Типичные манипуляции в разговорной речи и способы защиты от них (ч.1).
Все мы хотя бы раз сталкивались манипуляциями в разговорной речи со стороны грамотного оппонента.
Цель манипулятора- «поймать на крючок» собеседника, превратив его в послушное орудие, «марионетку на ниточках». Психологическая уловка опасна тем, что человек, ставший объектом манипуляции, совершает «спонтанные» действия, не соответствующие его первоначальному плану. При этом он полагает, что его поведение совершенно свободно и он САМ выбирает, что и как ему делать. Умение распознавать и противостоять уловкам – залог успешного ведения конструктивного диалога с партнерами, формирования и сохранения позитивной репутации компании.
Итак, как выйти "сухим из воды" или виды уловок и как им противостоять:
1. Манипуляции, цель которых – воздействовать на определенные стороны личности собеседника.
1.1. Игра на самолюбии
Раздражение соперника путем не очень обоснованных, но умело сформулированных обвинений и упреков, касающихся конкретных действий данного человека.
Использование специальных терминов, которые не распространены и непонятны для оппонента («теоретическая дихотомия», «реституция», «маргинал» и т. п.). Уловка удается, если человек постесняется уточнить, что под этим подразумевает оппонент.
Прием «приклеивание ярлыков». Его цель – опровержение идеи оппонента через дискредитацию ее автора без обсуждения и анализа высказанных партнером аргументов и фактов. «Ярлык» может содержать обидные эпитеты, насмешки, язвительные замечания и т. д. Когда используются «ярлыки» или другие обидные для партнера замечания, имеющие целью унизить его, часто это приобретает характер «ударов ниже пояса» и «издевок».
Перенос оценки высказывания на самого автора высказывания.
Приемы прямого воздействия на подсознание оппонента, внешне повышающие его статус и одновременно играющие на его самолюбии: «Я знаю вас как крупного ученого (специалиста), грамотного человека. Как же вы не видите, что…?» или: «Все здравомыслящие люди, а именно таковым я вас и считаю, понимают, что… Как же вы можете такое утверждать?»
Защита. Все перечисленные приемы направлены на разрушение или «расшатывание» у оппонента позитивного представления о себе. Такое вторжение, провоцирующее перенос обсуждения с предмета дискуссии на личность оппонента, ставит последнего в позицию «под» (оцениваемого) и нередко лишает его самообладания. Реальный способ защиты в такой ситуации – уклонение от обсуждения собственной персоны или личностных качеств и знаний и предложение вернуться к прерванному рассмотрению первоначального предмета дискуссии.
P.S. при заинтересованности местной аудитории, постепенно буду выкладывать новую информацию.