.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

И конечно, если мы говорим о реалистичности — деревья меняют цвет в зависимости от времени года. Зарядье в 2ГИС.

Дороги

Сложно представить реалистичные карты без объёмных дорог. Добавили объёма дорожным развязкам и тоннелям.

Раньше дороги на карте 2ГИС были одного уровня и пересекались на одной плоскости. Сейчас дороги, которые идут выше, рисуются поверх других:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

У дорог, которые уходят в тоннели, появились на карте въезды и выезды, а их «внутренняя часть» спрятана под землёй:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Мосты и эстакады стоят на опорах и отбрасывают тень:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Линия маршрута рисуется полупрозрачной в тех местах, где она идёт под какими-то объектами — под мостами и эстакадами, внутри туннелей:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

О технической реализации объёма у дорог можно почитать в нашем посте на Хабре.

Следующим этапом добавим разметку.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Что дальше

Мы в начале большого пути: результаты наших исследований и поисков будут постепенно появляться в ваших девайсах в 2024 году — в проектах, городах или на конкретных территориях.

Наши карты будут становиться всё более реалистичными, делая жизнь в городе ещё удобнее.

Реклама ООО «ДубльГИС», ИНН: 5405276278

Показать полностью 25

История Османской империи

Плотность населения Бразилии

Плотность населения Бразилии Бразилия, Плотность населения, Карты, Статистика, Инфографика, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), Instagram (ссылка)

Телеграм
Вконтакте

Источник

Показать полностью 1

Конкурс для мемоделов: с вас мем — с нас приз

Конкурс мемов объявляется открытым!

Выкручивайте остроумие на максимум и придумайте надпись для стикера из шаблонов ниже. Лучшие идеи войдут в стикерпак, а их авторы получат полугодовую подписку на сервис «Пакет».

Кто сделал и отправил мемас на конкурс — молодец! Результаты конкурса мы объявим уже 3 мая, поделимся лучшими шутками по мнению жюри и ссылкой на стикерпак в телеграме. Полные правила конкурса.

А пока предлагаем посмотреть видео, из которых мы сделали шаблоны для мемов. В главной роли Валентин Выгодный и «Пакет» от Х5 — сервис для выгодных покупок в «Пятёрочке» и «Перекрёстке».

Реклама ООО «Корпоративный центр ИКС 5», ИНН: 7728632689

Гербы столиц Европы

Гербы столиц Европы Герб, Карты, Европа, Столица, ВКонтакте (ссылка), Instagram (ссылка), Telegram (ссылка)

Соцсети:

ВКонтакте
Телеграм

Источник

Показать полностью 1

Плотность населения в Юго-Восточной Азии

Плотность населения в Юго-Восточной Азии Азия, Карты, Статистика, Плотность населения, Демография, Instagram (ссылка)


Источник

Карта Германских земель конца XVIII века

Карта Германских земель конца XVIII века Карты, Германия

Карта отпечатана в Вене в 1796 году. Примечательно, что германскими землями названы территории Чехии и Южных Нидерландов (Бельгии).

Источник: Grosser Deutscher Atlas. Erfunden von Franz Joh. Jos. von Reilly. Gezeichnet von Vinzenz Georg Kininger. Gestochen von Karl Schutz. (Первый полный атлас мира австрийского производства. Двухстраничная гравюра на меди).

Карта в высоком качестве

Показать полностью 1

Второй по численности народ регионов России

Народы России численностью более 1 млн чел. по данным Всероссийской переписи 2021 года (% от указавших национальность)

  • Русские 105 579 179 чел. (80,85%)

  • Татары 4 713 669 чел. (3,61%)

  • Чеченцы 1 674 854 чел. (1,28%)

  • Башкиры 1 571 879 чел. (1,2%)

  • Чуваши 1 067 139 чел. (0,82%)

  • Аварцы 1 012 074 чел. (0,78%)

Показать полностью

Угадайте звездного капитана юмористической команды «Сборная Красноярска» по описанию одного из участников

Ну что, потренировались? А теперь пора браться за дело всерьез.

Показать полностью

Гигантская железнодорожная карта от Варшавы до Дальнего Востока начала XX века

Гигантская железнодорожная карта от Варшавы до Дальнего Востока начала XX века Карты, Железная дорога, Россия
Гигантская железнодорожная карта от Варшавы до Дальнего Востока начала XX века Карты, Железная дорога, Россия

Карта в разрешении (26 310 x 2 165 px)

Отличная работа, все прочитано!