Топ-10 шаблонов в фэнтези! Часть 1 из 2.

Топ-10 шаблонов в фэнтези! Часть 1 из 2. Фэнтези, Шаблон, Клише, Штамп, Книги, Текст, Длиннопост

Когда-то фэнтези было оригинальным жанром, породившим множество прекрасных книг, а после уже и игр. Фэнтези изобилует вымышленными существами, разумными расами, магическими предметами и т.п., но помимо этого, оно изобилует и шаблонами с клише, приправленными оголтелыми штампами. Некоторые из них стали таковыми со временем, другие же являлись таковыми даже при первом упоминании. Да-да, бывает и такое.

Это список из самых распространенных клише жанра фэнтези, который, правда, можно подставить и другим жанрам. Думаю, не стоит говорить, что это лишь мое сугубо субъективное нахер никому не нужное мнение, сокращенно - ИМХО.


1. Избранный.


Главный герой фэнтези при всем своем желании не имеет права быть не особенным. Он всегда сильнее, умнее, ловчее, чем другие персонажи, обладает особенностями, которых нет больше ни у кого, потому что…


Пожалуй, одним из наиболее показательных примеров может служить Ранд Ал’тор из серии книг «Колесо Времени». Помимо того, что он Дракон Возрожденный — тот, кто по пророчеству (см. п. 2) должен либо спасти мир, либо обречь его на погибель, он еще и та'верен — баловень судьбы, точнее тот, кто эту судьбу вертел на мече, неосознанно изменяя ткани реальности под себя любимого, хочет он того или нет, ибо быть избранным не выбирают, мистер Андерсон. Ах, да, он еще Корамур — тот, кто уже по другим пророчествам, приведет целый народ к процветанию во всех морях и океанах; а также он Кар'а'карн — третье (!) пророчество гласит, что он изменит судьбу уже другому народу. На плечах у бедного парня целый мир, а ведь он лишь хотел пасти овец и когда-нибудь женится на местной стерве.


Возможно, вы скажете, что не все такие. Вот, например, Фродо — обычный хоббит, каких тысячи (или миллионы... сколько их вообще?), сверхспособностями не обладает, не считая связей в верхах в лице Гендальфа-разноцветного (это очень тонкая шутка!), пророчеств с ним тоже нет, но вот Колечко-то на него действовало слабее, чем на всех остальных. Даже люди с крепким духом попадали под его чары, практически к нему не прикасаясь, а он носил его днями напролет, и лишь чувствовал себя так, словно вчера перебрал эля.


Можно, конечно, еще вспомнить живучего Гарри Поттера, непобедимого Геральта, берсерка Логена, бессмертного Кайлера, говорящего Жугу; тысячи их, последователей Артура ИзКамняМечаВытаскивателя!


Конечно, в семье не без… исключения. Например, в Черном Отряде и ГГ-то как такового нет, а про избранность и говорить не стоит.


Итого: Конечно, никто не желает следить за судьбой какого-то молокососа, который не может скастовать хотя бы фаербол и пройти лабиринт, который никто никогда не проходил, но иногда это заходит слишком далеко, и вместо восхищения героем, ты все надеешься, когда же ему, наконец, вломят и выбьют всю эту его избранность. Ведь особенность главного героя можно заменить бесконечными интригами и интересными приключениями с блэк… драконами и магией.


Или же можно сделать персонажа особенным, но не давать ему шанса эту особенность проявлять слишком часто, подкидывая проблемки, которые фаерболами не решить.

Топ-10 шаблонов в фэнтези! Часть 1 из 2. Фэнтези, Шаблон, Клише, Штамп, Книги, Текст, Длиннопост

2. Пророчество.


У каждого уважающего себя главного героя должно быть пророчество о его будущем, которое он либо игнорирует, не веря всей это чепухе, либо пытается избежать своей участи всеми возможными и не очень способами, что в итоге и приводит его к выполнению предсказанного, ибо от судьбы не убежишь.


