Заброшенный аэродром, капониры и чебуреки. По Калининградской области, часть 8
Я пишу про то, что интересного можно найти в Калининградской области, кроме стандартной туристической программы. Если заинтересует - есть ещё 7 частей, читайте на здоровье, а я пока буду ваять дальше.
Сегодня ещё одна находка в духе "ехал на машине и случайно заметил". Действительно, в КО такая плотность интересных мест, что даже без карты и знаний на них нет-нет, да натыкаешься. Итак, заброшенный аэродром эпохи Рейха. Находится между посёлками Северный и Южный (Северный на севере, что примечательно, а Южный с юга), а исторически называется Йесау (Jesau).
Заметить аэродром, кстати, не так-то просто - ангары сверху покрыты дёрном и заросли травой. Сначала я вообще подумал, что просто небольшие холмики. Маскировка на пятёрку!
Итак, я остановился, прополз через бурьян (не нашёл дороги) и вышел на ВПП. Прогулялся туда-сюда, залез на крышу ангара, заглянул внутрь. Круто и атмосферно, но надо было ехать дальше. И только дома, когда готовил вот эту публикацию, я узнал, что как лошара прошёлся с краю и почти ничего не видел (( На самом деле, кроме ВПП есть ещё довольно много неплохо сохранившихся административных и хозяйственных построек и вообще бОльшая часть аэродрома находится севернее. Так что я вас сразу отправлю в http://blacktroll.livejournal.com/25088.html и http://blacktroll.livejournal.com/53357.html, вот там товарищъ хорошо и красиво пишет. Ну, может мне плюс за наводку поставите ;) А от себя кратко расскажу, что видел.
Здесь мы уже подобрались к такому периоду времени, когда смешалась история и нацисткой Германии и СССР, и даже немного России. Но по порядку.
Построен аэродром был в 1935-36 годах. Что-то мне подсказывает, что строили сразу с прицелом на военное применение, всё-таки до Второй Мировой оставалось совсем ничего, а тогдашние амбиции фюрера известны.
До войны аэродром был испытательним, в ЖЖ blacktroll (ссылки выше) есть даже выдержка из книги одного лётчика-испытателя. Про использование в войну конкретно ничего не нашёл, но, думаю, всё понятно - мессеры тут были и не просто для красоты стояли.
В 45-ом аэродром захватили наши, к 52-му полностью восстановили инфраструктуру и начали использовать уже на благо СССР.
Приятно осознавать, что не всё немецкое наследие было, простите, просрано и развалено. Аэродром использовался. Здесь базировался и истребительный полк и вертолётный, летали именитые Су-27. Да вот только в 2000-ых настал трындец. Ключевые слова "министерство обороны", "реформы", "развалили нахрен". Аэродром постепенно расформировывали, а теперь и вовсе закрыли и перебазировали в Чкаловск.
Прямо по курсу должна быть трасса, по которой я ехал, но её не видно за кустами.
Меня очень удивило, что аэродром, при всей своей внешней заброшенности, использовался ещё совсем недавно. Выглядит то он так, как будто стоит со времён войны, а на самом деле люди пишут, что ещё в начале 2000-х видели, как летают истребители. Адекватных причин закрытия аэродрома не понимают ни обыватели-любители, ни сами военные. Такие пироги. Стоит, ветшает.
Я тут допускаю некоторую неточность - на самом деле сооружения называются не ангары, а капониры, т.е. укрытие для самолётов. И вообще, построили их уже в советское время, простите за лёгкий обман, я и сам попался. Всего капониров около 40, натыканы вразброс, местами довольно плотно. Интересный факт - изначально размер капониров рассчитывали под истребители Миг-23, и, когда в 1989 году им на смену пришли истребители Су-27, "сушки" просто не помещались внутрь по размаху крыла. Так что истребители многие годы базировались под открытым небом, понятно, что на пользу им это не шло...
Двери толстенные, почти в метр. Бетонное перекрытие тоже внушает. А вот внутри, как можно видеть, абсолютная пустота.
Створки ворот катались по рельсам на колёсах типа железнодорожных, приводимых в движение электродвигателями, вон они, видите? Правильно, что не видите, нету нихрена, скручено и с*&зжено.
