Желтое такси Нью-Йорка
Когда история нью-йоркского такси только начиналась, машины окрашивались в разные цвета, в зависимости от того, какая компания ими владела, пока владелец одного из городских таксопарков Якоб Хертц не прочитал информацию о том, что желтый цвет является самым заметным и выбрал его для своей компании Yellow Cab Company в 1907 году. А через 60 лет городские власти решили, что все такси должны быть окрашены в желтый цвет, чтобы можно было легко отличать такси с официальной лицензией в потоке машин. Сегодня желтое нью-йоркское такси - это широко узнаваемый символ города.
В Нью Йорке работает более 13 000 желтых такси и 50 000 водителей. На Манхэттене порой создается впечатление, что поток проезжающих машин на 95% состоит из такси:
Желтые такси обладают эксклюзивным правом подбирать пассажиров с улицы. Кроме них есть еще "кар-сервисы", которые работают только по вызову.
За стандартную двенадцати часовую смену водитель такси делает примерно 30 поездок и проезжает 180 миль. Типичное такси проезжает 70 000 миль в год, а средний возраст автомобиля в нью-йоркском такси 3.3 года.
Легендарный Ford Crown Victoria. Сейчас их активно вытесняют более экономичные гибридные автомобили (Toyota Prius, Ford Escape Hybrid).
Таксопарками управляют частные компании, получающие лицензию в комиссии "New York City Taxi and Limousine Commission", — правительственном учреждении Нью-Йорка.
На каждой машине желтого такси есть медальон - металлическая пластина, которая вешается на капот и дает право машине подбирать пассажиров. Есть два типа медальонов - независимый и медальон мини-таксопарка. Первый выдается индивидуально, а второй группе лиц как минимум из двух человек, которые владеют парком автомобилей и могут выдавать их водителям в лизинг на сменной основе. Владельцы независимых медальонов как правило так же владеют машиной и могут сдавать её в аренду другим водителям для получения дополнительной прибыли. Водитель также может владеть машиной и арендовать только медальон.
В нью-йоркском такси работают водители из 175 стран мира. Каждый таксист должен сдать экзамен на знание английского языка. Среди стран, "поставляющих" водителей такси для нью-йорксих улиц лидируют Бангладэш (23.1%), Пакистан (13.2%), Индия (9.3%), Гаити (6.5%), США (5.9%) и Египет (4.4%). Один процент всех водителей желтого такси - женщины. На фото можно разглядеть типичного нью-йоркского таксиста. Также хорошо виден лицензионный медальон на капоте:
Пассажиропоток составляет 600 000 человек в день и 236 миллионов в год. Большую часть пассажиров (70%) составляют люди до 35 лет. Меньше всего на такси ездят люди в возрасте от 51 до 70 - всего 5% от общего числа пассажиров. В различных опросах 49% пассажиров идентифицировали свой пол мужским, 34% - женским, 17% - предпочли не отвечать.
По доходу пассажиров на домохозяйство разделение такое: 42% имеют 100 000 $ в год или больше, 18% - от 50 до 100 тысяч, 12% - от 10 до 50 тысяч, 11% зарабатывают меньше 10 000 $ в год, а 17% предпочли не называть свой доход. 52% пассажиров имеют собственный автомобиль, 67% - имеют смартфон. Пристегиваются только 38%.
Каждое такси имеет обязательную перегородку, отделяющую передние сидения от задних пассажирских. В перегородку встроен экран, на котором во время поездки крутятся всякие ролики и рекламы, а после завершения водитель активирует меню для оплаты. Пассажир может самостоятельно выбрать способ оплаты, процент чаевых водителю и расплатиться пластиковой картой без всякого участия водителя. Принимаются карты платежных систем Visa, MasterCard, Discover и American Express:
Посмотреть графики и подробнее прочитать различные факты про такси в Нью-Йорке можно здесь (на английском языке)
P.S. Информация 2014 года, могут быть некоторые изменения в статистике, поста такого не наблюдал, поэтому решил опубликовать в 2018 году - лучше поздно, чем никогда!
Есть очень интересная книга, про нью-йоркское такси, написанная одним из эмигрантов.
"Желтые короли", автор - Владимир Лобас. Забавная книга, перечитывая, всякий раз находишь что-то новое, созвучное нашему времени.
для тех, кому лень или сложно искать самому, вот ссылка -- http://lib.ru/NEWPROZA/LOBAS/taxisty.txt
На тему внутренней изнанки таксо-бизнеса, жизни простых таксистов и их приемов по выживанию, вполне рекомендую прочитать "Желтых королей" Лобаса. Хорошее описание того, как эмигрант из СССР в 70-х годах становится таксистом, постигает хитрое устройство "желтого" мира, все его грязные фокусы, неочевидные нюансы, опасности... В тексте есть и политическая нагрузка, но, в принципе, подана она не очень навязчиво и от нее можно абстрагироваться.
Не знаю, что там за экзамен по английскому, но мне несколько раз попадались
чуркигости города, не знающие английского вообще.