И снова в примере небезызвестный Ранд гроза-всех-цыганок Ал’тор. О всех его судьбах можно почитать выше. Можно рассказать и про бесящую всех Цири. На самом деле, персонажей, которым пророчества предрекли стать теми, кем они в итоге становятся, не так уж и много, но шаблон и не должен быть распространен, главное, что он предсказуем. Если герою суждено стать еще более геройнутым, он им станет, но, как кажется, он об этом зачастую забывает, бросая все и уходя в лес, что, конечно же, ни к чему хорошему не приводит, лишь растягивает сюжет на несколько лишних глав/книг, но, в конце концов, судьба так или иначе настигает неудачного нигилиста и ему таки приходится стать известным на весь мир и утонуть в море обожания. Ну кому вообще может этого хотеться?


Единственно пророчество, которое можно обойти, - предсказание смерти. Если персонажу говорят, что он скоро умрет, но через немогу находит средство избежать незавидной участи, даже если это невозможно.


Итого: пророчество – это такой авторский спойлер, взгляд в будущее. Начинаешь ты вот читать про какого-то свинопаса из села Тефтелино, и понимаешь, что это мура какая-то, а тут раз тебе, говорят, что в будущем он станет королем, а то и тузом, при этом сильным и могущественным, не чета нынешнему. И сразу интересно — и что же такое должно произойти, чтобы он из свиное… свинопаса превратился в игральную карту?

Топ-10 шаблонов в фэнтези! Часть 1 из 2. Фэнтези, Шаблон, Клише, Штамп, Книги, Текст, Длиннопост
Тебя ждет дальняя дорога, казенный дом и перепихон с демоном!


3. Супер-артефакт.


Артефакты, обладающие всевозможными всевозможностями, присутствуют практически во всех произведениях жанра фэнтези. Заколдованные кольца, цепочки, горшки и исподнее; части тел (мощи?) всяких драконов и жар-птиц, дарующие огромные силы, а зачастую еще более огромные проблемы; выкованные из метеорита мечи и вилки, ударом крушащие горы и испаряющие моря; финтифлюшки из другого мира.


Но почти всегда среди этого барахла находятся артефакты, превосходящие все остальные вместе взятые. Кольцо Всевластия (Властелин Колец), Черный Ка’кари (Ночной ангел), Семя (Первый закон), Дары смерти (Гарри Поттер) — тут их даже целых три, Калландор (Колесо Времени) — хотя вот тут есть штучки покруче, например, Сакарнен и Чойдан Кэл, но главный герой использовал лишь первое и третье .


Артефакты — это круто, никто не спорит, но так ли необходимо среди всех выделять лишь один и давать его главному герою в самый нужный для него момент? Никакого баланса.


Итого: артефакты выручали и всегда будут выручать главных героев из беды. Нужны ли они? Почему бы и нет! Ведь зачастую наличие артефакта обуславливает дальнейший сюжет: если артефакт способен оживлять — значит, кто-то умрет. Кто и при каких обстоятельствах? Интересно же. Если артефакт увеличивает силу в несколько раз — значит, кто-то ею воспользуется, и очень хочется посмотреть на реакцию того, против кого его применят. Если, конечно, супер-артефакт не превращается в посредственность и его не используют всякий раз, когда невмоготу (Ночной Ангел, Гарри Поттер).

Топ-10 шаблонов в фэнтези! Часть 1 из 2. Фэнтези, Шаблон, Клише, Штамп, Книги, Текст, Длиннопост
Дурачье!

4. Элитные злодейские группировки.

Организованная злодейская группа (сокр. ОЗГ) есть везде, где есть организованная геройская группа (сокр. ОГГ), и даже там, где ее нет. Обычно эта ОЗГ состоит из элитных магов, однако главный злодей зачастую к ней себя не приписывает, ставя себя выше всех этих бандюков, даже при условии, что среди них могут быть даже те, кто сильнее его, но он, конечно же, никогда подобного не признает.


Всегда, без исключения, эта ОЗГ имеет пафосное название, которого простые граждане боятся упоминать всуе, хотя не так сильно, как имя главного злодея. В Гарри Поттере это Пожирателя смерти (хотелось бы знать, как часто они питаются смертью); в Колесе Времени это Отрекшиеся (ну, тут все понятно, они отреклись от добра и все такое); в Черном Отряде это Взятые (тоже все логично, ведь ГЗ их «взял», то есть подчинил); в Первом Законе это Едоки (потому что они отведали плоти людской) — в данном случае все несколько иначе, ибо этих Едоков пруд пруди, хотя и не так много, как могло бы быть, да и не служат они какому-то конкретному ГЗ, а значит, их можно отнести к независимым ОЗГ.