На пред-предыдущей фотографии можно приглядеться и увидеть колёса, на которых опирались ворота, но и они не везде остались.
Вид на посёлок Южный, капониров как грибов. И всё поросло травой. Трава, разумеется, не просто так взялась, дёрн на крыши укладывали специально, ради маскировки. Ну а неприхотливая трава не заставила себя ждать - сейчас естественную растительно и искуственное покрытие никак не отличить.
Вот примерно эту часть я и обошёл. Повторюсь, пропустил львиную долю всех ништяков, так что если решите посетить это место - подготовьтесь заранее.
PS Вот зритель в третьем ряду спрашивает: "А при чём тут чебуреки?". Отвечаю.
Я в одной из первых записей обещал время от времени давать неочевидные советы путешествующим. Вот вам ещё один. Помните шлюз из прошлой записи? Он находится рядом с деревней Талпаки и полуразобранным замком Талпакен. Будете рядом - обязательно остановитесь там. И даже если не рядом - делайте крюк, меняйте лошадей на перекладных, прорывайтесь через окружение, но доберитесь! И тогда, в придорожной кафешке, сможете вкусить самые лучшие чебуреки в жизни. Калининградцы подтвердят, я уверен :) Кафе не пропУстите - там всегда ажиотаж. Огромные (размером с лист А4!) пышущие жаром сочные полумесяцы не оставят вас равнодушными ;)
с аэродромами действительно беда. некогда ранее отец служил на аэродроме Веретье, что в г. Остров, Псковская обл. В лучшие времена был достаточно большой объект. Полоса около 3,5 км, достаточно неплохое аэродромное оборудование. Что в общей сложности позволяло принимать практически все существующие самолёты. Базировался там раньше 392 ОДРАП, затем 444 ЦБП и ПЛС. Из самолётов были такие интересные машины как Бе-12, Су-33, Ил-38, Ту-142М2, Су-24М, Ту-22М2(М3), Ту-95, Ту-134Ш, Ту-154 и может быть что-то ещё. На территории аэродрома так же располагался лазарет, казармы, столовые, котельные и прочие хоз.постройки. Говорят, что в лучшие времена численность личного состава достигала 5 тыс. человек.
Но относительно недавно аэродром расформировали. Часть личного состава и техники перевели в Ейск, Краснодарский край. Другую часть сократили. На территории аэродрома осталась комендатура численностью около 150 чел. В эти 150 человек входили 1 пожарная машина с половиной расчёта, 1 медсестра, несколько человек ВОХР и прочие. Что самое интересное, самолёты продолжали летать на этот аэродром. И никого не волновало, что нет ни медиков, ни пожарных, никого.
Так вот несмотря на все попытки как-либо контролировать этот объект, он всё равно разворовывался. Воровали даже плиты с аэродрома. Выкапывали силовые кабели десятками метров. Помимо этого остались ещё некоторые самолёты списанные или подготовленные к списанию.
Всё пришло в запустение. Сооружения ветшали, полоса, рулёжки, стоянки зарастали. Однажды даже пытались найти защищённый командный пункт и не смогли найти. При наличии подробных карт аэродрома, при участии сотрудников, которые работали там "при жизни аэродрома". Тропинка заросла и найти её не удалось.
После пришли вертолётчики. Но как полагается, пришли без всего. Ни охраны, ни медицины, ни пожарных, ничего. Что начальник комендатуры им говорил "сейчас я со своими "вохрушками" уйду, вас и с палками охранять некому будет". Сейчас хоть немного и обустроились, но всё равно их положение несколько удручающее.
А территория аэродрома была настолько огромна и объёмна, что, как говорят бывалые служивые, до сих пор на складах лежит вооружение законсервированное, в ангарах.
Цель всех этих перетасовок никому непонятна. Как и с кем воевать этим вертолётам.
Чебуреки- знатные, многократно проверено.
Объект числится на консервации, многие ангары пусты и закрыты- дабы в них не жгли костры, воровать там нечего, но погулять можно)
Джинса уже на пикабу. Хорошая попытка производитель "самых лучших чебуреков". Не ведитесь - чебурек в талпаках уже не торт.