За стеной Дома ребенка
История о том, как это - работать в доме ребенка. Не в обычном, а в специализированном - для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики.
Скажу сразу, это история не о том, как это - трудно или легко, а в целом о том, что происходит за стеной Дома.
О жалости. Если вы будете жалеть детей, ничего из этого не выйдет. Именно поэтому некоторые новые воспитатели держатся не больше двух-трех недель, а потом уходят. Есть, конечно, еще вариант, что это просто не их дело...
Жалеть детей можно по многим причинам, выбирай, какая нравится, начиная с той, что у них нет родителей/отказались/бухают/в тюрьме/бьют и заканчивая мыслями об их недугах. Тут просто надо понять, что жалостью детям ничем не поможешь. Жалость - контрпродуктивное чувство. Я имею в виду не сочувствие, внимание, а именно жалость.
О принятии. В день, когда я пришла устраиваться на работу, меня провели по всем группам, включая те, где находятся самые тяжёлые дети. Тогда я еще подумала, как я же буду, как я буду смотреть на это все время?! Мне было страшно за себя, мне было страшно за них, были мысли, что я могу им навредить. Но через дня три, когда страх стал отступать, а я рассмотрела все те ужасы, что видела только на картинках более детально в реальности (зондовое питание, микроцефалию, гидроцефалию, тяжелейшие дцп, синдром Рубинштейна тейби, фетальный алкогольный синдром, синдром Дауна и пр.) это оказалось не страшно. Это просто было. Это просто были дети. Совсем другие, конечно. Но дети. На смену дурным мыслям пришло принятие этих детей такими, какие они есть. Со всеми их плюсами и минусами.
О радости. Даже от общения с самым тяжелым ребенком можно получать удовольствие. Вот лежит девочка с интересным именем и тяжелым ДЦП, спастический тетрапарез, умственная отсталость. Она не двигается вообще. Просто лежит как глыба льда. Но когда ты говоришь с ней, гладишь по ручкам или по щечке, она внезапно улыбается тебе. И на душе становится легче.
О стульях. Более сохранные дети помимо всего прочего имеют поведенческие особенности. Например, они могут долго сидеть и качаться, все вместе. Если в этот момент станешь вспоминать фильмы ужасов, станет жутковато. Они сосут пальцы, грызут игрушки в год, в два, в три, в четыре, в пять лет... Иногда они могут злиться, как впрочем и все мы. Только им трудно себя контролировать. Именно поэтому топание ногами, падения на пол и крики воспринимаются спокойно. Как и кидание мягких игрушек, твердых игрушек, маленьких и больших игрушек, ботинок, стульев и вообще всего, что попадется под их маленькую ручку. К этому быстро привыкаешь.
Безусловно, мы не железные. Иногда я просто сижу и смотрю, как ребенок отказывается что-либо делать или начинает беситься... Но достаточно минуты, чтобы прийти в себя, вспомнить где я и кто я, кто эти малыши вокруг меня и для чего я рядом с ними.
Одна девочка с тяжёлым отставанием в развитии ездила "кататься" на попутках с дальнобойщиками, и потом приходила к бабушке и рассказывала что встретила "мужа"
В общем много было всего, но те люди, которые помогают и работают искренне в таких местах для меня герои. Как бабушка собирала деткам своим (на свою маленькую зарплату!) всякие канцтовары и красивую бумагу, потому что давали только коричневый дерматин - мол пусть научатся книги переплетать, че с них взять, с убогих?!
Бабушку мою любили в школе, помнили выпускники-видели на улице "НАААТААААЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА, ЗДРААААВСТВУЙТЕ!!!!" Проработала она там до самой смерти.
А, извините , если сумбурно и не в тему, просто вспомнилось
Если вы даете этим детям радость, вызываете у них улыбку, вы замечательный человек. Вы можете стать им тем лучиком света, который будет питать их. И прошу не обращать внимания на циничные и даже глупые комментарии.
А устранять надо не последствия, как тут вещают, а причину. Некоторых личностей надо попросту стерилизовать.