Элитные отряды — это хорошо, всегда есть, кого пустить на мясо, если вдруг становится скучно бороться со всякой шолупенью и монстрами. Обычно злодеи в подобных объединениях постоянно ссорятся между собой и даже пытаются убить, и только рука босса останавливает их от подобных злодеяний. Но все же наблюдать за этим довольно интересно, гадая, как умрет тот или иной член группировки, и скольких из них вынесет главный герой, а он, как пить дать, вынесет большинство, начиная с самого слабого и заканчивая самым сильным, а иначе как еще показать его рост?


Итого: ОЗГ — это один из тех шаблонов, который бесспорно нужен. По ним можно отслеживать рост персонажей и в любой удобный момент спихнуть любые недочеты на их проделки, мол, на главного героя напал НЕХ с клавишами из кустов не потому что, а по наводке злодея, который хотел чего-то добиться, но не добился, ибо у ГГ своих клавишных полон рот.


Вот только сливаются такие ОЗГ просто безбожно. Они ведь всего лишь хотели мира, желательно, всего, а им ходют тут, понимаешь, мешают всякие недомерки. Обязательно ли уничтожать ОЗГ под чисту́ю? Нет, это скучно, оставьте же хотя бы парочку, сбежавших в лес и поклявшихся отомстить, пусть читателю останется место для фантазии о дальнейших событиях. Но нет, ведь бобры всегда побеждают бедных ослов, потом вешают меч на крючок и живут долго и счастливо, особенно после первого инсульта.

Топ-10 шаблонов в фэнтези! Часть 1 из 2. Фэнтези, Шаблон, Клише, Штамп, Книги, Текст, Длиннопост
Когда ты главный злодей, а тебе до сих пор не принесли тортик!

5. Организованная геройская группа.

А теперь что касается ОГГ. Очень распространенный шаблон в любом фэнтези. ОГГ может быть как постоянной, так и временной, созданной только потому, что это было необходимо в данный момент. Члены ОГГ всегда ссорятся, особенно, если это фэнтези чуть темней, чем Земноморье.


Эталон ОГГ – Братство Кольца. Помимо прочего, эталоном оно является еще и потому, что имеет даже официальное название, что редкость. ОГГ строго должно состоять из как можно более разношерстной компании, где все члены преследуют свои цели, хотя и не всегда.


Обычно количество членов ОГГ не превышает 10 человек, если же их больше, почти всегда существует отдельная компашка внутри компашки, на который и делается больший акцент. Лишних, бывает, отсеивают со временем.


Маг/ волшебник/чародей – сильный маг, обладающий магической магией. Любит покомандовать и потупить, вспоминая нужное заклинание в самую последнюю секунду, преодолев старческий маразм, который тщательно скрывает. Иногда пропадает хрен знает куда на неопределенный промежуток времени, а когда возвращается, уверяет, что так было нужно, чем усиливает вокруг себя ауру таинственности. (Гендальф; Байяз; Эмиель Регис – не совсем маг, но, сцука, таинственный).


Брутальный ГГ – почему он второй? Потому что ГГ редко бывает главным в собственной ОГГ, зачастую он вообще не желает в ней находиться, но его чуть ли не уговаривают, как меленького ребеночка, принять чужую помощь. ГГ всегда сначала мнется и позирует, но потом, скрепя сердце, все же соглашается, но не забывает намекнуть при любом удобном случае, что он вообще всего этого не хотел и одному ему лучше. (Геральт; Логен; Арагорн – не ГГ, но брутал; Стрелок – почему бы и нет?).


Лучник/эльф – не каждый лучник эльф, но каждый эльф – лучник. Лучники отличны на более-менее длинных дистанциях, и приходят на помощь каждый раз, когда какой-нибудь читер засел в укромном местечке и обзывает чужих матерей, а волшебник внезапно спит/пьяный/забыл волшебство/ушел по делам/в заложниках у другого волшебника. Если он промахнулся, то это либо не он, либо враг оказался слишком крутым, что для лучника вызов. (Леголас; Мильва – не эльф, но пытается косплеить, что заканчивается не очень хорошо; Ферро).


