Эхо войны...

Памятник для предателя


Эта история случилась в 2015 году, когда полным ходом в стране шла подготовка к празднованию 70-й годовщины Великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Эту памятную дату решили отметить и в ауле Блечепсин Кошехабльского района Республики Адыгея, откуда на войну ушло, по одним сведениям, более 400, а по другим, официальным, более 500 блечепсинцев. Вернулись, как и везде, не все...

Мемориал в ауле Блечепсин в память о погибших в годы Великой Отечественной войны земляках был воздвигнут в 1950 году на месте братской могилы пяти красноармейцев, убитых фашистами в бою на окраине аула при оккупации Адыгеи немецкими войсками. А в 2015 году местные власти задумали этот мемориал реконструировать. Как написал мне в своем письме глава администрации МО «Блечепсинское сельское поселение» Юрий Шовгенов, «были добавлены и отредактированы уже имеющиеся надписи, а также отдельным списком добавлены фамилии участников ВОВ, вернувшихся живыми». Спонсоры из числа выходцев из аула помогли профинансировать эту реконструкцию, но, похоже, что деньги были потрачены зря. Лучше бы местные власти, отвечающие за увековечивание памяти погибших за Родину, эту память не ворошили своими «грязными» руками.

В итоге реконструкции на гранитных плитах мемориала оказались имена 516 блечепсинцев, в т.ч. 264 человека, погибших и пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны, и 252 человека, вернувшихся с войны живыми. Но это – по версии администрации Блечепсинского сельского поселения и лично его главы Юрия Шовгенова. На самом деле, после серьезных краеведческих изысканий и работы в архивах, удалось найти сведения о 434 блечепсинцах, ушедших в годы войны на фронт по призыву. А кто же тогда, спрашивается, остальные люди, внесенные в памятные списки на мемориале?

Как оказалось, в списках числится 82 жителя аула, которые его никогда не покидали и в войне вообще не участвовали. Есть в списках и такие, которых в принципе призвать не могли. Мне рассказали анекдотичный (почти по Зощенко) случай, когда составитель именных списков, подсуетившись перед весьма уважаемым в республике человеком, включил в мемориальный список его близкого родственника, инвалида детства. И таких никогда не воевавших инвалидов, попавших в списки благодаря щедрой душе сельского главы, говорят, на мемориале немало.

Кроме таких лжеветеранов, в списках можно найти 15 фамилий людей, никогда в Блечепсине не живших, а также 17 настоящих «мертвых душ», возникших в результате банальной халатности составителей списков. Одни и те же люди записаны по два-три раза, с разными именами и (или) отчествами.

Но, если вышесказанное можно списать на невнимательность, то включение в списки ветеранов Великой Отечественной войны предателей Родины, изменивших воинской присяге и перешедших на сторону врага, ничем иным, как оправданием нацизма, назвать нельзя. Память блечепсинцев, погибших и пропавших без вести на войне, а также фронтовиков, умерших от ран и болезней уже в мирное время, цинично осквернена соседством на памятных плитах с 16-ю фамилиями предателей, не подлежащих реабилитации в соответствии со статьей 4 Закона РФ от 18.10.1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». В Адыгее и за ее пределами проживают десятки их потомков, которые не виноваты в грехах своих отцов, дедов и прадедов, поэтому в этой публикации я их фамилий не называю.

Назову лишь одного предателя из Блечепсина, промолчать про которого мне не позволяет моя совесть. Если бы этого человека уже не было в живых, то я сейчас отдельно речь о нем не вел бы. Как говорят, про мертвых – или хорошо, либо ничего. Если бы этот человек вел себя, как подобает изменнику, опозорившему свой род, если бы он годами не кощунствовал в отношении своих земляков-фронтовиков, честно отдавших свой долг Родине во время кровопролитных боев, то, наверное, пусть бы доживал в покое свой век. Но его портреты висят среди фотографий погибших фронтовиков, его, наряду с тремя оставшимися в живых ветеранами, чествуют на годовщинах Великой Победы, он носит, пусть и юбилейные, но незаслуженные им награды страны, которую предал в 1942-43 гг., перейдя на службу нацистской Германии! Но самое кощунственное, что его, еще живого, имя выбито на гранитных плитах мемориала воинов, отдавших свои жизни за победу над врагом, которому этот предатель служил.

Этот человек – Кунов Али Каншаович, которого аульчане помоложе представляют себе заслуженным ветераном Великой Отечественной войны, знают как заслуженного педагога – своего учителя и одного из уважаемых старейшин аула. Кто постарше, те знают о его измене и помнят еще из рассказов своих отцов и матерей о его службе фашистам.

Знают и помнят, но молчат… Как молчат в адыгейских аулах Теучежского района, постепенно привыкая жить в свином навозе и зловониях от свинарников ЗАО «Киево-Жураки АПК». Как молчат в Тлюстенхабле, в постоянном ожидании прорыва плотины Краснодарского водохранилища. Как молчат в десятках и сотнях других мест нашей республики, молча наблюдая за грабежом, устроенным людьми, дорвавшимися в 2007 году до власти в Адыгее и не желающими выпускать эту пока еще лакомую добычу из своих когтей и зубов.

Согласно письму начальника УФСБ России по Республике Адыгея О.В. Селезнева от 30.01.2017 г. № Б-141 в ответ на мой запрос, Кунов Али Каншаович, 1921 г. рожд., был причастен к деятельности нацистской Германии, осужден, и, в соответствии со статьей 4 Закона РФ от 18.10.1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитации не подлежит. Не нашлось записей о реабилитации всего списка предателей из аула Блечепсин и в архивах общества «Мемориал».

Наверное, я всё же не выносил бы на публику фамилию Али Кунова, если бы не наглое (другого слова не подберу) поведение главы администрации Блечепсинского сельского Юрия Шовгенова и безответственное манкирование своими полномочиями районного прокурора Евгения Зиновчика. Но уж очень хочется ткнуть их, как паршивых котов, в ими же сделанную лужу! На этом примере они должны на всю оставшуюся жизнь запомнить, что свои должности занимают не для собственного самоудовлетворения, а для служения людям и закону. Ведь до сих пор они упорно отказывались признавать нарушение закона в том, что на мемориале в ауле Блечепсин увековечена память не только о ветеранах Великой Отечественной войны, но и о предателях Родины, трусливо запрятанных среди фамилий погибших фронтовиков. А Юрий Шовгенов принимал самое активное участие и, по сути, непосредственно организовал это кощунство на деньги племянника Али Кунова.

Я уверен, что на этом история с осквернением мемориала, посвященного блечепсинцам, отдавшим свои жизни за Великую Победу, не закончится. Уже направлено указание республиканской прокуратуры прокурору Кошехабльского района Евгению Зиновчику провести проверку изложенных мною фактов и принять надлежащие меры прокурорского реагирования.

Надеюсь, тот справится с поставленной задачей и к очередной годовщине Победы в Великой Отечественной войне на мемориале в Блечепсине будет наведен порядок. А изменнику Родины Али Кунову школьники не станут 9 мая дарить цветы со словами: «Спасибо деду за Победу!»


Валерий Бриних

3
Автор поста оценил этот комментарий

Незаслуженно обойдённый вниманием пост. К сожалению.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Земляки, так держать! Успехов вам в наведении должного порядка.
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Аплодирую Автору Стоя!!!нет таким места в нашей памяти и сердцах.
раскрыть ветку