Чудовище без красавицы – почти такие же таинственные члены ОГГ, как и маги, только не пропадают где попало, зато иногда впадают в бешенство или наоборот, в меланхолию, жалея свою нелегкую судьбинушку - иногда одновременно. Обычно долго скрывают свою личность, но в нужный момент показывают клыки, спасая всех вокруг, а когда уже собираются возвращаться обратно в вонючую пещеру, периодически оглядываюсь с грустным видом, их окликают и уверяют, что это ничего страшного, что он страшилище, «у меня, вон, вообще, ноготь вросший» (Ферро – да-да, и здесь тоже она, получеловек-полудемон; Эмиель Регис – высший вампир, балующийся травкой).


Нытик/слабак – вот этого парня постоянно приходится спасать, в основном от самого себя. Глуповат и ничего не умеет, а если и умеет, в самый ответственный момент забывает, что именно. Не редко друг ГГ, потому что тот защищает всех сирых и больных; что-то вроде материнского инстинкта. Обычно проявляет героизм в самый неожиданный момент, отчего остальные тут же забывают его предыдущие промахи и нарекают героем, хотя бы на время (Лютик; Джезаль дан Луфар – в начале кажется крутым, потом постоянно ноет и жалуется на судьбу; Сэм Гэмджи – периодически, но в общем не так плох).


Здоровяк – машина для убийств, либо наоборот, близок по духу к нытику. Ничего не умеет, кроме как драться, его все считают дуболомом, даже он сам, однако зачастую изрекает нечто умное, иногда лишь про себя, либо в пустоту; склонен к излишней философии (Логен – берсерк, по совместительству брутальный ГГ; Гимли – рост не главное).


Итого: нет ничего плохого в ОГГ, главному герою нельзя быть одиноким, а иначе он впадает в философствование и переваривание собственной жизни, пока не стошнит. С ОГГ можно много чего сделать: убить их, чтобы ГГ понял, какой он никчемный; дать каждому члену ОГГ по члену ОЗГ, и пусть поубивают друг друга; в конце приключения их можно разделить и наблюдать за жизнью каждого по отдельности (да здравствует спин-офф!).


Единственное, чего не следует делать с ОГГ – создавать их слишком шаблонными. Почему нельзя, например, придумать ОГГ, где будет два волшебника? Наблюдать за перепалками и подколками старых хрычей всегда интересно. И убить одного, самого малозаметного персонажа, тоже не выход, необходимо убить хотя бы еще одного, чтобы все казалось реалистичней. Только не следуйте примеру Сапковского.

Топ-10 шаблонов в фэнтези! Часть 1 из 2. Фэнтези, Шаблон, Клише, Штамп, Книги, Текст, Длиннопост
А нам точно не следует разбавить группу хотя бы парочкой девушек?

Это лишь мое чисто субъективно мнение, которое я решил изложить в письменной форме после прочтения некоторого количества книг в жанре фэнтези и найдя там множество похожих моментов.

Надеюсь, вы оцените мои старания донести свои мысли, и будете ждать второй части списка Топ-10 шаблонов в фэнтези!

7
Автор поста оценил этот комментарий

Вот чем понравился "Ведьмак" ,так это неизбранностью героя ,если не считать финала 3 части и книг ,"убей монстра ,получи 100 монет и так всю жизнь" ИМХО

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Еще шаблон: древняя магия сильней современной. Волшебники прошлого были намного сильнее теперешних и создавали мощнейшие артефакты, а нынешние волшебники только и мечтают заполучить эти артефакты или какие-нибудь древние знания. Удивляет эта волшебная деградация.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ничего не имею против супер-артефактов, так как это одна из неотделимых от жанра деталей, что ли. Просто нужно писателю уметь делать связанные с артефактом события интересными, а не просто, нашел могучий артефакт, запиздил злодеев и стал супермогуч.

По группировкам плохишей и добряков согласен на половину. Считаю, что эти моменты от жанра неотделимы, и опять же, писателю надо сделать эти группировки интересными. Плохишей таинственными, а добряков неоднозначными.

Первая часть мне понравилась, поэтому плюсик.

2
Автор поста оценил этот комментарий

где-то у меня на просторах винта завалялся раскрытый список шаблонов и стереотипов жанра фентези, ещё со времён фидонета. весело-задорно написано. надо поискать и запостить.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Сэм точно не нытик, скорее боромир, который не верил в план братства.

раскрыть ветку